Оптимизация двигательной активности - как принцип сохранения здоровья детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 13:59, реферат

Описание работы

Цель работы – оптимизация режима двигательной активности ребенка в ДОУ
Задачи работы:
1. Проанализировать особенности развития детей старшего дошкольного возраста
2. Дать характеристику форм и методов обучения, направленных на профилактику нарушения опорно-двигательной системы.
3. Оценить комплекс мероприятий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Содержание работы

I
Введение.
стр. 3-7
II
Теоретическая часть.
стр. 8

1. Характеристика опорно-двигательной системы детей дошкольного возраста
стр. 8-10

2. Условия нормального развития опорно-двигательной системы дошкольников.
стр. 10

2.1
Организация рационального двигательного режима
стр. 10-11

2.1.1
Влияние плавания на физическое развитие детского организма
стр. 11-16

2.2
Соблюдение правил рационального питания
стр. 16-17

2.3
Обеспечение санитарно-гигиенических условий в процессе физических нагрузок
стр. 17-18
III
Практическая часть.
стр. 19

1. Основные направления здоровьеформирущей работы у детей дошкольного возраста
стр. 19-21

2. Содержательный аспект модели физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста
стр. 22-24

3. Классификация методов, реализуемых на занятиях физической культуры и реализуемых для активных игр во время прогулок с детьми на свежем воздухе.
стр. 24-27

4. Распределение детей по группам здоровья
стр. 27-28

5.Перспективный планы взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями, специалистами и родителями
стр. 29

6. Типовые комплексы утренней гимнастики
стр. 30-31

7. Механизмы лечебного действия физических упражнений.
стр. 31

7.1
Улучшение дыхательной функции.
стр. 31-32

8. Комплекс упражнений, рекомендуемых для устранения начинающегося плоскостопия.
стр. 33

9. Комплекс физических упражнений для устранения искривлений позвоночника, ног.
стр. 34

9.1
Упражнения на гимнастических мячах
стр. 34-35

10. Физические упражнения для поверхностных мышц спины, брюшного пресса, груди, тазового и плечевого пояса.
стр. 35

11. Занятия по плаванию.
стр. 36

11.1
Схема перспективного планирования по обучению плаванию в старшей группе.
стр. 36

11.2
Конспекты занятий по плаванию.
стр. 37-40

12. Работа с родителями
стр. 41

12.1
Родительское собрание.
стр. 41-44
IV
Заключение.
стр. 45-46
V
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Аттестационная работа.doc

— 628.50 Кб (Скачать файл)

 

10. Физические упражнения для поверхностных мышц спины, брюшного пресса, груди, тазового и плечевого пояса.

И.п. - лежа на животе, руки сложены в замок на затылке, локти в стороны. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении, считая до 5-10.

И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении, считая до 3-5. По 4-6 раз каждой ногой.

И.п. - лежа на животе. Имитировать плавание стилем брасс."

И.п. - лежа на животе, прямые руки вытянуты вперед. Поднимать одновременно верхнюю часть туловища и прямые ноги с задержкой в верхнем положении, считая до 5-10.

И.п. - лежа на спине. Поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). По 8-10 раз каждой ногой.

И.п. - стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 сек. То же другой рукой и ногой. По 5-10 раз в медленном темпе.

 

11. Занятия по плаванию.

11.1 Схема перспективного планирования по обучению плаванию

в старшей группе.

Тема

Задачи и их методическая последовательность

Кол-во занятий

№ урока

«Ныряние»

  1. Учить, не бояться входить в воду, научиться передвигаться в воде по дну бассейна различными способами на различной глубине.
  2. Ознакомить с разнообразными способами плавания.
  3. Учить погружаться в воду. Открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.

25

1-24

«Контролируем дыхание»

  1. Совершенствовать детей в умении выполнять в воду энергичный выдох (вдох делать через рот, выдох – через нос).
  2. Совершенствовать детей в умении задерживать дыхание

26

25-50

«Скольжение»

 

 

«Всплывание и лежание на воде»

  1. Продолжаем формировать навык лежания в воде на груди и на спине.
  2. Продолжаем формировать навык скольжения в воде на груди и на спине

28

51-78

«Продвижение в воде»

  1. Обучение координационным возможностям в воде: научить движениям ногами (по типу кроля).
  2. Обучение координационным возможностям в воде: научить движениям руками в плавании на груди и на спине (по типу кроля).
  3. Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде: обучение сочетаниям движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду.

29

79-108

   

108

108


 

Всего 108 уроков. Каждое занятие можно повторять от 2-х до 4-х раз по мере усвоения и закрепления материала. Продолжительность занятий 30 мин. (2 подгруппы по 10-12 детей). Итого на группу 60 минут.

11.2 Конспекты занятий по плаванию.

Занятие №1

 

Задачи

Вызвать у детей интерес к занятиям плаванием, приступить к освоению с водой, ознакомить с некоторыми свойствами воды.

Время в минутах

На суше:

  1. Рассказать детям о значении плавания и правилах поведения на воде.
  2. Ходьба на месте.
  3. Стать носки вместе, пятки врозь, руки вверх. Поднять на носки и поднять руки вверх, потянуться (5-6 раз).
  4. Наклоны вперед и назад (4-5 раз).
  5. Упражнение «Мельница»

1-2´

 

 

В воде:

1. Войти в воду по лестнице.

2. Ходьба с гребковыми  движениями рук; руки за спиной

3. Сесть на бортик и выполнить движениями ногами по типу кроля.

4. Игра «Винт» - лечь на  спину и постараться перевернуться  на живот.

5. Игра «Смелые ребята» - кто дольше просидит под водой, задержав дыхание?

6. Игра «Зеркальце».

7. Свободное купание и  игры.

 

 

 

 

30´

Метод. приемы:

В задании №3 – ноги натянуты, носки ног развернуты, а пятки развести в стороны, движения ногами выполнять от бедра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Занятие №5

 

Задачи

Продолжаем разучивать выдох в воду, открывать в воде глаза и ориентироваться под водой.

Время в минутах

На суше:

1. Бег на месте, ходьба на месте.

2. Присесть из о.с., обхватить  ноги руками, зафиксировать «Поплавок».

3. Прыжки на двух ногах  «Зайки резвятся».

4. Поднять руки вверх  «Стрелочка», наклониться вперед  и посмотреть перед собой.

 

В воде:

1. Войти в воду, окунуться.

2. Стоя в воде парами  лицом друг к другу выполнить  поочередные выдохи в воду (и.у. «Насос»).

3. В этом же положении  присесть под воду и посмотреть  друг на друга.

4. Игра «Хоровод».

5. Работа ног по типу кроля, сидя на бортике.

6. И.у. «У кого больше  пузырей?».

7. Игра «Водолазы» - найти  на дне игрушки и собрать  их.

7. Выход из воды.

 

 

 

 

30´

Метод. приемы:

Работая ногами по типу кроля, руки находятся в упоре сзади, движения ногами выполнять от бедра, носки ног вовнутрь, а пятки слегка развести в стороны.

 

 

 

 

 

 

 Занятие №9

 

Задачи

Продолжаем формировать навык лежания на спине с поплавком в ногах.

Время в минутах

На суше:

1. Ходьба, бег на месте.

2. «Стрелочка» - соединить руки и вытянуть их за головой, встать на носки и потянуться.

3. «Мячики» - прыжки на  двух ногах, руки на поясе.

4. Прокруты правой (левой) рукой вперед и назад.

 

 

В воде:

1. Войти в воду, окунуться.

2. Упражнение «Насос» - стоим, взявшись за руки, лицом друг к другу.

3. Поплавок зажать между  ног, руки развести в стороны, плавно лечь на спину, подбородок  поднять высоко, ноги разогнуть  вперед.

4. Упражнение с дыханием  «У кого больше пузырей?».

5. Скольжение на груди  с выдохом в воду (с доской в руках).

6. И.у. «Кто дольше пролежит  на спине с поплавком»

7. Игра «Пронырни в  обруч».

8. Выход из воды.

 

 

 

 

 

 

30´

Метод. приемы:

В скольжении после толчка ноги соединить вместе.

 

 

 

 

 

 Занятие №13

 

Задачи

Совершенствуем скольжение на груди и спине. Совершенствуем дыхание как при плавании кролем, стоя у бортика  (на месте).

Кроль в упражнении.

Время в минутах

На суше:

  1. Ходьба.
  2. Легкий бег с гребковыми движениями рук.
  3. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
  4. Упражнение с дыханием.

 

В воде:

1. Скольжение на груди с выдохом  в воду. ( с работой ног и  без работы ног).

2. Скольжение на груди  с работой ног в упр. (смена  положения рук через 6 ударов ногами).

3. Достать со дна бассейна 5,10 металлических тарелочек.

4. И.у. «На буксире».

 

 

 

30´

Метод. приемы:

В упр.»2 следить, чтобы одна рука была прижата к бедру, а другая строго была прижата к голове.

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Работа с родителями.

12.1 Родительское собрание.

Как составить план-схему режима дня.

Дорогие родители!

Составьте «портрет» индивидуальных особенностей своего ребенка.

Проанализируйте в течение недели обычное поведение ребенка, начиная с утреннего пробуждения и далее вплоть до вечернего засыпания.

Обозначьте совместно с учителем основные компоненты режима учебного дня. В начальной школе для этого достаточно иметь расписание уроков и перемен.

Составьте карту наблюдения за состоянием здоровья ребенка. Проанализируйте показатели, сделайте вывод, проконсультируйтесь с учителем, психологом, специалистами и принимайте меры по исправлению нарушений в состоянии здоровья.

Распределите разумно (рационально) время, отведенное для приема пищи и сна, правильное чередование физических, умственных и эмоциональных нагрузок с учетом внешкольных мероприятий.

Проведите хронометраж времени, отведенного для сна. Нормой для 6-7-летних детей считается 10,5 часа, для 11-12-летних - 9 часов. Излишний сон оказывает на организм столь же неблагоприятное воздействие, как и недосыпание.

Проанализировав все режимные моменты в течение дня, недели, можно составить план-схему режима дня и варьировать его по мере состояния здоровья ребенка.

Что могут и должны делать родители? Прежде всего, родители должны помогать своим детям укрепить здоровье, восстановить утраченное здоровье после болезни, стать здоровыми и счастливыми.

Состояние здоровья ребёнка зависит от здоровья родителей. Посмотрите на свое лицо, фигуру. Подумайте, на кого похож ваш ребенок? Вспомните о своем детстве и о том, какими вы были, чем болели вы и ваши родители.

Хорошо бы знать своих предков, их характер, были ли они здоровыми или имели хронические заболевания, и какие? Ребенок не обязательно наследует болезнь от родителей, возможно, у него имеется склонность или предрасположенность к определенным заболеваниям.

Например, некоторые родители думают, что нарушение осанки, плоскостопие — наследственные заболевания. Однако практика показала, что у многих детей имеется предрасположенность к этим отклонениям от нормы развития позвоночника и свода стопы. Не следует ждать пока «само собой пройдет». Ребенок растет, и исправить это будет все труднее. Например, нарушение осанки сочетается с нарушением работы многих органов и систем организма. Ухудшается зрение, увеличивается число заболеваний дыхательной и пищеварительной систем. Отмечается повышенное утомление и плохое самочувствие. Отсюда и возникают проблемы, которые перерастают потом в школьные трудности.

На вопрос: что заложено в ребенке от рождения, родителям полезно вспомнить не только о собственном здоровье, но и о течение  беременности и родов, о психологическом климате в семье. Полезно знать, что в самом раннем периоде развития закладываются все системы в организме ребенка и определяются пути их развития. Уже давно доказано, что здоровье ребенка во многом зависит от состояния здоровья матери во время беременности. И каждая беременность не похожа на предыдущую, поэтому и дети рождаются в одной семье разные как по состоянию физического, так и психического здоровья.

Материнство начинается задолго до беременности. Эта старая мысль забылась. В этом вина не только женщин, отягощенных проблемами жизни, но и государства, не создающего беременным женщинам достойных условий для вынашивания ребенка. А носят женщины ребенка под сердцем. И если это сердце доброе, спокойное, то и ребенок родится здоровым.

Древние верили, что успокаивающие слух мелодии, созерцание красивых видов, покой и ласка, окружающие беременную, вызовут рождение доброго и здорового ребенка.

Благоприятные обстоятельства во время беременности способствуют раскрытию наследуемых ребенком талантов, характера, резервов здоровья по максимуму. И, конечно, неблагоприятные условия, в которых нередко протекает беременность у наших современниц, тормозят или искажают природу ребенка.

Говоря о воспитании здорового ребенка, нельзя не остановиться на актуальной проблеме алкоголизма и пьянства. О вредном влиянии алкоголизма на потомство было известно давно, еще в Древней Греции. Авиценна считал алкоголизм родителей самым большим злом для потомков. В течение веков на Руси спиртное принимали только мужчины, а на свадьбах молодожены не прикасались к рюмке с вином.

Уже к началу нашего века в педиатрии накопились многочисленные факты в подтверждение этого. В известной работе французского врача Демье показано, что в семьях, употребляющих спиртные напитки, смертность детей на первом году жизни оказалась в 2,5 раза больше, чем в непьющих семьях, соответственно детей-эпилептиков больше в 13 раз, с отставанием в психическом развитии в 4 раза, страдающих различными уродствами в 5 раз, тогда как физически и психически здоровых детей в «пьющих» семьях оказалось в 5 раз меньше.

Данные, полученные позднее, вплоть до наших дней, подтвердили эту удручающую статистику. Повреждающее токсическое действие алкоголя на структуру плода выявлено в очень значительных по объему и длительности клинических и экспериментальных наблюдениях и исследованиях. При этом доказана зависимость выраженности этих повреждений от степени алкоголизма родителей.

Алкоголизм родителей отрицательно отражается на всем физическом и психическом развитии ребенка. При отсутствии явных признаков нервно-психических нарушений дети больных алкоголизмом нередко отстают в физическом развитии и имеют много невротических отклонений в виде заикания, тиков, расстройств сна, ночного недержания мочи и др.

Научный Совет Американской медицинской ассоциации (США) опубликовал результаты 65 тыс. наблюдений в разных странах. Доказано, что прием алкогольных напитков беременной даже в «малых» (100-150 мл) дозах оказывает токсическое воздействие на плод с последующим развитием у ребенка умственной неполноценности. Представляют интерес данные, полученные при сравнительных обследованиях семей, когда сопоставлялись результаты до и после злоупотребления алкоголем. Так, патологические нарушения в физическом и психическом развитии были значительно выше у детей, родившихся после того, как родители стали употреблять алкоголь.

Информация о работе Оптимизация двигательной активности - как принцип сохранения здоровья детей дошкольного возраста