Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 13:59, реферат
Цель работы – оптимизация режима двигательной активности ребенка в ДОУ
Задачи работы:
1. Проанализировать особенности развития детей старшего дошкольного возраста
2. Дать характеристику форм и методов обучения, направленных на профилактику нарушения опорно-двигательной системы.
3. Оценить комплекс мероприятий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
I
Введение.
стр. 3-7
II
Теоретическая часть.
стр. 8
1. Характеристика опорно-двигательной системы детей дошкольного возраста
стр. 8-10
2. Условия нормального развития опорно-двигательной системы дошкольников.
стр. 10
2.1
Организация рационального двигательного режима
стр. 10-11
2.1.1
Влияние плавания на физическое развитие детского организма
стр. 11-16
2.2
Соблюдение правил рационального питания
стр. 16-17
2.3
Обеспечение санитарно-гигиенических условий в процессе физических нагрузок
стр. 17-18
III
Практическая часть.
стр. 19
1. Основные направления здоровьеформирущей работы у детей дошкольного возраста
стр. 19-21
2. Содержательный аспект модели физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста
стр. 22-24
3. Классификация методов, реализуемых на занятиях физической культуры и реализуемых для активных игр во время прогулок с детьми на свежем воздухе.
стр. 24-27
4. Распределение детей по группам здоровья
стр. 27-28
5.Перспективный планы взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями, специалистами и родителями
стр. 29
6. Типовые комплексы утренней гимнастики
стр. 30-31
7. Механизмы лечебного действия физических упражнений.
стр. 31
7.1
Улучшение дыхательной функции.
стр. 31-32
8. Комплекс упражнений, рекомендуемых для устранения начинающегося плоскостопия.
стр. 33
9. Комплекс физических упражнений для устранения искривлений позвоночника, ног.
стр. 34
9.1
Упражнения на гимнастических мячах
стр. 34-35
10. Физические упражнения для поверхностных мышц спины, брюшного пресса, груди, тазового и плечевого пояса.
стр. 35
11. Занятия по плаванию.
стр. 36
11.1
Схема перспективного планирования по обучению плаванию в старшей группе.
стр. 36
11.2
Конспекты занятий по плаванию.
стр. 37-40
12. Работа с родителями
стр. 41
12.1
Родительское собрание.
стр. 41-44
IV
Заключение.
стр. 45-46
V
Список литературы.
10. Физические упражнения для поверхностных мышц спины, брюшного пресса, груди, тазового и плечевого пояса.
И.п. - лежа на животе, руки сложены в замок на затылке, локти в стороны. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении, считая до 5-10.
И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении, считая до 3-5. По 4-6 раз каждой ногой.
И.п. - лежа на животе. Имитировать плавание стилем брасс."
И.п. - лежа на животе, прямые руки вытянуты вперед. Поднимать одновременно верхнюю часть туловища и прямые ноги с задержкой в верхнем положении, считая до 5-10.
И.п. - лежа на спине. Поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). По 8-10 раз каждой ногой.
И.п. - стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 сек. То же другой рукой и ногой. По 5-10 раз в медленном темпе.
11. Занятия по плаванию.
11.1 Схема перспективного планирования по обучению плаванию
в старшей группе.
Тема |
Задачи и их методическая последовательность |
Кол-во занятий |
№ урока |
«Ныряние» |
|
25 |
1-24 |
«Контролируем дыхание» |
|
26 |
25-50 |
«Скольжение»
«Всплывание и лежание на воде» |
|
28 |
51-78 |
«Продвижение в воде» |
|
29 |
79-108 |
108 |
108 |
Всего 108 уроков. Каждое занятие можно повторять от 2-х до 4-х раз по мере усвоения и закрепления материала. Продолжительность занятий 30 мин. (2 подгруппы по 10-12 детей). Итого на группу 60 минут.
11.2 Конспекты занятий по плаванию.
Занятие №1
Задачи |
Вызвать у детей интерес к занятиям плаванием, приступить к освоению с водой, ознакомить с некоторыми свойствами воды. |
Время в минутах |
На суше: |
|
1´ 1-2´ 1´
1´ 1´ |
В воде: |
1. Войти в воду по лестнице. 2. Ходьба с гребковыми движениями рук; руки за спиной 3. Сесть на бортик и выполнить движениями ногами по типу кроля. 4. Игра «Винт» - лечь на
спину и постараться 5. Игра «Смелые ребята» - кто дольше просидит под водой, задержав дыхание? 6. Игра «Зеркальце». 7. Свободное купание и игры. |
1´ 2´
3´
5´
4´
5´ 5´ 30´ |
Метод. приемы: |
В задании №3 – ноги натянуты, носки ног развернуты, а пятки развести в стороны, движения ногами выполнять от бедра. |
Занятие №5
Задачи |
Продолжаем разучивать выдох в воду, открывать в воде глаза и ориентироваться под водой. |
Время в минутах |
На суше: |
1. Бег на месте, ходьба на месте. 2. Присесть из о.с., обхватить ноги руками, зафиксировать «Поплавок». 3. Прыжки на двух ногах «Зайки резвятся». 4. Поднять руки вверх «Стрелочка», наклониться вперед и посмотреть перед собой. |
1´ 1´
1´ 1´ |
В воде: |
1. Войти в воду, окунуться. 2. Стоя в воде парами лицом друг к другу выполнить поочередные выдохи в воду (и.у. «Насос»). 3. В этом же положении
присесть под воду и 4. Игра «Хоровод». 5. Работа ног по типу кроля, сидя на бортике. 6. И.у. «У кого больше пузырей?». 7. Игра «Водолазы» - найти на дне игрушки и собрать их. 7. Выход из воды. |
2´ 3´
3´
5´ 2´ 3´ 6´
2´ 30´ |
Метод. приемы: |
Работая ногами по типу кроля, руки находятся в упоре сзади, движения ногами выполнять от бедра, носки ног вовнутрь, а пятки слегка развести в стороны. |
Занятие №9
Задачи |
Продолжаем формировать навык лежания на спине с поплавком в ногах. |
Время в минутах |
На суше: |
1. Ходьба, бег на месте. 2. «Стрелочка» - соединить руки и вытянуть их за головой, встать на носки и потянуться. 3. «Мячики» - прыжки на двух ногах, руки на поясе. 4. Прокруты правой (левой) рукой вперед и назад. |
1´ 1´
1´
2´ |
В воде: |
1. Войти в воду, окунуться. 2. Упражнение «Насос» - стоим, взявшись за руки, лицом друг к другу. 3. Поплавок зажать между ног, руки развести в стороны, плавно лечь на спину, подбородок поднять высоко, ноги разогнуть вперед. 4. Упражнение с дыханием «У кого больше пузырей?». 5. Скольжение на груди с выдохом в воду (с доской в руках). 6. И.у. «Кто дольше пролежит на спине с поплавком» 7. Игра «Пронырни в обруч». 8. Выход из воды. |
1´ 2´
6´
2´
6´
4´
3´ 1´ 30´ |
Метод. приемы: |
В скольжении после толчка ноги соединить вместе. |
Занятие №13
Задачи |
Совершенствуем скольжение на груди и спине. Совершенствуем дыхание как при плавании кролем, стоя у бортика (на месте). Кроль в упражнении. |
Время в минутах |
На суше: |
|
1´ 2´ 1´
1´ |
В воде: |
1. Скольжение на груди с выдохом в воду. ( с работой ног и без работы ног). 2. Скольжение на груди с работой ног в упр. (смена положения рук через 6 ударов ногами). 3. Достать со дна бассейна 5,10 металлических тарелочек. 4. И.у. «На буксире». |
6´
6´
6´
7´ 30´ |
Метод. приемы: |
В упр.»2 следить, чтобы одна рука была прижата к бедру, а другая строго была прижата к голове. |
12. Работа с родителями.
12.1 Родительское собрание.
Как составить план-схему режима дня.
Дорогие родители!
Составьте «портрет» индивидуальных особенностей своего ребенка.
Проанализируйте в течение недели обычное поведение ребенка, начиная с утреннего пробуждения и далее вплоть до вечернего засыпания.
Обозначьте совместно с учителем основные компоненты режима учебного дня. В начальной школе для этого достаточно иметь расписание уроков и перемен.
Составьте карту наблюдения за состоянием здоровья ребенка. Проанализируйте показатели, сделайте вывод, проконсультируйтесь с учителем, психологом, специалистами и принимайте меры по исправлению нарушений в состоянии здоровья.
Распределите разумно (рационально) время, отведенное для приема пищи и сна, правильное чередование физических, умственных и эмоциональных нагрузок с учетом внешкольных мероприятий.
Проведите хронометраж времени, отведенного для сна. Нормой для 6-7-летних детей считается 10,5 часа, для 11-12-летних - 9 часов. Излишний сон оказывает на организм столь же неблагоприятное воздействие, как и недосыпание.
Проанализировав все режимные моменты в течение дня, недели, можно составить план-схему режима дня и варьировать его по мере состояния здоровья ребенка.
Что могут и должны делать родители? Прежде всего, родители должны помогать своим детям укрепить здоровье, восстановить утраченное здоровье после болезни, стать здоровыми и счастливыми.
Состояние здоровья ребёнка зависит от здоровья родителей. Посмотрите на свое лицо, фигуру. Подумайте, на кого похож ваш ребенок? Вспомните о своем детстве и о том, какими вы были, чем болели вы и ваши родители.
Хорошо бы знать своих предков, их характер, были ли они здоровыми или имели хронические заболевания, и какие? Ребенок не обязательно наследует болезнь от родителей, возможно, у него имеется склонность или предрасположенность к определенным заболеваниям.
Например, некоторые родители думают, что нарушение осанки, плоскостопие — наследственные заболевания. Однако практика показала, что у многих детей имеется предрасположенность к этим отклонениям от нормы развития позвоночника и свода стопы. Не следует ждать пока «само собой пройдет». Ребенок растет, и исправить это будет все труднее. Например, нарушение осанки сочетается с нарушением работы многих органов и систем организма. Ухудшается зрение, увеличивается число заболеваний дыхательной и пищеварительной систем. Отмечается повышенное утомление и плохое самочувствие. Отсюда и возникают проблемы, которые перерастают потом в школьные трудности.
На вопрос: что заложено в ребенке от рождения, родителям полезно вспомнить не только о собственном здоровье, но и о течение беременности и родов, о психологическом климате в семье. Полезно знать, что в самом раннем периоде развития закладываются все системы в организме ребенка и определяются пути их развития. Уже давно доказано, что здоровье ребенка во многом зависит от состояния здоровья матери во время беременности. И каждая беременность не похожа на предыдущую, поэтому и дети рождаются в одной семье разные как по состоянию физического, так и психического здоровья.
Материнство начинается задолго до беременности. Эта старая мысль забылась. В этом вина не только женщин, отягощенных проблемами жизни, но и государства, не создающего беременным женщинам достойных условий для вынашивания ребенка. А носят женщины ребенка под сердцем. И если это сердце доброе, спокойное, то и ребенок родится здоровым.
Древние верили, что успокаивающие слух мелодии, созерцание красивых видов, покой и ласка, окружающие беременную, вызовут рождение доброго и здорового ребенка.
Благоприятные обстоятельства во время беременности способствуют раскрытию наследуемых ребенком талантов, характера, резервов здоровья по максимуму. И, конечно, неблагоприятные условия, в которых нередко протекает беременность у наших современниц, тормозят или искажают природу ребенка.
Говоря о воспитании здорового ребенка, нельзя не остановиться на актуальной проблеме алкоголизма и пьянства. О вредном влиянии алкоголизма на потомство было известно давно, еще в Древней Греции. Авиценна считал алкоголизм родителей самым большим злом для потомков. В течение веков на Руси спиртное принимали только мужчины, а на свадьбах молодожены не прикасались к рюмке с вином.
Уже к началу нашего века в педиатрии накопились многочисленные факты в подтверждение этого. В известной работе французского врача Демье показано, что в семьях, употребляющих спиртные напитки, смертность детей на первом году жизни оказалась в 2,5 раза больше, чем в непьющих семьях, соответственно детей-эпилептиков больше в 13 раз, с отставанием в психическом развитии в 4 раза, страдающих различными уродствами в 5 раз, тогда как физически и психически здоровых детей в «пьющих» семьях оказалось в 5 раз меньше.
Данные, полученные позднее, вплоть до наших дней, подтвердили эту удручающую статистику. Повреждающее токсическое действие алкоголя на структуру плода выявлено в очень значительных по объему и длительности клинических и экспериментальных наблюдениях и исследованиях. При этом доказана зависимость выраженности этих повреждений от степени алкоголизма родителей.
Алкоголизм родителей отрицательно отражается на всем физическом и психическом развитии ребенка. При отсутствии явных признаков нервно-психических нарушений дети больных алкоголизмом нередко отстают в физическом развитии и имеют много невротических отклонений в виде заикания, тиков, расстройств сна, ночного недержания мочи и др.
Научный Совет Американской медицинской ассоциации (США) опубликовал результаты 65 тыс. наблюдений в разных странах. Доказано, что прием алкогольных напитков беременной даже в «малых» (100-150 мл) дозах оказывает токсическое воздействие на плод с последующим развитием у ребенка умственной неполноценности. Представляют интерес данные, полученные при сравнительных обследованиях семей, когда сопоставлялись результаты до и после злоупотребления алкоголем. Так, патологические нарушения в физическом и психическом развитии были значительно выше у детей, родившихся после того, как родители стали употреблять алкоголь.