Оптимизация двигательной активности - как принцип сохранения здоровья детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 13:59, реферат

Описание работы

Цель работы – оптимизация режима двигательной активности ребенка в ДОУ
Задачи работы:
1. Проанализировать особенности развития детей старшего дошкольного возраста
2. Дать характеристику форм и методов обучения, направленных на профилактику нарушения опорно-двигательной системы.
3. Оценить комплекс мероприятий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Содержание работы

I
Введение.
стр. 3-7
II
Теоретическая часть.
стр. 8

1. Характеристика опорно-двигательной системы детей дошкольного возраста
стр. 8-10

2. Условия нормального развития опорно-двигательной системы дошкольников.
стр. 10

2.1
Организация рационального двигательного режима
стр. 10-11

2.1.1
Влияние плавания на физическое развитие детского организма
стр. 11-16

2.2
Соблюдение правил рационального питания
стр. 16-17

2.3
Обеспечение санитарно-гигиенических условий в процессе физических нагрузок
стр. 17-18
III
Практическая часть.
стр. 19

1. Основные направления здоровьеформирущей работы у детей дошкольного возраста
стр. 19-21

2. Содержательный аспект модели физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста
стр. 22-24

3. Классификация методов, реализуемых на занятиях физической культуры и реализуемых для активных игр во время прогулок с детьми на свежем воздухе.
стр. 24-27

4. Распределение детей по группам здоровья
стр. 27-28

5.Перспективный планы взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями, специалистами и родителями
стр. 29

6. Типовые комплексы утренней гимнастики
стр. 30-31

7. Механизмы лечебного действия физических упражнений.
стр. 31

7.1
Улучшение дыхательной функции.
стр. 31-32

8. Комплекс упражнений, рекомендуемых для устранения начинающегося плоскостопия.
стр. 33

9. Комплекс физических упражнений для устранения искривлений позвоночника, ног.
стр. 34

9.1
Упражнения на гимнастических мячах
стр. 34-35

10. Физические упражнения для поверхностных мышц спины, брюшного пресса, груди, тазового и плечевого пояса.
стр. 35

11. Занятия по плаванию.
стр. 36

11.1
Схема перспективного планирования по обучению плаванию в старшей группе.
стр. 36

11.2
Конспекты занятий по плаванию.
стр. 37-40

12. Работа с родителями
стр. 41

12.1
Родительское собрание.
стр. 41-44
IV
Заключение.
стр. 45-46
V
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Аттестационная работа.doc

— 628.50 Кб (Скачать файл)

      Рациональное питание  строится на физиологических  соотношениях основных пищевых веществ – белков, жиров углеводов как 1:2:4 с повышенным содержанием минеральных солей и витаминов. Если всю суточную калорийность принять за 100%, то белки должны составлять 14%, жиры – 30%, углеводы – 56%. Только в этом случае пища будет полезной для здоровья, роста, развития и работоспособности ребёнка.

     Белки являются строительным  материалом клеток и тканей  организма и исключить их из  питания ребёнка нельзя. Более  того, примерно половина или две  трети белков должны быть животного происхождения (молочные продукты, мясо, рыба, яйца и.т.д.) Жиры и углеводы также входят в состав клеток и являются источниками энергии (особенно углеводы).

    Также нужно учитывать  огромное значение воды в организме, которая составляет около 70% массы тела и участвует почти во всех процессах в организме человека. Ежедневно требуется получать 1,5-2л воды, половина должна поступать с пищей, а половина – в виде напитков. Вода должна быть высококачественной, отвечающей санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям.

     Пища, которую получает  ребёнок, должна быть сытной, должен  быть определённый режим питания. 4-5 разовое питание обеспечивает  более эффективное использование  пищи, укрепляет нервную систему  и повышает защитные силы организма.

2.3 Обеспечение санитарно-гигиенических условий в процессе физических нагрузок

          Гигиенические условия являются очень важным фактором, влияющим на формирование опорно-двигательного аппарата. Кроме двигательной активности они включают в себя соответствие мебели росту ребёнка, рациональную обувь, сон на жёсткой постели.

     Мебель подбирается в соответствии с ростом ребёнка. Во время занятий нужно следить, чтобы ребёнок сидели удобно, без напряжения. Локти обеих рук должны находиться на столе, плечи на одном уровне, голова чуть наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола – 30-35см., между грудью и столом 1,5-2см. Сидеть ребёнок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Нельзя допускать, чтобы ребёнок сидел скрестив ногу, нога на ногу, зацепляли их за ножки стула.

     Обувь должна быть по размеру, устойчивой, плотной, охватывать стопу и обязательно иметь задник и каблук. Неподходящая обувь является причиной возникновения плоскостопия. А плоскостопие, в свою очередь, является патологией опорно-двигательного аппарата. 

     Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днём. Спать рекомендуетсяна ровной кровати с жёстким основанием и мягким матрасом, с невысокой, желательно специальной ортопедической подушкой. Тогда нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться  во время сна на спине, и позвоночник не будет провисать во время сна на боку. На  животе или на боку свернувшись калачиком спать нежелательно. Сон должен быть не менее 8-10 часов в хорошо проветриваемом помещении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Практическая часть.

1. Основные направления здоровьеформирующей  работы у детей дошкольного возраста

Здоровьеформирующая работа начинается с учета индивидуальных особенностей детей. В ходе каждого занятия по физической культуре учитываются индивидуальные особенности детей. Медицинская сестра замеряет пульс ребенка перед и после физических нагрузок, производит осмотр цвета кожных покровов, проверяет частоту дыхания, правильность осанки.

Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5—7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6—8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка (СанПиН 2.4.1.2660-10, гл.XIII).  Огромное значение имеет утренняя гимнастика. Хотя она и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние, повышая возбудимость нервной системы, и способствует более быстрому вхождению в работу. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гимнастику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность. И это благодаря тому, что физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы.

Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижности в суставах; совершенствует навыки отдельных движений рук, ног, туловища. Утренняя гимнастика способствует также хорошей организации начала дня.

При организации подвижных игр на свежем воздухе, нельзя не учитывать особенности их проведения. Подвижные игры проводятся в середине или  конце прогулки. Порядок организации и проведения игры следующий:

1. Организационный момент.

Педагог предлагает детям подвижную игру.

2. Проговаривание правил игры.

Организатор (воспитатель или ребенок).

3. Распределение ролей.

4. Игра (отслеживается выполнение  ролей, правил игры)

5. Подведение итогов (анализ ошибок).

6. Повтор игры.

Особое место занимает закаливание. Оно традиционно включает систему мероприятий:

  • элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
  • специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы МДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Для успешной реализации оздоровительной работы с детьми в ДОУ организуются занятия плаванием. При организации плавания детей используются бассейны, отвечающие требованиям к плавательным бассейнам, их устройству, эксплуатацию и качеству воды.

В холодный период года занятия в бассейне предпочтительно проводить после прогулки. При организации плавания в бассейне перед прогулкой для предупреждения переохлаждения детей необходимо предусмотреть промежуток времени между ними не менее 50 минут.

Для профилактики переохлаждения детей плавание в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей, топтание в ванночке с холодной водой).

Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять: в младшей группе – 15- 20 минут, в средней группе – 20 – 25 минут, в старшей группе – 25 – 30 минут, в подготовительной группе – 25 – 30 минут (СанПиН, гл.XIII).

Занятие состоит из следующих этапов:

1. Разминка на бортике.

2. Спуск в воду.

3. Разминка в воде.

4. Основная часть.

5. Подвижная игра.

6. Заключительная часть.

 

 

2. Содержательный аспект модели физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста

Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», одной из приоритетных задач, поставленных перед педагогическим коллективом на 2011 – 2012 учебный год, является: совершенствование здоровьесберегающей деятельности в детском саду. Этому способствует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.

 

2.1 Система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

 

БЛОКИ

СОДЕРЖАНИЕ

Создание условий  для двигательной активности

Оснащение (спортинвентарем, оборудование, наличие спортзала, спортплощадки, бассейна, спортивных уголков в группах).

Гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов:

  • утренняя гимнастика;
  • прием детей на улице в теплое время года; физкультурные занятия;
  • двигательная активность на прогулке;
  • физкультура на улице;
  • подвижные игры;
  • физкультминутки на занятиях; гимнастика после дневного сна и др.

Формирование и развитие у детей дошкольного возраста стойкой мотивации (далее – потребности) к занятиям физическими упражнениями.

Система формирования здоровья как триединства физического, социального, экологического и нравственного здоровья.

Индивидуальный здоровьесберегающий маршрут (режим пробуждения после дневного сна, система контроля здоровья специалистов разного профиля и др.).

Тематические физкультурные досуги, забавы, игры и игровые упражнения.

ИФОК – игровой физкультурно-оздоровительный  комплекс для старших дошкольников (с учётом содержания программы физического воспитания в начальной школе и рекомендациями для учителя физкультуры по использованию комплекса как части занятия).

Развитие сенсомоторики на основе занятий в сенсорной комнате.

Система закаливания:

в повседневной жизни;

 

 

 

 

 

специально-организованная.

Утренний приём на свежем воздухе в теплое время года; утренняя гимнастика (разные формы:

   оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры)

   облегчённая форма одежды;

   ходьба босиком в спальне  до и после сна;

   сон с доступом воздуха (+19°С … +17°С);

   контрастные воздушные ванны (перебежки)

   солнечные ванны (в летнее  время)

   обширное умывание

Полоскание рта;

оздоровительное плавание;

контрастный душ (после бассейна);

массаж (по индивидуальной системе).

Организация рационального питания.

Организация второго завтрака (соки, фрукты);

введение овощей и фруктов в обед и полдник;

замена продуктов для детей-аллергиков;

питьевой режим.

Диагностика уровня физического развития, состояние здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния.

Диагностика уровня физического развития;

диспансеризация детей детской поликлиникой;

диагностика физической подготовленности и формирования представлений об основах здорового образа жизни, а также элементах самоконтроля за состоянием своего здоровья и здоровья окружающих;

обследование психоэмоцианального состояния детей психологом;

обследование логопедом.

Взаимодействие ДОУ и семьи по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы.

Формы сотрудничества с семьёй:

анкетирование;

наглядная агитация по вопросам физического воспитания;

консультации и беседы (групповые, подгрупповые и индивидуальные);

организация совместного активного отдыха;

открытые занятия;

день открытых дверей;

родительские собрания (групповые и общие);

создание семейного клуба «Игралочка»;

оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.


 

3. Классификация методов, реализуемых на занятиях физической культуры и реализуемых для коллективных игр во время прогулок с детьми на свежем воздухе

В работе с детьми используются следующие методы:

1. Наглядные методы, к которым относятся:

  • имитация (подражание), которая широко используется при проведении и освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. — так ребенок начинает представлять то или иное животное, предмет;

—демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, к которому следует привлекать самих воспитанников. Это связано с тем, что, когда движение выполняется их сверстниками, дети могут лучше рассмотреть положение отдельных частей тела; кроме того, у них возникает интерес к разучиваемому движению, появляется уверенность, желание самим выполнить упражнение как можно лучше. Дошкольников привлекают к показу физических упражнений также из- за несоответствия размеров пособий росту физкультурного руководителя (упражнения на гимнастической стенке, подлезание под веревку и многое другое);

  • использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, видеофильмы);
  • использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов: первые побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более эффективному развитию воссоздающего воображения; вторые применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, играют важную роль для развития слухового восприятия, чувства ритма и музыкальных способностей.

2. К словесным методам относятся называние педагогом упражнений, описания, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выразительное чтение стихотворений и многое другое. При этом воспитатель использует планирующую, сопровождающую, комментирующую, обобщающую и регулирующую функции речи, используя принцип фисцинации (от англ. fascination — очарование) — специально организованного вербального (словесного) воздействия, которое предназначается для создания положительного эмоционального фона процесса проведения физкультурного занятия за счет сюжетно-образного изложения. Для этого воспитатель должен четко представлять тему занятий и уметь формулировать ее образно. Например, традиционная тема «Обучение прыжкам через короткую скакалку» может звучать нетрадиционно — «Путешествие веселой веревочки». По ходу занятия веревочка превращается в скакалку, змейку, упряжку для лошадки, удочку. Это обеспечивает действие фасцинации — эмоционального «завораживания» процессом наблюдения и осуществления движений, сопровождаемого комментированной речью педагога, его интонацией и тембром, расстановкой пауз во время произнесения инструкций. Благодаря этому оказывается возможным уменьшение потерь семантически значимой информации при восприятии детьми словесных инструкций, повышение эффективности во всех сферах реализации программы: оздоровительной, воспитательной, образовательной.

Информация о работе Оптимизация двигательной активности - как принцип сохранения здоровья детей дошкольного возраста