Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 13:59, реферат
Цель работы – оптимизация режима двигательной активности ребенка в ДОУ
Задачи работы:
1. Проанализировать особенности развития детей старшего дошкольного возраста
2. Дать характеристику форм и методов обучения, направленных на профилактику нарушения опорно-двигательной системы.
3. Оценить комплекс мероприятий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
I
Введение.
стр. 3-7
II
Теоретическая часть.
стр. 8
1. Характеристика опорно-двигательной системы детей дошкольного возраста
стр. 8-10
2. Условия нормального развития опорно-двигательной системы дошкольников.
стр. 10
2.1
Организация рационального двигательного режима
стр. 10-11
2.1.1
Влияние плавания на физическое развитие детского организма
стр. 11-16
2.2
Соблюдение правил рационального питания
стр. 16-17
2.3
Обеспечение санитарно-гигиенических условий в процессе физических нагрузок
стр. 17-18
III
Практическая часть.
стр. 19
1. Основные направления здоровьеформирущей работы у детей дошкольного возраста
стр. 19-21
2. Содержательный аспект модели физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста
стр. 22-24
3. Классификация методов, реализуемых на занятиях физической культуры и реализуемых для активных игр во время прогулок с детьми на свежем воздухе.
стр. 24-27
4. Распределение детей по группам здоровья
стр. 27-28
5.Перспективный планы взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями, специалистами и родителями
стр. 29
6. Типовые комплексы утренней гимнастики
стр. 30-31
7. Механизмы лечебного действия физических упражнений.
стр. 31
7.1
Улучшение дыхательной функции.
стр. 31-32
8. Комплекс упражнений, рекомендуемых для устранения начинающегося плоскостопия.
стр. 33
9. Комплекс физических упражнений для устранения искривлений позвоночника, ног.
стр. 34
9.1
Упражнения на гимнастических мячах
стр. 34-35
10. Физические упражнения для поверхностных мышц спины, брюшного пресса, груди, тазового и плечевого пояса.
стр. 35
11. Занятия по плаванию.
стр. 36
11.1
Схема перспективного планирования по обучению плаванию в старшей группе.
стр. 36
11.2
Конспекты занятий по плаванию.
стр. 37-40
12. Работа с родителями
стр. 41
12.1
Родительское собрание.
стр. 41-44
IV
Заключение.
стр. 45-46
V
Список литературы.
3. К практическим методам можно отнести выполнение движений (совместно-распределенное, совместно-последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение), повторение упражнений с изменениями и без, а также проведение их в игровой форме, в виде подвижных игр и игровых упражнений, и соревновательной форме. Через введение соревновательных ситуаций дети учатся оценивать действия сверстников, переживать за них, сравнивать их действия со своими, обнаруживать причины ошибочных действий и на основе эмоционального предвосхищения результатов эстафеты заранее корректировать собственные ошибки. Кроме того, результаты использования игровых и соревновательных ситуаций на занятиях по физической культуре свидетельствуют о формировании у детей дошкольного возраста внутреннего плана действий и умений контролировать свои эмоции, регулировать их интенсивность в проблемных ситуациях и использовать полученные навыки в организации своего двигательного поведения дома и на улице, а не только на занятиях в группе.
4. Распределение детей по группам здоровья
При анализе состояния здоровья воспитанников было выявлено, что более 50% детей имеют II и III группу здоровья. Так же было отмечено, что около 17% детей относятся к группе часто болеющих. Поэтому в 2011 – 2012 учебном году перед коллективом поставлена задача: воспитывать у ребенка потребность в здоровом образе жизни, обеспечивая физическое и психическое благополучие совместными усилиями детского сада и семьи, организовать и систематически проводить работу по снижению заболеваемости детей.
Анализ состояния здоровья воспитанников, распределение их по группам здоровья
Группа здоровья |
Количество воспитанников |
I группа |
78 человек |
II группа |
74 человек |
III группа |
4 человека |
В настоящее время ДОУ посещают 28 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (18% от общего числа). Из них 6 дошкольников с диагнозом «сколиоз» (3%), 11 признаками сутулости (7%) и 2 с другими нарушениями позвоночного столба (2%). Количество детей с симптомами плоскостопия составляет 9 человек (6%).
По сравнению с началом проведения комплексных мероприятий (2011 – 2012 г.г.) количество детей с нарушением опорно-двигательной системы уменьшилось на 6%, в том числе дошкольников с диагнозом сколиоз на 2% и сутулость на 4%.
Далее в работе будут представлены практические материалы по осуществлению физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Динамика заболеваемости детей представлена на графике.
Количество дней пропущенных по болезни (на одного ребенка)
5.Перспективный план взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями, специалистами и родителями
Месяц-Сентябрь |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Утро |
Сюжетно игровая деятельность: Праздник «День знаний»: с использованием двигательных навыков. |
Игровые упражнения: Быстро возьми. Подбрасывание и ловля мяча. |
Индивидуальная работа Прыжки в длину с места «Кто дальше». Метания мяча вес 1кг. |
Игровые и подражательные упражнения через игру «Огуречик», «Совушка». |
Прогулка |
П.и. «Ловишки с лентами». П.и. «Найди свой цвет». М.п.и. «Летает не летает» |
П.и. «Не оставайся на полу». Игровые задания: Не попадись. Бег по дорожке. |
П.и. «Самолёты». П.и. «Не попадись». Игровые задания: «Догони мяч». Кто дальше прыгнет. «Найди пару» |
П.и. «Воробушки и кот». П.и. «По выбору детей». Игровые задания: Не наступи. Догони свою пару. |
Вечер |
Дорожка здоровья: босохождение, массажные коврики |
Гимнастика пробуждения в постели. |
Дорожка препятствий с выполнением заданий: Ползание с мешочком на голове, игра «Позвони в колокольчик» |
Индивидуальная работа через игровые задания: Мяч о стену. По мостику с мешочком на голове. |
Работа с родителями |
Встречи по заявкам |
Совместные игры |
Оформление информационного стенда |
Встречи по заявкам |
Специалисты |
Муз. руководитель: зарядка под музыку |
Логопед: Физкультминутки |
Педагог-психолог: каммуникативные игры |
Логопед: Динамические паузы |
6. Типовые комплексы утренней гимнастики
Упражнение 1. И.п. (исходное положение) - основная стойка (о.с.), 1-2 - руки медленно поднять вверх, голову отвести назад, ладони обращены вверх, потянуться, поднимаясь на носки, вдох; 3-4 - и.п., выдох. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2. И.п. - о.с. 1 - поднять левую ногу вверх, сгибая ее одновременно в колене, вдох; 2-3 - обхватить колено кистями рук и прижать его к груди, выдох; 4 - и.п. Повторить 4-5 раз, чередуя ноги.
Упражнение 3. И.п. — ноги врозь, руки на поясе. 1—2 — поворот туловища вправо, руки развести с напряжением в стороны, вдох; 3- 4 - и.п., выдох. Повторить 5-6 раз, чередуя повороты вправо и влево.
Упражнение 4. И.п. — о.с. 1 — короткий и быстрый «пружинящий» наклон туловища, пальцами коснуться колен; 2 — повторить такой же короткий и быстрый наклон, несколько углубляя его и касаясь пальцами середины голени; 3 - то же, доставая пальцами стопы; и.п. Дыхание произвольное. Повторить 6-7 раз.
Упражнение 5. И.п. — о.с. Прыжки на двух ногах с движениями рук, соответствующими движениям ног (ноги в стороны и руки в стороны), противоположными движениями ног (ноги в стороны, а руки вдоль тела), ноги скрестно, вперед и назад. Дыхание произвольное. Продолжительность 30-40 сек.
Упражнение 6. Свободное дыхание с подниманием расслабленных рук вперед и в стороны и переступанием с ноги на ногу. Продолжительность 15-20 сек.
Упражнение 7. И.п. - ноги врозь, руки на поясе. Вращение головой в медленном темпе, как можно больше наклоняя ее вниз, влево, назад и вправо. Во время наклона головы вперед - выдох, при отведении головы назад - вдох. То же повторить в обратную сторону. Сделать по 4 раза в каждую сторону.
Упражнение 8. И.п. - о.с. 1 - согнуть левую руку в локтевом суставе, не отводя локоть от тела и прикасаясь пальцами к плечу; 2 - то же правой рукой; 3 - поднять левую руку вверх, сжав пальцы в кулак; 4 - то же правой рукой; 5 - согнуть левую руку в локтевом суставе, разжимая пальцы, прикоснуться ими к плечу; 6 - то же правой рукой; 7 - опустить левую руку вниз; 8 - и.п. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
Упражнение 9. И.п. - ноги врозь, руки на поясе. 1 - присесть, руки вытянуть вперед (можно придерживаться одной рукой за стол), выдох; 2 - и.п., вдох. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 10. И.п. - ноги врозь, руки на поясе. 1 - «пружинящий» наклон туловища вправо с отведением левой руки вверх и вправо, выдох; 2 — то же с большой амплитудой движения, выдох; 3 - и.п.; 4 - пауза, спокойное дыхание. Повторить 3-4 раза в каждую сторону, чередуя наклоны вправо и влево.
Упражнение 11. И.п. - сидя, руки в замке перед собой, вдох. 1 - вытянуть руки, соединенные в замке вперед, повернуть их ладонями наружу, выдох; 2 - и.п., вдох. Повторить 2 раза.
Примечание. Родители должны помочь своим детям систематически проводить дома утреннюю зарядку.
Так может выглядеть примерный комплекс утренней зарядки для здорового ребенка.
Ходьба на месте, дыхательная гимнастика с разведением рук в стороны на высоте плеч и отведением назад, затем скрещивание перед грудью с энергичным и шумным выдохом и постепенно возвращение в и.п. на вдохе. Упражнение повторяется несколько раз в течение 30-40 сек. Можно чередовать эти упражнения с подниманием рук вверх, подъемом на носках и подтягиванием на вдохе с последующим постепенным возвращением в исходное положение при длительном выдохе.
Упражнения для мышц ног с перешагиванием на ступеньках лестницы в подъезде или через какие-нибудь предметы во дворе. Наклоны вперед и в стороны. Круговые движения корпусом, руки на поясе. Продолжительность 1-2 мин.
Бег в медленном темпе на дистанцию до 100 м с последующим переходом на ходьбу, выполнение дыхательных упражнений в течение 30-40 сек.
Бег в медленном темпе примерно на ту же дистанцию, но совершаемый ребенком и взрослым в разных направлениях с тем, чтобы одновременно достигнуть намеченного места или вернуться на место старта, сделав круг вокруг дома.
Переход на ходьбу и дыхательные упражнения в течение 30-40 сек.
Упражнения на метание предметов (теннисный мяч, снежки и т.п.) обеими руками поочередно по принципу «кто дальше бросит» с места и с разбега в течение 30-40 сек.
Прыжки на месте поочередно на одной ноге, затем на двух по принципу «кто выше прыгнет» в течение 1 мин.
Переход на ходьбу и дыхательные упражнения в течение 30—40 сек. Если позволяет время, то проводится и третья пробежка в медленном темпе вместе с ребенком на дистанцию 100-150 м с последующим переходом на ходьбу с дыхательными упражнениями.
Зарядка должна заканчиваться водными процедурами. Это одна из форм закаливания.
7. Механизмы лечебного действия физических упражнений
7.1 Улучшение дыхательной функции
В процессе дозированной тренировки специальные физические упражнения, совпадающие с фазами дыхания (движения рук, ног, туловища), становятся условным раздражителем дыхательного центра и рефлекторно вызывают учащение и углубление дыхания.
С целью совершенствования навыков произвольного управления дыханием и улучшения дыхательной функции могут быть рекомендованы следующие упражнения.
8. Комплекс упражнений, рекомендуемый для устранения начинающегося плоскостопия
9. Комплекс физических упражнений для устранения искривлений позвоночника, ног.
9.1 Упражнения на гимнастических мячах.