Оптимизация двигательной активности - как принцип сохранения здоровья детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 13:59, реферат

Описание работы

Цель работы – оптимизация режима двигательной активности ребенка в ДОУ
Задачи работы:
1. Проанализировать особенности развития детей старшего дошкольного возраста
2. Дать характеристику форм и методов обучения, направленных на профилактику нарушения опорно-двигательной системы.
3. Оценить комплекс мероприятий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Содержание работы

I
Введение.
стр. 3-7
II
Теоретическая часть.
стр. 8

1. Характеристика опорно-двигательной системы детей дошкольного возраста
стр. 8-10

2. Условия нормального развития опорно-двигательной системы дошкольников.
стр. 10

2.1
Организация рационального двигательного режима
стр. 10-11

2.1.1
Влияние плавания на физическое развитие детского организма
стр. 11-16

2.2
Соблюдение правил рационального питания
стр. 16-17

2.3
Обеспечение санитарно-гигиенических условий в процессе физических нагрузок
стр. 17-18
III
Практическая часть.
стр. 19

1. Основные направления здоровьеформирущей работы у детей дошкольного возраста
стр. 19-21

2. Содержательный аспект модели физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста
стр. 22-24

3. Классификация методов, реализуемых на занятиях физической культуры и реализуемых для активных игр во время прогулок с детьми на свежем воздухе.
стр. 24-27

4. Распределение детей по группам здоровья
стр. 27-28

5.Перспективный планы взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями, специалистами и родителями
стр. 29

6. Типовые комплексы утренней гимнастики
стр. 30-31

7. Механизмы лечебного действия физических упражнений.
стр. 31

7.1
Улучшение дыхательной функции.
стр. 31-32

8. Комплекс упражнений, рекомендуемых для устранения начинающегося плоскостопия.
стр. 33

9. Комплекс физических упражнений для устранения искривлений позвоночника, ног.
стр. 34

9.1
Упражнения на гимнастических мячах
стр. 34-35

10. Физические упражнения для поверхностных мышц спины, брюшного пресса, груди, тазового и плечевого пояса.
стр. 35

11. Занятия по плаванию.
стр. 36

11.1
Схема перспективного планирования по обучению плаванию в старшей группе.
стр. 36

11.2
Конспекты занятий по плаванию.
стр. 37-40

12. Работа с родителями
стр. 41

12.1
Родительское собрание.
стр. 41-44
IV
Заключение.
стр. 45-46
V
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Аттестационная работа.doc

— 628.50 Кб (Скачать файл)

3. К практическим методам можно отнести выполнение движений (совместно-распределенное, совместно-последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение), повторение упражнений с изменениями и без, а также проведение их в игровой форме, в виде подвижных игр и игровых упражнений, и соревновательной форме. Через введение соревновательных ситуаций дети учатся оценивать действия сверстников, переживать за них, сравнивать их действия со своими, обнаруживать причины ошибочных действий и на основе эмоционального предвосхищения результатов эстафеты заранее корректировать собственные ошибки. Кроме того, результаты использования игровых и соревновательных ситуаций на занятиях по физической культуре свидетельствуют о формировании у детей дошкольного возраста внутреннего плана действий и умений контролировать свои эмоции, регулировать их интенсивность в проблемных ситуациях и использовать полученные навыки в организации своего двигательного поведения дома и на улице, а не только на занятиях в группе.

4. Распределение детей по группам здоровья

При анализе состояния здоровья воспитанников было выявлено, что более 50% детей имеют II и III группу здоровья. Так же было отмечено, что около 17% детей относятся к группе часто болеющих.   Поэтому в 2011 – 2012 учебном году перед коллективом поставлена задача: воспитывать у ребенка потребность в здоровом образе жизни, обеспечивая физическое и психическое благополучие совместными усилиями детского сада и семьи, организовать и систематически проводить работу по снижению заболеваемости детей.

Анализ состояния  здоровья воспитанников, распределение их по группам здоровья

 

Группа здоровья

Количество воспитанников

I группа

78 человек

II группа

74 человек

III группа

4 человека


 

 

 

 

 В настоящее время ДОУ посещают 28 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (18% от общего числа). Из них 6 дошкольников с диагнозом «сколиоз» (3%), 11 признаками сутулости (7%) и 2 с другими нарушениями позвоночного столба (2%). Количество детей с симптомами плоскостопия составляет 9 человек (6%).

По сравнению с началом проведения комплексных мероприятий (2011 – 2012 г.г.) количество детей с нарушением опорно-двигательной системы уменьшилось на 6%, в том числе дошкольников с диагнозом сколиоз на 2% и сутулость на 4%.

Далее в работе будут представлены практические материалы по осуществлению физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

 

Динамика заболеваемости детей представлена на графике.

 

Количество дней пропущенных по болезни (на одного ребенка)

 

 

5.Перспективный план взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями, специалистами и родителями

 

Месяц-Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Утро

Сюжетно игровая деятельность: Праздник «День знаний»: с использованием двигательных навыков.

Игровые упражнения:

Быстро возьми.

Подбрасывание и ловля мяча.

Индивидуальная работа

Прыжки в длину с места «Кто дальше».

Метания мяча вес 1кг.

Игровые и подражательные упражнения через игру «Огуречик», «Совушка».

Прогулка

П.и. «Ловишки с лентами».

П.и. «Найди свой цвет».

М.п.и. «Летает не летает»

П.и. «Не оставайся на полу».

Игровые задания:

Не попадись. Бег по дорожке.

П.и. «Самолёты».

П.и. «Не попадись».

Игровые задания:

«Догони мяч».

Кто дальше прыгнет.

«Найди пару»

П.и. «Воробушки и кот».

П.и. «По выбору детей».

Игровые задания:

Не наступи. Догони свою пару.

Вечер

Дорожка здоровья: босохождение, массажные коврики

Гимнастика пробуждения в постели.

Дорожка препятствий с выполнением заданий: Ползание с мешочком на голове, игра «Позвони в колокольчик»

Индивидуальная работа через игровые задания: Мяч о стену. По мостику с мешочком на голове.

Работа с родителями

Встречи по заявкам

Совместные игры

Оформление информационного стенда

Встречи по заявкам

Специалисты

Муз. руководитель: зарядка под музыку

Логопед: Физкультминутки

Педагог-психолог: каммуникативные игры

Логопед: Динамические паузы


 

 

6. Типовые комплексы утренней гимнастики

Упражнение 1. И.п. (исходное положение) - основная стойка (о.с.), 1-2 - руки медленно поднять вверх, голову отвести назад, ладони обращены вверх, потянуться, поднимаясь на носки, вдох; 3-4 - и.п., выдох. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2. И.п. - о.с. 1 - поднять левую ногу вверх, сгибая ее одновременно в колене, вдох; 2-3 - обхватить колено кистями рук и прижать его к груди, выдох; 4 - и.п. Повторить 4-5 раз, чередуя ноги.

Упражнение 3. И.п. — ноги врозь, руки на поясе. 1—2 — поворот туловища вправо, руки развести с напряжением в стороны, вдох; 3- 4 - и.п., выдох. Повторить 5-6 раз, чередуя повороты вправо и влево.

Упражнение 4. И.п. — о.с. 1 — короткий и быстрый «пружинящий» наклон туловища, пальцами коснуться колен; 2 — повторить такой же короткий и быстрый наклон, несколько углубляя его и касаясь пальцами середины голени; 3 - то же, доставая пальцами стопы; и.п. Дыхание произвольное. Повторить 6-7 раз.

Упражнение 5. И.п. — о.с. Прыжки на двух ногах с движениями рук, соответствующими движениям ног (ноги в стороны и руки в стороны), противоположными движениями ног (ноги в стороны, а руки вдоль тела), ноги скрестно, вперед и назад. Дыхание произвольное. Продолжительность 30-40 сек.

Упражнение 6. Свободное дыхание с подниманием расслабленных рук вперед и в стороны и переступанием с ноги на ногу. Продолжительность 15-20 сек.

Упражнение 7. И.п. - ноги врозь, руки на поясе. Вращение головой в медленном темпе, как можно больше наклоняя ее вниз, влево, назад и вправо. Во время наклона головы вперед - выдох, при отведении головы назад - вдох. То же повторить в обратную сторону. Сделать по 4 раза в каждую сторону.

Упражнение 8. И.п. - о.с. 1 - согнуть левую руку в локтевом суставе, не отводя локоть от тела и прикасаясь пальцами к плечу; 2 - то же правой рукой; 3 - поднять левую руку вверх, сжав пальцы в кулак; 4 - то же правой рукой; 5 - согнуть левую руку в локтевом суставе, разжимая пальцы, прикоснуться ими к плечу; 6 - то же правой рукой; 7 - опустить левую руку вниз; 8 - и.п. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.

Упражнение 9. И.п. - ноги врозь, руки на поясе. 1 - присесть, руки вытянуть вперед (можно придерживаться одной рукой за стол), выдох; 2 - и.п., вдох. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 10. И.п. - ноги врозь, руки на поясе. 1 - «пружинящий» наклон туловища вправо с отведением левой руки вверх и вправо, выдох; 2 — то же с большой амплитудой движения, выдох; 3 - и.п.; 4 - пауза, спокойное дыхание. Повторить 3-4 раза в каждую сторону, чередуя наклоны вправо и влево.

Упражнение 11. И.п. - сидя, руки в замке перед собой, вдох. 1 - вытянуть руки, соединенные в замке вперед, повернуть их ладонями наружу, выдох; 2 - и.п., вдох. Повторить 2 раза.

Примечание. Родители должны помочь своим детям систематически проводить дома утреннюю зарядку.

Так может выглядеть примерный комплекс утренней зарядки для здорового ребенка.

Ходьба на месте, дыхательная гимнастика с разведением рук в стороны на высоте плеч и отведением назад, затем скрещивание перед грудью с энергичным и шумным выдохом и постепенно возвращение в и.п. на вдохе. Упражнение повторяется несколько раз в течение 30-40 сек. Можно чередовать эти упражнения с подниманием рук вверх, подъемом на носках и подтягиванием на вдохе с последующим постепенным возвращением в исходное положение при длительном выдохе.

Упражнения для мышц ног с перешагиванием на ступеньках лестницы в подъезде или через какие-нибудь предметы во дворе. Наклоны вперед и в стороны. Круговые движения корпусом, руки на поясе. Продолжительность 1-2 мин.

Бег в медленном темпе на дистанцию до 100 м с последующим переходом на ходьбу, выполнение дыхательных упражнений в течение 30-40 сек.

Бег в медленном темпе примерно на ту же дистанцию, но совершаемый ребенком и взрослым в разных направлениях с тем, чтобы одновременно достигнуть намеченного места или вернуться на место старта, сделав круг вокруг дома.

Переход на ходьбу и дыхательные упражнения в течение 30-40 сек.

Упражнения на метание предметов (теннисный мяч, снежки и т.п.) обеими руками поочередно по принципу «кто дальше бросит» с места и с разбега в течение 30-40 сек.

Прыжки на месте поочередно на одной ноге, затем на двух по принципу «кто выше прыгнет» в течение 1 мин.

Переход на ходьбу и дыхательные упражнения в течение 30—40 сек. Если позволяет время, то проводится и третья пробежка в медленном темпе вместе с ребенком на дистанцию 100-150 м с последующим переходом на ходьбу с дыхательными упражнениями.

Зарядка должна заканчиваться водными процедурами. Это одна из форм закаливания.

7. Механизмы лечебного действия физических упражнений

7.1 Улучшение дыхательной функции

В процессе дозированной тренировки специальные физические упражнения, совпадающие с фазами дыхания (движения рук, ног, туловища), становятся условным раздражителем дыхательного центра и рефлекторно вызывают учащение и углубление дыхания.

С целью совершенствования навыков произвольного управления дыханием и улучшения дыхательной функции могут быть рекомендованы следующие упражнения.

    1. И.п. - о.с. 1-2 - скользя ладонями по бокам, подтянуть их до подмышек, поднять плечи, вдох; 3-4 — и.п., опустить плечи, продолжительный выдох; 5-6 - пауза; 7—8 — свободное дыхание 20- 30 сек. Повторить 3-4 раза.
    2. И.п. - ноги врозь. 1-2 - наклон назад, кисти на поясницу, вдох; 3-4- наклон вперед, обхватить руками скрестно грудную клетку, продолжительный выдох; 5-6 - и.п.; 7-8 — пауза, свободное дыхание 15-20 сек. Повторить 3-4 раза.
    3. И.п. - ноги врозь. 1-2 - руки в стороны, кисти к плечам, наклон назад, вдох через нос; 3-4 - наклон вперед, коснуться пальцами носков ног, выдох; 5-6 - и.п.; 7-8 - пауза, свободное дыхание 15-20 с. Повторить 4-5 раз.
    4. И.п. — ноги врозь. 1-2 - руки в стороны, наклон назад, голова назад, быстрый вдох через рот; 3—4 - согнуть левую ногу вперед, руками обхватить голень и прижать бедро к груди, продолжительный выдох через нос; 5-6 - и.п.; 7-8 - пауза, свободное дыхание 20- 30 сек. То же правой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
    5. И.п. - ноги врозь, руки на голову (локти вперед, плечи опущены). 1-2 - локти в стороны, плечи поднять, подняться на носки, быстрый вдох через рот; 3-4 - и.п., выдох через рот (выпускать воздух порциями - от 10 до 15); 5-8 - пауза, свободное дыхание 20-30 сек. Повторить 4-5 раз.
    6. И.п. — лежа на спине, руки вниз, в стороны, за голову, вверх — в зависимости от силы брюшного пресса. 1—2 — сесть, наклон вперед, выдох; 3-4 - и.п. вдох; 5-8 - пауза, свободное дыхание 20-30 сек. Повторить 6-8 раз.
    7. И.п. - о.с., руки на поясе. 1-2 - присед, выдох; 3-4 - и.п., вдох; 5-8 — пауза, свободное дыхание 20-30 сек. Повторить 6-10 раз.
    8. И.п. - то же. 1-4 - два прыжка на обеих ногах; 5-8 - пауза, свободное дыхание 20—30 сек. Дышать произвольно. Повторить 10— 15 раз.
    9. Равномерное дыхание при беге на месте или при движении в медленном или среднем темпе. Продолжительность упражнения 30- 60 сек.
    10. Дыхание, как при плавании, - короткий энергичный вдох и продолжительный выдох через рот. Продолжительность упражнения 1-1,6 мин.

8. Комплекс упражнений, рекомендуемый для устранения начинающегося плоскостопия

  1. Хождение на носках, руки соединены на затылке, локти развернуты в стороны, 30 сек.
  2. И.п. - сидя, оттягивание носков стопы с одновременным подниманием и опусканием их наружного края.
  3. И.п. - сидя, сгибание ног в коленях в упоре стопами о пол, разведение пяток в стороны и возврат в исходное положение.
  4. И.п. - сидя, поочередное приподнимание пяток от опоры.
  5. И.п. - сидя, приведение стоп с одновременным сгибанием пальцев.
  6. И.п. - сидя, максимальное разведение пяток, не отрывая носков от пола.
  7. И.п. - сидя на стуле и держась руками за сиденье у спинки стула. Выпрямить ноги, носки вытянуть («ножницы»). По 10 раз каждой ногой.
  8. И.п. - то же. Вращение стопами. По 10 раз по часовой стрелке и против.
  9. И.п. - ноги врозь, руки на поясе. Присесть на носках, руки вытянуть вперед, вдох, вернуться в и.п., выдох. Повторить 6 раз.
  10. И.п. - ноги врозь. Руки через стороны поднять вверх, подтянуться, поднимаясь на носки, посмотреть на кисти рук, вдох. Вернуться в и.п., выдох. Повторить 8 раз.
  11. Ходьба по комнате с высоким подниманием бедер (20 сек), ходьба на носках (20 сек).
  12. И.п. - лежа на коврике на спине, руки вдоль тела. Поднять прямые ноги вверх, опираясь руками о пол у бедер. «Велосипед» с вытянутыми носками ног. Дыхание произвольное. По 15 движений каждой ногой.
  13. И.п. - то же. Ноги на ширине плеч. Вращение стопами. Дыхание произвольное. По 10движений по часовой стрелке и против.
  14. Хождение попеременно на носках и пятках, 1 мин.

9. Комплекс физических упражнений для устранения искривлений позвоночника, ног.

9.1 Упражнения на гимнастических мячах.

    1. Сидеть в центре мяча, стопы шире плеч, руки сзади, позвоночник прямой. Начинать выполнение этих упражнений лучше у стоим.
    2. Круговые движения (руки на мяче).
    3. Вверх-вниз.
    4. Одну руку подняли - опустили.
    5. Обе руки в стороны, вверх, к плечам.
  1. Попеременно и одновременно отрываем пятки и пальцы ног.
  2. Подъемы одной ноги (колена) согнутой, прямой (пятка, подъем, пятка, приставили).
  3. Соединить локоть и противоположное колено.
  4. Движения головой (не закрывать глаза).
  5. Выпады вбок.
  6. Наклоны вперед, голову не опускать вбок, скользя по мячу.
  7. Наклон к прямой ноге.
  8. Подскоки.
  9. С опорой спиной на мяч (плечи не лежат, таз висит), подъемы туловища, повороты (руки на затылке) - на косые мышцы. Подъем пяток, носков, колен.
  10. Сидя на полу, мяч за спиной, обхватить мяч руками, наклоны вперед, согнув ноги, перекаты на мяч.
  11. Поза «цыпленок табака» - ноги вытягиваем, ходить взад- вперед через мяч на руках; отжимание (бедра или голени на мяче).
  12. Наклоны (руки за голову) стоя на коленях - для мышц спины.
  13. Лежа боком на мяче: сели, мяч в подмышечной впадине, отводим ногу в сторону, подъем ноги, ставим ногу скрестно.
  14. Сидя - подъемы мяча вверх, в стороны.
  15. Сидя - катить мяч на себя, одновременно ложась и обратно катить.
  16. Сидя - зажать мяч коленями, поднять (можно лежа) прямыми ногами поднять (под поясницу валик).
  17. Сидя - ноги на мяч, руки под голову: подкатить к себе, отодвинуть; катить вправо-влево; подъем таза (ноги прямые, на мяче только голени).
  18. Лежа на животе - мяч зажимаем, подъем плечевого пояса (плечи давят на мяч).
  19. Стоя на коленях - кистями давить на мяч - сверху, сбоку; сжимаем вместе с туловищем.
  20. Стоя можно сжимать ногами: присесть, встать, передвигаться с зажатым мячом, руки на поясе.
  21. Лежа надавливаем голенью, сжимаем сбоку, надавливаем стопами.

Информация о работе Оптимизация двигательной активности - как принцип сохранения здоровья детей дошкольного возраста