Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая Таня.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

• изменение  структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника  творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера).

На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка  остается главной, ведущей, и педагог  должен принимать ее во внимание.

Уже в школьном возрасте можно говорить о воспитании у детей зачатков художественной культуры, так как именно в этот период детства формируется эстетическое восприятие художественного образа в картине, скульптуре, графике; происходит развитие способностей к изобразительной деятельности.

изобразительный психический ребенок творческий способность

2.3 Виды занятий

 

Система занятий с детьми дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.

Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей.

Эффективность обучения, а следовательно, и развития детского творчества и всестороннего  воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий.

Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать  изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно.

Например, знакомя  детей с любым видом декоративно  – прикладного искусства в  старшей или подготовительной группах  в I квартале планируется блок занятий.

В этом блоке  знакомство с дымковским народным творчеством, взаимосвязаны все виды изодеятельности, а также предварительная работа в группе.

 

I квартал старшая  группа

Предварительная работа Лепка Аппликация Рисование

Тема: Знакомство с дымковским народным творчеством

1. Рассматривание предметов иллюстрации

2. Рассказ воспитателя

3. Оформление  уголка изо Тема: «Дымковская

кукла» «Узор на квадрате» «Дымковская

фантазия»

II квартал Знакомство  с Гжельское народное творчества  подгруппе к шк. гр.

Предварительная работа Лепка Аппликация Рисование

1. Знакомство  с творчеством гжельских мастеров (беседа с группой)

2. Мини –  музей

3. Оформление  уголка изо «Гжельская птица»

(посуда) «Гжельские розы» 1.Искусство гжели

2.Творческое 

занятие

«Бело–голубое чудо

 

 

Широкое включение  в педагогический процесс, в жизнь ребят разнообразных занятий по художественно – творческой деятельности максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия.

Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они  подготавливаются к самостоятельным  поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.

 

2.4 Народное  декоративно – прикладное искусство,  как основной вид развития  детского творчества

 

Среди задач  дошкольного образования не последнее  место занимает художественно – эстетическое развитие.

Знакомство  с народным декоративно – прикладным искусством является одним из его  направлений.

Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства (в силу их допустимости для восприятия детей).

В основу методики творческих заданий берется принцип  постепенности, связанной с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных  материалов и технических приемов их обработки.

Работа строится в трех направлениях:

I направление.  Знакомство с определенным видом  народного декоративно – прикладного  искусства. Детям даются некоторые  сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете), связь формы и узора с его назначением.

Для формирования у детей потребности в прекрасном мы поставили перед собой задачи:

Средний возраст

Учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их, давать представления о характерных  признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), различать дымковские игрушки среди других народных игрушек по некоторым признакам.

Старший дошкольный возраст

Учить различать  и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности, знакомить  с новыми видами игрушки (керамическая), с растительными узорами (Городец, Хохлома, Жёстово, Гжель). Учить различать виды народного декоративно – прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках. Знакомить с русским народным костюмом.

II направление.  Обучение декоративному рисованию,  аппликации, лепке на основе народного декоративно – прикладного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров рисовании, аппликации, лепке.

Задачи работы с детьми:

Средний дошкольный возраст

Учить украшать изображения предметов. Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике, чередовать элементы по форме, цвету, величине, составлять узор на квадрате, круге, резеде, выделяя кайму, середину, углы.

Старший дошкольный возраст

Учить составлять узоры для русского костюма: тесьма кокошники, платье и т.д. Составлять узоры на основе некоторых видов народного декоративно – прикладного искусства (народная игрушка, росписи: хохломская, Городецкая, гжельская), выделять элементы узора (геометрические, растительные), образы птиц, колец, украшать объемные изделия (лепка), раскрашивать бумажные тарелки, стаканчики, деревянные заготовки (доски).

III направление.  Формирование детского декоративного  творчества.

Обучение видению  на предметах каждого вида народного  декоративно – прикладного искусства, сочетаний цветов, композиций, умения мастера создавать новый, неповторимый узор, не выходя за предметы вида, традиций росписи.

Формирование  на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию.

Задачи работы с детьми:

Средний возраст.

Выбирать элементы, их цвета, затем форму бумаги, композицию.

Старший дошкольный возраст.

Выбирать вид  народного искусства, его элементы, сочетания цветов, композиций, создавать  творческие композиции.

Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию, аппликации, лепке, при создании предметных сюжетных композиций покажет насколько осознанно дети понимают принципы и закономерности в декоративном искусстве.

Пути решения  поставленных задач:

Для каждой возрастной группы пишется перспективный годовой план, в котором определяются виды декоративно – прикладного искусства, последовательность их изучения и освоения с учетом возможностей нашего детского сада.

Формы работы с  детьми

Самой продуктивной формой работы являются занятия, где дети на основе конкретного вида создают узоры, аппликацию, лепят народную игрушку. Количество занятий по тому или иному виду деятельности, зависит от наличия предметов, их изображений, а также от поставленных задач. На каждом занятии ставятся конкретные и учебные задачи. Также мы определяем, как ребенок может проявить выбор, самостоятельность.

Например, на занятиях, посвященных дымковской игрушке, учили  выбирать цвет элементов из определенной гамм для данной росписи. Даем задание нарисовать столько элементов, сколько необходимо для заполнения пространства листа. Таким образом, с первых занятий дети проявляют самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности в пределах традиции росписи.

После каждого  цикла занятий по одному виду искусства проводится итоговое занятие.

Периодически  проводятся занятия творческого  характера, на которых детям предлагается придумать узор для новых предметов  и вещей. Например, нарисовать для  куклы ткань на платье, украсить кокошники. Слепить и расписать определенной росписью сказочных персонажей – дети старшей группы из глины лепили по сказке «Три медведя», а дети подготовительной группы – по сказке «Волк и семеро козлят», раскрашивая их дымковской росписью.

На этих занятиях дети используют полученные знания о закономерностях декоративной деятельности, составляют новые элементы узора, выбирают цветовые сочетания в соответствии с образом, решают композиционные задачи.

Мы считаем  что, чем старше дети, тем больше нужно давать творческих заданий с учетом интереса каждого ребенка.

Знакомство  с тем или иным видом декоративно  – прикладного искусства мы проводим и в форме выставок (одного предмета, двух – трех видов, а в конце  года и всех видов для сравнения).

Проводим занятия  и в форме экскурсии в самом детском саду. Например, рассматривание образцов гжельской росписи в оформлении интерьера на лестнице и коридорах здания.

В процессе обучения декоративному рисованию, аппликации, лепке используем разные методы и  приемы.

К ним относятся:

1. Создание игровой ситуации в начале занятия и вовремя анализа детских работ, повышает интерес к занятиям.

2. Упражнения  в начале занятия с детьми  при изображении новых элементов.

3. Использование  фланигеграфа, мини – панно –  для составления композиции узора. 

4. Использование  художественного слова в создании  образа в рисовании, лепке,  аппликации.

5. Сочетание  музыки и изобразительной деятельности.

6. Показ техники  рисования и приемов кистевого  письма народных мастеров.

7. Использование  логоритмов, моделирования, дидактических и развивающих игр и упражнений.

Из предлагаемого, становится очевидным, что для развития детского художественного творчества детям необходимо получить разнообразие впечатления, об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания и умения с навыками, освоить способы деятельности.

 

2.5 Методы и  приемы 

 

Исходя из того, что каждый ребенок должен усваивать  определенный объем знаний, навыков  и умений в организованном порядке  на занятиях и в самостоятельной свободной деятельности под руководством педагога,. Работа по ознакомлению детей с художественной деятельностью в нашем детском саду ведется по схеме:

 

 

 

На специально организованных занятиях с подгруппой детей в изостудии решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков, осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства. Сокращение числа занятий рисованием компенсируется за счет организации обучения детей в процессе игры в группе с воспитателем, с одаренными детьми на кружке в изостудии и с отстающими в индивидуальных занятиях.

Для обеспечения  органичного единства обучения и  творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

1. Изложение  учебного материала (в форме  игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

2. Самостоятельная  практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Ее цель творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

3. Обсуждение  творческих работ детьми и  педагогом помогает ребенку видеть  мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.

Планируя занятия, мы выбираем для каждой темы ту или  иную форму работы, учитывая сложность  и объемность и специфику изостудии.

Так, изложение материала может проходить предварительно в группе с воспитателем, а затем продолжаться на занятиях в изостудии, или наоборот.

Например, тема «Цирк», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается о цирке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в цирк, делают зарисовки – клоунов, животных с воспитателем, а затем на занятии дети, проявляя творчество, создают работы – лепят, рисуют и т.д.

Учитывая особенность  темы занятия могут проходить  в изостудии, а могут и в музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения.

При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной  деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей  ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами  работы в данном направлении должны стать:

Информация о работе Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствам