Что обозначает
слово ИЗО? Какие слова в нем
спрятались? Правильно изобразительное
искусство – от слова изображать, значит
рисовать. Ну что, согласны? Значит в путь?
Нам надо взять
в страну ИЗО нужные предметы. Но
сначала отгадайте загадки, а
отгадки на столе – это разные
нужные вещи для рисования.
1. Если ты
его поточишь,
Нарисуешь все,
что хочешь!
Солнце, море, горы,
пляж.
Что же это? (Карандаш)
2. Жмутся в
узеньком домишке
Разноцветные
детишки
Только выпустишь
на волю –
Разукрасят
чисто поле
Где была пустота,
Там глядишь
– красота! (Цветные карандаши)
3. Если ей
работу дать,
Зря трудился карандаш. (Резинка)
4. Белый камушек
растаял,
На доске
следы оставил. (Мел)
5. Свою косичку
без опаски
Она обмакивает
в краски. (Кисточка)
6. Разноцветные
сестрицы
Заскучали без
водицы. (Краски)
Молодцы, отгадали.
Значит можно трогаться в путь!
Обращаем внимание на дуги.
- Давайте отправимся
по радужному мостику.
Дети собирают
радугу.
- Здравствуй, радуга-дуга,
Принимая нас
в гости.
Мы по радуге
бегом побежали босиком,
Через радугу –
дугу перепрыгнем на бегу
И опять бегом,
бегом, побежали босиком.
Проходят в
центр зала.
- Как здесь
темно!
Звучит шум
дождя. И музыка с песней «Зонтики».
Дети танцуют танец с зонтиками.
Выходит Изойчик.
- Здравствуй, Изойчик!
Ты почему такой грустный?
Изойчик: В нашей
стране последнее время всегда идет
дождь.
Воспитатель: Почему? А где же солнце?
Изойчик: Это
Клякса. Кляксич перемешали все краски
на палитре и они стали грязные,
серые. Солнышко потеряло свою яркость,
его разноцветные лучи погасли.
- Помогите зажечь
солнышко!
Звучит музыка
и забегает Кляксич.
Клякса: Кто
тут хочет солнце зажечь? Вы, ребята?
Да разве вам не нравится дождь? Да разве
вы не любите смешивать краски? Любите?
Ну вот, и я люблю! Вот, посмотрите, как
это просто!
Подходит к
мольберту, смешивает краски кр + син
+ чер + корич + жел.
Клякса: Вот
что получилось!
Изойчик: Получилась
грязь! Вам, дети, нравится? А как
же нужно смешивать краски?
Дети: Надо взять
всего 2 краски.
Воспитатель показывает
примеры, дети устно ей их решают.
Воспитатель: Молодцы,
а теперь подойдите и помогите
зажечь солнце.
Дети вспоминают волшебную фразу: «Каждый
Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».
Как только дети
собирают солнышко, оно улыбается
и вспыхивает свет.
Клякса: Ну вот,
солнце светит, дождь перестал, пойду-ка
я отсюда! (уходит)
(Дети поют
песню 1 купл.)
Изойчик: Я знаю,
что в вашем саду дети любят рисовать.
Хочу, чтобы вы стали настоящими художниками.
Воспитатель: А
что для этого нужно?
Изойчик: Краски
и желание рисовать!
Воспитатель: Ну
что же, давай проверим, ты рисуй,
а мы тебе будем задания давать.
Для начала нарисуй бублик.
Изойчик делает
вид, что рисует.
Воспитатель: А
где же бублик?
Изойчик: А я
его съел.
Воспитатель: Ладно,
теперь нарисуй стакан.
Изойчик рисует
с молоком! Вот!
Воспитатель: Опять
ничего нет. Ну, положим, молоко ты выпил,
а где стакан?
Изойчик: Стакан прозрачный, его не видно!
Воспитатель: Тогда
нарисуй собаку рыжую!
Изойчик рисует.
Все!
Воспитатель (подносит
к глазам). На листе точка. Это
собака?
Изойчик: Да. Я
сначала представил большую собаку,
потом напугался и залез на
дерево, а оттуда собака кажется маленькой!
Воспитатель: Ну
что же, фантазия у тебя есть! Но ты,
Изойчик, нас до сих пор не познакомил
с жителями страны ИЗО.
Изойчик: Пожалуйста.
В нашей стране живут разноцветные
краски. Есть и с холодными оттенками,
и с теплыми, и у каждой свой
домик. А правит нашей страной Король
Палитра!
Воспитатель: Что-то
краски ваши все разбежались, как
же нашим детям рисовать? Помогите
ребята поставить краски на свое место.
К своим домикам. Теплые краски -
к теплым, холодные - к домикам
холодных тонов.
(Дети выполняют задание).
- А куда же
определим зеленую?
Дети отвечают:
Появляется
Король Палитра!
Король Палитра:
Здравствуйте, ребята! Говорят, что
вы хорошо умеете рисовать? Тогда раскрасьте,
пожалуйста, домики остальным жителям
страны ИЗО.
Воспитатель: Разрисуйте домики с помощью штампов.
Как вы думаете,
какими красками вы будете рисовать, если
в домике живет холодная краска,
например синяя или зеленая?
А если теплая красная
или желтая?
Дети отвечают
на вопросы. Затем с помощью штампов
раскрашивают домики под музыку.
В конце занятия
Изойчик рассматривает детские
работы, хвалит их, а на память дарит
красивые картинки.
Покинут Счастьем
будет тот,
Кого ребенком
плохо воспитали.
Побег зеленый
выпрямить легко,
Сухую ветвь
один огонь исправит.
Саади.
Правила для родителей
1. Ребенок должен
иметь максимальную свободу для
проявления инициативы и необходимое
физическое и психическое пространство.
2. У ребенка
не должно быть недостатка
в художественном материале: цветных
карандашах, фломастерах, красок
и бумаге.
3. Сюжет рисования не должен подвергаться
критике.
4. Детские рисунки
нужно повесить в удобном месте
и попросить ребенка прокомментировать
их.
5. Нужно предлагать
все, о чем ребенок любит
говорить и говорить с ним
обо всем, что он любит.
Как организовать
детское творчество дома?
Создавая детям
условия для занятий рисованием,
лепкой, аппликацией родители формируют
у них устойчивый интерес к
изобразительной деятельности, развивают
их способности.
Место
Место, где ребенок
рисует, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой
стороны. Следите за осанкой ребенка. Проверьте,
соответствуют ли стол и стул росту ребенка.
Материалы
Гуашь – основной
материал для рисования красками.
Банка для воды, кисти № 1, 3, 5, 6.
тряпочка для вытирания кисти
после промывания водой.
Простой карандаш,
восковые мелки, фломастеры, маркеры, специальный
альбом для рисунков – впечатлений
от увиденного с родителями в театре,
музее, на выставке, на празднике.
Листы бумаги –
для рисования эскизов, разработки
кисти рук.
Список использованной литературы:
- Белова Е. Потенциальные возможности наших детей. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С. 6.
- Белова М. Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 1996. № 9. С. 109.
- Берсенева Л. Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 70.
- Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994. с. 62.
- Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании.
// Дошкольное воспитание. 2002. № 2. с. 2.
- Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. / Художники Е.П. Масленникова, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000.
- Варкки Н. Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание. № 6. 2003. с. 57.
- Венгер Л., Дьяченко О. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей.// Дошкольное воспитание.- № 9-10. –1992.
- Венгер Л. Педагогика способностей. – М.,1973.
- Веселова Л. Кольское Заполярье в рисунках детей. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 78.
- Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. № 1. 2004. с. 77.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ,1997.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- М., 1991.
- Горелова Г. Степанова В. И вырастет талант… // Народное образование. 1996 г. № 8. С. 20.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия»,1998.
- Гуревич К. Лабиринты развития таланта. // Искусство в школе. 1993. № 1.
- Давыдова М.А. Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины: Для учащихся 1-5 классов. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2000.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, перераб. – СПб.: Детство –пресс,2000.
- Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
- Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренных детей: родителям, воспитателям учителям. – М.: Роспедагенство, 1997.
- Дошкольникам о русской культуре и искусстве. Ч. 1: Метод. указания для студентов факультета дошкольного воспитания и практических работников детского сада. / Магнитогорск. пед. ин-т; Сост. А.А. Мирошкина. Магнитогорск, 1993.
- Дранков В. О природе художественного таланта. // Искусство в школе. 1992. №1.
- Дубинин Н П. И др. Генетика, поведение, ответственность. – М.: Полит. лит-ра, 1989.
- Дьяченко О.М. Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками. // Дошкольное воспитание. 1995. № 3.
- Егорова Н.В. Приглашение к творчеству. Коллаж: Авторская прграмма художественно-творческого развития дошкольников / Библиотека программы «Детство». – СПб.: Изд-во «Детство пресс», 1999.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.- М.: Линка-пресс., 1998.
- Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет: Ч 3: Задания ля самостоятельной работы детей. М.: Новая школа,1996.
- Изучение воображения и мышления дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по курсу «Детская психология» / МГПИ. Сост. А Е Вохмянина, Т Н Джумагулова и др. Магнитогорск,1992.
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 48.
- Интеллект, творчество, личность // Творчество в искусстве – искусство творчества. – М., 2000.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1980.
- Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.В. Квач; Науч. ред. Безруких М.Н. М.: ВЛАДОС, 2001.
- Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981.
- Комарова Т.С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агенство, 1998.
- Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». – СПб.: Изд-во «Детство пресс», 1999.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка: Пер. с нем. / Э. Ландау. М.: Академия,2002.
- Лейтес Н.С. Одаренность – величина переменная.// Первое сентября. – 1993.- 8 мая. – с. 2.
- Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков». – М.: Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995.
- Мананникова Ю. А. Психолого – педагогические условия развития чувства композиции у детей 6 г.ж. средствами живописи (пейзаж) и рисования. Квалификационная работа. Науч. рук. Лопатина Е.Г. МаГУ. – Магнитогорск, 2003.
- Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993. / б-ка журнала «Вопросы психологии»/ с. 40-49.
- Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. – М., 1985.
- Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности: Метод. указания / МГПИ. – Магнитогорск: МГПИ,1994.
- Мясищев В.Н. Проблема способностей в Советской психологии и ее ближайшие задачи // Психология отношений. – М; Воронеж, 1995.
- Немов Р.С. Психология. –М.: Просвещение, 1990.
- Никитин П.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
- Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов./под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
- Одаренность к искусству: предпосылки творчества.// Психология одаренных детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. – М., 2000.
- Одаренные дети / под ред. Бурменской Г.В. и Слуцкого В.Н. – М., 1991.
- Пидкасистый П.И. Чудновский В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. – М.: Педагогическое общество России,1999.
- Писаренко Д. Пришла весна, проснулись гении… // Аргументы и факты. 2002. Апрель. № 15. С 21.
- Пищикова Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства. // дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 67.
- План – программа педагогического процесса в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. / Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
- Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. Практический материал по развитию творческой активности дошкольников / Библиотека программы «Детство». – СПб.: Изд-во «Детство пресс», 1999.
- Психологический словарь / под ред. А.В.Петровского, Н.Г.Ярошевского. – М.: Политическая литература,1990.
- Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г А Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед учеб. заведений./ Ю Д Бабаева, Н С Лейтес, Т М Марютина и др.; Под ред. Н С Лейтеса. – 2-е изд. , перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение,1991.
- Рогаткина Т. Изоэкология. // Дошкольное воспитание. № 7. 2003. с. 63.
- Рогаткина Т. Красоту природы поможет возродить граттаж. // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. с. 48.
- Рогаткина Т. Пусть одуванчик рисует себя сам. // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. с. 62.
- Рогаткина Т. Шишкой, маком, колосочком мы рисуем на листочке. // Дошкольное воспитание. 2000. № 10. с. 17.
- Савенков А.И. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. 1999. № 12. С. 2.
- Савенков А И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Савенков А И Одаренные дети в детском саду и школе. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия» 2000.
- Смиюн Ю.С. Психолого-педагогические условия организации общения детей шестого года жизни в повседневной деятельности . Науч. рук. Бабунова Т.М. МаГУ. – Магнитогорск, 2004.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Соловьева И.В. Художественно-творческая деятельность как фактор развития одаренности: автореферат диссертации / Науч. Рук.: Толстых А.В., Фомина Н.Н.; МаГУ, Магнитогорск, 2000.
- Соломенникова О. О парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 9.
- Страунинг А. Методы активизации творческого мышления.// Дошкольное воспитание. - № 4.- 1997г.
- Теплов Б М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1.- м.: Педагогика, 1985.
- Урунтаева Г А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред. пед учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Учебно-методическое пособие по спецкурсу «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми» для студентов стационара и ОЗО МГПИ / МГПИ; сост. Пручкина Н. .М. – Магнитогорск, 1998.
- Факторы одаренности: методики диагностики одаренности / МГПИ; Сост. Т.М. Витик, В.И. Малков. – Магнитогорск, 1996.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск, 1998.
- Художественное творчество и ребенок./ Под ред. Ветлугиной. – М., 1972.
- Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста. Челябинск,1996.
- Хуторской А В Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет.: Книга для воспитателей детского сада и родителей./ Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А.И. Булычева и др.; Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1993.
- Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопросы психологии. – 1991. - №6. – с. 103.
- Что такое гениальность.// Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990. С. 319.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- Шестакова А.В. Росток: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996.
- Юрчук В В. Современный словарь по психологии.- Мн.: «Современное слово», 1998.
- Ягловская Е. Группа одаренных дошкольников. Проблема взаимоотношений. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С. 47.