Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая Таня.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Для определения  уровней  художественных и творческих способностей в рисовании, лепке и аппликации были разработаны критерии оценки созданных детьми изображений:

1. Знание цветов и оттенков.

2. Владение изобразительной  технологией.

3. Использование  нетрадиционных способов рисования.

4. Знание видов  искусства.

5. Декоративное  прикладное творчество.

6. Способность  нестандартно мыслить в творческих  заданиях.

7. Владение техническими навыками (кистью и карандашом).

8. Использование  разных художественных материалов.

9. Смешивание  красок.

10. Владение  ножницами.

11. Навыки и  умения в лепке. 

В соответствии с критериями определить уровни художественных и творческих способностей в изодеятельности детей.

 

2003 – 2004 г.

Уровень % Старшая группа Подготовительная группа

начало года I полугодие начало года I полугодие

низкий 

средний

высокий 13,7

81,5

4,8 11,5

83,7

4,8 11,6

80,4

8 10,3

81,3

8,4

 

Сравнительный анализ результатов за I полугодие показал повышение уровня знаний умений и навыков у детей обеих групп. Таким образом четко вырисовываются разделы изодеятельности по которым дети более активно и творчески работают на занятиях.

1. Нетрадиционное  рисование.

2. Занятия по  лепке и аппликации.

3. Знание цветов  и оттенков.

4. Способность  нестандартно мыслить в творческих  заданиях (подготовительная группа  – 80%, старшая группа – 60,7%).

Прежде всего  следует подчеркнуть, что умение принять и поставить задачу, связанную  с проявлением творческих способностей, с позиции предъявленных требований, представляет для многих дошкольников определенные трудности.

К этим детям  относятся в основном дети вновь  поступившие в детский сад, дети с неразвитым творческим мышлением  и дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Рисунок детей  этого уровня отличается бедностью  композиции, не выразительностью образов, плохими навыками в смешивании красок и формообразующих движений.

С учетом полученных данных была поставлена задача продолжить давать задания формирующие художественные способности детей, больше уделять внимание социально – эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей представлений и навыков. Стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изодеятельности, применяя нетрадиционную технику изображения, новые технологии.

С отстающими детьми, показавшими низкий уровень освоения программы проводить индивидуальные занятия, как в группе с воспитателем, так и в изостудии.

В течение всего  года наряду с традиционными методами и приемами были использованы новые педагогические технологии, а именно, новые развивающие игры и упражнения, нетрадиционные техники способствующие развитию воображения, фантазии.

С этими детьми больше проводилось занятий, развивающие  упражнения для кисти руки. Давались консультации для родителей по теме лучшего развития мелкой материки и творческого мышления.

К концу года после проведения итоговой диагностики  художественных и творческих способностей детей математико – статистический анализ показал, что произошло процентное увеличение двух уровней – среднего и высокого и значительное уменьшение низкого уровня знаний, умений, навыков по всем критериям.

 

2003 – 2004 г.

Уровни % Старшая группа Подготовительная группа

I полугодие II полугодие I полугодие II полугодие

низкий 

средний

высокий 11,5

83,7

4,8 8,5

85

6,5 10,3

81,3

8,4 5,8

84,2

10

 

Таким образом, видно, что дети с низким уровнем  показания, намного лучше стали  рисовать, лепить.

Анализ работ  детей старшей и подготовительной к школе группы свидетельствует о возможности достижения или более высокого уровня изобразитель культуры, развития художественных и творческих способностей, по сравнению с началом учебного года, что свидетельствует о правильности организации процесса обучения.

Таким образом, программа «Детство» дает возможность пересмотреть традиционные взгляды на формирование у детей творческих навыков в изобразительной деятельности.

А применение нового подхода к преподаванию изобразительной  деятельности предоставляет детям  проявлять познавательную активность, инициативу, самостоятельность в творчестве.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Творчество  – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И  начинать его формирование можно  и нужно в дошкольный период.

Из предлагаемого понимания детского творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.

Необходимыми  условиями развития художественного  творчества у детей дошкольного возраста являются:

• приоритетное внимание к детской деятельности – игре;

• творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе.;

• широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;

• широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 3-7 лет;

• вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие), в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов;

• исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества;

• изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества;

• взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.

Мы считаем, что осуществляемое широкое включение  в педагогический процесс, разнообразных  занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.

Мы исходим  из того, что занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.

В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько  в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

 

Литература

 

1. Комарова Т.С.  Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 2006.

2. Межиева М.В.  Развиваем творческие способности  у детей 5-9 лет. Ярославль, 2002.

3. Симановский  А.Э. Развитие творческого мышления  детей. Ярославль: Академия развития, 2008.

4. Вайнерман  С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М., 2009.

5. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.В. Программа  эстетического воспитания дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.

6. Дубровская. Приглашение  к творчеству. СПб.: Детство-Пресс, 2007.

7. Грибовская  А.А. Народное искусство и детское  творчество. М.: Просвещение, 2004.

8. Тюфанова И.В.  Мастерская юных художников. СПб.: Детство-Пресс, 2002.

9. Карачунская.  Музейная педагогика и изобразительная  деятельность в ДОУ. М.: Творческий Центр, 2005.

10. Доронова  Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет  в изобразительной деятельности. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2008.

11. Лебедева. Использование  нетрадиционных техник в оформлении  изобразительной деятельности дошкольников. М.: Классик стиль, 2004.

12. Пантелеев  Г.Н., Максимов Д.В. Декоративное  искусство – детям. М.: Просвещение, 1976.

13. Малышева  А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация  в детском саду. Ярославль.: Академия  развития, 2000.

14. Курочкина  Н.А. Знакомство с натюрмортом.  СПб., 2008.

15. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2007.

16. Кожохина  С.К. Путешествие в мир искусства.  СПб.: М.,2003.

 

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

для средней  группы по изодеятельности 

с элементами физкультуры  и математики

«Планета Кругляндия»

 

Цель: Формировать активное желание участвовать в играх и аттракционах. Продолжать формировать обобщенный способ изображения круглых предметов. Развивать образное мышление и воображение. Развивать фокусировку зрения. Создавать фокусировку зрения. Создавать условия для совместных действий со сверстниками. Совершенствовать координацию движений, равновесия, формирования ловкости.

Материалы:

1. Воздушный  шарик с мордочкой на палочке.

2. На центральной  стене изображение геометрических  фигур в разбросанном виде (вверху, внизу и т.д.)

3. Мячи с рогами, два обруча

4. Геометрические  фигуры на нитке.

5. Круглые детали  животных с усиками и т.д.

6. Альбомные  листы, фломастеры

7. Костюм клоуна, запись на магнит. с шарами.

Персонажи: клоун, шарик.

Ход занятия

Пришел Клоун  – Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Я веселый Клоун! Хожу – брожу по белу Свету, ищу интересную планету. Называется она – Кругляндия. Там живут Шарики.

Воспитатель –  Расскажи нам, Клоун, об этой планете.

Клоун – На круглой  сказочной планете, ребята, Шарики живут. Ни приходят в гости к детям, Как только те их позовут.

Появляется  из-за ширмы Шарик (надувной с нарис. забавной рожицей)

Воспитатель –  Он круглый, Шарик, посмотрите. Какой  он хорош повторите. Теперь его запоминайте  и быстро глазки закрывайте

(Педагог прячет  шарик за ширму и предлагает  детям открыть глаза).

Воспитатель –  Вы помните, какой шарик? Какой наш  шарик не забыли? Теперь глаза скорей открыли. А Шарик взял – и вдруг  исчез. Куда же он, друзья, залез?

Дети изображают шарик (руки вверх, пальцы встретились тоже внизу).

Появляется  Шарик. – Я расскажу тогда вам, дети, о круглой сказочной планете. А чудо в том лишь, что она  Шарами вся заселена. Все жители ее круглы: одни большие, те – малы. Вы потихонечку сидите, коль познакомиться  хотите.

Воспитатель: - Найдите форму, которая похожа на планету Кругляндия.

Гимнастика  для глаз. Клоун показывает лазером (бегающий огонек) на геометрические фигуры, а дети следят только глазами, не поворачивая  головы. Клоун ошибается, дети его  поправляют и называют (Движение глаз и по вертикали, и по горизонтали).

Воспитатель: А  теперь поиграем. Подвижная игра «Проскачи  на мяче вокруг обруча» (одна подгр.)

Игра «Пробеги на четвереньках вокруг обруча». В том  и другом случае детям надо схватить игрушку.

Клоун выполняет с детьми и все делает неуклюже.

Воспитатель –  Найдите на ощупь круглую планету  из геометрических фигур с завязанными  глазами.

На нитке  поперек зала висят геометрические фигуры

Воспитатель –  Клоун, а ты знаешь, какие жители живут на планете Кругляндия?

Клоун – Конечно, знаю, там и человечки, и животные – все круглые.

Воспитатель –  Никак не могу себе представить, покажи, пожалуйста.

Клоун берет  различные детали и составляет из них животных.

Клоун – Вы ребятки  подбегайте и скорее помогайте.

Дети собирают кружочки и составляют круглых жителей планеты.

Воспитатель - А  теперь нарисуйте жителей планеты  Кругляндия, подрисуйте им уши, хвосты, глазки и т.д.

(У детей на  листочках нарисованы различные  кружки).

Клоун и воспитатель  анализируют рисунки.

Воспитатель –  Теперь, ребята, покажите свои рисунки, разложите их на стульчики.

Все встанем  в круг и в круге этом сейчас изобразим планету.

Друг друга  за руки возьмем и близко-близко подойдем.

Получится планета-крошка, мы подрастим ее немножко.

Теперь подальше отойдите, по-шире круг наш растяните.

Вот как планета  подросла! Теперь не скажешь, что мала.

Дети танцуют  под песню «Встаньте дети, встаньте в круг».

КОНЕЦ

 

РАЗВЛЕЧЕНИЕ В  СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ В  СТРАНУ ИЗО

 

Цель: Формировать  знания и умения детей в области изобразительного искусства. Доставить детям радость и удовольствие. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. желание играть в игры с изобразительным содержанием. Учить рисунок штампами.

Материал и  оборудование:

1. Посылка: разрезной  портрет короля Палитры, картинки отгадки к загадкам.

2. Цветные дуги.

3. Зонтики

4. Мольберт –  2 шт.

5. Фланелеграф

6. Солнышко с  цветными лучами

7. Панно с  палитрами и дев.-краск.

8. Штампы по 2 шт. на каждого ребенка.

9. Вырезанные  домики на каждого ребенка.

10. Костюмы Изойчика, Кляксича и Короля Палитры.

11. Запись аудио  «Шум дождя» и песня «Дождь»  и музыка Моцарта для детей.

В зал приносят конверт содержащий разрезанное  на 4 части изображение Изойчика и письмо, в котором написано: «Дорогие ребята, приглашаем вас совершить увлекательное путешествие по необычайной стране.

Воспитатель: От кого же это письмо? Кто нас приглашает и куда? Здесь в конверте какие-то цветные кусочки. Что же с ними делать? (дети самостоятельно собирают картинку). Теперь нам ясно, кто прислал письмо! А вот интересно, в какую страну нас приглашает Изойчик? Название спряталось в этих картинках. (Детям нужно из 3 картинок Чайнворда составить слово ИЗО).

Информация о работе Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствам