Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:00, курсовая работа
Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
Еще мы используем музыку, когда хотим показать детям характер героя. Например, я проводила занятие: где целью было ознакомление детей с ахроматическими цветами. Под воздействием музыки дети попали в замок королевы Утро и короля Дня. Где коварная фея Ночь околдовала все королевство благодаря своему черному летающему плащу. Под воздействием нарисованных образов и соответствующей для каждого героя музыки, дети почувствовали легкий, воздушный похожий на облако образ королевы Утро и тяжелый, коварный, стремительный и всепоглащающий образ Ночи.
Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроения и образов. На занятиях на темы «Что мы видим в музыке Моцарта?», дети рисовали в первом случае цветовые изображения исполняемой мелодии: яркие, цветные разводы в теплых тонах, и всполохи, брызги и смешивание красок при рисовании по сырому, если музыка звучала яркая, громкая, веселая. И если мелодия была нежной, грустной, мелодичной – гамма цвета менялась – дети передавали свои ощущения в холодных или притушенных тонах. На другом занятии дети рисовали картинки, которые появлялись в их воображении при прослушивании музыки Моцарта. Кто-то услышал звон колокольчиков и нарисовал лошадь с каретой, а другим послышалось и привиделось море с закатом солнца. И не важно, что с художественной точки зрения рисунки не совершенны, музыка наталкивает детей на проявление творчества.
Детям нравится тренировать орган обоняния и поэтому на своих занятиях в перспективе, я думаю расширить применение ароматерапии (запах духов при рисовании цветов, рыбы при рисовании моря). Комбинировать звуки , запахи и музыку для создания ассоциативных образов.
Новые педагогические технологии.
Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно – образовательного процесса, нельзя обойтись без новых педагогических технологий.
Среди них можно называть моделирование, развивающие игры, приемы Приз, алгоритмы и другие.
Перечисленные технологии и приемы эффективны при решении различных задач при развитии изобразительных способностей детей.
Моделирование.
Модель –
это символ, предмет – заместитель,
схематичное изображение
Виды моделей:
1. Сенсорные, характеризующие цвет, форму, размер, фактуру поверхности предмета, количество, взаиморасположение и разновидность его частей.
2. Понятийные, демонстрирующие
существенные признаки
Модели различаются по характеру изображения:
- предметное (все
признаки предмета точно
- предметно – схематические (существенные признаки уложены в схему).
- графические (признаки изображены условно).
Использование моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдение следующих требований:
1. Модель вводится
в обиход дошкольника при
2. Модель должна
являться аналогом предмета
3. Модель должна
быть доступной детям в
4. Модель должна
быть лаконичной и
5. Одновременно
можно использовать модели
Работая над
развитием изобразительных
В работе с детьми для лучшего освоения процесса изображение мы используем алгоритмы.
Например, алгоритмы
«Последовательности
С помощью алгоритмов дети воспроизводят в памяти полученные знания на предыдущих занятиях.
Использование приемов ТРИЗ.
В работе над
развитием изобразительных
Морфологическая дорожка обеспечивает развитие творческого воображения, активного мышления. Для дошкольников такую дорожку можно назвать «волшебной». С помощью морфологической дорожки можно изучить и рассмотреть зависимость цвета объекта от фона на котором он расположен, например, «Особенности вида декоративного промысла», «Виды пейзажей» - обстоятельства, влияющие на цвет неба и т.д. (см. приложение).
Системный оператор – это табличка, которая помогает быстро и с системе представить и заполнить информацию. С помощью системного оператора легко можно изобразить объект в прошлом, настоящем и будущем. Например, система возникновений создания краски и ее использование. Или создания натюрморта (см. приложение).
Дидактические и развивающие игры и упражнения.
Развивающая игра, используемая в деятельности в ребенком, не предполагает конкретных правил и алгоритмов действий: ребенок выполняет задание по своему усмотрению.
Развивающие игры таким образом, обеспечивают активацию всех психических и познавательных процессов. С их помощью тренируется зрительная память и внимание, совершенствуются технические навыки, формируются сенсорные эталоны развивается эмоциональная отзывчивость к искусству, к красоте окружающего мира. Например, игра «Натюрморт» Задача игры: стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.
Описание игры. Детям предлагают рассмотреть натюрморт, внимательно и после слов: «Раз, два, три – говори!» - назвать красный овощ или желтый фрукт и волшебной палочкой до него дотронуться. Кроме развития внимания дети повышают словарный запас.
Игра на развитие навыков общения «Картинка».
Цель игры: научить
ребенка выступать в двух ролях
– приглашенного и
Описание игры: договариваемся с детьми заранее, что будем рисовать картинку, например, пейзаж и каждый задумывает персонаж для картинки. Далее я говорю: «Я солнышко, я хочу взять в картину тебя (беру ребенка за руки) – Скажи, кто ты? Ребенок отвечает, например: «Я облачко». Далее он берет рукой понравившегося ребенка и приглашает в пейзаж другого ребенка, который придумывает себе персонаж картинки: «Я дерево» или «Я домик» и т.д. и так до тех пор пока все дети не войдут в воображаемую картинку.
Описанные игры служат лишь основной для построения занятий с детьми, их можно менять в зависимости от темы занятия. Эти игры эффективно применяем в конце занятия когда дети уже устали, или при смене любой деятельности в любой части занятия.
Продолжительность игры 3-5 минут.
2.7 Взаимосвязь
руководителя изостудии с
Девиз программы «Детство», «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка.
Большую роль в пробуждении детей, стимулировании воображений, желания включатся в творческую деятельность, играет линия Познания.
В дошкольном возрасте процесса познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее датская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками наблюдение в природе, знакомство с художественной литературой – занимают особое место в процессе ознакомления детей с художественно – творческой деятельностью. И первым помощником для руководителя изостудии является непосредственно воспитатель группы.
Именно он способствует развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи детей своей группы. Поэтому мы работаем в тесной взаимосвязи друг с другом, учитывая, что процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Содержание нашей работы предусматривает последовательный переход от наблюдений, за образами действительности, и получения познавательной информации к самостоятельному решению творческих задач на занятиях по изодеятельности.
Совместная работа с педагогами групп заключает в себе предварительную работу с детьми к каждому занятию, блоку и циклу на квартал.
Построение плана – строится таким образом, что все виды деятельности детей тесно взаимосвязаны.
Наблюдения, рассматривание картин, опыты, труд в природе, игры, экскурсии и целевые прогулки, занятии по связной речи, ознакомление с художественной литературой и даже социально – нравственное воспитание – в единстве своем пробуждает творческую активность детей, стимулирует воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Воспитать наполняет
повседневную жизнь детей интересными
делами, проблемами, идеями, включая
каждого ребенка в
Совместно с воспитателей группы мы проводим комплексные занятия, выставки детских работ, развлечения, родительские собрания, организуем мини – музеи работ известных художников и предметов народного декоративно – прикладного искусства.
2.8 Работа с родителями
При работе с ребенком одна из задач педагога – установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка.
Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
Результаты диагностического отслеживания и тестирования доводятся до сведения родителей. На каждом этапе через информацию в уголке для родителей и на родительских собраниях.
Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. В любое время по желанию родителей мы можем дать устную консультацию по создавшейся проблеме или возникшим вопросам.
Большую роль играет наглядный материал для родителей в виде буклетов.
Один раз в квартал проводим открытое занятие для родителей, на родительских групповых и общесадовских собраниях, где совместно с воспитателем группы и показываем разработанные интегрированное итоговое занятие, через которое родители могут узнать о достижениях своих детей.
В работе с родителями мы не сравниваем детей друг с другом, мы находим в каждом ребенке что-то хорошее и хвалим его от всей души. Со своей стороны мы учитываем пожелания и рекомендации родителей, привлекаем их к творческо – образовательному процессу, при подготовке к творческим занятиям (родители готовят материалы, проводят видеосъемки занятий).
Совместно с детьми родители участвуют в выставках и конкурсах. Большое значение имеют анкеты для родителей, из которых мы видим степень подготовки детей. (см. приложение).
Необходимо осуществлять связь родители ↔ ребенок ↔ педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия, т.е. добиться успеха.
2.9 Создание развивающей среды в изостудии и в интерьере детского сада
Обучение детей на занятиях по изодеятельности и формирование творческих способностей прямым образом зависит от ситуации развивающей среды в изостудии и в самом детском учреждении.
В нашей изостудии
«Разноцветные капельки»
Стенд для размещения детских работ, и мини-выставок (см. приложение ), доска для показа эскизов мелом воспитателем и детьми. Стенд – полка для рассматривания и прослушивания готовых детских работ, подставки для натюрморта, и для обследования и рассматривания предметов, мольберты. Большой книжный шкаф, где размещены папки с наглядными материалами. Полочки для размещения предметов декоративно-прикладного творчества. Центральная стена оформлена сюжетной аппликацией (см. приложение ). Изображение на стене созвучно названию изостудии. И играет не только художественно - эстетическую роль в оформлении, но и имеет дидактические функции: на запоминание детьми 3-х основных цветов, получение новых оттенков при смешивании красок и на закрепление знаний о теплых и холодных тонах.
Также в оформлении изостудии присутствуют элементы для проведения зрительной гимнастики.
Важное значение, имеет создание художественно–эстетической среды в интерьере детского сада.
Оформление ДОУ мы продумываем всем коллективом. Оно соответствует программным и эстетическим требованиям. Так стены на одном лестничном проеме украшены панно с изображением гжельской росписи, на другом - работали из тестопластики (см. приложение…).
В коридоре первого этажа аппликация изображающая джунгли стран и «аквариумы» с экзотическими рыбами. В оформление интерьера принимают участие и дети: систематически проводятся выставки детского творчества.
Таким образом,
создание развивающей художественно-
2.10 Диагностика творческих способностей детей в художественной деятельности
С образовательной точки зрения цель системы выявления творческих способностей у детей – достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психическим особенностям, потребностям, интересам определенной группы детей.
На этапе
обучения в течение года было проведено
два среза выявления особенност