Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая Таня.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Еще мы используем музыку, когда  хотим показать детям характер героя. Например, я проводила занятие: где целью было ознакомление детей с ахроматическими цветами. Под воздействием музыки дети попали в замок королевы Утро и короля Дня. Где коварная фея Ночь околдовала все королевство благодаря своему черному летающему плащу. Под воздействием нарисованных образов и соответствующей для каждого героя музыки, дети почувствовали легкий, воздушный похожий на облако образ королевы Утро и тяжелый, коварный, стремительный и всепоглащающий образ Ночи.

Классическая  музыка особенно способствует возникновению  чувств и рождению настроения и образов. На занятиях на темы «Что мы видим в  музыке Моцарта?», дети рисовали в первом случае цветовые изображения исполняемой  мелодии: яркие, цветные разводы  в теплых тонах, и всполохи, брызги и смешивание красок при рисовании по сырому, если музыка звучала яркая, громкая, веселая. И если мелодия была нежной, грустной, мелодичной – гамма цвета менялась – дети передавали свои ощущения в холодных или притушенных тонах. На другом занятии дети рисовали картинки, которые появлялись в их воображении при прослушивании музыки Моцарта. Кто-то услышал звон колокольчиков и нарисовал лошадь с каретой, а другим послышалось и привиделось море с закатом солнца. И не важно, что с художественной точки зрения рисунки не совершенны, музыка наталкивает детей на проявление творчества.

Детям нравится тренировать орган обоняния и  поэтому на своих занятиях в перспективе, я думаю расширить применение ароматерапии (запах духов при  рисовании цветов, рыбы при рисовании моря). Комбинировать звуки , запахи и музыку для создания ассоциативных образов.

Новые педагогические технологии.

Работая с дошкольниками  в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно  – образовательного процесса, нельзя обойтись без новых педагогических технологий.

Среди них можно  называть моделирование, развивающие  игры, приемы Приз, алгоритмы и другие.

Перечисленные технологии и приемы эффективны при  решении различных задач при  развитии изобразительных способностей детей.

Моделирование.

Модель –  это символ, предмет – заместитель, схематичное изображение предмета с его характерными признаками.

Виды моделей:

1. Сенсорные,  характеризующие цвет, форму, размер, фактуру поверхности предмета, количество, взаиморасположение и разновидность его частей.

2. Понятийные, демонстрирующие  существенные признаки определенной  группы предметов, явлений.

Модели различаются  по характеру изображения:

- предметное (все  признаки предмета точно соответствуют  объекту).

- предметно  – схематические (существенные признаки уложены в схему).

- графические  (признаки изображены условно).

Использование моделирования в работе с дошкольниками  предполагает соблюдение следующих  требований:

1. Модель вводится  в обиход дошкольника при условии  сформированности представлений о свойствах и признаках предмета.

2. Модель должна  являться аналогом предмета или  явления, все признаки и качества  которого моделируются при непосредственном  участии ребенка. 

3. Модель должна  быть доступной детям в повседневной  жизни.

4. Модель должна  быть лаконичной и характеризовать  только основные качества предмета  или явления. 

5. Одновременно  можно использовать модели только  одного вида.

Работая над  развитием изобразительных способностей дошкольников, нужно помнить, что  использование любых моделей возможно только не ранее четырех лет.

В работе с детьми для лучшего освоения процесса изображение  мы используем алгоритмы.

Например, алгоритмы  «Последовательности изображения  объекта», «Последовательности изображения  элементов декоративного орнамента или росписи», алгоритм «Последовательности создания композиции пейзажа», «Последовательность рассматривания картины», (см. в приложении).

С помощью алгоритмов дети воспроизводят в памяти полученные знания на предыдущих занятиях.

Использование приемов ТРИЗ.

В работе над  развитием изобразительных способностей у дошкольников используются такие  приемы ТРИЗ, как морфологическая  дорожка, системный оператор, задания  на развитие воображения.

Морфологическая дорожка обеспечивает развитие творческого воображения, активного мышления. Для дошкольников такую дорожку можно назвать «волшебной». С помощью морфологической дорожки можно изучить и рассмотреть зависимость цвета объекта от фона на котором он расположен, например, «Особенности вида декоративного промысла», «Виды пейзажей» - обстоятельства, влияющие на цвет неба и т.д. (см. приложение).

Системный оператор – это табличка, которая помогает быстро и с системе представить  и заполнить информацию. С помощью  системного оператора легко можно  изобразить объект в прошлом, настоящем и будущем. Например, система возникновений создания краски и ее использование. Или создания натюрморта (см. приложение).

Дидактические и развивающие игры и упражнения.

Развивающая игра, используемая в деятельности в ребенком, не предполагает конкретных правил и алгоритмов действий: ребенок выполняет задание по своему усмотрению.

Развивающие игры таким образом, обеспечивают активацию  всех психических и познавательных процессов. С их помощью тренируется  зрительная память и внимание, совершенствуются технические навыки, формируются сенсорные эталоны развивается эмоциональная отзывчивость к искусству, к красоте окружающего мира. Например, игра «Натюрморт» Задача игры: стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.

Описание игры. Детям предлагают рассмотреть натюрморт, внимательно и после слов: «Раз, два, три – говори!» - назвать красный  овощ или желтый фрукт и волшебной  палочкой до него дотронуться. Кроме  развития внимания дети повышают словарный запас.

Игра на развитие навыков общения «Картинка».

Цель игры: научить  ребенка выступать в двух ролях  – приглашенного и приглашающего.

Описание игры: договариваемся с детьми заранее, что  будем рисовать картинку, например, пейзаж и каждый задумывает персонаж для картинки. Далее я говорю: «Я солнышко, я хочу взять в картину тебя (беру ребенка за руки) – Скажи, кто ты? Ребенок отвечает, например: «Я облачко». Далее он берет рукой понравившегося ребенка и приглашает в пейзаж другого ребенка, который придумывает себе персонаж картинки: «Я дерево» или «Я домик» и т.д. и так до тех пор пока все дети не войдут в воображаемую картинку.

Описанные игры служат лишь основной для построения занятий с детьми, их можно менять в зависимости от темы занятия. Эти игры эффективно применяем в конце занятия когда дети уже устали, или при смене любой деятельности в любой части занятия.

Продолжительность игры 3-5 минут.

 

2.7 Взаимосвязь  руководителя изостудии с воспитателями  групп

 

Девиз программы  «Детство», «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка.

Большую роль в  пробуждении детей, стимулировании воображений, желания включатся  в творческую деятельность, играет линия Познания.

В дошкольном возрасте процесса познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее датская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка  виды деятельности – игра, общение  со взрослыми и сверстниками наблюдение в природе, знакомство с художественной литературой – занимают особое место в процессе ознакомления детей с художественно – творческой деятельностью. И первым помощником для руководителя изостудии является непосредственно воспитатель группы.

Именно он способствует развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи детей своей  группы. Поэтому мы работаем в тесной взаимосвязи друг с другом, учитывая, что процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Содержание нашей работы предусматривает последовательный переход от наблюдений, за образами действительности, и получения познавательной информации к самостоятельному решению творческих задач на занятиях по изодеятельности.

Совместная  работа с педагогами групп заключает  в себе предварительную работу с  детьми к каждому занятию, блоку  и циклу на квартал.

Построение  плана – строится таким образом, что все виды деятельности детей  тесно взаимосвязаны.

Наблюдения, рассматривание картин, опыты, труд в природе, игры, экскурсии и целевые прогулки, занятии по связной речи, ознакомление с художественной литературой и  даже социально – нравственное воспитание – в единстве своем пробуждает творческую активность детей, стимулирует воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Воспитать наполняет  повседневную жизнь детей интересными  делами, проблемами, идеями, включая  каждого ребенка в содержательную деятельность. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к творческой активности, самостоятельности, к проявлению инициативы.

Совместно с  воспитателей группы мы проводим комплексные  занятия, выставки детских работ, развлечения, родительские собрания, организуем мини – музеи работ известных художников и предметов народного декоративно – прикладного искусства.

 

2.8 Работа с  родителями 

 

При работе с  ребенком одна из задач педагога –  установить доверительные отношения  с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка.

Каждый его  успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет  возможность получить похвалу от родителей, что для него очень  важно.

Результаты  диагностического отслеживания и тестирования доводятся до сведения родителей. На каждом этапе через информацию в  уголке для родителей и на родительских собраниях.

Взаимодействие  с родителями происходит индивидуально  и коллективно. В любое время по желанию родителей мы можем дать устную консультацию по создавшейся проблеме или возникшим вопросам.

Большую роль играет наглядный материал для родителей  в виде буклетов.

Один раз  в квартал проводим открытое занятие  для родителей, на родительских групповых и общесадовских собраниях, где совместно с воспитателем группы и показываем разработанные интегрированное итоговое занятие, через которое родители могут узнать о достижениях своих детей.

В работе с родителями мы не сравниваем детей друг с другом, мы находим в каждом ребенке что-то хорошее и хвалим его от всей души. Со своей стороны мы учитываем пожелания и рекомендации родителей, привлекаем их к творческо – образовательному процессу, при подготовке к творческим занятиям (родители готовят материалы, проводят видеосъемки занятий).

Совместно с  детьми родители участвуют в выставках  и конкурсах. Большое значение имеют  анкеты для родителей, из которых  мы видим степень подготовки детей. (см. приложение).

Необходимо  осуществлять связь родители ↔ ребенок ↔ педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия, т.е. добиться успеха.

 

2.9 Создание  развивающей среды в изостудии  и в интерьере детского сада

 

Обучение детей  на занятиях по изодеятельности и  формирование творческих способностей прямым образом зависит от ситуации развивающей среды в изостудии и в самом детском учреждении.

В нашей изостудии  «Разноцветные капельки» имеется  все необходимое для полноценного проведения занятий: столы которые  поставлены буквой П, накрытая клеенками. На столах размещается все имеющихся в студии изобразительные материалы.

Стенд для размещения детских работ, и мини-выставок (см. приложение ), доска для показа эскизов  мелом воспитателем и детьми. Стенд  – полка для рассматривания и  прослушивания готовых детских  работ, подставки для натюрморта, и для обследования и рассматривания предметов, мольберты. Большой книжный шкаф, где размещены папки с наглядными материалами. Полочки для размещения предметов декоративно-прикладного творчества. Центральная стена оформлена сюжетной аппликацией (см. приложение ). Изображение на стене созвучно названию изостудии. И играет не только художественно - эстетическую роль в оформлении, но и имеет дидактические функции: на запоминание детьми 3-х основных цветов, получение новых оттенков при смешивании красок и на закрепление знаний о теплых и холодных тонах.

Также в оформлении изостудии присутствуют элементы для  проведения зрительной гимнастики.

Важное значение, имеет создание художественно–эстетической среды в интерьере детского сада.

Оформление ДОУ мы продумываем всем коллективом. Оно соответствует программным и эстетическим требованиям. Так стены на одном лестничном проеме украшены панно с изображением гжельской росписи, на другом - работали из тестопластики (см. приложение…).

В коридоре первого этажа аппликация изображающая джунгли стран и «аквариумы» с экзотическими рыбами. В оформление интерьера принимают участие и дети: систематически проводятся выставки детского творчества.

Таким образом, создание развивающей художественно-эстетической среды является важным и необходимым в развитии художественных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

2.10 Диагностика  творческих способностей детей  в художественной деятельности

 

С образовательной  точки зрения цель системы выявления  творческих способностей у детей – достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психическим особенностям, потребностям, интересам определенной группы детей.

На этапе  обучения в течение года было проведено  два среза выявления особенностей детского рисования и способности нестандартно мыслить в творческих заданиях.

Информация о работе Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствам