Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая Таня.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

- активность  и самостоятельно детей в изобразительной  деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать  в работах свои чувства с  помощью различных средств выразительности.

В нашем детском  саду есть изостудия и все занятия  по изодеятельности проводятся в  ней. Так как работа с детьми ведется по программе «Детство» в каждой возрастной группе по художественной деятельности проводится не более двух занятий. В младшей и средней группах в изостудии проводятся занятия только по рисованию. В старших группах охватывает все виды изодеятельности: лепка, аппликация, рисование.

Обучение на занятиях по изобразительной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая  деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и  творчества.

Все занятия  проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.

Педагогический  процесс включает также индивидуальные занятия с отстающими детьми и  занятия с одаренными детьми. С  одаренными детьми два раза в неделю проводится кружковая работа. На кружковых  занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной программы, а самое главное – приобретают возможность неограниченного творчества.

Например, нами был разработан годовой план ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством на занятиях. В течение года можно знакомить с несколькими видами народного творчества.

В программе  «Детство» предлагается знакомство с Дымковским декоративно-прикладным творчеством, жостовским, городецким и  хохломским, каргопольское.

 

Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа

I кв. Декоративное рисование Каргопольское народное творчество и дымка Декоративное творческое рис., дымка

II кв. Декоративное творческое рисование Гжельское и городецкое декоративно-прикладное творчество Гжель

III кв. Дымковское народное творчество Декоративное творческое рисование Хохлома

 

Считая, что  этого не достаточно для более  углубленного ознакомления детей с  декоративно-прикладным искусством, мы проводим кружковую работу в основном по этому направлению, где народному декоративно-прикладному искусству уделяется значительное место.

На занятиях между всеми видами изобразительной  деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой – устанавливаются тесные связи.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Деятельность  в условиях обогащенной развивающей  педагогической среды позволяет  ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим. Например, на занятиях «В гостях у короля Палитры» дети решают не мало проблем, чтобы попасть в волшебную страну: складывают портрет короля (моделируют), сообща строят мост из радуги, решают ребусы и т.д.

Во время  занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д.

Готовясь к  своим занятиям, мы постоянно думаем, как поступить, чтобы обучение изображению  не порождало штампов и не мешало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?

Очевидно, что  детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изодеятельности мы стараемся отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.

Для того, чтобы  у детей возникло желание выполнить  учебное задание, мы проводим работу по формированию игровой мотивации. Например, кратко, по убедительно рассказываемым вымышленную историю о проблемах какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаем им помочь.

Главное – вызвать  доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят  ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие. Например, на коллективном занятии  по аппликации «Царство грибов» дети помогают старичку Лесовичку собрать полную корзину грибов (вырезать и наклеить).

Очень важно, что  благородную роль помощника и  защитника слабых ребенок может  выполнить только научившись чему-то новому.

Наши занятия  проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

1 этап.

В начале занятия  обязательно проводится психологическое  вхождение. Оно может быть музыкальным  в виде прослушивания музыки или  пения песенки, или дети молча  рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.

II этап. Познавательный:

1. Где раскрывается  тема занятия в игровой форме,  ставится учебная задача или  создается проблемная ситуация.

2. Во время  объяснения или повторения пройденного  используются модели и алгоритмы,  схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения (см. приложение), что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

III этап. Завершающий. 

По окончании  занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ.

Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время  работы, иногда исходящие от игрового персонажа.

Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

Чтобы узнать, понравилось  ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он опускает в «карман настроения»  карточку со схематическим изображением настроения (см. приложение). А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы.

Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.

Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.

Например, при  проведении занятия «Путешествие в  сказочный лес царя Палитры» можно  использовать следующее упражнение. Вместе с детьми читать стихотворение и выполнять движения:

Мы в дремучий лес заходим (дети идут по студии, разводя  руки

Ветви в стороны  разводим в стороны,

Все заходим  и заходим,  поворачивая туловище влево и

Ветки в стороны разводим.   вправо)

На пути у  нас болото,   

Мочить ноги не охота.   (прыжки на одной ноге, или

Все по кочкам прыг да скок  переменные прыжки)

И не нужен нам  мосток.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного  творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

Создание развивающей  среды в изостудии

Обучение детей  на занятиях по изодеятельности и  формирование творческих способностей прямым образом зависит от создания развивающей среды в изостудии и в самом детском учреждении.

В нашей изостудии  «Разноцветные капельки» имеется  все необходимое для полноценного проведение занятий: столы, которые  поставлены буквой П, накрытые клеенками. На столах размещаются все имеющиеся в студии изобразительные материалы.

Стенд для размещения детских работ и мини-выставок (см. приложение, доска для показа эскизов мелом и воспитателем и детьми. Стенд-полка для рассматривания и просушивания готовых жестких работ, подставки для натюрморта, для обследования и рассматривания предметов, мольберты.

Большой книжный  шкаф, где размещены папки с  наглядным материалом. Полочке для  размещения предметов декоративно-прикладного  творчества.

Центральная стена  оформлена сюжетной аппликацией (см. приложения). Изображение на стене созвучно названию изостудии. И играет не только художественно-эстетическую роль в оформлении, но и имеет дидактические функции: на запоминание детьми 3-х основных цветов, получение новых оттенков при смешивании красок и на закрепление знаний о теплых и холодных тонах.

Также в оформлении студии присутствуют элементы для проведения зрительной гимнастики (см. приложение).

Важное значение имеет создание художественно-эстетической среды в интерьере детского сада.

Оформление  нашего ДОУ при продумывали всем коллективом. Оно соответствует  программным требованиям и эстетическим требованиям. Так, стены на одном  лестничном проеме украшены рано с  изображением гжельской росписи, на другом работами из тестопластики (см. приложение). В коридоре первого этажа аппликация, изображающая джунгли с животными жарких стран и «аквариумы» с экзотическими рыбами.

В оформлении интерьера  принимают участие и дети –  систематически проводятся выставки детского творчества.

Таким образом, создание развивающей художественно-эстетической среды в развитии творческой деятельности детей является настолько же важным и необходимым.

 

2.6 Новый подход  к преподаванию изобразительной  деятельности

 

Наша цель –  помочь детям «найти себя» выявлять их художественно – изобразительные способности и возможности.

Главное – помочь вступить в мир творчества, воображения  и фантазии.

На первых порах  придя в изостудию дети осваивая технические приемы, не знали как  лучше выполнить задуманную работу. Наша задача в том, чтобы «разбудить» в памяти детей эпизоды и явления из пережитого ими и осознанного прошлого.

Самостоятельный поиск ребенка и изображения  того, что он чувствует, а не того, что ему навязывают – вот что  нужно в организационно – методической работе.

Методика руководства  изобразительной деятельностью  детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и  искусствоведения.

Самое главное  – развить эстетическое и эмоциональное  восприятие у детей.

Решение этой проблемы видится нам в новом подходе к ведению занятий по изодеятельности в детском саду.

В частности, через  направление артпедагогики (эмоциональное  образование).

Мы в своей  работе планируя занятия используем несколько этапов:

I этап – это  эмоциональный настрой или психологическое вхождение.

II этап –  познавательный или знакомство  с неизвестны, новым. На этом  этапе используем информационно  – рецептивный, репродуктивный, исследовательский эвристический  методы, а также новый для детского  сада период проблемного изложения.

Все эти методы используем в зависимости от темы и ее новизны и все в игровой форме.

III этап –  практический.

VI этап –  завершающий в игре, или психофизическая  разгрузка. 

Во время  занятия используем приемы на развитие сенсорных систем ребенка, что помогает им глубже чувствовать тему занятия и подходить к ней творчески. В идеале желательно, чтобы все сенсорные процессы у ребенка развивались синхронно, сбалансировано. Именно этого мы добиваемся на занятиях изобразительной деятельности. При выполнении какой – либо познавательной задачи или расширении опыта предпочтение отдается одной или нескольким из сенсорных систем.

Например, осязание.

Детям на занятии  дается волшебный мешок или шкатулка. Опуская руку и не видя фигурки  находящейся в мешочке, ребенок  описывает свои ощущения, а затем лепит или рисует.

Зрение.

Наблюдение  за предметом в разных ситуациях. Например, на экскурсии – за деревьями; утром, когда встает солнце и лучи не яркие; днем, когда много света; и вечером в свете фонаря. Дети пытаются сопоставить, найти различия, изобразить дерево такое как оно им видится. На занятии «Лунный свет» дети изображают «свое» дерево на фоне огромной луны среди темного неба нетрадиционным способом – выдуванием из соломинки изображения.

Звук или  музыко – терапия.

Звуки и чувства взаимосвязаны. На занятиях дети учатся слушать и воспринимать звуки, а затем передавать свои чувства и ощущения с помощью художественных материалов.

Музыка играет важную роль: она создает атмосферу  происходящих событий. Она «провоцирует»  фантазию ребенка.

Музыку можно  использовать по-разному. Например, наигрывать, когда рисуют или лепят дети. Приятные ощущения связанные с музыкой, стимулируют  чувства у детей, на ее фоне возникает  настроение и определенные образы.

Так, музыка звучащая в начале занятия создает определенный психический настрой – таинственный, фантастический. Если это «Лунная соната» Бетховина и веселый, эмоциональный если это зажигательный «Венгерский чардаш» Брамса воображение у детей появляются ассоциации музыкальных образов и конкретных переживаний.

Таким образом, музыкальное пространство и мелодия, обретая новую жизнь в цвете  и линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать.

Запах или ароматерапия

На занятиях мы говорим  с детьми о том, насколько обогащены и оживляют нашу жизнь запахи. Приносим на занятия предметы с необычными запахами. Когда рисовали веточки ели и сосны, а затем и зимний лес, поджигали специальные свечи для ароматерапии с капельками пихтового масла. Чтобы почувствовать запах новогоднего праздника, предвкушая новогодних подарков разбрызгивали сок из кожуры мандарина. Чтобы почувствовать сырость осеннего леса, дети могли вдыхать запах сырых, прелых листьев и т.д.

Информация о работе Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у дошкольников средствам