Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности………………………………………………………………...6
1.1 Общие положения о духовно - нравственном развитии детей…………….6
1.2 Специфика согласно возрасту о духовно - нравственном развитии детей………………………………………………………………………………..9
1.3 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений………………………………………………………………………14
Глава 2. Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...........................19
2.1. Выявление уровня духовно-нравственного развития по методике.……..19
2.2.Формирующий эксперимент………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательной организации, курсовая.docx

— 106.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности………………………………………………………………...6

1.1 Общие положения о  духовно - нравственном развитии детей…………….6

1.2 Специфика согласно возрасту о духовно - нравственном развитии детей………………………………………………………………………………..9

1.3 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений………………………………………………………………………14

Глава 2. Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...........................19

2.1. Выявление уровня духовно-нравственного развития по методике.……..19

2.2.Формирующий эксперимент………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованной литературы…………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предлагаемый вариант программы «Истоки», получившей широкое общественное признание, позволил привести ее содержание в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), основной целью которого является формулирование равных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей.

Назначение Программы — научно-методическая поддержка практиков в освоении содержания ФГОС ДО и его грамотной реализации.

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Генеральной линией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие личности ребенка, которое происходит в процессе присвоения им общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении. Все это делает содержание дошкольного образования базисным и многоаспектным (а не предметным, как в школе). В такое содержание образования входят:

— информация из разных областей действительности, которое в результате активного присвоения ребенком становится знанием (знание — субъектно);

— способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой);

— способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях,

— набор определенных личностных качеств. К последним относятся: активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, толерантность, аккуратность и умение следить за своим внешним видом, экологически грамотно вести себя в природном окружении и т.п.

Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и создала ряд фундаментальных собственных теорий.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательной организации».

Цель исследования - выявить и экспериментальным путем по программе «Истоки» определить эффективность влияния педагогических условий на формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования - духовно-нравственное развитие детей в условиях ДОУ.

Предмет исследования - Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательной организации.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: возможно, процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста будет эффективен при использовании следующих педагогических условий:

- активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей;

- формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста;

- разработке и внедрении  методики формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, направленной на развитие следующих компонентов духовно-нравственной сферы старшего дошкольника: когнитивного, предусматривающего формирование представлений о душе, духовно-нравственных ценностях, нравственных качествах, осознании нравственных нормах поведения; эмоционально-ценностного, направленного на развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенком; поведенческого, предусматривающего формирование нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

 

Глава 1. Нравственное воспитание дошкольников в

системе всестороннего развития личности

 

1.1.Общие положения  о духовно – нравственном развитии  детей

 

 

 Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

- усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

- общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;

- содержание духовно нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства. Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные,  профессиональные и этно-конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

- семейной жизни;

- культурно регионального сообщества;

- культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

- российской гражданской нации;

- мирового сообщества.

 

 Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации[8, c.78].

Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Программы духовно нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

 

 

1.2 Специфика согласно  возрасту о духовно – нравственном

развитии детей

 

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Механизм нравственного становления личности:

(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки  и поведение) = Нравственное качество.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества[6, c.56].

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Информация о работе Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста