Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности………………………………………………………………...6
1.1 Общие положения о духовно - нравственном развитии детей…………….6
1.2 Специфика согласно возрасту о духовно - нравственном развитии детей………………………………………………………………………………..9
1.3 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений………………………………………………………………………14
Глава 2. Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...........................19
2.1. Выявление уровня духовно-нравственного развития по методике.……..19
2.2.Формирующий эксперимент………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательной организации, курсовая.docx

— 106.62 Кб (Скачать файл)

В рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта разработана и реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Действующее законодательство  РФ в области образования с 2007 года  утвердило  понятие «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию.

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира Текст./В.В. Абраменкова. - М.: Эко, 2009. - 224с.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учебник для вызов. Текст./А.Г. Асмолов — 2-е изд., перераб. М.: Смысл. 2011.-415с.

3. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс Текст./В.И. Андреев Кн. 2. - Казань: Изд-во КПУ, 2008. - 318с.

4. Андреев, В.И. Педагогика: учебн. для высш. учебн. учр-ий. Текст./В.И. Андреев  -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 578с.

5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация^ учебно-воспитательного процесса: Метод, основы Текст. /Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение, 2012. 376с.

6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психолог. труды/Ред. Д.И. Фельдштейн. Текст./ Л.И. Божович - М.: Ин-т практ. психологии. 2011. -532с.

7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. Исследование. Текст./ Л.И. Божович — М.: Просвещение. 2008. — 464с.

8. Большой-толковый психологический словарь/ Робер Артур. Том. 1.

24. А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, ACT, 2010. - 592с.

9. Бучило, Н.Ф. Философия: Учебное пособие для вузов Текст./Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 428с.

10. Всемирная энциклопедия: Философия /Главный научный редактор и составитель Грицанов, А.А. — М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2011. 1312с.

11. Гуревич, П.С. Философский словарь. Текст./П.С. Гуревич - М.: Олимп, 2007.-320с.

12. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/ Под ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Пед. с-во. России, 2008. - 336с.

13. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики Текст./Л.П. Гримак. - М.: Издательский центр Академия, 2013. — 365с.

14. Дженкинс, Пегги Дж. Воспитание духовности у детей / Перев. С англ. -М.: ООО Издательский дом «София», 2014. — 244с.

15. Коджаспиров, Г.М., Кождаспирова, А.Ю. Педагогический словарь. Текст./Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспирова М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 176с.

16. Кириленко, F.F., Шевцов, Е.В. Философский словарь: Справочник. Текст./Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов — М.: Аст; Слово, 2012. -704с.

17. Краткий словарь по философии / Под ред. Блауберга, И.В., Пантина, И.К. 4-е изд. - М.: Политиздат, 2012. — 431с.

18. Константинов, П.А. История педагогики: Учебник / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева 5-е изд., доп. и перераб. - М:: Просвещение, 2012. - 447с.

19. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979. - 234с.108: Нелетов, И.З. Философия / И.З. Нелетов. - М.: ИНФРА - М, 2013. -400с.

20. Петровский, А.В. Психология: учеб. для вузов Текст. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 7-е изд., стер. - М.: Академия. 2007. - 501с.

21. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. — М.: Импэто, 2014.-96с.

22. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для вузов. Текст. /И.П. Подласый -М.: Высшее образование, 2013:— 540с.

23. Тихоплав, В. Время Бога: голос из далека Текст./ Виталий и Татьяна Тихоплав.- М.: ACT: Артель, 2013. - 255с.

 

Приложение № 1

 

В изучении сформированности основ  духовно-нравственного строя личности  детей  группы целесообразно использовать различные методы, в том числе, информацию, полученную от родителей в процессе анкетирования.

Анкетирование родителей проводится в конце каждого учебного года. Данные анкет используются педагогом в составлении  индивидуального и группового «портретов» духовно-нравственного развития детей.

                                               Анкета «Ребёнок глазами родителей»

ФИО ребёнка_________________________________________лет_______группа

 Уважаемые  родители! Прошёл ещё один учебный  год  развития ваших детей по  программе «Социокультурные истоки». Каждый месяц мы осваивали  с детьми одну из тем программы, размышляли над нравственными  ценностями, возрастали духом.  Пришло  время осмыслить полученные  результаты.  Просим Вас искренне ответить  на вопросы анкеты.

         1. На формирование каких качеств личности вашего ребёнка повлияла программа «Социокультурные истоки»?

       Подчеркните или обведите  соответствующие:

        А.  Сформированность понимания ценностей семьи:

А.  1.- любовь к родителям, оказание им посильной помощи;

А.  2.- проявление уважительного отношения к старшим;

А.  3.- проявление заботливого отношения к младшим;

А.  4.- любовь к своей семье, родному дому (проявление ребёнком доброго, чуткого, заботливого отношения к близким);

А.  5.- участие ребёнка в семейных праздниках, изготовление подарков своими руками;

А.  6.- участие ребёнка в общих семейных делах;

А.  7.- желание следовать традициям своей семьи;

А.  8.- послушание старшим;

А.  9.- другое (указать).____________________________________________

        Б. Приобретение  ребёнком навыков нравственного  поведения:

Б. 1.- милосердное, сострадательное отношение к другим людям, родной природе;

Б. 2.- уважение к людям труда и результатам труда;

Б. 3.- честность, правдивость;

Б. 4.- умение дружить;

Б. 5.- старание и терпение;

Б. 6.- благодарность;

Б. 7.- доброжелательность;

Б. 8.-совестливость;

Б. 9.- другое (указать)._______________________________________________

          В. Проявление ребёнком патриотических  чувств:

В. 1.- любовь к родному краю, России;

В. 2.- желание и интерес к познанию культуры, истории и природы родного края;

В. 3.- уважение к защитникам Отечества;

В. 4.- уважение к Святым и святыням России;

В. 5.- другое (указать).______________________________________________________

          Г. Формирование у ребёнка базового  доверия к людям и позитивной  картины мира:

Г. 1.- умение всегда быть в хорошем настроении;

Г. 2.- доверять людям;

Г. 3.- понимать чувства другого человека;

Г. 4.- верить в добро, не отчаиваться;

Г. 5.- любить жизнь и людей;

Г. 6.- отличать добро в жизни;

Г. 7.- умение находить  общий язык с педагогами, родителями, сверстниками;

Г. 8.- другое (указать)._______________________________________________

            2. Какие базовые качества личности  предстоит сформировать у вашего  ребёнка   на следующем этапе  освоения программы «Социокультурные истоки»?

             3. Какие коммуникативные навыки  сформированы у вашего ребёнка  на сегодняшний день?

         Подчеркните или обведите  соответствующие:

3. 1.- выражать свою собственную  оценку прочитанного взрослым и услышанного;

3. 2.- высказываться экспромтом, без предварительной подготовки;

3. 3.- говорить выразительно, эмоционально;

3. 4.- использовать нормы  речевого этикета при высказывании  своего мнения;

3. 5.- слушать и слышать (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чём говорят);

3. 6.- умение высказать  просьбу, пожелание, совет, предложение, сочувствие, упрёк;

3.7.- приходить к общему  решению (умение соглашаться с  другими людьми);

3. 8.- понятно, грамотно и  самостоятельно формулировать свою  мысль;

3. 9.- вступать, поддерживать и завершать общение;

3. 10.-проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, видеть, слышать, чувствовать каждого, быть терпимым к иному мнению, стараться помочь);

  3.11.-использовать невербальные средства общения (интонацию, паузы, дикцию, темп, тональность смех, шум, аплодисменты, жесты, мимику, взгляд);

  3. 12.-другое (указать).________________________________________________

        4. Какие  коммуникативные навыки предстоит  сформировать у вашего ребёнка  на следующем этапе освоения  программы «Социокультурные истоки»?

          5. Какие управленческие способности  сформированы у вашего ребёнка?

            Подчеркните или обведите  соответствующие:

   5.1.- умение управлять  своей деятельностью (внимательно  слушать задание, понимать задачу, доводить     дело до конца);

   5. 2. -  делать выбор (в жизни, при выполнении заданий  в книгах для развития);

   5.3.-  сотрудничать  с родителями и близкими людьми (в общих делах, при освоении  книг для развития);

   5.4.- работать с  информацией (использовать полученную  информацию в жизни, при освоении  книг для развития);

   5.5. - вести беседу  с родителями, близкими и окружающими  людьми;

   5.6.- принимать решение  и быть ответственным (в жизни, при выполнении заданий в книгах  для развития);

    5.7.- воспринимать  значимые социокультурные результаты (проявлять чувства, доброе отношение, проговаривать, делиться мнением);

    5. 8. -  объективно  оценивать самого себя;

    5. 9.-  высказывать свои чувства  по поводу основополагающих жизненных ценностей;

    5. 10.-другое (указать)._____________________________________________

         6. Какие управленческие способности  предстоит сформировать у вашего ребёнка на следующем этапе освоения программы «Социокультурные истоки»?

        7. Какие  эмоционально-чувственные проявления  характерны для  вашего ребёнка?

Информация о работе Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста