Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности………………………………………………………………...6
1.1 Общие положения о духовно - нравственном развитии детей…………….6
1.2 Специфика согласно возрасту о духовно - нравственном развитии детей………………………………………………………………………………..9
1.3 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений………………………………………………………………………14
Глава 2. Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...........................19
2.1. Выявление уровня духовно-нравственного развития по методике.……..19
2.2.Формирующий эксперимент………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательной организации, курсовая.docx

— 106.62 Кб (Скачать файл)

       Вопросы: 

О каких защитниках Отечества ты узнал из  первой части этой книги для развития?  Назови их имена.  За что люди благодарны русским богатырям?

Чем бы ты хотел походить на русских богатырей?

Что ты чувствуешь, когда рассказываешь  о наших богатырях?

         2. Тема занятия «Верность родной земле» (ч. 2, «Защитник Отечества»).   

 Вопросы:

О каких подвигах  богатырей (Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича) ты можешь рассказать? 

Какие качества нужны защитнику Отечества?

Почему наш народ помнит и любит богатырей? 

Хочется ли тебе стать защитником России?

           3. Тема занятия «Радость послушания».             

        Вопросы:

Послушный ли ты сын (дочь)?

Что значит «быть послушным»? 

Почему  нужно слушаться старших?

Кого и в чём ты недавно послушался?  

Что ты чувствуешь, когда поступаешь так, как советуют взрослые?

Как в русских народных сказках проявляется радость послушания?

           4. Тема занятия «Светлая Надежда».      

         Вопросы:

Какой праздник мы недавно отмечали?

Какие пожелания родным и близким вы подарили в Рождество?

Какие подарки вы подарили и получили на Рождество?

Какое чудо произошло в рождественскую ночь?

Какую добрую Надежду получают люди в Рождество?

           5. Тема занятия «Доброе согласие».           

        Вопросы: 

В каком деле важно доброе согласие?

Как проявляется согласие в вашей семье?

Легко ли приходить к согласию в жизни?

Что ты чувствуешь, когда соглашаешься со старшими?

Друзьями?

             6. Тема занятия  «Добрые друзья».               

        Вопросы:

У тебя есть друзья?

Кого можно назвать настоящим другом?

Считаешь ли ты себя настоящим другом?

Почему?

Что нужно делать, чтобы дружба сохранялась и крепла?

             7. Тема занятия «Добрые дела».                    

         Вопросы:

Какие дела считаются добрыми? 

Какие добрые дела ты успел совершить?

Почему важно делать добрые дела?

Что ты чувствуешь, когда совершаешь добрые дела?

             8. Тема занятия «Мудрое слово».        

           Вопросы:

Где можно встретиться с мудрым словом?

Какие мудрые слова ты запомнил? 

Чему тебя научили мудрые слова?

Кого можно назвать мудрым и почему?

             9. Тема занятия «Мудрые люди».           

           Вопросы:

Кого из твоих близких людей можно назвать мудрым?

Почему?

Какие мудрые советы  дали тебе взрослые?

За что мы благодарны мудрым людям? 

Какой мудрости научили тебя наши сказки?

Дневник

формирования основ духовно – нравственного развития ребёнка 5-6 лет (старшая группа) в процессе  освоения  программы  «Социокультурные истоки»

(Фамилия, имя, возраст ребёнка) _____________________________________________________________________________________

                   1. Содержательный аспект качества  образования

       Содержательный  аспект качества оценивается  по результатам  диагностической  беседы с детьми 5-6 лет по темам курса пропедевтики «Истоки».

 

Когнитивные показатели развития ребёнка старшей группы по освоению духовно-нравственных  категорий

             1.3. Вера, Надежда, Любовь, София

Дата проведения

Январь

Май

         Оценка в баллах (Показатели в  прил. №  1)

Оценка в баллах (Показатели в прил. №  1)

1.3.1. Представление об образе былинного богатыря как первого защитника Земли Русской.

Тема занятия «Верность родной земле» (ч. 1)   

 

3

 

3

1.3.2. Представление  о качествах характера собирательного образа былинного богатыря.

Тема занятия «Верность родной земле» (ч. 2, «Защитник Отечества»)

3

2

1.3.3. Знания о необходимости послушания старшим людям. Знания правил жизни в среде сверстников.

Тема занятия «Радость послушания»             

2

3

1.3.4. Представления о реальности чуда в праздник Рождества Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто в нём нуждается.

Тема занятия «Светлая Надежда»     

2

2

1.3.5. Представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни.

Тема занятия «Доброе согласие»          

3

3

1.3.6. Представление о дружбе и друзьях,  о проявлении дружеских чувств.

Тема занятия  «Добрые друзья»               

3

3

1.3.7. Представления о добрых делах, их значении.

Тема занятия «Добрые дела»                    

3

3

1.3.8. Знания о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых фольклорных формах.

 Тема занятия «Мудрое слово».        

3

2

1.3.9.Представление  о мудрых людях, знание мудрых советов, полученных от них.

Тема занятия «Мудрые люди»          

2

2

Итоговая  сумма  баллов по  содержательному аспекту  качества образования

3

3

Уровень духовно – нравственного развития ребёнка по  содержательному аспекту  качества образования

3

1


 

 

2. Коммуникативный аспект  качества образования

 

Показатели развития коммуникативных умений ребёнка старшей группы

                              Дата проведения

             Январь

             Май

Оценка в баллах (Показатели в прил. №  1)

Оценка в баллах (Показатели в прил. №  1)

      Ребёнок проявляет

                          2.1.  Речевые умения:

2.1.1.Понятно вести диалог  с педагогом.

4

5

2.1.2.Выражать свою собственную  оценку от прочитанного взрослым и услышанного.

4

5

2.1.3.Говорить выразительно, эмоционально.

3

5

2.1.4.Говорить самостоятельно  в ресурсном круге.

5

5

2.1.5.Говорить самостоятельно  в паре.

5

4

2.1.6.Понятно и грамотно  формулировать свои мысли.

5

4

2.1.7.Высказываться экспромтом, без предварительной подготовки.

4

5

          2.2. Социально-психологические умения:

2.2.1. Вступать и поддерживать разговор, беседу  со сверстниками и взрослыми.

.4

5

2.2.2. Слушать и слышать (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чём говорят).

5

4

2.2.3. Считаться с мнением  других.

4

4

2.2.4.Приходить к общему  решению (умение согласиться с  участниками ресурсного круга).

4

5

2.2.5. Вступать в общение на нравственные темы.

5

5

2.2.6. Поддерживать общение.

5

5

2.2.7. Завершать общение.

5

5

2.2.8. Приходить в паре  к общему решению (умение договориться, согласиться).

5

5

                2.3. Психологические умения:

2.3.1. Проявлять  эмоции  в общении.

.5

4

2.3.2. Проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, видеть, слышать, чувствовать каждого, быть терпимым к иному мнению, стараться помочь).

5

4

2.3.3. Снижать излишнее  напряжение в общении.

4

5

           2.4. Нормы речевого этикета:

2.4.1.Умение использовать  нормы речевого этикета при  высказывании своего мнения.

4

5

2.4.2.Умение использовать  ситуативные нормы приветствия.

4

5

2.4.3.Умение высказать просьбу, пожелание, совет, предложение, сочувствие, упрёк.

5

5

          2.5.Умение пользоваться невербальными  средствами общения: 

2.5.1.Использовать интонацию, паузы, дикцию, темп, тональность.

5

5

 

2.5.2. Использовать смех, шум, аплодисменты.

5

5

2.5.3.Использовать жест, мимику, взгляд, позы, движения.

5

5

2.5.4.Выбирать дистанцию  общения и пространственное расположение.

5

5

Итоговая сумма баллов по  коммуникативному аспекту качества образования

5

 

Уровень духовно – нравственного развития ребёнка по коммуникативному аспекту  качества образования

5

5


 

                   

3. Управленческий аспект  качества образования

 

Показатели       развития             управленческих

         способностей ребёнка старшей  группы 

                          Дата проведения

             Январь

            Май

    Оценка в баллах (Показатели в прил. №  1)

   Оценка в баллах (Показатели в прил. №  1)

                                     Ребёнок 

3.1.1.Управляет собственной деятельностью.

.2

3

3.1.2.Управляет деятельностью  пары.

2

3

3.2.1.Делает нравственный  выбор.

2

3

3.2.2.Делает нравственный  выбор, принимает решение, за которое  отвечает.

2

3

3.3.1.Управляет знаниями (в  том числе знаниями  о нравственности).

2

3

3.4.1. Сотрудничает в группе  со сверстниками, педагогом и     родителями,  соблюдает  правила  общения в ресурсном круге.

2

3

3.4.2. Сотрудничает в группе  со сверстниками, педагогом и     родителями, согласовывает свои  действия с действиями других  людей, соблюдает  правила общения  в паре и в микрогруппе.

3

3

3.5.1.Действует по образцу  и инструкции педагога в книгах  для развития и альбомах для  рисования.

3

3

3.6.1. Представляет собственное  решение в ресурсном круге.

1

3

3.6.2. Представляет собственное  решение и совместное решение  пары, группы.

3

3

3.7.1. Работает с литературной  и литературно-художественной информацией  в книгах для развития и  альбомах для рисования.

3

3

 3.8.1.Структурирует время, выделенное для выполнения задания.

3

3

3.9.1.Проявляет настойчивость  и самостоятельность в достижении  цели.

3

3

3.10.1.Соподчиняет собственные  мотивы поведения с поставленной  целью.

  2

3

Итоговая  сумма  баллов по управленческому аспекту качества образования

2

3

3

3

Уровень духовно – нравственного развития ребёнка по управленческому аспекту качества образования

3

3

Информация о работе Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста