Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности………………………………………………………………...6
1.1 Общие положения о духовно - нравственном развитии детей…………….6
1.2 Специфика согласно возрасту о духовно - нравственном развитии детей………………………………………………………………………………..9
1.3 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений………………………………………………………………………14
Глава 2. Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...........................19
2.1. Выявление уровня духовно-нравственного развития по методике.……..19
2.2.Формирующий эксперимент………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательной организации, курсовая.docx

— 106.62 Кб (Скачать файл)

 

 

      4.Психологический аспект качества образования

 

Показатели развития эмоционально-чувственной сферы ребёнка старшей группы

                            Дата проведения

               Январь

            Май

      Оценка  в баллах (Показатели в прил. №  1)

Оценка в баллах (Показатели в прил. №  1)

                                 Ребёнок 

4.1.1.Распознаёт эмоции  других людей (близких, сверстников, работников детского сада).

.3

3

                            Проявляет:

4.2.1.Внимание, эмоциональную  отзывчивость и социальную чувствительность  родным и близким людям, сверстникам, героям литературных произведений, объектам живой и неживой природы.

3

3

4.2.2. Послушание,  правдивость  и ответственность.

3

3

4.3.1. Чувства:

- благодарности родным  и близким людям, сверстникам, родной  природе;

- радости от красоты  построения   окружающего мира.

.3

3

4.4.1.Положительные эмоции, жизнерадостность, уважительное отношение  к окружающим, доверие  к миру  и людям.

. 3

3

3

4.4.2.Общительность, открытость  активность, самостоятельность, терпение.

3

3

4.5.Мотивационные показатели  социального развития личности  дошкольника

                           Ребёнок проявляет:

4.5.1.Мотивацию взаимодействовать  со сверстниками, педагогом и  родителями в АФО:

-  в ресурсном круге;

- в паре.

3

3

4.5.2.Мотивацию совместно  со сверстниками и взрослыми  достигать значимых социокультурных  результатов, развиваться и обучаться  дальше, повторять успешные действия.

3

 

3

 

4.6.Мотивационные показатели  психологического развития личности  дошкольника

                            Ребёнок проявляет:

4.6.1.Природную любознательность  и желание активно познавать  окружающий мир во всём его  многообразии.

.3

3

4.6.2.Интерес к познанию  внешнего и внутреннего душевного  и духовного мира в совместной  со взрослым деятельности.

3

3

Итоговая  сумма  баллов по  психологическому аспекту качества образования

3

3

Уровень духовно – нравственного развития ребёнка по психологическому аспекту качества образования

3

3


 

 

 

5. Социокультурный аспект  качества образования

 

Показатели социокультурного развития  личности ребёнка старшей группы

                          Дата проведения

             Январь

               Май

      Оценка  в баллах (Показатели в прил. №  1)

Оценка в баллах (Показатели в прил. №  1)

                                   Ребёнок проявляет:

5.1.1.Доброжелательность, заботу, доброту, по отношению к окружающим.

3

3

5.1.2.Доброжелательное отношение  к героям литературных произведений.

3

3

5.1.3.Внимательное, заботливое  отношение к миру природы

3

3

5.1.4.Уважительное отношение  к взрослым, бережное отношение  к результатам их труда.

3

3

5.1.5. Дружеские чувства. 

3

3

5.1.6.Чувства доверия, внимания, сострадания, уважения.

3

3

5.1.7.Послушание, навыки доброжелательного  и добродетельного поведения: соучастие, сопереживание,  сорадование в радости.

3

3

5.2.1.В конкретных делах  и поступках чувство ответственности перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом.

3

3

                                    Ребёнок 

5.3.1.Усвоил первый социокультурный  опыт родного народа (присоединён  к прошлому опыту, умеет переосмыслить  настоящий опыт, способен ориентироваться  на будущее; знает об  отечественных  традициях, поддерживает их соответственно  возрасту).

3

3

5.3.2.Способен на самоопределение и самоидентификацию.

3

3

Итоговая  сумма  баллов по социокультурному аспекту качества образования

3

3

Уровень духовно – нравственного развития ребёнка по социокультурному аспекту качества образования

3

3


 

 

Программа «Социокультурные истоки» рассчитана на четыре года развития ребёнка дошкольного возраста. Все занятия по программе и работа по книгам для развития позволяют эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания детей 3-7 лет. Итоговые занятия и книги для развития направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных навыков,  управленческих  способностей, эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Каждый год развития детей является своеобразным этапом формирования духовно-нравственного стержня личности маленького ребёнка. На каждом этапе развития программой предусмотрено решение определённого круга задач по всем пяти аспектам качества, что к концу учебного года позволяет ребёнку достигать определённых результатов  в духовно-нравственном становлении.

В таблице, приведённой ниже, представлены обобщённые итоговые результаты формирования основ духовно-нравственного развития детей 4, 5, 6 и 7 лет. Данные показатели позволят педагогу при выполнении мониторинга более грамотно подойти к определению уровня  сформированности основ духовно-нравственного развития дошкольников.

Таблица  поэтапных  достижений  формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста

 

п/п                                          

 

Аспекты качества образования

Первый год развития

(Ребёнок 4 лет)

Второй год развития

(Ребёнок 5 лет)

Третий год развития

(Ребёнок 6 лет)

Четвёртый год развития

(Ребёнок 7лет)

   1.

Содержательный  аспект (когнитивные показатели развития)

1.Ребёнок  на первоначальном  уровне ознакомлен с социокультурными  категориями  Слово, Образ, Книга.

1.1. Имеет

представления о своём  имени, именах  родных людей,  о том, как ласково они звучат из уст близких людей, употребляет их в общении с другими людьми.

  1.2. Знает  о добрых  словах и их  значении  в  жизни человека, о взаимосвязи  доброго слова и вызвавшего  его чувства.     

  1.3.Поёт самостоятельно  в играх с куклами колыбельные  песни, исполняет их в совместной  со сверстником и  взрослым  деятельности.

  1.4.Знает о праздниках  Рождества и Нового года, о  добрых делах, совершаемых в праздник  для других.

  1.5. Имеет представление о влиянии доброго слова и доброго дела на чувства мамы. Выражает маме и другим близким людям любовь и заботу.

  1.6. Знает песенки, потешки, стихотворения о солнышке, читает их  наизусть. Знает о том, что солнышко дарит свет, тепло и радость.

1.7. Имеет

представление  о добром мире, о добрых отношениях с окружающими, рассказывает о маме-защитнице.

1.8. Имеет

представление  о доброй книге, рассказывает о добрых чувствах к ней.

1.9.Имеет любимую книгу, рассказывает о том, чему доброму научила она ребёнка.

2.Ребёнок   ознакомлен  и на первоначальном уровне  освоил  социокультурные категории Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души                                                                                                 

2.1.  Имеет

представления о дружной семье и домашнем тепле, о ценности семьи в жизни  человека. Рассказывает о том, что в дружной семье все стремятся как можно чаще быть вместе,  все проявляют друг к другу внимание и заботу, каждый находит в ней радость и утешение.

2.2.  Имеет

представления о родном доме как начале всех    добрых путей и дорог. Рассказывает о дорогах добра.

2.3.  Имеет

представления о  родном лесе и необходимости заботливого отношения к нему; о существовании сказочного леса, «полного загадок и чудес».  Рассказывает о том, что лес согревает, радует, кормит и лечит человека.

2.4. Знает о домашних животных и о добром заботливом отношении к ним. Рассказывает о том, как люди проявляют любовь и заботу к братьям меньшим.

2.5. Имеет

представление  о значении труда в жизни человека, об уважительном отношении к людям труда. Рассказывает о том,  как в его семье и он сам относится к людям труда, какие трудовые поручения имеет. 2.6. Имеет

представление  о существовании мира сказки, о том, чему доброму учат любимые сказки.

2.7. Знает о словах благодарности, о чувствах, которые они вызывают. Говорит слова благодарности маме и другим близким людям.

2.8. Имеет

представление  о Светлом празднике Троицы, о радости людей и природы в праздник.

 

3.Ребёнок ознакомлен и на первоначальном уровне освоил  духовно-нравственные категории

Вера, Надежда, Любовь, София

3.1.Имеет

представления

  об образе былинного богатыря как первого защитника Земли Русской.

3.2. Имеет

представления

  о качествах характера собирательного образа былинного богатыря. Рассказывает об известных русских богатырях.

3.3. Знает о необходимости послушания старшим людям. Знает и соблюдает правила жизни в среде сверстников.

3.4. Представления о реальности чуда в праздник Рождества Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто в нём нуждается.

3.5. Имеет

представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни.

3.6. Имеет

представление о дружбе и друзьях,  о проявлении дружеских чувств. Рассказывает о своих друзьях.

3.7. Имеет

представление  о добрых делах, их значении в жизни. Рассказывает о своих добрых делах.

3.8. Знает о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых формах фольклора, сказках, былинах, сказах, к «месту» употребляет в речи  мудрые слова.

3.9. Имеет

представление    о мудрых людях, знает мудрые советы, полученных от них. Рассказывает о мудрых людях, которые находятся рядом.

 

4.Ребёнок   ознакомлен  и на первоначальном уровне  освоил  социокультурные категории  Традиции Слова, Образа, Дела и Праздника

4.1. Знает о нравственных уроках родных сказок, о мудрости сказочного слова.

4.2. Имеет

представления

 о силе и значении напутственного слова. Знает слова-напутствия.

4.3.Знает об этапах жизненного  пути человека. Рассказывает об  этапах своей жизни, родителей, бабушек-дедушек.

4.4.Знает о праведной  жизни Преподобного Сергия Радонежского.

4.5. Знает о жизненном пути Преподобного Сергия Радонежского, о его добрых качествах, роли в победе войска  Дмитрия Донского на поле Куликовом.

4.6. Имеет

представление  о значении труда в жизни человека, о выборе будущей профессии; рассказывает, кем он будет, когда станет взрослым. Знает о мастерах и рукодельницах; рассказывает о том, какими мастерами славится родной край.

4.7. Имеет

представление  о качествах старания и терпения  и их значении для человека в жизни.

4.8. Знает о семейных традициях, о празднике Пасхи, рассказывает о традициях своей семьи.

4.9. Имеет

представление  о добрых книгах, которые были для ребёнка хорошими учителями в период дошкольного детства. Рассказывает о своих любимых книгах, о том, чему доброму они его  научили.

4.10. Знает об употреблении слов благодарности для всех,   кто помог детям вырасти добрыми и умными. Употребляет в жизни слова благодарности по отношению к родным и близким людям.

2.

Коммуникативный аспект (показатели развития коммуникативных умений)

Умеет:

- вести диалог с педагогом;

- выражать свою собственную  оценку от прочитанного взрослым и услышанного;

-говорить выразительно, эмоционально,

 самостоятельно в ресурсном  круге и в процессе общения  по книгам для развития;

- вступать и поддерживать  общение  со сверстниками и взрослыми;

-слушать и слышать (не  перебивать, не отвлекаться, понимать, о чём говорят);

-считаться с мнением  других;

-приходить к общему  решению (умение согласиться с  участниками ресурсного круга);

-использовать эмоции  как средство общения;

-проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым;

-использовать нормы речевого  этикета при высказывании своего мнения;

- высказать

просьбу, предложение, сочувствие;

-использовать невербальные средства

общения.

 

 

 Умеет:

-понятно и грамотно  формулировать свою мысль;

-выражать свою собственную  оценку прочитанного взрослым  и услышанного от сверстников  и взрослых;

-высказываться экспромтом, без предварительной подготовки;

-говорить выразительно, эмоционально,

 самостоятельно в ресурсном  круге, в парной работе, в процессе  общения по книгам для развития;

-вступать в общение (умение  присоединяться);

-поддерживать общение;

-завершать общение;

-слушать и слышать (не  перебивать, не отвлекаться, понимать, о чём говорят);

-считаться с мнением  других;

-приходить к общему  решению (умение договориться, согласиться);

-использовать эмоции  как средство общения;

-проявлять эмпатию к сверстникам и взрослым;                                              -использовать нормы речевого этикета при высказывании своего мнения;

-использовать ситуативные  нормы приветствия;

-высказать просьбу, пожелание, совет, предложение, сочувствие, упрёк;

-использовать невербальные средства

общения.

 

 

 

 

Проявляет коммуникативные умения, заложенные в предыдущем возрасте, на  более качественном уровне.

 

Новообразования в коммуникации

 

Умеет

вести диалог с педагогом, сверстниками и родителями;

-проявляет в общении

способность сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;

-адекватно оценивает  своё поведение;

- проявляет первичную  самооценку и идентификацию;

-адекватно

использует

невербальные средства

общения;

-использует в общении

позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;

опыт проживания различных эмоциональных состояний;

знает и выполняет

правила общения

в ресурсном круге,

в паре, в  микрогруппе с родителями.

Проявляет коммуникативные умения, заложенные в предыдущем возраст, на  более высоком качественном уровне.

 

Новообразования в коммуникации

 

Овладел технологиями общения в ресурсном круге,

в работе в паре,  в микрогруппе с родителями, в ресурсном круге с делегированием.

Умеет:

-присоединяться к партнёру, видеть, слышать, чувствовать каждого;

-приходить к согласию;

-уважительно общаться  со всеми участниками образовательного  процесса;

- быть терпимым к иному  мнению;

-слушать и слышать  другого;

-понять сверстника, взрослого, встать на его точку зрения;

-поделиться своими знаниями;

-участвовать в общем  деле;

-преодолевать барьеры  в общении;

-проявлять эмпатию к сверстникам и взрослым;

-снижать излишнее напряжение  в общении;

-владеть

нормами речевого этикета;

-использовать ситуативные  нормы приветствия, нормы речевого  этикета при высказывании своего  мнения;

-высказывать пожелание, просьбу, совет, предложение, сочувствие, упрёк;

-адекватно использовать  разнообразные

невербальные средства общения  (интонацию, тональность, дикцию, темп, паузы,  смех,

рабочий шум, аплодисменты; жест, мимику, взгляд; 

 позы, дистанции общения).

   3.

Управленческий аспект  (показатели развития управленческих способностей)

Умеет:

-управлять собственной  деятельностью; 

-управлять знаниями (в  том числе знаниями  о нравственности), выделять ценности добра;

-сотрудничать в группе  со сверстниками, педагогом и     родителями;

-соблюдать  правила общения  в ресурсном круге;

-действовать по образцу  и инструкции педагога в книгах  для развития и альбомах для  рисования; 

-вступать и поддерживать  разговор, беседу;

-представлять собственное  решение в ресурсном круге;

-работать с литературной  и литературно-художественной информацией  в книгах для развития и  альбомах для рисования.

Умеет:

-управлять собственной  деятельностью и деятельностью  пары;

-делать нравственный  выбор, принимать решение;

-сотрудничать в группе  со сверстниками, педагогом и     родителями, согласовывать свои  действия с действиями других  людей, соблюдать  правила общения;

-действовать по образцу  и инструкции педагога;

-вступать и поддерживать  дискуссию, диалог;

-представлять собственное  решение и совместное решение  пары;

-работать с литературной и иной информацией;

-проявлять настойчивость  и самостоятельность в достижении  цели;

-соподчинять собственные  мотивы поведения с поставленной  целью.

Проявляет управленческие

способности, заложенные в предыдущем возрасте, на  более качественном уровне.

 

Новообразования в управленческой деятельности старших дошкольников

 

Умеет:  

-представлять собственное  решение и решение

микрогруппы;

-структурировать время, выделенное для выполнения задания;  

-воспринимать значимые  социокультурные результаты;

   -объективно оценивать  самого себя;

-«рефлексировать» по  поводу основополагающих жизненных  ценностей;

   -приобретать знания  и управлять ими;

    -организовывать  и вести дискуссию;

   -принимать решение  и быть ответственным.

  

Проявляет управленческие

способности, заложенные в предыдущем возрасте, на  более высоком качественном уровне.

 

Умеет:

-действовать по образцу  и инструкции педагога;

-проявлять настойчивость  и самостоятельность в достижении  цели;

-соподчинять собственные  мотивы поведения с поставленной  целью; 

-согласовывать свои действия с действиями других людей (сверстников и взрослых);

-соблюдать  правила общения  в группе; 

-проявлять волевые усилия  к достижению цели;  -ориентироваться по установленным  правилам; 

-делать нравственный  выбор;

-представлять собственное  решение и совместное решение  пары, группы; 

-управлять знаниями (в  том числе знаниями  о нравственности);

- активно вступать и  поддерживать дискуссию, диалог;

-быть ответственным;

-выделять главные ценности  жизни.

  4.

Психологический аспект (показатели развития эмоционально-чувственной сферы, развитие мотивации)

Умеет:

-распознавать эмоции  других людей (близких, сверстников, работников детского сада);

-проявлять (по ситуации) эмоциональную отзывчивость  родным  и близким людям, сверстникам, героям  литературных произведений, объектам  живой и неживой природы;

-проявлять (по ситуации) чувства  благодарности родным  и близким людям, сверстникам, родной  природе, радость от красоты построения   окружающего мира;

-положительные эмоции, жизнерадостность, уважительное отношение к окружающим, доверие  к миру и людям.

Проявляет

мотивацию: 

-взаимодействовать  в  ресурсном круге со сверстниками, педагогом и родителями;

-совместно достигать  значимых социокультурных результатов; развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия; познавать  и осваивать отечественное и  культурное наследие родного  народа;

-применять полученные  знания в жизни.

 

Проявляет:

-в совместной со взрослым деятельности интерес к познанию внешнего и внутреннего душевного и духовного мира;

-природную любознательность

и желание активно познавать окружающий мир во всём его  многообразии.

 

Умеет:

- распознавать эмоции  других людей (близких, сверстников, работников детского сада, окружающих  и незнакомых);

-проявлять внимание, отзывчивость  и социальную чувствительность  к эмоциональному состоянию других  людей, сверстников, конкретным поступкам  героев литературных произведений, объектам живой и неживой природы.

Проявляет:

-послушание и правдивость;

-чувства  благодарности  родным и близким людям, родной  природе, Творцу за тот добрый  мир, в котором живёт ребёнок;

-общительность и открытость,  жизнерадостность, активность, самостоятельность, терпение,  доверие  к миру и  людям;

-природную любознательностьи желание активно познавать окружающий мир во всём его  многообразии;

-интерес к познанию  внешнего и внутреннего душевного  и духовного мира в совместной  со взрослым деятельности;

-мотивацию

взаимодействовать  в паре и в группе со сверстниками, педагогом и родителями;

-совместно достигать  значимых социокультурных результатов;

-развиваться и обучаться  дальше, повторять успешные действия; 

-познавать  и осваивать  отечественное и культурное наследие  родного народа;

-применять полученные  знания и сведения в практической  жизни, опираясь на позитивный  социокультурный опыт;

Проявляет психологические качества, заложенные в предыдущем возрасте, на  более высоком уровне.

 

Новообразования

старшего дошкольного возраста

 

Проявляет:

-послушание,  правдивость  и ответственность;

-чувства благоговения  перед Святыми и святынями;

-способность   к самоанализу  и саморегуляции, сдержанность и терпение;

-мотивацию

взаимодействовать  в паре и в группе со сверстниками, педагогом и родителями;  развиваться дальше;     

-творить добро;

-обучаться;

-повторять успешные действия;

-достигать совместных  значимых социокультурных результатов.

Проявляет:

-открытость  окружающему  миру, активность и общительность; 

-интерес к  

познанию  и освоению отечественного и культурного наследия родного народа;    

-чувства привязанности  и благодарности, любви и бережности  в отношениях к людям, начиная  с близкого окружения;

-самостоятельность в  познании предметов и явлений  окружающей действительности;

-внимание, отзывчивость  и социальную чувствительность  к состоянию других людей,  способность к самооценке, самоконтролю, саморегуляции, идентификации;

- милосердие,

честность, доброжелательность, совестливость;

 

Применяет полученные знания и сведения в практической жизни, опираясь на позитивный социокультурный опыт.

 

Подражает в жизни поведению родителей, положительных сказочных героев, Святых людей, конкретных исторических лиц, былинных богатырей как высокому духовному образцу.  

 

В своём поведении руководствуется правилами скромности, правдивости, открытости.

 

 

   5.

Социокультурный аспект (показатели социокультурного развития  личности ребёнка)

Имеет представления:

-о себе (имя, возраст, пол);

- о своей семье;

-о родном городе, посёлке;

-о традициях детского  сада;

-о родной культуре  и изделиях народных мастеров;

-о праздниках (Новый год, Рождество, Именины, День защитника  Отечества и др.).

Знает родные колыбельные,  известные русские народные сказки, игры, песни.

 

Проявляет доброжелательное, заботливое отношение к героям литературных произведений, окружающим, миру природы, уважительное отношение к взрослым, людям знакомых профессий, бережное отношение к результатам их труда.

 

 Участвует  в подготовке  и изготовлении подарков близким  людям к государственным, традиционным  народным и православным праздникам.

Имеет представления:

-о себе (имя, возраст, пол, прошлое, настоящее и будущее);

- о родственных отношениях  в своей семье, её истории;

-о труде близких людей и труде человека на земле;

-о родном городе, посёлке, крае, его истории и культуре, традициях;

-о людях, прославивших  Россию;

-о традициях детского  сада;

-о родной культуре  и изделиях народных мастеров;

-о праздниках (День знаний, Новый год, Рождество, Именины, День  защитника Отечества, День Победы, Троица и др. государственные  праздники);

-об устном народном  творчестве;

- о родной природе и  заботливом отношении человека  к ней.

 

Проявляет интерес и уважение к своей семье, родословной, родному краю, его природе, истории, Святыням, семейным традициям; полученные знания соотносит с реальными  действиями и поступками, даёт их оценку с нравственной позиции;  осознаёт себя сыном или дочерью своего народа («Я вологжанин, Я россиянин»).

 

Проявляет в жизни навыки доброжелательного  и добродетельного поведения, способность к соучастию, сопереживанию,  сорадованию в радости;  

чувства доверия, внимания, сочувствия, уважения,  послушания, дружелюбия.

 

Участвует  в подготовке и изготовлении подарков близким людям к государственным, традиционным народным и православным праздникам.

Имеет представления

-о себе (имя, возраст, пол, прошлое, настоящее и будущее);

- о родственных отношениях  в своей семье, её истории, семейных  праздниках;

-о значении труда в  обществе и жизни каждого человека;

-о родном городе, посёлке, крае, его истории и культуре, традициях;

-о русских богатырях  и героях-защитниках Отечества; 

-о людях, прославивших  Россию;

-о традициях детского  сада;

-о родной культуре  и изделиях народных мастеров;

-о праздниках (День знаний,   Новый год, Рождество, Именины,  День  защитника Отечества, День Победы, День народного единства, Троица  и др. государственные праздники);

-об устном народном  творчестве;

- о родной природе, бережном  и заботливом отношении человека  к ней;

-о значении устного  народного творчества;

- об отечественном  культурном  наследии (знания о родных  сказках, сказах, былинах, малых фольклорных  формах, родной поэзии, играх, песнях, танцах, музыке и живописи.

 

Проявляет

 в конкретных делах  и поступках чувство ответственности  перед людьми - семьёй, группой сверстников, обществом.

 

 

 

Проявляет

готовность помочь другому, представителям  мира природы; сочувствие, сопереживание, сорадование.

 

Анализирует своё поведение и поступки героев литературных произведений; отличиает хорошее от плохого как в сказке, так и в жизни.

 

Участвует  в подготовке и изготовлении подарков близким людям к государственным, традиционным народным и православным праздникам.

Имеет представления:

-о себе (имя, возраст, пол, прошлое, настоящее и будущее);

- о родственных отношениях  в своей семье, её истории, семейных  праздниках и традициях;

-о значении труда в  обществе и жизни каждого человека;

-о родном городе, посёлке, крае, его истории и культуре, традициях;

-о русских богатырях  и героях-защитниках Отечества; 

-о людях, прославивших  Россию; 

-о родном крае, его  достопримечательностях;

-о родной культуре  и изделиях народных мастеров;

-о праздниках (День знаний,   Новый год, Рождество, Именины, День  защитника Отечества, День Победы, День народного единства, Благовещение, Пасха, Троица и др. государственные  праздники);

-об устном народном  творчестве;

- о родной природе, бережном  и заботливом отношении человека  к ней;

-о значении устного  народного творчества;

- об отечественном  культурном  наследии (знания о родных  сказках, сказах, былинах, малых фольклорных  формах, родной поэзии, играх, песнях, танцах, музыке и живописи;

-о государстве и принадлежности  к нему.

 

Усвоил социокультурный опыт родного народа.

 

Проявляет

 включённость в отечественные традиции, самоопределение и самоидентификацию.

 

Участвует  в подготовке и изготовлении подарков близким людям к государственным, традиционным народным и православным праздникам;

в совместном облагораживающем труде в мире природы; акциях памяти воинов-защитников; посильных благотворительных акциях помощи нуждающимся;  соблюдает нравственные нормы и правила;  оказывает посильную помощь родителям и другим людям;   использует полученные знания в реальной жизненной ситуации, соотносит их с усвоенной системой ценностей.


 

Согласно воззрениям современной педагогики, в соответствии с которыми разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения для начальной и средней школы и федеральные государственные требования для дошкольного образования, воспитательные результаты и эффективность деятельности обучающихся и воспитанников распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов – приобретение детьми социальных знаний (об общественных нормах, устройстве семьи, общества,  социально – одобряемых и не одобряемых формах  поведения в обществе и т. п.),  первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ребёнка со своими родителями и педагогами как значимыми носителями положительного социокультурного опыта и знания.

Второй уровень результатов – получение  и соотнесение детьми главных ценностей жизни с собственным опытом  переживания и позитивного отношения к  базовым ценностям Российской цивилизации, ценностному отношению к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов, особое значение имеет взаимодействие дошкольников между собой в дружественной среде в процессе проведения активных занятий, где ребёнок  получает первое практическое подтверждение приобретённых  знаний о нравственности, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение детьми опыта самостоятельного положительного действия по отношению к другим людям, окружающей природе, малой Родине, культурному наследию родного народа. Только в самостоятельном положительном  действии маленький ребёнок действительно становится  гражданином своей страны,  нравственной личностью, способной в будущем  свободно  жить и действовать на благо Отечества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет освоение детьми положительного социокультурного опыта предшествующих поколений, традиций родного народа,  их взаимодействие в открытой социокультурной среде.

С переходом  от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближается к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях, полученные от взрослого;

на втором уровне  происходит освоение нравственных категорий – ценностей, осмысленных в контексте определённой социокультурной традиции, получение опыта взаимодействия со сверстниками, переосмысление собственного нравственного опыта;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия детей в нравственно – ориентированной социально значимой деятельности. Выход на третий уровень результатов возможен лишь через внутреннее проживание детьми нравственных норм и понятий, о которых они узнали при освоении программы «Социокультурные истоки».

Таким образом, знания о ценностях  переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются детьми и становятся их личным выбором, духовно – нравственное развитие воспитанников достигает относительной полноты. Задача  духовно – нравственного воспитания дошкольников и заключается в том, чтобы добрые инстинкты детской натуры превратить в сознательное стремление к добру и правде. 

Переход от одного уровня результатов должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней результатов обеспечивают появление значимых  эффектов духовно-нравственного образования дошкольников – формирование основ целостно развитой личности, позитивно относящейся к жизни, людям и обществу; воспитание гражданина России, способного присваивать базовые национальные ценности, сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

Программа  «Социокультурные истоки» позволяет педагогу выстроить воспитательно-образовательную работу таким образом, чтобы обеспечить поступательное достижение по трём уровням развития дошкольника.

 

 

Заключение

 

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса. В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в Российской Федерации  подчеркивается, что «масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Ситуация в сфере духовно-нравственного здоровья и культуры общества представляет серьёзную угрозу национальной безопасности и будущему России». 

Характерной чертой современного российского общества становится консолидация усилий образовательных учреждений, семьи, церкви, государственных и общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Авторы программы «Социокультурные истоки» убеждены в том, что Россия стремительно приближается к тому времени, когда приоритетным для нашего образования будет духовно-нравственное направление.

Информация о работе Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста