Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности………………………………………………………………...6
1.1 Общие положения о духовно - нравственном развитии детей…………….6
1.2 Специфика согласно возрасту о духовно - нравственном развитии детей………………………………………………………………………………..9
1.3 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений………………………………………………………………………14
Глава 2. Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...........................19
2.1. Выявление уровня духовно-нравственного развития по методике.……..19
2.2.Формирующий эксперимент………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях дошкольного образовательной организации, курсовая.docx

— 106.62 Кб (Скачать файл)

Название Программы «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства, как уникального периода, в котором закладываются основы будущего развития личности.

- Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

- Программа отражает базисное  образование детей от рождения  до 7 лет и обеспечивает полноценное  всестороннее развитие ребенка.

- В основе Программы концепция психологического возраста(четыре психологических возраста – младенчество, ранний возраст, младший дошкольный и старший дошкольный возраст): каждый возраст включает в себя особые отношения детей со взрослым, виды деятельности, в т.ч. и ведущий тип деятельности, а так же психологические достижения ребенка.

- Задачи психолого-педагогической  работы заданы по семи группам, а содержание по четырем психологическим  возрастам, что делает педагогический  процесс гибким.

- В основе программы  лежит деятельностный подход: деятельность развивается и меняется от возраста к возрасту.

Структура программы.

Раннее детство:

- младенческий возраст;

- ранний возраст.

Дошкольное детство:

- младший дошкольный возраст;

- старший дошкольный возраст.

Общие условия реализации программы:

-организация жизни детей;

- планирование;

- психолог в дошкольном  учреждении;

- сотрудничество воспитателя  с семьей;

- развивающая предметно-пространственная  среда детства.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного  
образования: - мониторинг промежуточных результатов освоения ООП ДО; - мониторинг итоговых результатов освоения детьми ООП ДО.

Таким образом, большое количество образовательных программ дает возможность современному дошкольному учреждению решать задачи не только воспитательные.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

 

 

Глава 2. Опытно экспериментальная работа детей старшего

дошкольного возраста

 

2.1 Констатирующий  эксперимент выявление уровня духовно

нравственного развития по методике 

 

Целью нашей работы является – повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения программы «Истоки».

Методическая работа в ДОУ должна быть направлена на решение следующих задач:

1. активизировать педагогов  на осознание актуальности проблемы;

2. повышать профессиональную  компетентность педагогов через  создание системы работы по  внедрению технологии «Социокультурные  истоки» И. А. Кузьмина;

3. обучить эффективным  способам работы с детьми;

4. создать предметно-пространственную  среду, способствующую духовно-нравственному  воспитанию детей;

5. обучить педагогов эффективным способам общения с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Наша работа по этому направлению осуществляется в три этапа:

1 этап - информационно –  аналитический

2 этап – практический

3 этап – контрольно  – оценочный

1. Информационно-аналитический  этап

Задачи:

1. Анализ уровня подготовленности  педагогов, привлечение внимания  родителей к проблеме сотрудничества  по духовно-нравственному воспитанию  детей.

2. Анкетирование педагогов.

3. Анкетирование родителей.

4. Анализ уровня духовно  – нравственного развития детей.

Изучив работу по данному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили условия состояния работы по духовно-нравственному воспитанию.

В ходе диагностики профессиональной компетенции педагогов детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитатели не показали отличных знаний теоретических и практических основ духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.

2 этап – практический

Работа по духовно – нравственному воспитанию ведется по следующим направлениям:

Работа с педагогическими кадрами;

Работа с детьми;

Работа с родителями;

Взаимодействие с социумом.

Задачи:

1. Повысить профессиональный  уровень знаний педагогов по  данному вопросу.

2. Создать условия, благоприятные  для работы с детьми.

3. Формировать у родителей  активную позицию по вопросам  духовно – нравственного 

воспитания.

4. Активизировать взаимодействие  с социумом.

Для решения задачи по повышению уровня педагогического мастерства используются самые разнообразные формы и методы работы с детьми.

Консультации («Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей в процессе взаимодействия ДОУ, семьи, общественных организаций», «Ознакомление и изучение программы «Социокультурные истоки», «Влияние слова на внутренний мир ребенка») пополнили недостающей информацией теоретические и практические знания педагогов, а также расширили, углубили и систематизировали их.

 

2.2.Формируюшющий эксперимент проводится с детьми среднего и

низкого уровня, описание методики работы

 

 1. Содержательный аспект качества образования

 

          Когнитивные показатели развития  детей

                                         5 -6 лет   

Оценка в баллах

Старшая группа (5-6 лет)

 

1.3. Категории Вера, Надежда, Любовь, София

1.3.1. Представление об образе былинного богатыря как первого защитника Земли Русской.

1.3.2. Представление о качествах характера собирательного образа былинного богатыря.

1.3.3. Знания о необходимости послушания старшим людям. Знания правил жизни в среде сверстников.

1.3.4. Представления о реальности чуда в праздник Рождества Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто в нём нуждается.

1.3.5. Представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни.

1.3.6. Представление о дружбе и друзьях,  о проявлении дружеских чувств.

1.3.7. Представления о добрых делах, их значении.

1.3.8. Знания о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых фольклорных формах.

1.3.9.Представление  о мудрых людях, знание мудрых советов, полученных от них.

3  балла - много знает, уверенно рассказывает, почти всегда  проявляет осведомлённость или  рассуждает в ответ на вопрос  взрослого; сам проявляет интерес  к познанию; задаёт вопросы в  процессе беседы; приводит примеры  из собственного опыта; идентифицирует  себя с защитниками Отечества; имеет знания о жизненных ценностях: верности родной Земле; послушании  старшим, милосердии, доброте, согласии, дружбе, следовании мудрым советам  и др.;

2 балла – частично  осведомлён,  знает и размышляет о жизненных ценностях с помощью взрослого, называет не все параметры; проявляет заинтересованность и активность в разговоре;

1 балл – называть затрудняется, мало осведомлён, отвечает только  с помощью взрослого; нравственные  образцы находит с трудом, интерес  к беседе снижен;

0 баллов – не знает, не  осведомлён, не называет, тема не вызывает интереса, не понимает своего места в мире, не знает  нравственных образцов  в жизни.


 

 

Примечание 

На основе итоговой суммы баллов, полученной в результате сложения баллов по  всем показателям, по каждому аспекту качества образования выводится интегративно-комплексная оценка духовно-нравственного развития ребёнка. Для этого используется  пятибалльная система интегративно-комплексной оценки, представленная ниже.

      Пять баллов  соответствуют высокому уровню,

      4 балла  – уровню развития выше среднего,

      3 балла  – среднему уровню,

      2 балла  – уровню развития ниже среднего, 

      1 балл - низкому  уровню духовно-нравственного развития  ребёнка.

Уровень  духовно- нравственного развития ребёнка

    по содержательному  аспекту качества образования на промежуточном этапе диагностики

 Количество  анализируемых  показателей 

                   

 

/4 показателя/

 

 

Уровни развития

по интегративно-комплексной оценке

   

     Итоговая сумма  баллов по содержательному аспекту  качества образования

                                              по возрастным группам

Старшая группа

          (5-6 лет)

Высокий

(5 баллов)

11-12 баллов

Выше среднего

(4 балла)

9-10 баллов

Средний

(3 балла)

7-8 баллов

Ниже среднего

(2 балла)

4-6 баллов

Низкий

(1 балл)

 Менее 4 баллов


 

 

Диагностическая беседа с детьми 5-6 лет

           1. Тема занятия  «Верность родной земле» (ч. 1).   

Информация о работе Опытно экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста