Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:34, курсовая работа
Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре.
Задачи исследования:
-Описать сущность психического развития детей дошкольного возраста.
-Раскрыть сущность понятий игра, игрушка.
-Изучить краткую историю возникновения игрушки.
-Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.
Введение
3 - 5
Глава I. 1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
1.1. Психическое развитие детей дошкольного возраста и его основные линии
6 - 9
1.2. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
10 -13
2. Разнообразие игрушек и их назначение
2.1 История возникновения игрушки
2.2 Виды игрушек
2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
3.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
Глава II. Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей
2.1 Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей
2.2 Описание эффективности использования игр в процессе обучения
14 -17
18 - 21
22 - 27
28 - 30
31 - 32
33 – 37
38 - 42
Заключение
43 – 45
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение |
3 - 5 |
Глава I. 1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста |
|
1.1. Психическое развитие детей дошкольного возраста и его основные линии |
6 - 9 |
1.2. Игра как ведущая
деятельность детей |
10 -13 |
2. Разнообразие игрушек и их назначение 2.1 История возникновения игрушки 2.2 Виды игрушек 2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек
3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста 3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми 3.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками
Глава II. Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей
2.1 Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей 2.2 Описание эффективности использования игр в процессе обучения |
14 -17 18 - 21 22 - 27
28 - 30 31 - 32
33 – 37
38 - 42
|
Заключение |
43 – 45 |
Список использованных источников |
46 - 47 |
Приложения |
|
ВВЕДЕНИЕ
Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка.[5,с.332]. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, - это превращением беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок. [22, с. 5].
Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.
Общением, как одной ведущих деятельностей ребенка, называется взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера. [4,с.330]. Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства и результат. Общение направлено на удовлетворение потребностей, связанный с познанием окружающего мира. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя. [22, с. 134].
Также на протяжении всего дошкольного возраста преобладает игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир, свойства предметов и т.д.
Любой вид деятельности ребенка имеет свою цель. В дошкольном возрасте целью любого вида деятельности ребенка является его всестороннее развитие. Чтобы достигнуть цели, нужны средства, которые являются инструментами ее достижения.
Среди средств общения выделяют две группы: вербальные (речь) и невербальные (экспрессивно-мимические - улыбка, мимика, предметные - позы, жесты - действия). [22, с. 134].
Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. [11, с. 18].
Таким образом, происходит непосредственное развитие во всех психических процессах: в воображении, мышлении, внимании, восприятии и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя с товарищем в различные игры.
Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.
Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Известный психолог Урунтаева Г.А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.
Сейчас, широко рассматривается
проблема о неправильном использовании
игрушки. [20],1,с.98-108].
В своей работе хотелось бы выяснить, как игрушка влияет на общение и психическое развитие детей дошкольного возраста, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.
Объект исследования: психическое развитие дошкольника.
Предмет исследования: игрушка как средство общения
и психического
развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре.
Задачи исследования:
-Описать сущность психического развития детей дошкольного возраста.
-Раскрыть сущность понятий игра, игрушка.
-Изучить краткую историю возникновения игрушки.
-Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.
-Изучить влияние игрушки на общение и психическое развитие детей дошкольного возраста.
- Экспериментально опробовать систему использования психологических игр направленной на развитие познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.
Методы исследования теоретические:
Теоритические:
анализ научной и методической литературы над проблемой исследования; Эмпирические:
целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации, диагностические срезы развития детей педагогический эксперимент количественных и качественный анализ экспериментальных данных.
Глава I. 1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
1.1 Психическое
развитие детей дошкольного
Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. [22,с.354]. Существуют биологические и социальные факторы психического развития.
Новорожденный имеет предпосылки, определяющие его будущее развитие. Они могут быть наследственными и врожденными. К ним относятся природные свойства организма, в первую очередь строение и работа мозга. Строение и функции организма ребенок получает в наследство от своих предков. От рождения он обладает человеческой нервной системой, мозгом, способным стать органом сложнейшей психической деятельности, свойственной человеку. [14, с. 28]. Однако природные свойства ребенка, не порождают психических качеств, а создают предпосылки для их образования. Сами же эти качества возникают благодаря социальным условиям.
Но также должны быть еще внешние источники психического развития, такие как, среда и воспитание. Главным условием психического развития ребенка является его актуальность, то есть деятельность, также общение с взрослым, то есть зона ближайшего развития. Движущей силой психического развития является постоянные противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности.
Но и виды деятельности, и формы общения взрослых с детьми, существующие в современном мире, - результат исторического развития человечества. Ребенок - маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны, то есть, созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение - близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека, - развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается. [4, с. 21].
Ребенок рождается с набором простейших форм поведения - безусловными рефлексами. Они ему необходимые не только чтобы выжить, но и для дальнейшего психического развития. На базе безусловных рефлексов очень рано начинают вырабатываться условные рефлексы, которые ведут к расширению реакций на внешние воздействия. В процессе усвоения общественного опыта отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные системы - функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функций составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и другие свойственные человеку психические качества.
В первые семь лет масса мозга увеличивается в три раза, изменяется строение, совершенствуются функции. Созревание мозга очень важно для психического развития - благодаря ему увеличиваются возможности усвоения различных действий, повышается работоспособность ребенка, создаются условия, позволяющие осуществлять все более систематическое и целенаправленное обучение и воспитание, а оно служит источником психического развития. Через общественный опыт ребенок получает материал для интеллектуального и личностно-индивидуального развития - основных линий психического развития.
Чрезвычайно популярно в современной психологии рассматривают периодизацию психического развития Ж. Пиаже и Э. Эриксона, где раскрываются закономерности становления двух линий развития - интеллекта и личности ребенка. [22, с. 25].
Ж. Пиаже в "Теории интеллектуального развития" рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Познание ребенком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и эти действия относятся к разным познавательным процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти. [15, с. 133-140].
Дошкольный возраст также является тем периодом детства, когда вместе с интенсивным развитием познавательных процессов происходит формирование качеств личности. Социальные условия способствуют развитию в индивиде как общественных свойств и способностей, так и индивидуальных качеств.[7,с.225]. Вначале у ребенка формируется самосознание, выделяет себя как носителя определенного имени, формируется психологический образ "я", формируется чувство половой принадлежности. Затем формируется мировоззрение и идеология, активная воля, где можно выявить способности ребенка, определить и развивать уровень его эмоционально-волевой сферы, формировать различные качества личности.[4, с. 21].
Личность понимается в психологии как система отношений человека к окружающему его миру, другим людям и к самому себе. Развитие личности включает в себя, с одной стороны, процесс усвоения индивидом социального опыта, а с другой - активное воспроизведение этого опыта, включение его в социальную среду. В дошкольном возрасте формируется самосознание - осознание себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу; происходит развитие мотивов поведения, связанных с интересом детей к миру взрослых, проявление стремления ребенка подражать взрослым - это основа многих поступков ребенка, в частности волевых. Также развиваются притязательные, соревновательные, игровые и другие виды мотивов. При активном познании окружающего мира, при общении с окружающими его людьми все окрашено яркими переживаниями - происходит эмоциональное и волевое развитие ребенка.
Усвоение общественно-исторического опыта, правил поведения предполагает, во-первых, что ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать значение нравственных норм, во-вторых, что у него вырабатываются привычки нравственного поведения, что является также важным качеством личности человека. [2, с. 107-145].
А.Н. Леонтьев так характеризует дошкольное детство: "Это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных "механизмов" поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, - он так важен!"[18, с. 6].
Развитие основных линий психики ребенка происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. Каждый вид деятельности ребенка в процессе работы познавательных процессов способствует усвоению действий и таких психических качеств, которые необходимы для его выполнения и совершенствования.