Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре.

Задачи исследования:
-Описать сущность психического развития детей дошкольного возраста.
-Раскрыть сущность понятий игра, игрушка.
-Изучить краткую историю возникновения игрушки.
-Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.

Содержание работы

Введение
3 - 5
Глава I. 1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

1.1. Психическое развитие детей дошкольного возраста и его основные линии
6 - 9
1.2. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
10 -13

2. Разнообразие игрушек и их назначение
2.1 История возникновения игрушки
2.2 Виды игрушек
2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек

3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
3.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками

Глава II. Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей

2.1 Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей
2.2 Описание эффективности использования игр в процессе обучения


14 -17
18 - 21
22 - 27


28 - 30
31 - 32




33 – 37

38 - 42


Заключение
43 – 45
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая, педагогика.docx

— 93.63 Кб (Скачать файл)

   Обучение опережает психическое развитие, ведет его за собой, не заменяя самого развития. Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже самостоятельно. [14, с. 39]. Именно в процессе обучения новым знаниям, умениям, навыкам происходит работа всех познавательных процессов, и как следствие, психическое развитие.

   Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте связано с его ведущей деятельностью - игрой. В. Штерн: "До школы ребенок приобретает обширный запас знаний, умений и навыков, что по своему объему он вполне может выдержать сравнение с программой обучения в школе. Однако вся эта дошкольная "программа" усваивается особым путем. До 6-7 лет знания приобретаются попутно с игрой или с практической, но отнюдь не с учебной деятельностью. [19, с. 52].

 

1.2 Игра как  ведущая деятельность детей дошкольного  возраста

   Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности.

   Деятельностью называется совокупность действий отвечающих одним и тем же побуждениям. [4,с.21]. Это целостный мотивированный акт поведения. Деятельность - это взаимодействие человека со средой, в которой он достигает цели, возникшие от потребностей человека.

   Деятельность подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая пересадка знания прямо в голову субъекта, минуя собственную деятельность. [15,с. 262]. Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка.

   А.Н. Леонтьев создал теорию деятельности; появилось направление деятельностного подхода в развитии психики ребенка. Именно в психологии появляется единство деятельности и сознание - это то, что деятельность является условием психического развития, а в теории Д.Б. Эльконина - основным формированием ведущей деятельности как главным показателем психического развития.

   Ведущая деятельность - это та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет высказывание и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

   В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности. Сначала - это эмоциональное общение, потом - предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра.

   В раннем возрасте совершенствуются технические формы действий с предметами: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках и т.д. Однако это усваивается успешнее, если включается в игровую деятельность, например, застегнуть пуговицы или завязать шнурки кукле, построить домик матрешке и т.д. Ребенок не может сразу включиться в труд в силу его значительной сложности, поэтому он "врастает" в мир взрослых через игровую деятельность, которая отражает жизнь общества. [15, с. 107].

   Игровая деятельность направлена на воспроизводство детьми действий взрослых, их отношений; на отражение окружающей действительности.   Мотивом в игровой деятельности является желание быть взрослым, получать удовольствие от игры, всплеск эмоций. Игровыми действиями называются воображаемые действия с предметами - заместителями и понарошку. Целью игровой деятельности является сам процесс игры.

   Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. [22, с.90-91]. Она становится ведущей в психическом развитии ребенка.   В игровой ситуации развивается его воображение, формируется новый уровень обобщений и абстракции, создаются условия для запоминания и припоминания, активное развивается его речь, возникают более сложные мотивы его поведения, чувства, создаются благоприятные условия для развития воли. Следовательно, ролевая игра обеспечивает развитие как личностной, так и познавательной сферы его психической жизни. [2, с. 89-106].

   Д.Б. Эльконин в своей книге "Психология игры" отмечает: "Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности". П.П. Блонский определил игру как "основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировки, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни". [15, с. 262].

   Игра с сюжетом "вырастает" из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Первоначально ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Затем он начинает осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно. [10, с. 204-208].

   В старшем дошкольном возрасте преобладает сюжетно-ролевая игра. Только в данном возрасте уже более значимыми и привлекательными становятся аксессуары, обозначающие роль: подзорная труба для капитана, бескозырка - для матроса и т.д.). наряду с сюжетно-ролевой игрой, в старшем дошкольном возрасте развиваются и подвижные и дидактические (обучающие) игры. Они возникают в самостоятельной деятельности детей.

   Каждый тип детской деятельности предполагает определенные средства ее реализации, помогающие организовывать овладение различными аспектами культурного опыта - первоначально в совместной деятельности со взрослым, а впоследствии в самостоятельной деятельности ребенка. Игрушки - единственно доступное культурное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной деятельности и задает зону ближайшего развития, то есть обеспечивает переход от совместной со взрослым деятельности к индивидуальной. Самостоятельной деятельностью ребенка с игрушкой принято называть игрой. Поэтому для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и на которых взрослый показывает им игровые действия.

   Таким образом, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, которая рассматривается как особая форма передачи и освоения культурного опыта, отражающая специфику жизни детей в обществе. Игрушка - особое психологическое средство, в котором опредмечены задачи психологического и личностного развития в каждый возрастной период.   Игрушка как предмет культуры имеет важное значение как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка. [20, с. 62].

 

 

2. Разнообразие  игрушек и их назначение

2.1 История возникновения  игрушки

   Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культуры, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой "свернутой форме" передается состояние современной культуры. [1, с.98-108]. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает свою историю.

   Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. История игрушек имеет довольно длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека. [11, с. 18]

Археологические исследования донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. Древние рабовладельческие  общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные  сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть  древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Самые ранние, известные  нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это  деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это “Крокодил" и “Тигр". Древние мастера пытались "оживить" игрушку, передать в ней характерные движения. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. “Месильщик теста" - это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку “Кузнецы". И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. [8, с. 7].

Сравнительно позднее  в игрушке возник образ коня. О  существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н.э. Известны кони-каталки, сделанные  в V в. до н.э. Изготовление коня было одной  из самых любимых игрушек детей  Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Крупнейшее событие гомеровской  Греции - Троянская война - нашло  отображение не только в литературе. Известна игрушка “Троянский конь”, которая, возможно, копировала в миниатюре  громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились  лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение  детской двухколесной каталки с  длинной ручкой и маленьким четырехугольным  кузовом на оси, куда мог сесть  ребенок.

Как и сегодня, одной из первых игрушек ребенка в древности  была погремушка. Ее считали важным средством воспитания. В Древней  Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные  песни. Еще эти предметы имели  и иное назначение. От первобытных  времен сохранилось поверье, что  трещотки своим шумом отклоняют  злых духов и тем самым оберегают  ребенка. Много погремушек найдено  при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных  видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней. По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров. [8, с. 7].

В глубокой древности возник и такой известный нам вид  игрушки, как кукла. Самым древним  египетским куклам около 4 тыс. лет. Какие  только формы она не имела и  как только не видоизменялась на протяжении истории! Самые первые египетские куклы  имели настоящие волосы, подвижные  руки и ноги, одежду и головные уборы  жрецов. Множество различных глиняных кукол, изображавших животных, было и  в античном мире. Например, любимой  игрушкой у греческих детишек  был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы  в Греции и Древнем Риме изготавливались  из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная  отрасль производства - изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные  и сувенирные куклы - из слоновой кости. Также вырезались они из тонких дощечек  и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол  украшались париками из деревянных и  нитяных бус. Такие куклы служили  не только для забавы, но и были неотъемлемой частью религиозных обрядов. Игрушки  Античного мира являются отражением своей эпохи, искусства и религии  того времени.

Древнейшие египетские куклы  были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. [23].

На территории Восточной  Европы древнейшие игрушки, которые  найдены археологами, относятся  ко II в. до н.э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках  славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся в VI-VII вв. н.э. Образцы  древнерусских игрушек средневековья  можно судить по музейным коллекциям. Есть игрушки для знати, военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи и т.д.). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла. [8, с. 7].

Издавна традиционной игрушкой и в русских семьях была кукла. Причем играли в тряпичные куклы  все - не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы  изготавливали мамы и бабушки, затем  дети их делали сами. В русской религии  куклу часто наделяли магической силой плодородия, она выступала  одним из главных атрибутов в  свадебной церемонии - ее вручали  невесте как счастливый символ продолжения  рода. До начала ХХ века игрушки использовали также для призывания к ребенку ангелов-хранителей и добрых духов. [21, с.144].

   В летописях XII в. содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде, а промышленное производство началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в., где стали применять штамповку при изготовлении игрушек. Конец XIX - начало XX в. - время развития технических игрушек. [8, с.8-9].

Со временем кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или  пластмассовую красавицу, которая  радует на сегодняшний день глаза  наших детишек.

Развитие электронной  промышленности открыло новые горизонты  в создании сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки, которые быстро завоевали мировой  рынок.

2.2 Виды игрушек

   Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации игрушек: по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципам, историческим периодам, формам и конструкциям и т.д. [3, с.32].

Информация о работе Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей