Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре.

Задачи исследования:
-Описать сущность психического развития детей дошкольного возраста.
-Раскрыть сущность понятий игра, игрушка.
-Изучить краткую историю возникновения игрушки.
-Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.

Содержание работы

Введение
3 - 5
Глава I. 1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

1.1. Психическое развитие детей дошкольного возраста и его основные линии
6 - 9
1.2. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
10 -13

2. Разнообразие игрушек и их назначение
2.1 История возникновения игрушки
2.2 Виды игрушек
2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек

3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
3.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками

Глава II. Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей

2.1 Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей
2.2 Описание эффективности использования игр в процессе обучения


14 -17
18 - 21
22 - 27


28 - 30
31 - 32




33 – 37

38 - 42


Заключение
43 – 45
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая, педагогика.docx

— 93.63 Кб (Скачать файл)

Чаще в современной  литературе классификация игрушек  строится на основе их использования  в разных видах игр:

  1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.).

Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в  этом их основное назначение, отсюда и  их название - сюжетные. Они развивают  творчество, уточняют и расширяют  кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла - источник разнообразных переживаний малыша.

2. Технические игрушки  вводят детей в мир техники,  знакомят с внешним видом технических  предметов (машины, механизмы, транспортные  средства), с характерными для  них действиями. К ним относятся  игрушечные фотоаппараты, бинокли,  подзорные трубы, летательные  модели, калейдоскопы, детские швейные  машины и многие другие. Также  технические игрушки делятся:  технико-сюжетные, демонстрирующие  производственные процессы или  законы физики, химии и других  наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования  и технического изобретательства.

3. Строительные и конструктивные  материалы рассчитаны на детское  конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей  разных форм для сооружений  и построек. Большими развивающими  возможностями обладают конструкторы  нового поколения "LEGO". [8, с. 43].

4. Дидактические игрушки  - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К ним относятся и мозаики, настольные и печатные игры.

5. Игрушки для подвижных  и спортивных игр предназначены  для физического воспитания. Они  очень разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, серсо, обручи, бильбоке, блошки). Другие способствуют развитию бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки и др.).

6. Театрализованные игрушки  - это куклы (театральные персонажи,  куклы бибабо, куклы - марионетки), наборы сюжетных фигурок для  разыгрывания сценок по сказкам.  К ним относятся костюмы и  элементы костюмов, атрибуты, элементы  декораций, маски, бутафория и  др.

7. Звучащие и музыкальные  игрушки.

Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных  играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным устройством - пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. [8, с. 44].

8. Игрушки-самоделки изготовляются  самими детьми, родителями, воспитателями.  Потребность в таких игрушках  возникает в самих видах игр:  для театров дети мастерят  фигурки "артистов", элементы  декораций; для сюжетно-ролевой  игры - "продукты", "тетрадки". В основе лежит художественных труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.

Образные игрушки составляют одну из групп в общей классификации  игрушек, но их тематическое разнообразие, огромное значение и влияние, оказываемое  развитие личности ребенка, позволили  подвергнуть разделению по классам  и этот отдельно взятый вид игрушек.

Е.Б. Моложавая делит образные игрушки, учитывая содержание образа:

- образы людей,

- образы животных и птиц (домашние, дикие, северные и т.д.),

- образы транспорта (автомобили, трамваи, поезда и пароходы, и др.),

- образы природы (цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.),

- образы быта (посуда, мебель и т.д.);

- сюжетные игрушки, направляющие детскую игру на отдельные стороны                  - окружающей жизни (природные явления, быт, спорт, техника и т.д.).

С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая образные игрушки группируют по основаниям:

- по содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные);

-  по степени готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок);

-  по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.);

-  по величине (мелкие - от 3 до 10 см, средние - 10-50 см, крупногабаритные - соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);

- по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.)

- по художественно-образному решению (реалистические - передают типичные черты вида, характера объекта, условные - выделяют определенные детали (конь-качалка, конь на палочке), конструктивные - строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.). [3, с.34-36].

   В процессе общения с детьми и взрослыми замечаются некоторые взаимосвязи между характером игрушек, которыми играл ребенок, и дальнейшим его развитием вплоть до выбора вида деятельности. Условно их можно разделить на игрушки продуктивные, репродуктивные, и игрушки-друзья.

К продуктивным относятся игрушки, которые позволяют создать что-то "свое", проявить фантазию. Это все конструкторы, творческие наборы, игры с большим количеством вариантов действий, стратегические игры - солдатики, например.

К репродуктивным, повторяющим, относятся все бытовые ролевые игры и игрушки-имитаторы действительности, а также сборные модели и выполнение чего-либо по образцу.

Таким образом, дети, предпочитающие продуктивные, созидательные игрушки  более склонны к позиции лидера, у них более гибкое мышление, они  не пугаются и ищут выходы из нестандартных  ситуаций. Это творческие люди и  даже яичницу они могут готовить особенным способом. Дети, которым  нравятся репродуктивные игрушки, отличаются лучшей адаптацией к социальным условиям. Они коммуникабельны, стабильны, легко <вписываются> в рамки ролей  и делают то, чего от них ожидают. Менее склонны к самостоятельному решению задач, чаще ведомые, чем  ведущие. Неконфликтны, соблюдают правила  и законы.

Таким образом, существуют различные  виды игрушек, но чаще встречается классификация  на основе использования игрушек  в различных видах игр.

 

 

 

 

 

 

2.3 Требования, критерии  оценки и правила подбора игрушек

   Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, стоимости, желания угодить ребенку и пр). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. [20, с.16]. Поэтому многие психологи и педагоги в настоящее время проводят различные экспертизы современных игрушек. Эти экспертизы опираются на объективные, научно обоснованные критерии оценки развивающего значения игрушек.

Основное требование к  игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований  каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.

Требования, предъявляемые  к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных  составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности. Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов и т.д. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохо деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, лишает ребенка уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на цветовую гамму, звучание и пр.[1, с.98-108].

Во-вторых, это возможность  действовать с ней, понятность и  осмысленность игрового действия с  ней. Эта возможность определяется для разного типа игрушек разными  качествами. В образных игрушках важно  наличие яркого определенного образа - человека или животного. Также привлекательность  игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание  новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной  и стимулирующее детскую активность. [20, с.16].

В-третьих, привлекательность  определяется ее рейтингом в детской  субкультуре. Как бы ни противоречили  вкусы детей эстетическим и этическим  представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре. [3, с.32].

Психологическая задача возрастного  развития решается при реализации действий, осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка  как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать возможность  становления новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка. Чтобы игрушка выполняла  свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, т.е. подсказывать, что  и как с ней делать, и направлять на осуществление заложенных в ней  возможностей. Однако наличие ориентиров не должно препятствовать инициативным действиям ребенка. Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для развивающей игрушки. Реализация инициативы ребенка обеспечивается также операционными возможностями  игрушки. Так как игра является самостоятельной  деятельностью ребенка, поэтому  игровой материал должен учитывать  несколько требований: прочность, качество ее изготовления. Они безусловно влияют на реализацию игрового действия. Даже самый интересный замысел может быть не реализован из-за поломки игрушки. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать возможность самостоятельного действия ребенка.

Таким образом, основным психологическим  требованием в игрушкам является возможность активизации соответствующих  возрасту деятельностей ребенка, которая  обеспечивается:

привлекательностью игрушки  для ребенка, задающей мотивационную  основу игры;

полнотой, адекватностью  и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;

операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельно действие ребенка.

Серийная игрушка, с которой  чаще всего имеет дело современный  ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сорадости. Современные дети не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.

А почему кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея различные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходи, как бы на все готовое - это квази-игрушки по определению психолога А.Н. Леонтьева. ребенок оказывается в путях стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать ранний сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ способствуют сексуализации детского сознания и по сути является интеллектуальным растлением. [1, с. 98-108].

Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе "не навреди!". В соответствии с этим принципом игрушки не должны:

- провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным);

Информация о работе Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей