Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре.

Задачи исследования:
-Описать сущность психического развития детей дошкольного возраста.
-Раскрыть сущность понятий игра, игрушка.
-Изучить краткую историю возникновения игрушки.
-Определить виды и назначение игрушек, современные критерии их оценки.

Содержание работы

Введение
3 - 5
Глава I. 1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

1.1. Психическое развитие детей дошкольного возраста и его основные линии
6 - 9
1.2. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
10 -13

2. Разнообразие игрушек и их назначение
2.1 История возникновения игрушки
2.2 Виды игрушек
2.3 Требования, критерии оценки и правила подбора игрушек

3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста
3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
3.2 Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками

Глава II. Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей

2.1 Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей
2.2 Описание эффективности использования игр в процессе обучения


14 -17
18 - 21
22 - 27


28 - 30
31 - 32




33 – 37

38 - 42


Заключение
43 – 45
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая, педагогика.docx

— 93.63 Кб (Скачать файл)

   Первая серия.  Испытуемый – ученик четвертого класса. Возраст – десять лет. В течении почти двадцати минут ребенок руками безуспешно пытается достать конфету, но у него ничего не получается. В ходе опыта он случайно задевает лежащую на столе палочку, сдвигает ее, но не воспользовавшись ею, аккуратно кладет на место. На заданный экспериментатором вопрос: "Можно ли достать конфету другим способом, но не руками?" – ребенок смущенно улыбается, но не отвечает. В этой же серии опытов участвует дошкольник, ребенок в возрасте четырех лет.

Он сразу же, не раздумывая,  берет со стола  палочку и с ее помощью придвигает к себе конфету на расстояние вытянутой  руки. Затем спокойно берет ее не испытывая при этом ни тени смущения. Большинство детей в возрасте от трех до шести лет успешно справляются  с заданием первой серии при помощи палочки, в то время, как более старшие дети не пользуются палочкой и задачу не решают.

   Вторая серия. На этот раз экспериментатор выходит из комнаты и оставляет в ней старших детей в присутствии младших с заданием старшим во что бы то ни стало в его отсутствии решить задачу. Теперь долее старшие дети справляются с задачей, как бы с подсказки младших, которые в отсутствии экспериментатора побуждают их воспользоваться палочкой. В первый раз на предложение младшего ребенка взять палочку старший отвечает отказом, заявляя при этом: "Так каждый умеет". Из этого заявления очевидно, что способ доставания предмета с помощью палочки старшему хорошо известен, но он им сознательно не пользуется, т.к. воспринимает данный способ, по видимому, как слишком простой и запрещенный.

   Третья серия.  Испытуемого – младшего школьника оставляют одного в комнате, скрыто наблюдая за тем, что он будет делать. Здесь еще более наглядно выступает то, что решение задачи при помощи палочки ребенку хорошо известно. Оказавшись один, он берет палочку, подвигает ею желаемую конфету на несколько сантиметров к себе, затем кладет палочку и снова пытается достать конфету рукой. У него ничего не получается, т.к. конфета еще очень далеко. Ребенок вновь вынужден воспользоваться палочкой, но сделав ею неосторожное движение, он случайно подвигает к себе конфету слишком близко. Тогда он вновь отталкивает конфету к середине стола, но не так далеко, оставляя ее в пределах досягаемости руки. После этого он кладет палочку на место и с трудом, но все же рукой достает конфету. Так полученное решение задачи его, по видимому, морально устраивает, и он не испытывает угрызений совести.

   Описанный эксперимент свидетельствует, что в возрасте соответствующем примерно времени обучения в начальных классах школы младшие школьники опираясь на усвоенные социальные нормы могут произвольно регулировать свое поведение в отсутствии взрослого. Детям дошкольного возраста – это еще недоступно. В. И. Анисин отмечает, что старшие дети, которые приложили усилия для того чтобы достать желаемую конфету руками, потом с радостью принимали ее в подарок от взрослого. Те же из них, кто с точки зрения существующих нравственных норма сделал это незаконно т.е. добыл конфету "запрещенным" способом с помощью палочки, или вообще отказывались от награды или же принимали ее с явным смущением. Это свидетельствует о том, что у детей младшего школьного возраста в достаточной степени развита самооценка и они в состоянии самостоятельно следовать определенным требованиям, оценивая свои поступки как хорошие или плохие, в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они их самооценке.

   Психодиагностические игры, подобные описанной можно организовывать и проводить в школе, детском саду и дома. Они служат хорошим подспорьем в воспитании детей, т.к. позволяют достаточно точно устанавливать, какие качества личности и в какой степени уже сформированы или не сформированы у ребенка. (Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990. с.341). 

 

 Описание эффективности использования игр в процессе обучения

 

   Опытно-экспериментальная работа по эффективности использования игр, как способ раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

   Исследования уровня развития детей старшего дошкольного возраста.

   Для определения уровня развития детей старшего дошкольного возраста мы использовали педагогическое наблюдение, беседы, изучения дошкольной документации и творческих работ дошкольников.

   Для получения необходимых данных нами был проведен опрос.  

   Мы исследовали составленные нами задачи, проводили беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

   Для определения уровня знаний детьми игр, мы использовали следующие критерии:

-объем знаний детьми считалок, мирилок, зазывалок;

-желаний играть в определенную игру и вносить свои творческие желания в этот процесс.

   Выбор первого критерия был обусловлен тем, что чем больше объем знаний у детей и использования творческого подхода к процессу обучения детей, тем лучше будет проходить интеллектуальное развите. Другой критерий был отобранный нами сюжет для выбора детьми творческих игр.

   Выбранные нами критерии не могут быть универсальными, т.к. процесс интеллектуального развития детей глубоко индивидуален.

   Программой педагогического исследования были задействованы дети детского сада п.Сосны. Опрашивание мы проводили в ноябре 2012 года. Было опрошено четырнадцать детей старшей группы.

   Основная цель опрашивания – раскрытие творчесва, нравственного, интеллектуального потенциала детей.

   Первое задание, которое мы дали детям - это игра "Пишущая машинка"

   Цель игры – развитие внимания – закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности; показать, что в разных словах разное количество букв. Снятие психологического напряженя.

   Каждому игрующему присваивалось название буквы алфавита. Затем придумывалось слово или фраза. По сигналу дети начинали печатать: первая "буква" слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.

   Чтобы дети сумели выполнить это задание, мы проводили предварительную работу: - изучали буквы пропевали звуки, изготовили наголовники с изобрадением букв. Были проведены предварительные похожие игры.

   Данные поэтому заданию мы занести в таблицу № 1 [смотри дополнение]

   Вторым "заданием", которое мы предложили детям – игра "Будь внимателен!".

  Цель игры – стимулирование внимания, регулирование поведения, выразительность движений.

  Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-либо слово и дети должны начать выполнять определенные действия: на слове "зайчики" – прыгать, на слове "лошадки" – удорять "копытом" об пол, "раки" – пятиться, "птицы" – бегать раскинув руки в стороны, "аист" – стоять на одной ноге.

   Данные по этому заданию мы занесли в таблицу 2 [смотри дополнение].

   Третьим заданием мы предложили детям инсценировать песню "Ходит арбуз по огороду".

   Цель этого задания: определить уровень развития творческого предстваления у детей, умение выразительно исполнять движения, которые были свойственны данному персонажу. Чтобы дети смогли выполнить это задание мы провели предворительную работу: заранее выучили песню, изготовили наголовники для детей, выбрали кто из детей будет выполнять роль ведущего. Проанализировали характер песни, какой должен быть каждый из персонажей.

   Данные по этому заданию мы занесли в таблицу 3 [смотри дополнение].

Четвертым заданием которое мы предложили детям была игра "Доброе слово".

Цель  игры – коррекция нежелательных черт характера поведения детей. Развитие познавательной сферы психики. Снижение психического напряжения.

   Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие:говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

   Данные по этому заданию мы занесли в таблицу 4 [смотри дополнение].

   Пятое задание, которое мы предложили детям – игра "Назови как можно больше отличий".

Цель  игры - закрепление и раширение полученных ранее сведений, развитие воображения, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

   Детям предлагают разные пары картинок, но с одинаковым количеством признаков отличия и в другой столько же. Названные детьми различия фиксируются. При дальнейшем использовании использовании ограничение времени поиска до двух- трех минут.

   Данные по этому заданию мы занесли в таблицу 5 [смотри дополнение].

   Таким образом мы пришли к выводу, что уровень развития игровых навыков, у детей старшей группы можно считать хорошим.

Выводы – все качества, свойства личности формируются в активной деятельностив тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

Игра, как вид  деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем  активного соучастия в труде  и повседневной жизнедеятельности  людей.

   Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

   Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способостей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного  педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов  руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.  

   Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий.  Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.

   Практическое применение творческих заданий в экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в данной работе были раскрыты две линии психического развития: интеллектуальная и личностная. Выявлено, что решающую роль в психическом  развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими  людьми. Ведущей деятельностью в  дошкольном возрасте является игра, а  игрушка ее средством, поэтому большинство  детских игр связано с использованием разнообразных игрушек.

Значение игрушки в  воспитании детей велико. Игрушка - непременный спутник детства  и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования  в разных видах игр. Так как  сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и  педагоги задаются вопросами о влиянии  игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются  сейчас игрушки для дошкольников.

В данной работе были выделены две группы критериев отбора игрушек: первые, связаны с безопасностью, защитой от негативных влияний игрушек  на психику ребенка; вторые, связанные  с качествами игрушек, направленные на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Взрослые должны четко осознавать то, зачем они приобретают ребенку  данную игрушку, какое влияние она  может оказать на ребенка. Игрушка  должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Изучение опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье показывает, что подход к созданию и отбору игрушек должен учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей. Наблюдая за игрой детей, можно попутно ознакомиться и с детской оценкой игрушек.

Современные игры и игрушки  чаще есть антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, распущенности, стяжательству. Поэтому необходимо тщательно относится к отбору современных игрушек, которыми завалены все наши магазины.

Хорошая игрушка оказывает  огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок  воображает ту или иную ситуацию, подражает  взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание  игрушек является исследовательским  действием ребенка. Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Играя, например, различными пирамидками  в младшем дошкольном возрасте, ребенку 5-7 лет лучше подбирать технические  игрушки, где он будет не просто манипулировать с предметами, а осознанно строить, шить, варить и т.д.

Игрушки оказывают также  большое влияние на личностное развитие ребенка. Они является неким инструментом для развития многих способностей ребенка. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки, что поможет  в дальнейшем развить у ребенка  многие способности. Игрушки оказывают  огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Главное знать  четко различие между так называемыми  полезными и вредными игрушками. Полезная игрушка учит добру и  красоте, пониманию, сопереживанию, сорадости. Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу является кукла. Она является другом, партнером, слугой и т.д. Играя с куклой ребенку легче проявить свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Также игрушки влияют на полоролевое различие между мальчиками и девочками. Уже в дошкольном возрасте можно увидеть какие игрушки и игры предпочитают мальчики, а какие девочки, что является первым признаком отождествления ребенком себя с конкретным полом.

Информация о работе Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей