Опытно-экспериментальная работа по применению дидактических принципов в организации занятий в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: реализация дидактические принципы в обучении дошкольников.
Цель исследования: рассмотреть процесс реализации дидактические принципы в обучении старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс использования дидактического материала в ДОУ будет более эффективным, если созданы условия для эффективного использования дидактического материала в ДОУ.
Задачи исследования:
- изучить историю разработки дидактических принципов педагогики;
- рассмотреть дидактические принципы обучения детей дошкольного возраст;
- перечислить методы изучения использования дидактических принципов;
- изучить применение дидактических принципов в ДОУ.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Анализ дидактических принципов обучения в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Изучение истории разработки дидактических принципов педагогики 5
1.2. Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста 12
Выводы по главе I 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению дидактических принципов в организации занятий в ДОУ 19
2.1. Методы изучения использования дидактических принципов 19
2.2. Применение дидактических принципов в ДОУ 25
Выводы по главе II 30
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

В последние годы активно  ведутся разработки новых моделей  обучения, построенных на информационных технологиях. Они дают возможности  для реализации тенденций развития постиндустриального общества в современных дидактических системах. В основном информационные технологии обучения существую пока в виде проектов, но недалек тот день, когда возникнут конкретные модели обучения на основе использования компьютера и сети Интернет. По мнению Е.С. Полата, приоритет, как и в традиционной школе, останется за самостоятельными видами познавательной деятельности [20, с.196]. Широкое использование различных источников информации, включая информационно-образовательные ресурсы Интернет, станет привычным делом.

Насущной необходимостью сегодняшней дидактики при многообразии дидактических систем и моделей  является научная систематизация опыта. Поиск путей совершенствования  образования многими исследователями  связывается с использованием категории "контекст", что означает соединение, сцепление, некое целое, связывающее и объясняющее явления, факты, события.

Теоретический анализ содержания образования позволяет исследователям выделить в его структуре следующие  контексты: социокультурный (образовательный текст), дидактический (учебно-педагогическое взаимодействие, образовательная среда) и контекст личностной значимости [27, с.197]. Социокультурный аспект представляет собой совокупный общественно-исторический опыт, накопленный человечеством и выступающий предпосылкой и результатом становления человека и личности как субъекта социальных отношений. Особенности реализации социокультурного контекста представлены в целом ряде работ (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Н.Б. Крылова, И.С. Якиманская и др.)

Педагоги Н.В. Бордовская и А.А. Реан, рассматривая модели обучения в социокультурном аспекте, выделяют следующие образовательные модели:

  • Модель образования как государственно-ведомственной организация, как самостоятельное направление в ряду других отраслей хозяйства.
  • Модель развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов) - организация образования как особой инфраструктуры через широкую кооперационную деятельность образовательных систем разного ранга.
  • Традиционная модель как модель систематического академического образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Ч. Финн и др.)
  • Рационалистическая модель (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер) предполагает такую организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний [6, с.71].

Таким образом, сегодня  в Росси существует множество дидактических систем, моделей обучения и авторских школ. Анализируя дидактические системы и авторские школы, мы обнаружили различия в целевой направленности применяемых систем обучения и разделили их в соответствии с доминирующей ориентацией следующим образом: личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные. Процесс образования новых моделей и дидактических систем продолжается. Особый интерес в образовании и развитии новых моделей обучения представляет использование информационных технологий.

 

1.2. Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста

В последнее время  в результате интенсивных научно-методических исследований и разработок появились  новые подходы к пониманию  и классификации дидактических принципов, касающихся обучения детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. В частности, Л.М. Фридман предлагает следующую психологическую классификацию принципов обучения в начальной школе: развитие личности, самодеятельность, самоорганизация, коллективизм, ролевое участие, ответственность, эмоциональное благополучие каждого ребенка [27, с.118].

В современной дошкольной дидактике известны подходы Л.М. Клариной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, Е.Е. Шулешко. Л.М. Кларина в своей личностно ориентированной дидактике применительно к художественному обучению считает необходимым соблюдение принципов эмоциональной настроенности ребенка, создания у него установки на самостоятельные сознательно-ориентировочные и творческо-поисковые действия, организацию самоконтроля в практической деятельности. В то же время для обеспечения познавательного развития ребенка Кларина Л.М. считает важным соблюдение таких принципов, как вариативность моделей обучения, развитие самоценных, доставляющих удовольствие, форм активности, единство трех форм отражения действительности: образной, знаково-логической и действенной. К обязательным требованиям организации обучения дошкольников относятся также в ее представлении принципы приоритетного старта, стимуляции ассоциативных связей, фиксации успеха, этапности, наличия общего психологического пространства, игрового характера преподавания и учения, преемственности и непрерывности образования в детском саду и начальной школе. Вышеизложенные теоретические позиции, входящие в концепцию "Сообщество детей и взрослых: поиск моделей его развития" нашли свое отражение в практической работе по реализации в экспериментальном детском саду проекта "Детское королевство". В нем сделана интересная, с нашей точки зрения, попытка создания системы развивающих тематических ситуаций, лежащих внутри типично детских видов деятельности, в первую очередь игры, разных ее видов. Организация развивающих ситуаций предполагает создание специальной среды - развивающих центров, например, центр общения, математический центр, центр искусств и др. В них дети овладевают новыми средствами и способами взаимодействия с окружающим миром. Имеются в виду познание, преобразование и эмоционально-ценностное отношение ко всем составляющим окружающий мир сферам: природе, культуре, к другим и к самому себе [25, с.194].

Чрезвычайно интересные идеи современной дошкольной дидактики: тематическая, личностно-смысловая событийность, совместное детско-взрослое проектирование, проживание и рефлексия, реальная общность детей разного дошкольного и младшего возраста, включенность родственников детей в жизнь учреждения получили в отечественной науке и практике наибольшее развитие в связи с работами Г.Г. и Е.Е.. Кравцовых. Ими и их учениками дано глубокое психологическое обоснование сущности обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте как совместной деятельности детей, базирующейся на широком смысловом содержательном контексте.

Вышеуказанные ученые считают, что главное внимание воспитателей и родителей детей среднего и  старшего дошкольного возраста должно быть сосредоточено на развитии отношений ребенка со взрослым, со сверстниками и самим собой, т.е. речь идет о формировании у детей такого личностного новообразования, как произвольность в общении. Произвольность в общении со взрослым выражается в умениях ребенка преодолевать свои сиюминутные желания, в способности понимать позицию взрослого и условный план в его вопросах. Для становления совместной учебной деятельности в игре особую значимость приобретают умения дошкольника устанавливать содержательные контакты, взаимодействовать в общем деле. Речь идет о способностях каждого ребенка устойчиво удерживать общую игровую цель, относиться к сверстнику как к партнеру, умении работать в общем ритме и темпе, найти собственное место в структуре деятельности. И здесь особая роль принадлежит играм с правилами, в которых ребенок учится добровольно подчиняться и принимать внешние нормы, не испытывая внутреннего дискомфорта и принуждения. В разнообразной игровой деятельности происходит формирование произвольности в общении ребенка с собой. Он научается содержательно оценивать собственную деятельность, принимать отрицательные оценки, рефлексировать свои чувства, эмоции, отношения.

Идея социального характера  начального этапа образования получила интересное научное обоснование и практическую реализацию в социоигровой педагогике. В частности, в исследованиях Е. Шулешко, А.Ершовой, В. Букатова в качестве важнейшего личностного образования, которое связано с формированием учебной деятельности, выступает социокультурная норма. В программе "Обновление и самообразование" для детей от двух до десяти лет она обозначается как "Ровесники и учащиеся". Социокультурная норма характеризует отношения детей в микро-группе, их самовосприятие, самопонимание, самооценки. В частности, в терминологии авторов программы свойства социально-культурной нормы обозначаются как: педагогический потенциал (накопленный ребенком социальный опыт и особенности его социального (речевого и неречевого) поведения); личностная позиция (роль, характер, степень заинтересованности ребенка в общении, в общей и индивидуальной деятельности, уровень самооценки); коммуникативная дистанция (форма объединения, степень сформированности "мы"); образовательный ресурс (способность к анализу, целеполаганию и организации успешной деятельности) [13, с.78].

Таким образом, в настоящее  время в отечественной теории и практике дошкольного образования  происходит становление новой парадигмы  педагогического знания, базирующейся на обновленном методологическом базисе, сопряжении процессов социализации и персонализации детей в их совместном бытии со взрослыми.

Тенденция решения педагогических задач обучения и воспитания в  дошкольном возрасте путем включения, осмысления, сохранения и использования  смыслового контекста жизни детей прослеживается также в современной зарубежной теории и практике дошкольного образования.

Конечно, здесь имеет  место иная методологическая база, предопределившая значительный плюрализм  педагогической науки. Вместе с тем, глубокое понимание сущности серьезных изменений в практике западного дошкольного образования с учетом социально-культурных и научных традиций, конструктивный анализ современных подходов, концепций объективирует в значительной степени наши решения, способствует их обоснованию, а также повышению научной достоверности. Особенно это важно в условиях интеграции отечественного образования в мировую педагогическую культуру, преодоления длительной самоизоляции от других стран, в частности европейских, имеющих богатые традиции в сфере педагогических исследований.

Базисной характеристикой  личности, которая должна быть сформирована в период дошкольного детства, по мнению западных ученых, деятелей образования, практиков, является социальная компетентность. Отсюда перед дошкольным учреждением  на передний план выдвигается социальное воспитание. Есть различные программы социального воспитания и развития детей в детском саду [13, с.85].

Они базируются на идеях  символического интеракционизма и  экологической психологии. В рамках психологии повседневности, экзистенциально-феноменологической философии существуют другие подходы.

В рамках наиболее распространенной концепции в дидактике детского сада и получившей название социально-ситуативной, а также соответствующей программы  воспитания и обучения детей, суть развития определяется как способность индивида изменить самого себя и окружающую среду в процессе непосредственного и непрерывного взаимодействия индивида. Важными характеристиками развития являются ориентация ребенка на будущее, на "расширение" горизонта окружающего мира, на успешное решение своих жизненных проблем и ситуаций. Понятие "ситуация" как пространственно-временной отрезок актуальной окружающей среды, в которой ребенок действует или намерен действовать, является для западноевропейской дошкольной педагогики конституирующим. Через него объясняется сущность воспитания и обучения. Деятельность воспитателя заключается в структурировании ситуаций, которые имеют для ребенка личностно-образовательный смысл. Отсюда содержание педагогического процесса в детском саду представлено в виде набора наиболее значимых и часто встречающихся жизненных ситуаций детей, ситуаций свободного общения, взаимодействия, повседневных, бытовых, трудных, конфликтных, неожиданных и т.д.

Социальная действительность как объективная данность понимается педагогами как основное средство воспитания и обучения детей. В отечественных программах, например, в специальной программе приобщения ребенка к социальному миру "Я - человек" С.А. Козловой речь идет о познании социальной действительности, в основном, опосредованно через предметы, игрушки, общение с близкими людьми.

 

 

Выводы по главе I

Таким образом, из данной главы можно сделать следующие  выводы:

Общедидактические принципы выступают как основные направляющие положения, возникающие в результате анализа научно – педагогических закономерностей и практического  педагогического опыта, и являются главным ориентиром в педагогической работе воспитателя.

Учитывая переход современного образования, в том числе и дошкольного, на личностно-ориентированную модель, но сохранение при этом массовости в обучении, особенно актуальным в настоящее время становится наиболее эффективное и продуманное использование в построении занятий принципа индивидуального подхода. Также в связи с проблемой индивидуального подхода к воспитанникам дошкольного образовательного учреждения в условиях массового обучения привлекает к себе особое внимание принцип доступности в обучении.

Главная цель воспитания в дошкольном учреждении заключается  в формировании у детей умений компетентно и автономно действовать  в настоящей и будущей жизни, рефлексировать свое собственное поведение, мысли, чувства, воспринимать других и взаимодействовать с ними, осуществлять самостоятельно и ответственно собственную деятельность.

Главное внимание воспитателей и родителей детей среднего и  старшего дошкольного возраста должно быть сосредоточено на развитии отношений ребенка со взрослым, со сверстниками и самим собой, т.е. речь идет о формировании у детей такого личностного новообразования, как произвольность в общении.

В настоящее время  в отечественной теории и практике дошкольного образования происходит становление новой парадигмы педагогического знания, базирующейся на обновленном методологическом базисе, сопряжении процессов социализации и персонализации детей в их совместном бытии со взрослыми.

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению дидактических принципов в организации занятий в ДОУ

2.1. Методы изучения использования дидактических принципов

Теоретическое изучение и анализ научной литературы по изучаемой  проблеме в теоретической части  работы определили необходимость проведения анализа ее состояния на практике.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по применению дидактических принципов в организации занятий в ДОУ