Опытно-экспериментальная работа по применению дидактических принципов в организации занятий в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: реализация дидактические принципы в обучении дошкольников.
Цель исследования: рассмотреть процесс реализации дидактические принципы в обучении старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс использования дидактического материала в ДОУ будет более эффективным, если созданы условия для эффективного использования дидактического материала в ДОУ.
Задачи исследования:
- изучить историю разработки дидактических принципов педагогики;
- рассмотреть дидактические принципы обучения детей дошкольного возраст;
- перечислить методы изучения использования дидактических принципов;
- изучить применение дидактических принципов в ДОУ.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Анализ дидактических принципов обучения в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Изучение истории разработки дидактических принципов педагогики 5
1.2. Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста 12
Выводы по главе I 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению дидактических принципов в организации занятий в ДОУ 19
2.1. Методы изучения использования дидактических принципов 19
2.2. Применение дидактических принципов в ДОУ 25
Выводы по главе II 30
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Выводы по главе II

Таким образом, в ходе проведенных занятий мы пришли к  следующим выводам.

На начальном этапе  нашего исследования проведена диагностика  уровня знаний детей об окружающем мире старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики описаны по уровням «высокий», средний», «низкий», которые мы предлагаем для использования в процессе качественного анализа знаний детей. На начальном этапе эксперимента дети обеих групп показали сравнительно одинаковые уровни знаний детей об окружающем мире.         

Формирующий этап исследования строился на реализации разработанной  нами системы занятий по использованию  дидактического материала М.Монтессори. На занятиях в рамках заданной темы пели песни, слушали музыку, рассматривали картины отечественных и зарубежных  художников, читали стихи и рассказы о животных, растениях, о временах года, о живой и неживой природе и т.д.  

 

 

Заключение

Рассмотрев дидактические  системы и принципы обучения, мы делаем следующие выводы:

Исследователи выделяют следующие дидактические системы: традиционную, педоцентрическую и современную. Каждая из этих дидактических систем на определенном этапе играла ведущую  роль.

Зарубежные дидактические системы Гербарта (традиционная) и Дьюи (педоцентрическая) в свое время давали неплохие результаты, но ни одна из этих систем не отвечала требованиям быстротекущей жизни. Современные зарубежные дидактические системы и модели обучения обеспечивают активную познавательную и исследовательскую деятельность учащихся и отличаются между собой социальными, религиозными, общественно-экономическими и иными основаниями. Школа является средством подготовки детей к жизненному самоопределению.

Отечественная дидактика  развивалась и развивается в сопряжении с мировыми теориями обучения, некоторые из них оказали и продолжают оказывать существенное влияние на характер обучения в российских школах. Дидактические системы Монтессори, Вальдорфской школы, основанные на природосообразности, личностно-ориентированном подходе и творческой направленности обучения, во многом отражают принципы современной отечественной дидактики, однако они не нашли широкого применения в России. Советский период дидактики характеризуется достаточно общей и единообразной системой обучения, в которой совершенствовались отдельные дидактические и методические направления.

В конце 20 века явно обострилось  несоответствие между результатами, которые давало образование и  насущными потребностями времени. В современной России существует множество дидактических систем, моделей обучения и авторских школ. Анализируя дидактические системы и авторские школы, мы обнаружили различия в целевой направленности применяемых систем обучения и разделили их в соответствии с доминирующей ориентацией на следующие 7 групп: личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные. Также необходимо отметить, что процесс образования новых моделей и дидактических систем продолжается. Особый интерес в образовании и развитии новых моделей обучения представляет использование информационных технологий.

Перед современной дидактикой стоят те же вопросы, что стояли во все времена ее развития. В связи  с ростом объема знаний человечества, появлением новых технических и технологических возможностей вечные дидактические проблемы приобретают новое звучание. Решение данной проблемы многие педагоги видят в использовании модели коллективно-группо-парно-индивидуального обучения, а также в изменении философского и методологичекого обоснования процессов обучения.

Если ставить целью  дальнейшее поступательное развитие страны, то необходимо пересмотреть принципы обучения. Обучение должно быть направлено на производство "нестандартных", самостоятельно принимающих решения индивидов, которые предназначены не для того, чтобы вписаться в существующие общественные структуры, а для того, чтобы создавать новые и перестраивать старые. Для решения данной задачи требуется разумное сочетание опыта зарубежной и отечественной дидактики - современной науки об обучении, отвечающей насущным потребностям современности.

Таким образом, в ходе проделанной работы по данной теме исследования нами были решены следующие  задачи:

- изучили историю разработки дидактических принципов педагогики и рассмотрели дидактические принципы обучения детей дошкольного возраст;

- перечислили методы изучения использования дидактических принципов;

- изучили применение дидактических принципов в ДОУ.

 

 

Список используемой литературы

  1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как формы организации обучения в детском саду в книге Умственное воспитание дошкольника [Текст] / В.Н.Аванесова. – М.:Норма, 2010.-346 с.
  2. Бабанский, Ю.К.  Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю.К.Бабанский. – М., 2008.-217 с.
  3. Бабунова, Т.М. К вопросу о воспитании умственной активности детей дошкольного возраста в дидактических играх. В книге Вопросы дошкольной педагогики [Текст] / Т.М. Бабунова. – М., 2010.-280 с.
  4. Белошистая, А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования [Текст] / А.В. Белошистая // Начальная школа: плюс – минус. – 2012. – № 2. – С.26-31
  5. Беспалъко, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько.-М., 2009.-169 с.
  6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А.Реан. - СПб.: Питер, 2010.-348 с.
  7. Буре Н.С. Готовим детей к школе [Текст] /Н.С.Буре.–М.,2007.-325 с.
  8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А.К.Бондаренко. – М., 2010.-290 с.
  9. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст] / Л.А. Венгер. – М., 2010.-324 с.
  10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: [Текст] В 6 т. Т. 3 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2009. -368 с.
  11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М., 2011.-128 с.
  12. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / Д. Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 2007.-308 с.
  13. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика  [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М., 2010.-294 с.
  14. Коменский, Я.А. Избранные педагогические произведения [Текст] /Я.А. Коменский. – В 2-х т. Т.2. – М., 1992. – 416 с.
  15. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1 [Текст]/ А.Н.Леонтьев.- М., 2009.-374 с.
  16. Лордкипанидзе, Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского [Текст]/ Д.О.Лордкипанидзе.-М.: Учпедгиз, 2010. - 368 с.
  17. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик.-М.: Политиздат, 2008. - 256 с.
  18. Монтессори, М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в «Домах ребенка» [Текст] / М.Монтессори.-М., 2009.-265 с.
  19. Морозова, О.Е.,  Тихеева И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание [Текст] / О.Е.Морозова,  И.Тихеева // Дошкольное воспитание. -2010. - №5. - С. 54-55
  20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студентов пед. Вузов / под ред.Е.С. Полат. - М.: Академия, 2010. – 346 c.
  21. Нуриухаметова, А.П. Осуществление преемственности в обучении дошкольным и начальным образованием [Текст] / А.П.Нуриухаметова // Учитель Башкортостана.-2010.-№9.-С.75-77
  22. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 2008. – 256 с.
  23. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П.Подласый.–М., 2011.-274 с.
  24. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2009.-512 с.
  25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]/ Г.К.Селевко.- М.: Народное образование, 2008.– 185 с.
  26. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Общая педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев.  Учеб. пособие. - М., 2010.-386 с.
  27. Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / С.А. Смирнова. Учебное пособие. - М., 2009.-417 с.
  28. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: [Текст] В 3т. – т. 2. / В.А.Сухомлинский.-  М., 2010.-267 с.
  29. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: [Текст] Хрестоматия / Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н.Полякова. — М.: Центр педагогического образования, 2008.-389 с.
  30. Удальцова, Д.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Д.И.Удальцова.- М-Прогресс, 2009.-238 с.
  31. Хуторский А.В. Современная дидактика [Текст] / А.В. Хуторской. - М., 2011.-346 с.
  32. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. – М: Сентябрь, 2010.-312 с.

 

Приложения

Приложение 1

                                                                 

Протокол определения уровня знаний (методика № 1)

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Имя ребенка

Уровень знаний

Имя ребенка

Уровень знаний

Высо-кий

Сред-ний

Ниже средне-го

Высо-кий

Сред-ний

Ниже среднего

1

Алия А.

+

   

1

Радим З.

 

+

 

2

Дина М.

 

+

 

2

Айнур А.

   

+

3

Ильназ А.

   

+

3

Рустам К.

 

+

 

4

Алина Г.

 

+

 

4

Диана Б.

+

   

5

Урал Ш.

   

+

5

Радим К.

 

+

 

6

Радион И.

   

+

6

Алина И.

 

+

 

7

Азалия С.

+

   

7

Данил С.

 

+

 

8

Данис Х.

   

+

8

Милана С.

+

   

9

Алсу Х.

 

+

 

9

Артур К.

 

+

 

10

Артём Г.

 

+

 

10

Айдар Б.

   

+

11

Диана Х.

 

+

 

11

Ралина Х.

+

   

12

Дилара Х.

 

+

 

12

Гульназ Д.

 

+

 

13

Никита Н.

 

+

 

13

Денис М.

   

+

14

Реналь С.

   

+

14

Ридаль Г.

   

+

15

Азамат М.

   

+

15

Айдар Г.

   

+


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол определения уровня знаний (методика № 2)

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Имя ребенка

Уровень знания

Имя ребенка

Уровень знания

Высо-кий

Сред-ний

Ниже средне-го

Высо-кий

Сред-ний

Ниже среднего

1

Алия А.

 

+

 

1

Радим З.

 

+

 

2

Дина М.

 

+

 

2

Айнур А.

 

+

 

3

Ильназ А.

 

+

 

3

Рустам К.

 

+

  

 

4

Алина Г.

+

   

4

Диана Б.

 

+

 

5

Урал Ш.

 

+

 

5

Радим К.

 

+

  

 

6

Радион И.

   

+

6

Алина И.

+

   

7

Азалия С.

 

+

 

7

Данил С.

+

 

  

 

8

Данис Х.

 

+

 

8

Милана С.

+

   

9

Алсу Х.

 

+

 

9

Артур К.

 

+

 

 

10

Артём Г.

+

   

10

Айдар Б.

 

+

  

 

11

Диана Х.

 

+

 

11

Ралина Х.

+

   

12

Дилара Х.

 

+

 

12

Гульназ Д.

 

+

 

13

Никита Н.

 

+

 

13

Денис М.

 

+

   

 

14

Реналь С.

 

+

 

14

Ридаль Г.

 

+

   

 

15

Азамат М.

 

+

 

15

Айдар Г.

 

+

    

 

 

 

Приложение 2

Живая природа

Занятие на  тему: Уход за срезанными живыми цветами

Материал: срезанные живые  цветы, маленькое ведро, совок для  мусора, вазы различной формы и  величины, на подносе клеенчатая скатерть в качестве подстилки, посуда для  отбросов, ножницы, лейка, тряпка.

Цель: создать представление  о способах составления букета, обратить внимание ребенка на условия жизни  растений, развитие эстетического чувства, развитие координации движений.

Как работать с материалом. Совместно с ребенком учитель  подготавливает рабочее место. Время подготовки следует сократить, тогда у ребенка остается интерес к самому упражнению. Он кладет срезанные цветы на подстилку и располагает все остальные материалы так, чтобы они были ясно видны. Порядок облегчает ребенку работу. Учитель просит ребенка наполнить лейку водой до половины. Ребенок и учитель выбирают для цветов подходящую вазу. Одной рукой учитель берет лейку, другой рукой - сложенную тряпку, легко прижимает ее к передней стороне лейки, чтобы поймать капли воды, пока в вазе для срезанных цветов не будет достаточно воды. Он показывает ребенку воду в вазе. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край вазы на клеенку, он вытирает. Берет цветок, удаляет нижние листья и обрезает кусочек стебля, ставит цветок в вазу и продолжает так до тех пор, пока все цветы не будут расставлены в вазе. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение, он вместе с учителем убирает рабочее место.

Контроль над ошибками: пролитая вода, выпадающие из вазы или  слишком глубоко поставленные в  нее цветы.

Дальнейшие упражнения. Уход за цветами, которые уже долго  стоят в вазе. Составление букета на подставке, в которую втыкают цветы.

Применение: Украшения  из цветов к празднику, например, украшение  стола ко дню рождения.

Пересыпание зерен из одного кувшина в другой

Материал: на подносе  стоят два небольших кувшина  одинаковой формы (типа молочника); поднос и кувшины имеют одинаковую расцветку. Ручки кувшинов должны быть не очень тонкими и достаточно крепкими, чтобы их было удобно держать. Ручка правого кувшина повернута направо, а левого — налево. Зерна кукурузы, риса, гороха.

Цели: прямая — ребенок учится пересыпать зерна из одного кувшина в другой; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к переливанию воды.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по применению дидактических принципов в организации занятий в ДОУ