Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:52, курсовая работа
Предмет исследования: реализация дидактические принципы в обучении дошкольников.
Цель исследования: рассмотреть процесс реализации дидактические принципы в обучении старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс использования дидактического материала в ДОУ будет более эффективным, если созданы условия для эффективного использования дидактического материала в ДОУ.
Задачи исследования:
- изучить историю разработки дидактических принципов педагогики;
- рассмотреть дидактические принципы обучения детей дошкольного возраст;
- перечислить методы изучения использования дидактических принципов;
- изучить применение дидактических принципов в ДОУ.
Введение 3
Глава I. Анализ дидактических принципов обучения в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Изучение истории разработки дидактических принципов педагогики 5
1.2. Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста 12
Выводы по главе I 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению дидактических принципов в организации занятий в ДОУ 19
2.1. Методы изучения использования дидактических принципов 19
2.2. Применение дидактических принципов в ДОУ 25
Выводы по главе II 30
Заключение 31
Список используемой литературы 33
На начальном этапе экспериментальной работы проведён констатирующий эксперимент, в ходе которого проведена диагностика уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста о характерных особенностей растительного мира и неживой природы с использованием дидактического материала М.Монтессори.
На формирующем этапе была разработана программа по использованию дидактического материала М.Монтессори детьми старшего дошкольного возраста.
Констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста о характерных особенностей растительного мира и неживой природы, а так же уровня знаний о временах года с использованием дидактического материала М.Монтессори. В эксперименте принимали участие 30 детей из двух групп - контрольной и экспериментальной. Возраст детей приблизительно одинаковый.
Было выделено три
методики, где использовался
Методика 1. Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира
Проводится индивидуально с каждым ребёнком.
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: Комнатные растения традесканция, хлорофитрум, маранта, лейка для полива; распылитель воды, палочка для рыхления; тряпочка, поддон, карточки с изображением разных растений.
Вопросы: 1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
3. Покажи, как правильно это надо делать?
4. Для чего нужны людям
5. Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных выбрать:
а) сначала деревья потом
Оценка результатов
Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассматривает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к комнатным растениям.
Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает своё отношение к комнатным растениям.
Результаты методики
№ 1 в экспериментальной и
Уровни Группы |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Экспериментальная |
13 |
47 |
40 |
Контрольная |
20 |
47 |
33 |
Рис. 1. Результаты методики № 1 в экспериментальной и контрольной группах на начальном этапе, (%)
По результатам обследования высокий уровень знаний характерных особенностей растительного мира в экспериментальной группе показали 13% детей; средний уровень знаний показали 47% детей; низкий уровень показали 40% детей. В контрольной группе высокий уровень знаний характерных особенностей растительного мира показали 20% детей; средний уровень показали 47% детей; низкий уровень знаний показали 40% детей.
Дети в основном без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, но практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно, интерес к домашним растениям низкий.
Методика 2. Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы
Проводится индивидуально с каждым ребёнком.
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: Три баночки – с песком, с водой, с камнями.
Вопросы: 1. Какие свойства песка ты знаешь?
2. Где и для чего человек использует песок?
3. Какие свойства воды ты знаешь?
4. Где и для чего человек использует воду?
5. Какие свойства камней ты знаешь?
6. Где и для чего человек использует камни?
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла). Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Таблица 2
Результаты методики
№ 2 в экспериментальной и
Уровни Группы |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Экспериментальная |
13 |
80 |
7 |
Контрольная |
27 |
73 |
0 |
По результатам обследования высокий уровень знаний характерных особенностей неживой природы в экспериментальной группе показали 13% детей; средний уровень знаний показали 80% детей; низкий уровень показал 7% детей. В контрольной группе высокий уровень знаний характерных особенностей неживой природы показали 27% детей; средний уровень показали 73% детей; низкий уровень знаний отсутствует.
Дети без труда определяют содержимое баночек, но не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Дети отвечают на поставленные вопросы. В основном знают, как нужно ухаживать за домашними животными, но не понимают взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, растений, птиц. Затрудняются выразить свое отношение к проблеме.
Низкий уровень
Средний уровень сформированности положительного отношения к окружающему миру образуется при специальном педагогическом воздействии на детей в условиях реализации определенной системы знаний в строго регламентированной деятельности дошкольников. Характеризуется увеличением возможностей детей, некоторыми успехами в их развитии, но, в тоже время средний уровень не ведет еще к саморазвитию детей в их самостоятельной деятельности, так как действия репродуктивны, подражательны. На этом уровне дети отличаются умением понимать простые связи и закономерности, умением выразить их в речи, построением своей деятельности с учетом этих закономерностей. Содержание их деятельности более разнообразно, они способны действовать под руководством взрослого и частично самостоятельно. Однако проявления творчества, любопытства, воображения, инициативы ограничены.
Высокий уровень сформированности положительного отношения к окружающему миру возможен только при развивающемся взаимодействии взрослого с детьми. Этот уровень характеризуется наличием у детей элементарных системных знаний об окружающей среде, способностью детей к рассуждениям, умозаключениям, выводам; богатым содержанием детских деятельностей, которые носят эмоционально активный, творческий самостоятельный характер.
Итак, анализируя результаты констатирующего этапа можно сделать вывод о том, что в старших группах уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно. Мы предполагаем, что подобная ситуация типична и для других дошкольных учреждений.
2.2. Применение дидактических принципов в ДОУ
С целью повышения уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста о характерных особенностей растительного мира и неживой природы с использованием дидактического материала М.Монтессори, нами была разработана программа.
В обоснованной нами гипотезе мы предположили, что процесс использования дидактического материала детьми старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если использовать элементы педагогики М.Монтессори.
Разделение Монтессори-класса
на тематические зоны помогает малышу
лучше ориентироваться в
- Зона реальной (практической) жизни
- Зона сенсорного развития
- Зона математики
- Зона языковая
- Зона космическая.
Но количество тематических зон может быть гораздо больше и разнообразнее (музыкальная, художественная, спортивная и др.). Учитываю условия исследуемого детского сада, мы взяли одну зону – космическую, т.е. она знакомит ребенка с окружающим миром, с процессами и явлениями.
Наша экспериментальная программа состоит из серии занятий, включающие элементы системы М.Монтессори. Содержание включает 2 раздела:
1 раздел – «Живая природа». Содержание этого раздела предполагает расширение и уточнение представлений детей о природе; закрепление умения наблюдать; закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д. и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.), называть их. Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.
2 раздел – «Неживая природа». Содержание этого раздела предполагает закрепление умений устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; закрепление умений правильно вести себя в природе; оформлять с детьми альбомы о временах года.
Цель программы – формирование положительного отношения к окружающему миру детей старшего дошкольного возраста.
Программа педагогической работы по формированию знаний об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста содержит 24 занятия. Занятия с подгруппой детей проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет 20-30 минут.
Тематический план занятий
Раздел |
Тема занятия |
Цель занятий |
Материалы |
Живая природа |
Уход за срезанными живыми цветами |
создать представление о способах составления букета, обратить внимание ребенка на условия жизни растений, развитие эстетического чувства, развитие координации движений |
Перчатки секаторы |
«Что цветет на нашем участке в начале сентября?» |
Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке. |
перчатки | |
Наблюдение за насекомыми осенью |
Систематизация представлений о поведении насекомых осенью |
перчатки | |
Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц |
Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину |
||
«Соберем семена садовых цветов» |
Познакомить детей с разнообразными по форме и размеру семенами садовых растений. Уточнить понятия: Растения однолетние, многолетние. |
Гербарий, семена, коробочки, пакеты | |
Наблюдение за березой |
Обратить внимание детей на сезонные изменения, которые произошли с березой с момента предыдущего наблюдения. |
Перчатки, лопаты | |
«Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» |
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит |
Семена растений, коробочки, пакеты | |
Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием |
Подвести к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений |
Перчатки, секаторы | |
Неживая природа |
Переливание воды |
прямая — учиться переливать воду из одного кувшина в другой; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья |
|
Мытье фруктов |
прямая — ребенок учится мыть фрукты; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья. |
||
Чистка, варка и резка картофеля |
прямая — чистка, резка и варка картофеля; косвенная — контроль и координация движений; комбинация различных видов деятельности; запоминание последовательности действий; развитие самостоятельности. |
поднос или большая плоская корзина, в которой лежат: клеенчатый фартук, большая клеенка, маленькая клеенка, кувшин, глубокая миска для воды, мелкая миска для очистков, глубокая миска для чистого картофеля, небольшая кастрюля, деревянная доска для резки, нож с закругленным концом | |
Путешествие капельки и ее волшебные превращения |
формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе |
стаканы с чистой водой, с голубой, с зеленой, с молоком; духи, салфетки, колба, снег, лед, свечка, чайная ложка, цветная картинка. | |
Рассматривание сухого песка |
Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок. |
Песок картон бумага | |
Что такое воздух. |
Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами. |
Перчатки, секаторы | |
Наблюдение за росой |
Познакомить детей с таким природным явлением, как роса. |
Перчатки, лопаты | |
Наблюдение за погодой |
Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду |
Перчатки |