Опытно-экспериментальная работа по применению дидактических принципов в организации занятий в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: реализация дидактические принципы в обучении дошкольников.
Цель исследования: рассмотреть процесс реализации дидактические принципы в обучении старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс использования дидактического материала в ДОУ будет более эффективным, если созданы условия для эффективного использования дидактического материала в ДОУ.
Задачи исследования:
- изучить историю разработки дидактических принципов педагогики;
- рассмотреть дидактические принципы обучения детей дошкольного возраст;
- перечислить методы изучения использования дидактических принципов;
- изучить применение дидактических принципов в ДОУ.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Анализ дидактических принципов обучения в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Изучение истории разработки дидактических принципов педагогики 5
1.2. Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста 12
Выводы по главе I 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению дидактических принципов в организации занятий в ДОУ 19
2.1. Методы изучения использования дидактических принципов 19
2.2. Применение дидактических принципов в ДОУ 25
Выводы по главе II 30
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

Презентация: 1. Учитель  спрашивает ребенка: «Ты хочешь попробовать пересыпать зерна из одного кувшина в другой? Тогда можешь взять этот поднос и отнести его на стол». Он показывает, как берут поднос.

2. Ребенок относит  поднос на стол. Учитель садится справа от него.

3. Учитель говорит:  «Я покажу тебе, как пересыпают  зерна, а потом попробуешь ты».

4. Учитель берет за  ручку правого кувшина средним,  указательным и большим пальцами  правой руки. В первый раз следует  показать положение каждого пальца отдельно. Указательным и средним пальцем левой руки учитель поддерживает кувшин спереди.

Примечание: если в вашем  наборе ручка кувшина великовата для детских пальцев, то ее можно держать и другими способами. Прежде чем давать материал ребенку, обдумайте, какой из вариантов держания ручки будет удобным для ребенка.

5. Учитель приподнимает  правый кувшин, медленно наклоняет  его и пересыпает зерна в  левый кувшин. При этом слышен  шум падающих зерен. Учитель  очень внимательно смотрит на  пересыпаемые зерна. Запястье правой руки при этом поворачивается.

6. Когда правый кувшин  опустеет, учитель обращает на  это внимание ребенка, затем  ставит его обратно на поднос.

7. Учитель проводит  контроль ошибок. Он берет левый  кувшин обеими руками и ставит его позади подноса так, чтобы ручка была направлена к учителю. Точно так же он поступает с правым кувшином.

8. Учитель внимательно  осматривает поднос, проверяя, нет  ли там просыпанных зерен. Он  говорит ребенку: «Ни одного  зерна не просыпалось. Поднос чистый».

9. Учитель берет полный кувшин и ставит его на поднос справа так, чтобы ручка кувшина была направлена вправо. Пустой кувшин ставится слева так, чтобы его ручка была направлена влево. Кувшины при этом поворачивают только в воздухе!

10. Учитель предлагает  ребенку повторить упражнение. Если зерна просыпались на поднос, то каждое зерно берут большим и указательным пальцами правой руки и кладут в наполненный кувшин.

Особый интерес: шум  падающих зерен.

Контроль ошибок: просыпанные  на поднос зерна, в одном из кувшинов остались зерна.

Упражнения: 1. Пересыпание  зерен из одного кувшина в несколько  одинаковых небольших сосудов.

2. Пересыпание зерен  из одного кувшина в другой  обеими руками попеременно.

3. Пересыпание зерен  из сосуда сложной формы (например, с сильно изогнутыми стенками, с узким горлышком и т.п.).

4. Пересыпание зерен  через воронки различного размера.  Расширение словарного запаса: «кувшин», названия различных зерен, «воронка»,  «пересыпать». Возраст: с 2,5 —  3 лет.

Занятие на  тему: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»

ЦЕЛЬ: Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Что  цветет на нашем участке? Какие цветы  мы с вами посадили весной? Для чего мы посадили на участке цветы? Какие  цветы вам больше нравятся? Почему?

Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок  с цветущими растениями. Дети любуются цветами Называют, что красиво  в каждом растении.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

                                            «Цветы»

Колокольчик и левкой,

Георгин, шар золотой,

Василек, ромашка, астры,

Ландыш с запахом  прекрасным,

Мак, тюльпан, табак душистый,

Одуванчик золотистый,

Роза, мальва и ирис.

Незабудка и нарцисс,

Хорошо запомни ты,

Как называются цветы.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Сбор ранних семян в цветнике.

Занятие на  тему: Наблюдение за насекомыми осенью

ЦЕЛЬ: Систематизация представлений  о поведении насекомых осенью.

ВОПРОСЫ: Куда исчезли  кузнечики, которые стрекотали в  траве? Почему не видно божьих коровок? Где все жуки и бабочки? (Они спрятались). От кого или чего они спрятались? (Им стало холодно). Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов). Что они там делают? (Они  засыпают).

ОПЫТ: Найти места, где  спрятались насекомые, чтобы не погибнуть  в течение долгой холодной зимы (Под  корой деревьев, в опавших листьях). Собрать сухие листья с земли  и просеять. Вывод: В листьях много  разных живых существ. Рассмотреть  их.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Уборка участка от листьев.

Занятие на  тему: Наблюдение за отлетом насекомоядных  птиц

ЦЕЛЬ: Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где  они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем). Как им быть без пищи? Что же они делают? (Они собираются к отлету в теплые края) Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в большие стаи, они то стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом, то садятся на провода и щебечут, кА бы разговаривая друг с другом о дальней дороге) Через несколько дней мы их увидим? (Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

- Птичка, нам жаль твоих  песенок звонких!

Не улетай от нас прочь,  подожди.

- Милые крошки! Из вашей  сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше  беседки

Сколько меня поджидает  подруг!

Завтра вы спать еще  будете, детки,

А уж мы все понесемся  на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает  с ветвей,

Солнышко в тучи не прячется там…

ТРУД В ПРИРОДЕ: Заготовка  листьев и семян растений для  кормления птиц.

Занятие на  тему: «Соберем семена садовых цветов»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей  с разнообразными по форме и размеру семенами садовых растений. Уточнить понятия: Растения однолетние, многолетние.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Как  можно определить, что семена созрели? Для чего нужно собирать семена? Что будет с теми семенами, которые  мы не успели собрать? Вырастут ли из этих семян цветы? Какие? Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание на то, что цветок один, а семян много. Значит на будущий год можно вырастить много цветущих растений.

ИГРА:

МАГАЗИН «СЕМЕНА»

ЦЕЛЬ: Познакомить с внешним видом семян знакомых цветов. Напомнить детям некоторые способы посева.

ПРАВИЛА: Покупатель должен описать семена и растение, которое  из них вырастет, способ посева семян.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Предложить детям собрать семена в коробочки (для коллекции), а чтобы не перепутать и не забыть, наклеить рисунок с изображением цветка.

Занятие на  тему: Наблюдение за березой

ЦЕЛЬ: Обратить внимание детей на сезонные изменения, которые  произошли с березой с момента  предыдущего наблюдения.

ВОПРОСЫ: Как выглядит береза в сентябре – в начале осени? Какая наша береза? Какой у нее ствол? (Березонька очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная). Какого цвета листья? Каких листьев больше, зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше: на дереве или под ним?

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий.

На листочках белый  иней.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Перекопка  земли вокруг кустарников.

Занятие на  тему:  «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей  с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Нужно  ли собирать семена дикорастущих растений? Как вы думаете, почему они растут, хотя за ними никто не ухаживает? Семена этих растений кто-нибудь сажает? Каким образом они попадают в почву? Для чего можно собирать такие семена?

Дети находят на участке  семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др.), устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

                             ЗАГАДКА.

Коробка запечатана,

А в ней береза спрятана –

С ветками, с сережками,

С белыми одежками.

Коробку ветер носит  –

Где-нибудь да бросит.

(Семена)

ТРУД В ПРИРОДЕ: Сбор семян дикорастущих растений для  подкормки.

Занятие на  тему: Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием

ЦЕЛЬ: Подвести к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений.

ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Рассматривают  одно из деревьев. Как называется дерево? Какого цвета у него листья? Каких  листьев больше – желтых или зеленых? Где расположены желтые листья и  где зеленые? Есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета? Где листьев больше – на дереве или под ним? Красиво ли выглядит дерево с разноцветными листьями?

 Затем обсуждаются  другие деревья и кустарники  участка и отыскиваются признаки  осени. Полюбуйтесь деревьями и скажите, кому какое нравится и почему? Что вы заметили прекрасного?

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

                                «Как обидно…»

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой  –

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые  надул, надул, надул.

И на деревья пестрые  подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно:

Листьев нет – Лишь ветки видно.

ТРУД В ПРИРОДЕ: Обрезка  кустарников. 

 

 

Неживая природа

Занятие на  тему: «Переливание воды»

Материал: поднос, два  одинаковых кувшинчика с ручками: ручка  правого кувшина направлена вправо, левого — влево; в правый кувшинчик  налита вода; маленькая тряпочка или  губка, легко впитывающая воду, которая  лежит на подносе между двумя кувшинами. Весь набор должен быть выдержан в одном цвете.

Цели: прямая — учиться  переливать воду из одного кувшина  в другой; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.

Презентация: 1. Учитель  говорит ребенку: «Я покажу тебе, как  переливают воду. Ты можешь взять этот поднос и поставить его на стол». Он показывает, как держат поднос.

2. Ребенок приносит  поднос и ставит его на стол. Учитель садится справа, ребенок — слева. Учитель: «Сначала покажу я, а затем попробуешь ты».

3. Учитель перекладывает  тряпочку (губку) с подноса на  стол. Средним, указательным и большим пальцами правой руки он берется за ручку правого кувшина; указательным и средним пальцем левой руки он придерживает кувшин спереди.

Примечание: если в вашем  наборе ручка кувшина несколько  велика для детских пальцев, то ее можно держать и другими способами. Прежде чем давать материал ребенку, обдумайте, какой из вариантов держания ручки будет удобным для ребенка.

4. Учитель приподнимает  кувшин, медленно наклоняет его  и медленно переливает воду в левый кувшин. 5. Когда вся вода перелита, учитель берет тряпочку (губку) левой рукой и ловит ею последнюю каплю. Он показывает ребенку мокрое пятнышко на тряпочке (губке).

Примечание: учитель может  также дождаться, пока последняя  капля сама упадет в наполненный  кувшин.

6. Учитель показывает  ребенку пустой кувшин и говорит:  «Кувшин пустой». Он ставит  пустой кувшин обратно на поднос.

7. Далее следует контроль  ошибок. Учитель берет полный  кувшин и ставит его позади  подноса так, чтобы ручка была  направлена к учителю.

Затем он берет пустой кувшин и ставит его также позади подноса так, что ручка направлена к учителю. Если это необходимо, перед тем как поставить кувшин на стол, учитель просушивает тряпочкой (губкой) его дно.

8. Учитель внимательно  осматривает поднос и убеждается  в том, что он сухой. Он  говорит ребенку: «Смотри: поднос  сухой», Если же на подносе имеются капли воды, учитель промокает их тряпочкой.

9. Учитель берет полный  кувшин и ставит его на поднос  справа так, что ручка его  направлена вправо. Пустой кувшин  он ставит на поднос слева  так, что ручка его направлена  влево. Вращение кувшина производится в воздухе, а не на подносе или столе. Тряпочку (губку) учитель кладет на поднос между кувшинами и предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно.

Примечание: поначалу ребенок  часто проливает слишком много  воды. В этом случае тряпочка (губка) быстро оказывается мокрой. Ее не выжимают в кувшины! В подобных случаях лучше принести большую тряпку или губку и миску, в которую можно выжать воду, или же, если поднос достаточно глубокий, вылить воду из подноса в раковину умывальника, а затем обсушить поднос большой тряпкой.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по применению дидактических принципов в организации занятий в ДОУ