Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:52, курсовая работа
Предмет исследования: реализация дидактические принципы в обучении дошкольников.
Цель исследования: рассмотреть процесс реализации дидактические принципы в обучении старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс использования дидактического материала в ДОУ будет более эффективным, если созданы условия для эффективного использования дидактического материала в ДОУ.
Задачи исследования:
- изучить историю разработки дидактических принципов педагогики;
- рассмотреть дидактические принципы обучения детей дошкольного возраст;
- перечислить методы изучения использования дидактических принципов;
- изучить применение дидактических принципов в ДОУ.
Введение 3
Глава I. Анализ дидактических принципов обучения в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Изучение истории разработки дидактических принципов педагогики 5
1.2. Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста 12
Выводы по главе I 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению дидактических принципов в организации занятий в ДОУ 19
2.1. Методы изучения использования дидактических принципов 19
2.2. Применение дидактических принципов в ДОУ 25
Выводы по главе II 30
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Занятие на тему: «Мытье фруктов»
Материал: клеенчатый фартук; тарелка для немытых фруктов, в ней 4 — 5 яблок средней величины; пластмассовый кувшин, два пластмассовых тазика — один для мытья, другой для ополаскивания фруктов; круглая щеточка для мытья фруктов на блюдце; глубокая тарелка для вымытых мокрых фруктов; полотенце для вытирания фруктов; блюдо для чистых вытертых фруктов; тряпочка для вытирания со стола; возможно, полотенце для рук; пластмассовое ведро; щетка для чистки ведра; тряпка для пола. Весь комплект должен быть одного цвета.
Цели: прямая — ребенок учится мыть фрукты; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
Презентация: 1. Материалы располагают на столе слева направо в следующем порядке: свернутый клеенчатый фартук, глубокая тарелка с немытыми яблоками, тазик для мытья фруктов, в нем — кувшин, повернутый ручкой к переднему краю стола, щеточка для мытья фруктов на блюдце, тазик для ополаскивания фруктов, тарелка для вымытых мокрых фруктов, полотенце для вытирания фруктов, блюдо для чистых вытертых фруктов, тряпочка для вытирания со стола, над столом — полотенце для рук. Под столом — ведро со щеткой для его чистки, на его краю — тряпка для пола.
2. Учитель: «Красивые яблоки? Тебе хотелось бы такие съесть? Но они грязные, их нужно сначала вымыть! Я покажу тебе, как это делают, а затем попробуешь ты».
3. Учитель надевает фартук и закатывает рукава. Он берет кувшин, приносит в нем прохладную воду из-под крана и наливает ее в тазик. Он предлагает ребенку опустить руку в воду и говорит: «Вода прохладная».
4. Учитель берет яблоко и кладет его в таз для мытья фруктов. Обеими руками он поливает яблоко водой и трет его пальцами, предварительно смывая грязь.
5. Левой рукой учитель
придерживает яблоко, а правой
берет щеточку для мытья
6. Учитель аккуратно
стряхивает капли воды со
7. Обеими руками учитель поливает яблоко чистой водой, ополаскивая его. Затем вынимает яблоко из воды, ждет, пока с него стекут капли, и кладет его в тарелку для вымытых мокрых фруктов.
8. Учитель берет полотенце для вытирания фруктов правой рукой, а левой — яблоко; кладет яблоко на полотенце и тщательно вытирает его полотенцем при помощи обеих рук.
9. По окончании работы
учитель показывает ребенку
10. Учитель предлагает ребенку самостоятельно вымыть и вытереть другое яблоко.
11. Работа завершается процессом уборки, который в целом повторяет описанный в презентации упражнений «Мытье рук» и «Стирка белья».
Ребенок уже должен уметь производить уборку самостоятельно. Если он что-то забыл, учителю достаточно лишь напомнить ему это.
Особый интерес: смывание грязи щеточкой для мытья фруктов; чистое, блестящее яблоко.
Контроль ошибок: остатки грязи на яблоке, грязь на полотенце для вытирания фруктов, пролитая вода, капли воды на блюде для вымытых и высушенных фруктов и на самих фруктах.
Упражнения: 1. Мытье фруктов под краном.
2. Мытье фруктов и овощей различной формы: груш, огурцов, кабачков.
3. Мытье фруктов с нежной, легко счищающейся кожицей: персиков, слив, абрикосов.
4. Мытье особо загрязненных овощей: моркови, картофеля, репы, свеклы.
Расширение словарного запаса: названия фруктов и овощей, «мыть», «счищать грязь», «ополаскивать», «вытирать». Возраст: с 3,5 лет.
Занятие на тему: «Чистка, варка и резка картофеля»
Материал: поднос или большая плоская корзина, в которой лежат: клеенчатый фартук, большая клеенка, маленькая клеенка, кувшин, глубокая миска для воды, мелкая миска для очистков, глубокая миска для чистого картофеля, небольшая кастрюля, деревянная доска для резки, нож с закругленным концом (возможно, специальный нож для чистки овощей), дуршлаг в кастрюле, соль, квадратная тряпочка для вытирания, квадратная тряпочка для просушивания, полотенце, ведро с половой тряпкой, щетка для ведра. Все предметы — одного и того же цвета.
Цели: прямая — чистка, резка и варка картофеля; косвенная — контроль и координация движений; комбинация различных видов деятельности; запоминание последовательности действий; развитие самостоятельности.
Презентация: 1. Учитель: «Ты когда-нибудь видел, как мама готовит обед? А ты сам умеешь что-нибудь готовить? Тогда давай попробуем научиться чистить и резать картофель. Ты можешь взять эту корзину и отнести ее на стол». Ребенок относит корзину на стол.
2. Стол накрывают клеенкой, на нее вплотную к переднему краю кладут маленькую клеенку. Сверху слева направо ставят: миску с чистым картофелем, глубокую миску, в нее — кувшин, далее — кастрюлю. На маленькую клеенку кладут доску и нож, справа сверху ставят миску для очистков. В стороне справа будут лежать две тряпочки и полотенце. Ведро ставят на половую тряпку справа от стола; рядом на тряпку кладут щетку для ведра. Учитель и ребенок надевают фартуки.
3. Учитель просит ребенка принести в кувшине воды и наполнить примерно до половины глубокую миску и кастрюлю. Затем кувшин отставляют в сторону.
Примечание: описанные
ниже части презентации могут
проводиться как
Цель: формирование представлений
обучающихся о взаимодействии живой
и неживой природы через
Задачи:
Оборудование: стаканы с чистой водой, с голубой, с зеленой, с молоком; духи, салфетки, колба, снег, лед, свечка, чайная ложка, цветная картинка.
Организационный момент: Здравствуйте, дети! Вы хотели бы стать учеными? Сегодня мы с вами будем проводить исследования - опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, сейчас узнаем. Я хочу начать наше занятие с загадок, а отгадки вы сможете найти в нашем бассейне.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыба.)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу поведет.
(Утка с утятами.)
Молодцы! Желаю вам отличного настроения и хорошей работы на нашем занятии.
Ход занятия:
Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
- Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи?
Ответы детей.
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
- А сколько человек может прожить без воды?
Ответы детей.
Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
- Где используется вода?
Ответы детей.
Воды на Земле много - 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%.
- Какой вывод мы можем сделать?
(Воду нужно беречь.)
Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
- Как вы думаете, в каких?
Ответы детей.
В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
Тема нашего сегодняшнего занятия: “Путешествие капельки и ее волшебные превращения”. Мы узнаем о круговороте воды в природе, о физических свойствах воды в жидком, твердом и газообразном состоянии.
А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки…
“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.
- В каком состоянии находится капелька сейчас?
(В жидком.)
Правильно. Давайте послушаем стихотворение о жидком состоянии воды.
Занятие на тему: Рассматривание сухого песка
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.
ОПИСАНИЕ И ВОПРОСЫ: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.
Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко) Как можно назвать песок? (Сыпучий).
ОПЫТ:
Раздаточный материал на каждого ребенка: маленькая горстка песка на картоне или листе бумаги темного цвета.
Цель: Внимательно рассмотреть песок и найти как можно больше особенностей у песчинок.
У обыкновенного песка дети с удивлением обнаружат много интересного: песчинки не одинаковые по размерам (есть крупные и совсем мелкие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Очистка песка от мусора.
Занятие на тему: Наблюдение. Что такое воздух
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.
ВОПРОСЫ: Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим?
ОПЫТ: Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).
ТРУД В ПРИРОДЕ: Обрезка сухих веток с кустарников
Занятие на тему: Наблюдение за росой
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким природным явлением, как роса.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что это за явление? (Роса) Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками). В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? (В пасмурную погоду росы нет, она появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
Хорошо в лесу
Утром пить росу.
Наклонить цветок
И отпить глоток
Колокольчик – чашка,
Блюдечко – ромашка.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры).
Занятие на тему: Наблюдение за погодой
ЦЕЛЬ: Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь?
Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО: