Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:47, курсовая работа
Цель нашей работы: теоретически обосновать и практически проверить условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей у младших школьников на уроке музыки.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроке музыки.
Предмет исследования – развитие творческих способностей.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у младших школьников на уроках музыки будет эффективно, если: - обеспечивается включение учащихся в деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников
Сущность понятия «творческие способности»
Особенности развития творческих способностей у младших школьников
Специфика музыкального творчества учащихся на уроке музыки
Особенности развития творчества на уроках музыки
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на уроке музыки
2.1 Критерии и средства диагностики уровня развитости творческих способностей у младших школьников на начальном этапе эксперимента
2.2 Практическая реализация педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на уроке музыки
2.1 Критерии и средства
2.2 Практическая реализация
2.3 Результаты опытно-
Заключение
Список литературы
Введение
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки.
Актуальность проблемы развития творческих способностей школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на учащихся с целью развития их творческих способностей выступает как актуальный.
Цель нашей работы: теоретически обосновать и практически проверить условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей у младших школьников на уроке музыки.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроке музыки.
Предмет исследования – развитие творческих способностей.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у младших школьников на уроках музыки будет эффективно, если: - обеспечивается включение учащихся в деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;
- осуществляется выбор
форм и методов развития
Согласно поставленной цели, предмету и гипотезе определены следующие задачи:
1. Осуществить анализ
разработанности проблемы
2. Определить сущность
понятия «творческие
3. Рассмотреть особенности
развития творческих
4. Определить критерии
и уровни развития творческих
способностей у младших
5. Выявить эффективные
условия развития творческих
способностей младших
Методы исследования: теоретический анализ зарубежной и отечественной педагогической, психологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования; обобщение экспериментальных данных; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседы; психолого-педагогический эксперимент.
Методологической основой нашего исследования явились:
- основы возрастной педагогики и психологии (В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин);
- научные труды, связанные
с творческим развитием
- исследования, непосредственно
связанные с проблемой
а также труды исследователей в области музыкального воспитания и образования, анализировавших широкий круг вопросов, связанных с развитием и активизацией творчества детей (Э.Б. Абдуллин, А.А. Мелик-Пашаев и др.).
Опытной базой нашего эксперимента явились третьи классы «Средней общеобразовательной школы №154» г. Вологда-20.
Данная дипломная работа состоит из 2 глав.
Первая глава – «Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников» В ней освещается сущность понятия «творческие способности», Далее по содержанию психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, анализ практического опыта развития творческих способностей младших школьников и особенности музыкального развития и творчества на уроках музыки.
Во второй главе «Опытно-
Глава
I. Теоретические основы проблемы развития
творческих способностей у младших школьников
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Детский возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Таким образом, восприятие музыки зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, через театрализованную деятельность. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Существует немало современных концепций творческого развития личности. Основываясь на вышеизложенный теоретический материал, можем отметить, что для успешного развития творческих способностей детей необходимы определенные условия: тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе, свобода в выборе деятельности, ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых, характер творческого процесса, создание обстановки, опережающей развитие детей. В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Очень часто в нашем сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
В психолого-педагогической
литературе понятие творчество чаще
всего связывается с понятием
творческих способностей (возможностей)
и рассматривается как
Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком. Творчество – это способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д.Б. Эльконин, А.И.Леонтьев). Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих способностей к творчеству, но и самого ребенка. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой области, то увидим два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, продуктом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации. Творческие способности подразделяются на различные виды: художественные творческие способности, технические творческие способности, математические творческие способности, и т.д. Что же такое способности? Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности. В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.
Другие авторы разграничивают
понятие способностей и пригодности
к деятельности, включая в структуру
пригодности не только способности.
Но и общие психологические
Способности можно классифицировать следующим образом: музыкальные; лингвистические; интеллектуальные; творческие. Музыкальные способности - это часть общих способностей. Это аксиома: чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например слух, мы должны развивать прежде всего общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и актерским мастерством, и музыкой. В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти. Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Так сформулировал Б.М. Теплов. Изучая проблему музыкальности и музыкальных способностей, необходимо рассмотреть такие важнейшие теоретические вопросы: Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению? Если это комплекс способностей, то каковы ее компоненты? Всем ли людям присуща музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще обсуждаются в большинстве исследований, посвященных проблемам музыкальности. Большинством исследователей музыкальность понимается как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности. Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Начиная с работ К. Штумфа, Т. Биллорта, А. Файста и т.д., подход к музыкальности определялся теоретическими представлениями о ней как психическом образовании. Так, А. Файст сводил ее к чувству интервалов, а К. Штумф и Т. Митер – к способности анализировать аккорды. А.К. Спинор, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 больших групп: - музыкальные ощущения и восприятие; - музыкальное действование; - музыкальная память и музыкальное воображение; - музыкальный интеллект; - музыкальное чувствование. По мнению К. Спинора, в основе музыкальных склонностей лежат сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов. Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности. Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух. Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это: - ладовое чувство; - способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями; - музыкально-ритмическое чувство. Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Они составляют основу развития музыкальных способностей. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.