Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:47, курсовая работа
Цель нашей работы: теоретически обосновать и практически проверить условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей у младших школьников на уроке музыки.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроке музыки.
Предмет исследования – развитие творческих способностей.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у младших школьников на уроках музыки будет эффективно, если: - обеспечивается включение учащихся в деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников
Сущность понятия «творческие способности»
Особенности развития творческих способностей у младших школьников
Специфика музыкального творчества учащихся на уроке музыки
Особенности развития творчества на уроках музыки
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на уроке музыки
2.1 Критерии и средства диагностики уровня развитости творческих способностей у младших школьников на начальном этапе эксперимента
2.2 Практическая реализация педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Б.М. Теплов говорит о том, что предела развитию способностей не существует, но при этом оговаривается, что развитие способностей не протекает прямолинейно. Иными словами, исходя из вышесказанного творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества, Развитие творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания. Музыкальные способности - это часть общих способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Развиваясь в процессе деятельности, музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются музыкально-творческими. Большинство психологов считают, что существует две группы условий и развития творческих способностей: психологические условия (интеллектуальные и личностные факторы) и социально-психологические.
С точки зрения Д.Б. Эльконина, развитие личности осуществляется в конкретной социальной ситуации через появление новообразований. Это подтверждается в исследованиях познавательной потребности, проведенной В.С. Юркевич: «начальный уровень познавательной потребности – потребность младенцев и дошкольников во впечатлениях; следующий уровень – любознательность, расцвет которой в младшем подростковом возрасте, когда познавательная активность уже гораздо более целенаправленна, но все, же носит стихийный характер; третий уровень выступает в устойчивом осознанном стремлении к получению новых знаний, соответствующих интересам и склонностям». Каждый последующий уровень не просто вбирает каждый последующий уровень, но обязательно тормозит, отменяет «его». Такова особенность хода возрастного развития. Исследования психологов и педагогов указывают на связь творческих способностей с развитием личности и интеллекта. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания в самом хорошем значении этих слов. По мнению Л.С. Выготского, все, что требует творческого пересоздания, все, что связано с изобретением нового, нуждается в непременном участии, фантазии, причем фантазия должна рассматриваться как функция, которая связана как с эмоциональной жизнью, так и с интеллектуальной. С помощью фантазии созданы не только художественные произведения, но и все научные изобретения, все технические конструкции. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека. В фантазии ребенок предвосхищает свое будущее, а, следовательно, и творчески приближается к его построению и осуществлению. Наблюдая за детьми разного возраста, убеждаемся в том, что в каждом детском возрасте выступают свои предпосылки развития творческих способностей. Если говорить о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать музыкально- творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. И уже с первых дней пребывания ребенка в школе необходимо прививать развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - так считают научные исследователи.
Современные научные исследователи
свидетельствуют о том, что музыкальное
развитие имеет большое воздействие
на общее развитие ребенка: формируется
эмоциональная сфера, пробуждается
воображение, воля, фантазия, обостряется
восприятие, активизируются творческие
силы разума и "энергия мышления”
ребенок становится чутким к красоте
в искусстве и в жизни, а
отсутствие полноценных музыкально-
Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам творческие задания, учить сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости. А так как многие исследователи рассматривают сегодня творческий подход, как "решение проблем", то творческое мышление является важным для принятия решений в различных ситуациях.
1.2 Особенности развития
творческих способностей у
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.
В этом случае мы имеем дело с творческим
процессом, основанным на догадке, интуиции,
самостоятельном мышлении ученика.
Здесь важен сам
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.
П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.
Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего “нечто новое” и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества – его синкретичная природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда “отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны”.
Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли. По определению ученых-психологов, творчество есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Только то, что ребенок «открыл» для себя сам, надолго и прочно запоминается. Одной из задач развития детей является развитие познавательных процессов. Творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения, поэтому мы обращаемся к этой характеристике.
Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановиться! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Воображение не возникает естественным образом, по мере созревания человека, а развивается при определенных условиях жизни, образования и воспитания. В настоящее время наблюдается дефицит этой способности. Для того, чтобы ребенок вырос с воображением, важно, в какой среде он находится, какими делами занимается, как и о чем с ним разговаривают.
В философском словаре
под воображением понимается психический
процесс, заключающийся в создании
новых образов (представлений) путем
переработки материала
Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность
воображения находится в прямой
зависимости от богатства и разнообразия
прежнего опыта человека, так как
этот опыт представляет материал, из которого
создаются построения фантазии. Чем
богаче опыт человека, тем больше материал,
которым располагает его
1. Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. “Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение”.
2. Воображение выступает
как средство расширения опыта.
3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:
1). Воображение руководствуется эмоциональным фактором –
внутренней логикой чувств, “чувства влияют на воображение”. Это “наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения”.
2). Воображение влияет
на чувства, проявляется “
4. “Воображение становится
действительностью”, когда оно кристаллизуется”,
“воплощается”, начинает
Творческая деятельность
развивает чувства детей. Осуществляя
процесс творчества, ребенок испытывает
целую гамму положительных
Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений.
Мышление как познавательная
теоретическая деятельность теснейшим
образом связано с действием.
Человек познает