Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:47, курсовая работа
Цель нашей работы: теоретически обосновать и практически проверить условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей у младших школьников на уроке музыки.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроке музыки.
Предмет исследования – развитие творческих способностей.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у младших школьников на уроках музыки будет эффективно, если: - обеспечивается включение учащихся в деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников
Сущность понятия «творческие способности»
Особенности развития творческих способностей у младших школьников
Специфика музыкального творчества учащихся на уроке музыки
Особенности развития творчества на уроках музыки
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на уроке музыки
2.1 Критерии и средства диагностики уровня развитости творческих способностей у младших школьников на начальном этапе эксперимента
2.2 Практическая реализация педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Детское авторство или, вернее, соавторство
(поскольку детские интонации
были подслушаны и буквально «
И так на протяжении всего протяжении всего произведения постепенно проявляется, «сочиняется сочиненное».
Можно сказать, что процесс сочинения, в виде представленного метода «сочинение сочиненного», дает нам своего рода урок того, как без привлечения посторонних для изучаемого произведения средств и околопедагогических приемов, как бы заново сочиняя, ученики с легкостью и огромным интересом усваивают то, на что ушла бы масса времени, репетиций, зубрежки и закончилось, соответственно, нивелированием в детском сознании музыкально-художественных достоинств шедевра.
Все рассмотренные аспекты метода
имели отношение к наиболее демократичному
способу самовыражения –
Как известно, в кабинете музыки находится один инструмент и, как правило, это фортепиано.
Организовать учебный процесс с целым классом за одним инструментом очень сложно, но можно…
Первую интонацию (можно использовать
всего две ноты, но очень характерные,
образно, ярко окрашенные) учитель посылает
в класс. Принявший ее ученик (сумевший
подобрать на инструменте в нужном
регистре и образном ключе) посылает
свою интонацию другому
Например, в упражнении «Цветы и бабочки» (музыка В.Золотарева, композиция движений И. Лифиц) учитель инициирует ситуацию «путешествие на опушку сказочного леса». Детям предлагается присесть, после чего пластичными движениями правой и левой рук изобразить, как из-под земли показался первый цветочек (поднимается правая рука, кисть опущена вниз), затем второй (ребенок, постепенно выпрямляясь, поднимает левую руку, кисть опущена), как на глазах распускаются бутоны (кисть правой руки мягко поднимается вверх и отводится в сторону, аналогичные движения делаются левой рукой), цветы тянутся к солнышку (дети поднимаются на носочки, глядя на поднятые вверх руки), но неожиданно налетает ветер (дети раскачивают руками вправо и влево, согласуя амплитуду движения с динамикой музыки), и цветы плавно наклоняются к земле (постепенно опуская руки, дети возвращаются к исходному положению, приседая на корточки). Но тут на поляну прилетают бабочки (изображая бабочек, ребенок по образцу учителя «рисует» руками крылышки и усики), бабочки приседают на цветы, взлетают вверх (дети присаживаются и постепенно поднимаются, размахивая «крылышками») и беззаботно порхают вокруг цветочков (детям предлагается покружиться вправо и влево).
Как видно из описания, учитель образно направляет деятельность детей, предоставляя при этом возможность отнестись к выполнению задания инициативно, в силу чего все «цветы» и все «бабочки» становятся не похожими друг на друга. При этом у детей развивается действенное постижение музыки, а у педагога появляется возможность посредством детского творчества наблюдать процесс развития музыкального мышления учащихся.
Аналогична методика работы с упражнением «После дождя» (венгерская народная мелодия, композиция движений С.Рудневой). Детям предлагается представить, как после теплого летнего дождя очень хочется пошалить и попрыгать по лужам, но мамы, конечно же, этого сделать не позволяют (дети аккуратно, глядя под ноги, ходят вокруг воображаемых луж, придерживая одежду, чтобы ее не намочить), но вот мамы отвернулись на минутку, и дети, смеясь, прыгают по лужам, да так, что брызги разлетаются во все стороны (учащиеся прыгают). Как правило, выполняя упражнение, дети искренне смеются. Следует отметить, что смех в этом отношении является средством раскрепощения, обретения свободы творческих проявлений.
Одним из методов, развивающий творческую
активность, является метод моделирования
художественно-творческого
Данный метод направлен на повышение активного, деятельного освоения произведения искусства в противовес словесно-информативным методам, которые, к сожалению, главенствуют на музыкальных занятиях. Совсем отрицать эти методы бессмысленно, так как их мобильность заключается в возможности сокращения времени на передачу информации. Иногда очень важно за короткий отрезок времени (его так мало на уроке) именно самому учителю рассказать, показать, спеть, объяснить и т.д. В практической работе многие учителя отдают немало времени поиску таких вопросов, которые бы побуждали, направляли, заставляли задуматься учащихся. Для учителя необходимо знать, о чем и как спросить, поскольку в вопросе скрыта суть поставленной задачи.
Какой характер музыки? Какой темп? Это песня или танец? Народная музыка или композиторская? Какая форма? Поднимите руки те, кто со мной согласен. Покажите красные карточки, если услышите повторение темы. Закройте глаза и поднимите руку, когда услышите знакомую мелодию. Вспомните композитора… Эти традиционные вопросы и задания всегда требуют точного однозначного ответа или действия. И даже те вопросы, которые начинаются со слова «почему», обычно подразумевают нахождение ответа в привычном для детей музыкальном и житейском опыте, и для детей сами собой разумеются, не требуют особой умственной работы. Естественно, что учащиеся охотно отвечают, и учитель доволен их активностью. Но парадокс заключается в том, что эти вопросы… не имеют никакого смысла, ибо современные дети, в том числе и дошкольники и даже дети с отклонениями в развитии, совершенно свободно различают и характер, и темп, и жанровую основу музыки, потому что эта способность у них уже есть с рождения и развита их повседневным (эмпирическим) опытом.
Более сложные задания (например, назовите признаки, по которым можно определить разновидности марша; назовите характерные особенности того или иного музыкального явления и пр.), будучи сформулированным таким же образом, также сводят все размышления учащихся к нахождению общих признаков и различий, их классификации по уже известным образцам и т.д. В результате у школьников развивается мышление, которое В.В.Давыдов назвал «эмпирико-классифицирующим». Оно заключается именно в нахождении у явления частных признаков, которые являются общими с другими явлениями, и в отнесении на этом основании данного явления к тому или иному классу, виду, роду, и т.д. Все «мыслительное творчество» при этом протекает на уровне манипулирования уже известными музыкальными средствами, терминами, понятиями и никак не является творческим преобразованием музыкального материала. Потому что нет задачи в ее обучающе-развивающем смысле.
Таким образом, музыкальное творчество
проявляется у детей всегда в
непременном стремлении меньше созерцать
или механически выполнять
Список литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория
и практика музыкального
2. Абдуллин Э.Б. Теория
музыкального образования:
3. Авдеев В.М. Темп, динамика, штрихи как неспецифически - музыкальные выразительные средства и их роль в музыкальном восприятии.// В помощь военному дирижёру. - М., 1981, выпуск 1.
4. Аминов Н.А. Психофизиология
и психофизиологические
5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983
6. Ананьев Б.П. Задачи психологии искусства. //Художественное творчество. - Л., 1982.
7. Апраксина О.А. Методика
музыкального воспитания в
8. Асафьев Б.В. Избранные
статьи о музыкальном
9. Асафьев Б.В. Речевая интонация. - М. - Л., 1965.
10. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983.
11. Балакирева Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника. Диссертация. – Саратов, 1996.
12. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1974
13. Бахтин В.В., Шипилкина Т.А. Уроки – праздники. Интеграция искусств в начальной школе. – СПб.: Нива, 2002.
14. Безбородова Л.А., Алиев
Ю.Б. Методика преподавания
15. Богословский В.В. Общая психология. – М., 1978.
16. Бочкарев Л.Л. Психологические
механизмы музыкального
17. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.
18. Брунер Д. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. – 1987, №1.
19. Василевский А.К. Искусство и школа. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
20. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.
21. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.
22. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965.
23. Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель Пресс Эксмо Пресс, 2002
24. Газман О.С. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991
25. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феликс+, 2005
26. Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. – М.: АПН РСФСР, 1951
27. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1983.
28. Джалоголия Л.А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения // Вопросы психологии – 2001, №1.
29. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Под редакцией Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
30. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1998.
31. Дубровина И.Л., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М., 1988.
32. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1, т.2. – М.: Педагогика, 1986.
33. Исхакова Г.Т. Педагогические условия художественно – музыкального развития детей 5 – 7 лет, диссертация. – Уфа, 2001.
34. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Издание 3. – М.: Просвещение, 1989.
35. Канн-Калик В.А.
36. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. – М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1993
37. Кетман Г. Элементарное музыкальное воспитание. – М.: Советский композитор, 1978.
38. Кирдяшкина Т.А. Учебное пособие. Методы исследования внимания – М.: Таланты – XXI век, 2004.
39. Кирнарская Д.К. Новый имидж музыкального образования в XXI веке // Культура, искусство, образование. – 2003, №3.
40. Кирнарская Д.К., Киященко Н.И., Тарасова К.В. и др. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Академия, 2003.
41. Коменский Я.А. Великая Дидактика. – М.: Педагогика, 1982.
42. Костюк А.Г. Восприятие мелодии. - Киев, 1990.
43. Королева Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование. - Минск, 2003.
44. Кочетов А.И. Педагогические
технологии – Славянск-на-
45. Кочетов А.И.
46. Леви В.А. Вопросы психобиологии музыки // Советская музыка. – 1966, №8
47. Леонтьев А.Н.О механизме чувственного отражения.// Вопросы психологии. – 1959, №2.
48. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981
49. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Форма. Стиль. Выражение. – М.: Мысль, 1995.
50. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. – М.: Советский композитор,1982.
51. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. – М.: Музыка, 1967.
52. Медушевский В.В. О законностях и сроках художественного воздействия музыки. - М., 1976.
53. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976.