Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на уроке музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: теоретически обосновать и практически проверить условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей у младших школьников на уроке музыки.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроке музыки.
Предмет исследования – развитие творческих способностей.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у младших школьников на уроках музыки будет эффективно, если: - обеспечивается включение учащихся в деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников
Сущность понятия «творческие способности»
Особенности развития творческих способностей у младших школьников
Специфика музыкального творчества учащихся на уроке музыки
Особенности развития творчества на уроках музыки
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на уроке музыки
2.1 Критерии и средства диагностики уровня развитости творческих способностей у младших школьников на начальном этапе эксперимента
2.2 Практическая реализация педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 71.47 Кб (Скачать файл)

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти.

Часто открытия рождаются  при соединении, казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полеты на летательных аппаратах, которые  тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающих их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях. Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в школьном возрасте являются: Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении.

Выработка умения четко формулировать  выявленные противоречия.

Формирование умения разрешать  противоречия. И еще одно качество, формирующее творческое мышление –  это системность.

Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему. Сущностную характеристику процессов развития составляет время. Развивать можно любые качества, но для этого необходимо время. Движущей силой развития выступают противоречия и их преодоление. Основным противоречием, обеспечивающим развитие индивида, является противоречие между способностями и требованиями деятельности и поведения. Диалектика возникновения и развития этого противоречия заключается в том, что деятельность вначале осуществляется с опорой на имеющиеся способности, но требования деятельности к способностям может превышать их наличный уровень развития, и тогда под влиянием требований деятельности, при наличии надлежащей мотивации способности приходят в развитие. Попытаемся подойти к проблеме творчества с другой стороны, а именно со стороны целостной личности в ее отношении к миру независимо от вида и внутренней стороны той или иной конкретной деятельности. Начнем с того, что творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как определяет его словарь по психологии. Под общим названием творчества понимаются разные виды: техническое, педагогическое, этическое. Очевидно, что они педагогически не равноценны. Например, техническое и художественное творчество по разному соотнесены с теоретическим мышлением. Но кое-что их объединяет – это способность человека действовать в неопределенной ситуации. Условием такой способности является самореализация. Мы имеем дело с самостоятельным строительством системы отношений между отдельной личностью, предметом и социальным миром, интегральной частью которого и является эта личность.

Главное в творчестве –  осознание ребенком себя как “нового  открытия”, как активного преобразующего начала, строителя мира. Как правило, замечает В.В. Давыдов “нельзя выявить  подлинные глубины творческого  потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его  деятельности, и уже принятых систем обучения и воспитания, так как  в других условиях жизни и в  других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно  меняться. Цель развивающего обучения – углубить его и расширить”.

Каждый способен творить, но часто мы не видим их потенциальных  возможностей, и “художник” умирает. Помочь “не умереть” – задача педагога.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное  развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому, целесообразно проводить специальные беседы, родительские собрания, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приемы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье.

Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и  свои страдания, получившие крылатое обозначение  – муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества. Для выполнения этой задачи педагогам  и родителям, необходимо помочь ребенку  использовать свои возможности воображения  в направлении прогрессивного саморазвития. Таким образом, проведенный в  данном параграфе анализ взглядов различных  исследователей позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству, а творчество – это явление развивающееся и соответственно с ним развивается креативность.

Определив основные понятия  данной работы необходимо перейти к  основам развития творческого потенциала у детей. Какие предпосылки этому  способствуют? В обычном представлении  творчество есть удел немногих избранных  людей, гениев, талантов, которые создали  великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники. Мы охотно признаем и легко узнаем творчество в деятельности Толстого, Пушкина, Дарвина, но нам обычно представляется, что в жизни рядового человека этого творчества вовсе  нет.

Однако, как уже сказано, такой взгляд является неправильным. По сравнению одного из русских ученых, как электричество действует  и проявляется не только там, где  величественная гроза и ослепительные  молнии, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где  человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой  бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев. Если же принять во внимание наличие коллективного творчества, которое объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей.

Громадное большинство изобретений  сделано неизвестно кем, как совершенно правильно говорит по этому поводу Рибо. Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как правило, чем как исключение. Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

 

    1. Специфика музыкального творчества учащихся на уроке музыки

 

Процесс развития музыкального творчества в каждом возрасте происходит неодинаково, это связано со спецификой возрастных особенностей, той или иной группы детей. В младшем школьном возрасте ребенок представляет собой в  известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место  занимает среди людей, и какое  место ему предстоит занять в  ближайшем будущем (после окончания  школы). Одним словом, он открывает  для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. К этому периоду  он уже многого достиг в межличностных  отношениях: он ориентируется в семейно-родственных  отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному  статусу место среди родных и  близких. Он умеет строить отношения  со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка  к школьному обучению. И заключается  она в том, что у ребенка  к моменту поступления в школу  складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться  только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий  жизни и деятельности, а именно на уроках музыки.

Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе.

Урок музыки включает различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки.

Каждый последующий урок продолжает предыдущий.

Для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера.

В хорошем уроке музыки всё должно быть продумано – цель и задачи, содержание и структура, средства и  методы, иначе невозможно достичь  никаких положительных результатов. При построении урока важно учитывать  также степень физической, умственной и эмоциональной нагрузки ребят, особенности каждого класса.

Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям.

Младший школьный возраст ¾ период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному  выполнению этой важной жизненной функции  благоприятствуют характерные способности  детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое  отношение ко многому из того, с  чем они сталкиваются. У младших  школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей  положительной стороной, и это  неповторимое своеобразие данного  возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие  годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к  усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства  и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве  признаков способностей и тем  более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных  успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов — ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать  возрастные особенности детской  психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать  у всех детей. На каждом этапе детства  — свои предпосылки умственного  роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого  поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов  велик авторитет учителя —  и очень заметен у них настрой  на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая  доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном  учении опирается на интуицию ребенка  и его своеобразную инициативу. В  те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо  всем, что видели и слышали в  школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность  поделиться, снова оживить в сознание то, что было с ними недавно, может  свидетельствовать о силе впечатлений  — дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия приобщения к  учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых  предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.

В настоящее время развитие музыкального творчества у детей рассматривается  как одна из важнейших задач восприятия, - в уроки музыки вводится импровизация. При этом с точки зрения опоры  на ту или другую сторону музыкального мышления, можно различать три  главных направления.

1. Опора на музыкально-эстетическое  мышление.

Дети учатся импровизировать, выражая  в своем пении различные характеры, настроения, в соответствии с определенным заданием или импульсом. Особенность  метода в том, что дети находят  выразительные интонации интуитивным  путем, без знания нот или пользуются нотами в простейших случаях. У учащихся появляется интерес к продукту своей  деятельности, они учатся оценивать  его. Формируется эстетическое отношение  к музыке вообще. Однако отстает  музыкально-теоретическое мышление детей, и это не может не тормозить  их дальнейшее развитие.

2. Опора на музыкально-теоретическое  мышление.

Сюда относятся упражнения типа вокальной импровизации последовательностей  звуков с названием нот или  ладовых ступеней в медленном  темпе, без внимания к ритму и  форме возникающей «мелодии». Детям  дается сугубо теоретическая инструкция, от них не требуется ни выразительности  мелодии, ни даже элементарной музыкальной  осведомленности.

Дети начинают играть звуками, это  их интересует, увлекает. Начинает работать музыкальное мышление, опирающееся  на слуховые представления. В этом решающее значение имеют собственные поиски учащихся. Однако отсутствие установки  на художественную выразительность  формализует процесс творчества.

3. Опора на художественно-образное  музыкальное мышление.

В дошкольном возрасте дети импровизируют  разнообразные телодвижения к пению, игре на музыкальном инструменте. Характер мелодических и поэтических образов  дети выражают сначала в ритмических  импровизациях, но в то же время у них формируется ладовая настройка слуха. Позднее создаются мелодии к стихотворениям. Дети находят выразительные интонации, не имея понятия о нотах, звукорядах и т. д. Понятийное мышление детей направляется на разнообразные свойства музыкального исполнения (темп, динамику, артикуляцию). Основная деятельность – игровая. С поступлением в школу дети оказываются перед новыми, значительно боле сложными задачами, которые они будут решать на всем протяжении обучения: изучая музыкальное произведения, добиваться развитого музыкального мышления и основной ориентировки в мире музыки.

Для этого необходимо глубокое и  точное осознание закономерностей  музыкальной речи, музыкальных стилей, нужна музыкальная грамотность. Такое направление музыкально-творческого  развития можно считать наиболее оптимальным, поскольку оно вбирает  в себя и развитие музыкально-эстетического  мышления, и осознание теоретических  основ музыкального искусства.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на уроке музыки