Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель исследования – изучить взаимосвязь особенностей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания;
-изучить особенности коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста
Введение……………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков и умений младшего школьника………………………………....................................5
1.1. Семья и её роль в воспитании личности ребенка……………...........5
1.2. Родительские стили воспитания и установки……………………...11
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка………………………………………………………………….....18
1.4. Особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста………………………………………………………21
Выводы к главе I …………………………………………………………26
Глава II. Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника……………………………………………………..27
2.1. Диагностика и организация исследования…………………………27
2.2. Обработка и анализ полученных данных…………………………..30
Выводы к главе II ………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………….........38
Приложения………………………………………………………….........39
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы исследования
стилей семейного воспитания и формирование
коммуникативных навыков и умений младшего
школьника……………………………….........
1.1. Семья и её роль
в воспитании личности ребенка…
1.2. Родительские стили воспитания и установки……………………...11
1.3. Общение родителей
и детей как детерминант
развития ребенка……………………………………………………………
1.4. Особенности развития коммуникативных
навыков детей младшего школьного возраста………………………………………………………
Выводы к главе I …………………………………………………………26
Глава II. Опытно-экспериментальное
изучение взаимосвязи стилей семейного
воспитания и формирования коммуникативных
умений младшего школьника…………………………………………………….
2.2. Обработка и анализ полученных данных…………………………..30
Выводы к главе II ………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Проблема общения младших школьников со сверстниками и взрослыми традиционно занимает одно из центральных мест среди проблем психологической помощи детям. В настоящее время в образовательных учреждениях происходит постепенное увеличение числа детей, испытывающих трудности в общении, в адаптации к школе и социальному окружению. Современное развитие образования ориентировано на тесную взаимосвязь с семьёй, особенно на начальном этапе обучения. В этих условиях важное значение сохраняют вопросы изучения семьи, ребёнка и особенностей воспитания в ней. Несомненно, особенности общения младших школьников напрямую зависят от типа воспитания в семье.
Необходимо с малых лет обучать принципам, правилам общения, развивать коммуникативные способности. Дети не умеют слушать, слышать.
Коммуникация как субъект
– субъектное взаимодействие представляет
собой сложнейшее социальное явление,
которое рассматривается в
Имеющиеся в отечественной
психологии исследования влияния детско-родительских
отношений на развитие коммуникативных
навыков детей подтверждают житейские
знания о том, что гармонизация внутрисемейных
отношений является одним из приоритетных
направлений социально-
Главной ролью семьи является воспитание младших школьников. Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания.
Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – взаимосвязь формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с разным стилем семейного воспитания.
Цель исследования – изучить взаимосвязь особенностей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое
- охарактеризовать стили воспитания;
-изучить особенности коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста и;
- определить методы исследования и подобрать методики для исследования взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных навыков и умений ребенка.
Гипотеза нашей работы заключается в том, что существует ли связь между стилем семейного воспитания и формированием у младшего школьника коммуникативных навыков и умений.
Методы исследования:
-теоретические: анализ литературы;
-эмпирические: тестирование;
-статистические: статистическая обработка полученных данных.
Эмпирическая база исследования: Исследования проводилось на базе СШ №116 г. Минска. В исследовании принимало участие 30 детей.
Практическая (социальная) значимость полученных результатов: Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Глава I. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков и умений младшего школьника
У человека довольно продолжительное
детство: проходит немало времени, прежде
чем маленький ребенок
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [1].
В период взросления ребенка семья выполняет ряд функций:
1) Воспитательную —
2) хозяйственно-бытовую —
удовлетворение материальных
3) экономическую — накопление
имущества, приобретение
4) эмоциональную —
5) сексуально-эротическую,
генеративную функцию —
6) функцию духовного (
7) функцию социального
контроля, первичной социализации
— обеспечение выполнения
8) рекреационную и
Главной функцией семьи выделяют воспитание ребенка, именно в семейном микросоциуме начинают складываться первичная шкала нравственных оценок и суждений, привычки ребенка, создается база коренных человеческих черт [6].
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности,специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие родителей и ребенка, конечной своей целью имеющие формирование личности, нужной и полезной обществу.
В современном понимании процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.
Семью как фактор воспитания
характеризует ее воспитательная среда,
в которой естественно
Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания[3].
Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
К группе объективных факторов относятся:
• генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
•социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
• обстоятельства биографии;
• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
• особенности страны и исторической эпохи.
Группу субъективных факторов составляют:
• психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
• система отношений с социумом;
• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества [4].
Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности.
Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами)
В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких-либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания [7].
Направленности воспитания, выделяют:
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Нравственное воспитание включает в себя: накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения; разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности.
Трудовое воспитание включает в себя: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.