Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить взаимосвязь особенностей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания;
-изучить особенности коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков и умений младшего школьника………………………………....................................5
1.1. Семья и её роль в воспитании личности ребенка……………...........5
1.2. Родительские стили воспитания и установки……………………...11
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка………………………………………………………………….....18
1.4. Особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста………………………………………………………21
Выводы к главе I …………………………………………………………26

Глава II. Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника……………………………………………………..27
2.1. Диагностика и организация исследования…………………………27
2.2. Обработка и анализ полученных данных…………………………..30
Выводы к главе II ………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………….........38
Приложения………………………………………………………….........39

Файлы: 1 файл

исправление курсовой.docx

— 144.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2

 

Глава I.  Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков и умений младшего школьника………………………………....................................5

1.1. Семья и её роль  в воспитании личности ребенка……………...........5

1.2. Родительские стили воспитания и установки……………………...11

1.3. Общение    родителей   и   детей    как   детерминант    развития ребенка………………………………………………………………….....18

1.4. Особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста………………………………………………………21

Выводы к главе I …………………………………………………………26

 

Глава II. Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи  стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника……………………………………………………..27

2.1. Диагностика и организация исследования…………………………27

2.2. Обработка и анализ полученных данных…………………………..30

Выводы к главе II ………………………………………………………...36

Заключение………………………………………………………………..37

Список литературы………………………………………………….........38

Приложения………………………………………………………….........39

 

 

 

Введение

Проблема общения младших  школьников со сверстниками и взрослыми  традиционно занимает одно из центральных мест среди проблем психологической помощи детям. В настоящее время в образовательных учреждениях происходит постепенное увеличение числа детей, испытывающих трудности в общении, в адаптации к школе и социальному окружению. Современное развитие образования ориентировано на тесную взаимосвязь с семьёй, особенно на начальном этапе обучения. В этих условиях важное значение сохраняют вопросы изучения семьи, ребёнка и особенностей воспитания в ней. Несомненно, особенности общения младших школьников напрямую зависят от типа воспитания в семье.

Необходимо с малых  лет обучать принципам, правилам общения, развивать коммуникативные  способности. Дети не умеют слушать, слышать.

Коммуникация как субъект  – субъектное взаимодействие представляет собой сложнейшее социальное явление, которое рассматривается в психологии на теоретическом, экспериментальном  и прикладном уровнях уже более  века и всё же остаётся недостаточно изученным феноменом.

Имеющиеся в отечественной  психологии исследования влияния детско-родительских отношений на развитие коммуникативных  навыков детей подтверждают житейские  знания о том, что гармонизация внутрисемейных отношений является одним из приоритетных направлений социально-психологической  деятельности по созданию благоприятных  условий успешного развития коммуникативных  навыков ребёнка со сверстниками и укрепления воспитательного потенциала семьи в целом.

Главной ролью семьи является воспитание младших школьников. Младший  школьный возраст – это тот  период, когда активное принятие участия  семьи в воспитании оставляет  печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания.

Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают  особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных  со здоровьем, трудностей с обучением  в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение  детско-родительских отношений ведет  к формированию различных психологических  проблем и комплексов.

Объект исследования – детско-родительские  отношения.

Предмет исследования – взаимосвязь формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с разным стилем семейного воспитания.

Цель исследования – изучить взаимосвязь особенностей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков  ребенка.

Задачи:

- дать теоретическое обоснование  данной  проблемы;

- охарактеризовать стили воспитания;

-изучить особенности коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста и;

- определить методы исследования и подобрать методики для исследования взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных навыков и умений ребенка.

Гипотеза нашей работы заключается в том, что существует ли связь между стилем семейного воспитания и формированием у младшего школьника коммуникативных навыков и умений.

Методы исследования:

-теоретические: анализ литературы;

-эмпирические: тестирование;

-статистические: статистическая обработка полученных данных.

Эмпирическая база исследования: Исследования  проводилось на базе СШ №116 г. Минска. В исследовании принимало участие 30 детей.

Практическая  (социальная) значимость полученных результатов: Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы  в лекциях, консультациях  для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

 

Глава I. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков и умений младшего школьника

    1. Семья и ее роль в воспитании личности ребенка

У человека довольно продолжительное  детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится  во взрослого, самостоятельного члена  общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу за детьми, так  и их защите.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между  супругами, родителями и детьми, детей между собой [1].

В период взросления ребенка  семья выполняет ряд функций:

1) Воспитательную — удовлетворение  индивидуальных потребностей в  отцовстве и материнстве; в  контактах с детьми и их  воспитании; в том, что родители  могут реализоваться в детях.  В ходе выполнения воспитательной  функции семья обеспечивает социализацию  подрастающего поколения, подготовку  новых членов общества.

2) хозяйственно-бытовую —  удовлетворение материальных потребностей  членов семьи, содействие сохранению  их здоровья; в ходе выполнения  этой функции происходит восстановление  затраченных в труде физических  сил;

3) экономическую — накопление  имущества, приобретение собственности,  приватизация и наследование  жилья;

4) эмоциональную — удовлетворение  членами семьи потребностей в  симпатии, уважении, признании, эмоциональной  поддержке, психической защите.

5) сексуально-эротическую,  генеративную функцию — удовлетворение  сексуально-эротических потребностей  членов семьи, регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечение биологического воспроизводства населения;

6) функцию духовного (культурного)  общения — удовлетворение потребностей  в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет  значительную роль в духовном  развитии членов общества;

7) функцию социального  контроля, первичной социализации  — обеспечение выполнения социальных  норм членами семьи; предполагает  обучение ребенка тому социальному  опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он  родился и растет, ее нравственным  нормам, традициям;

8) рекреационную и психотерапевтическую  функцию, заключающуюся в абсолютном  принятии каждого члена семьи,  несмотря на его внешность,  статус, жизненные успехи, финансовое положение [2].

Главной функцией семьи выделяют воспитание ребенка, именно в семейном микросоциуме начинают складываться первичная шкала нравственных оценок и суждений, привычки ребенка, создается база коренных человеческих черт [6].

Воспитание – это процесс  целенаправленного формирования личности,специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие родителей и ребенка, конечной своей целью имеющие формирование личности, нужной и полезной обществу.

В современном понимании  процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие родителей  и ребенка, так как семья - ведущий  фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Семью как фактор воспитания характеризует ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого  возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Семейная среда, будучи для  ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь, приветствие друг друга, расставание перед уходом на работу, в школу, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи [5].

Процесс воспитания – процесс  многофакторный, в нем проявляются  многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим  совокупным действием невообразимую  сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности  личности, объективным условиям, в  которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания[3].

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся:

• генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

•социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая  влияние на его непосредственное окружение;

• обстоятельства биографии;

• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

• особенности страны и  исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

• психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

•  система отношений с социумом;

• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны  отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества [4].

Воспитание ребенка в  семье формирует основы социальности человека, становление его как  личности, развитие индивидуальности.

Семейное воспитание —  это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами)

В нем выделяют различные  типы, под которыми понимается своеобразие  воспитания ребенка в семье, обусловленное  общностью каких-либо внешних и  внутренних черт, характерными особенностями  личностей родителей, направленности воспитания [7].

Направленности воспитания, выделяют:

  Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Нравственное воспитание включает в себя: накопление нравственного  опыта и знаний о правилах общественного  поведения; разумное использование  свободного времени и развитие нравственных качеств личности.

Трудовое воспитание включает в себя: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения  к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта  как условия выполнения важнейшей  обязанности человека.

Информация о работе Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника