Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить взаимосвязь особенностей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания;
-изучить особенности коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков и умений младшего школьника………………………………....................................5
1.1. Семья и её роль в воспитании личности ребенка……………...........5
1.2. Родительские стили воспитания и установки……………………...11
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка………………………………………………………………….....18
1.4. Особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста………………………………………………………21
Выводы к главе I …………………………………………………………26

Глава II. Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника……………………………………………………..27
2.1. Диагностика и организация исследования…………………………27
2.2. Обработка и анализ полученных данных…………………………..30
Выводы к главе II ………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………….........38
Приложения………………………………………………………….........39

Файлы: 1 файл

исправление курсовой.docx

— 144.24 Кб (Скачать файл)

Физическое воспитание основными  задачами являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков  и вестибулярного аппарата, различные  процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и  характера, направленное на повышение  работоспособности человека [4].

Специальные воспитательные "мероприятия", направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств  личности ребенка, в современной  семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились  определенные требования, запреты, наказания  и поощрения.

В семье наиболее распространенными  мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод  кнута и пряника. Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. В семейном воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ребенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков для наказания. Ребенок не понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения заключается  в том, что в нем содержится одобрение действия, способа поведения  ребенка. Значит, поощрение ориентирует  на хорошее, доброе в развивающейся  личности и закрепляет стремление и  продвижение ребенка в этом направлении. Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепление за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам  и возможностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет  по обязанности, что ему легко  и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании должно стать  правилом: поощрение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив  самостоятельность [5].

Выделяют ряд факторов, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей:

• уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для укрепления здоровья, умственного и нравственного  развития, формирования навыков самообслуживания;

• искусство воспитания (экспериментальность и разумность, реализация советов "умных" книг, знакомых, "педагогических авторитетов", опыта других, их проявление в педагогической деятельности родителей);

• умение создавать условия  для стимулирования направленного  развития и воспитания ребенка;

• управление интересами ребенка  с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного  использования программ телевидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и журнальных статей, разучивания  стихов, изготовления подарков;

• создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка  со сверстниками и другими людьми;

• воспитание избирательности  в отношении к среде, людям; динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средовых условий;

• приобщение к труду, самообслуживанию — трудовое воспитание;

• умение наблюдать и  видеть динамику развития и воспитания ребенка, как позитивную, так и  негативную, и использовать полученную информацию в процессе воспитания [7].

Выделяют две основные группы семей:

Благополучная семья —  это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет  свои функции, вследствие чего удовлетворяется  потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и  каждого ее члена. Для здоровой семьи  характерны сильная родительская позиция  с четкими семейными правилами, гибкие, открытые взаимоотношения между  младшими и взрослыми членами  семьи, наличие "образцов" поведения  и взаимоотношений, эмоционально теплые связи между поколениями, которые  составляют основу.

Неблагополучная семья –  семья, которая плохо справляется с одной из своих главных задач — воспитанием детей, в которой отсутствуют или действуют неупорядоченно решающие факторы семейного взаимодействия". Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей и т. д.

Вывод:

Таким образом, насколько  семья выполняла свои функции  для формирования полноценной личности ребенка зависит то, как ребенок  будет учиться, какое будет отношение к учебе, как будут складываться отношения со сверстниками, насколько легко он будет включаться в школьную деятельность, вливаться в общество. Поэтому, чтобы ребенок легче и быстрее перенес это время, родители должны относится к нему с пониманием, терпением и помогать адаптироваться к новому положению в обществе.

    1. Родительские стили воспитания и установки

Подобна тому, как неповторима  личность каждого человека, индивидуальны  отношения между супругами, столь  же сложны и отношения родителей  к своему ребенку, неоднозначны стили  семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка.

Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще, т.е под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. [8]

В различных семьях различные  типы воспитания. Под стилем воспитания понимается не определенная стратегия  воспитания, как сочетание различных  вариантов поведения родителя, которые  в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в  большей или меньшей степени. Такой поход позволяет построить  своеобразный профиль родительского  поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания как  в индивидуальном случае для конкретного  родителя, так и для группы родителей  детей определенного возраста.

Существует 3 стиля семейного  воспитания:

  • Авторитарный
  • Демократический
  • Попустительский

При авторитарном стиле желание  родителя - закон для ребенка. Такие  родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять  ему причины своих указаний и  запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным  для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка  и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право  быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и  они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и  стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах  происходит без особых переживаний  и конфликтов.

При попустительском стиле  родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние  и в дальнейшем могут поднять  руку на своих родителей, у них  почти нет ни каких ценностей.[9]

Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.

Варианты родительского  поведения:

Строгий – родитель действует  в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему  требований, жестко направляя ребенка  по пути социальных достижений, при  этом зачастую блокируя собственную  активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует  авторитарному стилю.

Объяснительный – родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и  способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.

Автономный – родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся  ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.

Компромиссный – для решения  проблемы родитель предполагает ребенку  что – либо привлекательное взамен совершения им непривлекательного для  него действия или разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется  в интересах и предпочтениях  ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что переключить внимание ребенка.

Содействующий – родитель понимает, в какой момент ребенку  нужна его помощь и в какой  степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни  ребенка, стремится помочь, разделить  с ним его трудности.

Сочувствующий – родитель искренне и глубоко сочувствует  и сопереживает ребенку в конфликтной  ситуации, не предпринимая, однако, каких  – либо конкретных действий. Он тонко  и чутко реагирует на изменения  в состоянии, настроении ребенка.

Потакающий – родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения  физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью  ориентирован на ребенка: он ставит его  потребности и интересы выше своих, а часто и выше интересов семьи  в целом.

Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение  в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у нет  универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.

Зависимый – родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного  окружения (воспитатели, педагоги и  ученые) или перекладывает на него свои обязанности. Большое влияние  на родителя оказывает педагогическая и психологическая литература, из которой он пытается почерпнуть необходимые  сведения о "правильном" воспитании своих детей [10].

Внутренняя педагогическая позиция, взгляды на воспитание в  семье всегда находят отражение  в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.

Следствием этого убеждения  является то, что родители решительно не знают, как справиться с ребенком, проявляющим негативные эмоции. Выделяются следующие стили родительского  поведения:

"Командир-генерал". Этот  стиль исключает альтернативы, держит  события под контролем и не  позволяет выражать негативные  эмоции. Основными средствами воздействия  на ребенка такие родители  считают приказы, команды и  угрозы, призванные эффективно контролировать  ситуацию.

"Родитель-психолог". Некоторые  родители выступают в роли  психолога и пытаются анализировать  проблему. Они задают вопросы,  направленные на диагностику,  интерпретацию и оценку, предполагая,  что обладают высшим знанием.  Это в корне убивает попытки  ребенка открыть свои чувства.  Родитель-психолог стремится вникнуть  во все детали с единственной  целью — направить ребенка  по правильному пути.

"Судья". Этот стиль  родительского поведения позволяет  считать ребенка виновным да  вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, — доказать собственную правоту.

"Священник". Стиль родительского  поведения, близкий к учительскому. Поучения сводятся преимущественно  к морализированию по поводу  происходящего. К сожалению, этот  стиль безлик и не имеет  успеха в решении семейных  проблем.

"Циник". Такие родители  обычно полны сарказма и стараются,  так или иначе, унизить ребенка.  Основное его "оружие" —  насмешки, прозвища, сарказм или  шутки, способные "положить  ребенка на лопатки".

Информация о работе Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника