Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель исследования – изучить взаимосвязь особенностей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания;
-изучить особенности коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста
Введение……………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков и умений младшего школьника………………………………....................................5
1.1. Семья и её роль в воспитании личности ребенка……………...........5
1.2. Родительские стили воспитания и установки……………………...11
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка………………………………………………………………….....18
1.4. Особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста………………………………………………………21
Выводы к главе I …………………………………………………………26
Глава II. Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника……………………………………………………..27
2.1. Диагностика и организация исследования…………………………27
2.2. Обработка и анализ полученных данных…………………………..30
Выводы к главе II ………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………….........38
Приложения………………………………………………………….........39
Физическое воспитание основными
задачами являются: правильное физическое
развитие, тренировка двигательных навыков
и вестибулярного аппарата, различные
процедуры закаливания
Специальные воспитательные "мероприятия", направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения.
В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника. Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. В семейном воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ребенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков для наказания. Ребенок не понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.
Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения заключается в том, что в нем содержится одобрение действия, способа поведения ребенка. Значит, поощрение ориентирует на хорошее, доброе в развивающейся личности и закрепляет стремление и продвижение ребенка в этом направлении. Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепление за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам и возможностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании должно стать правилом: поощрение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив самостоятельность [5].
Выделяют ряд факторов, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей:
• уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для укрепления здоровья, умственного и нравственного развития, формирования навыков самообслуживания;
• искусство воспитания (экспериментальность и разумность, реализация советов "умных" книг, знакомых, "педагогических авторитетов", опыта других, их проявление в педагогической деятельности родителей);
• умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка;
• управление интересами ребенка с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного использования программ телевидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и журнальных статей, разучивания стихов, изготовления подарков;
• создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми;
• воспитание избирательности в отношении к среде, людям; динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средовых условий;
• приобщение к труду, самообслуживанию — трудовое воспитание;
• умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать полученную информацию в процессе воспитания [7].
Выделяют две основные группы семей:
Благополучная семья —
это семья, которая ответственно
и дифференцированно выполняет
свои функции, вследствие чего удовлетворяется
потребность в росте и
Неблагополучная семья – семья, которая плохо справляется с одной из своих главных задач — воспитанием детей, в которой отсутствуют или действуют неупорядоченно решающие факторы семейного взаимодействия". Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей и т. д.
Вывод:
Таким образом, насколько семья выполняла свои функции для формирования полноценной личности ребенка зависит то, как ребенок будет учиться, какое будет отношение к учебе, как будут складываться отношения со сверстниками, насколько легко он будет включаться в школьную деятельность, вливаться в общество. Поэтому, чтобы ребенок легче и быстрее перенес это время, родители должны относится к нему с пониманием, терпением и помогать адаптироваться к новому положению в обществе.
Подобна тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка.
Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще, т.е под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. [8]
В различных семьях различные
типы воспитания. Под стилем воспитания
понимается не определенная стратегия
воспитания, как сочетание различных
вариантов поведения родителя, которые
в разных ситуациях и в разное
время будут проявляться в
большей или меньшей степени.
Такой поход позволяет
Существует 3 стиля семейного воспитания:
При авторитарном стиле желание
родителя - закон для ребенка. Такие
родители подавляют своих детей.
Они требуют от ребенка беспрекословного
подчинения и не считают нужным объяснять
ему причины своих указаний и
запретов. Они жестко контролируют
все сферы жизни ребенка, причем
делают это не всегда корректно. Дети
в таких семьях обычно замыкаются,
их общение с родителями нарушается.
Часть детей идет на конфликт, но
чаще дети, растущие в подобной семье,
приспосабливаются к стилю
Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.
При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.[9]
Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.
Варианты родительского поведения:
Строгий – родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.
Объяснительный – родитель
апеллирует к здравому смыслу ребенка,
прибегает к словесному объяснению,
полагая ребенка равным себе и
способным к пониманию
Автономный – родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.
Компромиссный – для решения проблемы родитель предполагает ребенку что – либо привлекательное взамен совершения им непривлекательного для него действия или разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что переключить внимание ребенка.
Содействующий – родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.
Сочувствующий – родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких – либо конкретных действий. Он тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.
Потакающий – родитель
готов предпринять любые
Ситуативный – родитель
принимает соответствующее
Зависимый – родитель не
чувствует уверенности в себе,
своих силах и полагается на помощь
и поддержку более
Внутренняя педагогическая
позиция, взгляды на воспитание в
семье всегда находят отражение
в манере родительского поведения,
характере общения и
Следствием этого убеждения является то, что родители решительно не знают, как справиться с ребенком, проявляющим негативные эмоции. Выделяются следующие стили родительского поведения:
"Командир-генерал". Этот
стиль исключает альтернативы, держит
события под контролем и не
позволяет выражать негативные
эмоции. Основными средствами
"Родитель-психолог". Некоторые
родители выступают в роли
психолога и пытаются
"Судья". Этот стиль
родительского поведения
"Священник". Стиль родительского
поведения, близкий к
"Циник". Такие родители
обычно полны сарказма и