Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить взаимосвязь особенностей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания;
-изучить особенности коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков и умений младшего школьника………………………………....................................5
1.1. Семья и её роль в воспитании личности ребенка……………...........5
1.2. Родительские стили воспитания и установки……………………...11
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка………………………………………………………………….....18
1.4. Особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста………………………………………………………21
Выводы к главе I …………………………………………………………26

Глава II. Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника……………………………………………………..27
2.1. Диагностика и организация исследования…………………………27
2.2. Обработка и анализ полученных данных…………………………..30
Выводы к главе II ………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………….........38
Приложения………………………………………………………….........39

Файлы: 1 файл

исправление курсовой.docx

— 144.24 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 1. Результаты опросника  родительского отношения

Анализ результатов, представленных в диаграмме (см.рис.1) позволяет отметить, что 31% опрошенных семей выбирают стиль воспитания кооперация. Этот факт говорит о том, что в современном мире семьи больше уделяют внимания воспитанию ребёнка, его интересам и увлечениям. Авторитарный стиль воспитания предпочитают 25% опрошенных семей, которые уделяют большое значение дисциплине, здоровью и социальному положению ребёнка, но не «слышат» его. В целом можно сказать, что семья  выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Для 28% опрошенных семей характерен стиль воспитания «симбиоз».

Менее характерны для родителей  стили воспитания принятия-отвержения и «Маленький неудачник». Это говорит  о небольшой значимости для родителей  желаний и предпочтений самого ребёнка, недоверие к своему ребёнку, как  к личности и отсутствие веры в  его успех. Таким родителям кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского  отношения к детям: оптимальное  родительское отношение к ребенку  наблюдается в  10 (33%) семьях, к нейтральному уровню можно отнести 11 (37%) семей, родительские отношения которые носят отрицательный характер, проявляются в 9  (30%) семьях.

Рисунок 2. Результаты исследования родительского отношения

По результатам этой методики мы видим, что большинство семей  используют неэффективные отношения  с ребенком, что приводит к развитию тревожности у детей.

Таким образом, результаты исследования показали, что в отношениях родителей  с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на всех сторонах воспитания, в том числе и нравственности. Наиболее распространенными негативными  факторами семейного воспитания, которые необходимо учитывать в  воспитательном процессе, следует считать  такие:

- бездуховность родителей,  отсутствие стремления духовного  развития детей;

- безнравственность, наличие  аморального стиля и тона отношений  в семье;

- отсутствие нормального  психологического климата в семье;

- безграмотность в психолого-педагогическом  отношении (отсутствие целенаправленности  воспитания, беспринципность, противоречивость  в применении методов воспитания, причинение детям тяжелых нравственных  страданий).

- отсутствие семейных  традиций, что, несомненно сказывается  на нравственном воспитании детей  в семье.

Для исследования коммуникативных  умений был использован тест оценки уровня коммуникативных  умений

В процессе исследования нами были получены следующие результаты:  

 (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Слушатель «выше среднего»

16

53%

Слушатель «среднего уровня»

8

27%

Слушатель «низкого уровня»

6

20%




 

 

 

 

 

 
Рисунок 3 . Профиль уровня умения слушать детей младшего школьного возраста

Анализируя диаграмму (см.рис.3) можно сказать о том, что школьникам данной выборки умение слушать развито в большей степени (53%), что говорит о объективном восприятии себя и своих возможностей.  В деятельности эти дети больше ориентируются на знании о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля. Вторую позицию в определении уровня умения слушать занимают дети со «средним уровнем» (27%), для которых определяющим является то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. Третью позицию занимает слушатель «низкого уровня»(20%), что примерно равно количеству детей «среднего уровня». У таких детей нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки.

Что касается оценки уровня коммуникативных умений, то проведенные исследования показали, что у учащихся младшего школьного возраста доминирует уровень умения слушать «выше среднего».

Корреляционный анализ соотношений  между стилем семейного воспитания и формированием коммуникативных  навыков показал, что существует высокая степень зависимости, значение коэффициента корреляции находится  от 0,7 до 0,99, каждому значению Х соответствует одно или несколько значений признака У. По данным  графика (см. рис.3) получили нелинейную зависимость.

 Дети со «средним уровнем» и «низким уровнем» умения слушать растут в семьях, где с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни, то есть это семьи с авторитарным стилем воспитания. 

 

 

Рисунок 3. . Графическая интерпретация взаимосвязи между показателями.

График данного корреляционного поля позволяет предположить, что между стилем родительского воспитания кооперация и уровнем умения слушать у исследуемой группы наблюдается криволинейная зависимость, т.е. корреляционная связь переходит в функциональную. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

В ходе наших исследований мы определили, что для родителей  младших школьников в целом характерно преобладание стиля воспитания кооперация. Вторую позицию занимает авторитарный стиль воспитания. Менее характерны для родителей позиции «принятия-отвержения» и «маленький неудачник». Так как количество этих родителей незначительно в общей выборке, то в анализе стилей семейного воспитания не учитывается.

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что именно в семье ребёнок  получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей  – продолжает получать не только азы, но и саму культуру. В семье складываются представления ребёнка о добре  и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Результаты проделанной  работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Проведенное исследование было посвящено исследованию связи между стилем семейного воспитания и формированием коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.

Исследование позволило  сделать ряд обобщающих выводов.

Стиль семейного воспитания -  это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. В основе стилей воспитания лежат следующие причины:  отклонения в характерологических свойствах самих родителей, стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей. 

Существует достаточно обширная феноменология родительского отношения,  стилей воспитания,  в основу типологии которых положен тот или иной принцип. Существуют описания и их последствий и формирование индивидуально-характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. 

В настоящем исследования эмпирическим путем было установлено, что в рассматриваемой выборке незначительно,  но преобладает стиль воспитания кооперация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 200 с.
  2. Ганишина, И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО ≪МОДЭК≫, 2006. — 288 с.
  3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2 : Процесс воспитания. - 256 с.
  4. Бордовская., Н.В. Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов ѕ СПб: Издательство " Питер", 2000.- 304 с.
  5. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 232 с.
  6. Богуцкая, Т. В. Компенсация негативных влияний микросреды    на

младших школьников: Дис. канд. пед. наук/Т. В. Богуцкая. —     Барнаул, 2001.

  1. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
  2. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.
  3. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с.
  4. Целуйко, В.М. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей / под ред. В.М. Целуйко. – Екатеринбург: У-Фактория; М.; АСТ МОСКВА: Хранитель, 2008. - 430 с.
  5. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 1999. – 208с.
  6. Концова О.А. Роль и место игровой деятельности в работе по формированию коммуникативных умений у детей 5 – 7 лет [Текст] / 
    О.А. Концова // Профессиональная подготовка педагогов высшей школы: история, современность, перспективы: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции – Пенза, 2007. - С. 212–214.
  7. Кочубей Б. Без отца… [Проблема семейного воспитания] // Семья и школа. – 1990 - №10. – С.22
  8. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Игра и произвольность современных 
    дошкольников//Вопросы психологии. 2004. -  №1.  - С.91-103
  9. Загвязинский В. И. «Личностно-социальный подход в воспитании» // журнал «Педагогика»-№ 3, 2006г.
  10. Земская М.Р. «Семья и личность», М.: изд. «Прогресс»,2006 г.
  11. Рапацевич Е.С «Педагогика»: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич Е.С, М., 2005г.
  12. Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика» - М., 2005г.
  13. Филонов Г. Н. «Воспитание и демократия» // журнал «Педагогика»- № 6, 2006г.
  14. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С.; «Социологический словарь»; Казань, 2005г.
  15. Осипов Г.В., Кабыща А.В.; «Социология. Учебник для вузов»; М., 2005 г.
  16. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 2006г.
  17. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 2005г.
  18. Сластёнин В.А. «Педагогика», М.: изд. «Школьная пресса», 2002г.
  19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.
  20. Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) // Психологические тесты. / Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2.
  21. Тест оценки коммуникативных умений // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.50-53.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Список детей, принимавших  участие в исследовании

№ п/п

Имя ребенка

Сем. положение

№ п/п

Имя ребенка

Сем. положение

1

Данила П.

 

1

Настя К.

 

2

Андрей М.

 

2

Маша С.

 

3

Павел Ш.

 

3

Катя М.

 

4

Максим Р.

 

4

Лиза К.

Родители разведены

5

Ваня С.

Родители разведены

5

Кристина К.

 

6

Вадим С.

 

6

Лера Р.

 

7

Игорь К.

 

7

Таня В.

 

8

Никита Б.

Родители разведены

8

Алина В.

 

9

Андрей Л.

Родители разведены

9

Саша Г.

 

10

Алекс К.

Родители разведены

10

Вика К.

Родители разведены

11

Елисей Л.

 

11

Маша М.

 

12

Максим М.

 

12

Лена П.

Родители разведены

13

Никита Р.

 

13

Лера П.

Родители разведены

14

Максим Ж.

 

14

Настя Р.

 

15

Антон Ф.

 

15

Яна С.

Родители разведены


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Опросник родительского  отношения к своему ребенку (Я.А.Варга, В.В.Столин)

Инструкция. «Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку в бланке ответов».

Информация о работе Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника