Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель исследования – изучить взаимосвязь особенностей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков  ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование  данной  проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания;
-изучить особенности коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста
Введение……………………………………………………………………2
 
Глава I.  Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков и умений младшего школьника………………………………....................................5
1.1. Семья и её роль  в воспитании личности ребенка……………...........5
1.2. Родительские стили воспитания и установки……………………...11
1.3. Общение    родителей   и   детей    как   детерминант    развития ребенка………………………………………………………………….....18
1.4. Особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста………………………………………………………21
Выводы к главе I …………………………………………………………26
 
Глава II. Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи  стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника……………………………………………………..27
2.1. Диагностика и организация исследования…………………………27
2.2. Обработка и анализ полученных данных…………………………..30
Выводы к главе II ………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………….........38
Приложения………………………………………………………….........39
Рисунок 1. Результаты опросника родительского отношения
Анализ результатов, представленных в диаграмме (см.рис.1) позволяет отметить, что 31% опрошенных семей выбирают стиль воспитания кооперация. Этот факт говорит о том, что в современном мире семьи больше уделяют внимания воспитанию ребёнка, его интересам и увлечениям. Авторитарный стиль воспитания предпочитают 25% опрошенных семей, которые уделяют большое значение дисциплине, здоровью и социальному положению ребёнка, но не «слышат» его. В целом можно сказать, что семья выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Для 28% опрошенных семей характерен стиль воспитания «симбиоз».
Менее характерны для родителей стили воспитания принятия-отвержения и «Маленький неудачник». Это говорит о небольшой значимости для родителей желаний и предпочтений самого ребёнка, недоверие к своему ребёнку, как к личности и отсутствие веры в его успех. Таким родителям кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.
Проанализировав ответы родителей, 
мы получили следующую картину 
Рисунок 2. Результаты исследования родительского отношения
По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребенком, что приводит к развитию тревожности у детей.
Таким образом, результаты исследования 
показали, что в отношениях родителей 
с детьми прослеживаются некие нарушения, 
которые сказываются на всех сторонах 
воспитания, в том числе и нравственности. 
Наиболее распространенными негативными 
факторами семейного 
- бездуховность родителей, 
отсутствие стремления 
- безнравственность, наличие 
аморального стиля и тона 
- отсутствие нормального 
психологического климата в 
- безграмотность в психолого-
- отсутствие семейных 
традиций, что, несомненно сказывается 
на нравственном воспитании 
Для исследования коммуникативных умений был использован тест оценки уровня коммуникативных умений
В процессе исследования нами были получены следующие результаты:
(см. Таблицу 2).
Таблица 2
Слушатель «выше среднего»  | 
  16  | 
  53%  | 
Слушатель «среднего уровня»  | 
  8  | 
  27%  | 
Слушатель «низкого уровня»  | 
  6  | 
  20%  | 
 
Рисунок 3 . Профиль уровня умения слушать 
детей младшего школьного возраста
Анализируя диаграмму (см.рис.3) можно сказать о том, что школьникам данной выборки умение слушать развито в большей степени (53%), что говорит о объективном восприятии себя и своих возможностей. В деятельности эти дети больше ориентируются на знании о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля. Вторую позицию в определении уровня умения слушать занимают дети со «средним уровнем» (27%), для которых определяющим является то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. Третью позицию занимает слушатель «низкого уровня»(20%), что примерно равно количеству детей «среднего уровня». У таких детей нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки.
Что касается оценки уровня коммуникативных умений, то проведенные исследования показали, что у учащихся младшего школьного возраста доминирует уровень умения слушать «выше среднего».
Корреляционный анализ соотношений 
между стилем семейного воспитания 
и формированием 
Дети со «средним уровнем» и «низким уровнем» умения слушать растут в семьях, где с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни, то есть это семьи с авторитарным стилем воспитания.
Рисунок 3. . Графическая интерпретация взаимосвязи между показателями.
График данного корреляционного поля позволяет предположить, что между стилем родительского воспитания кооперация и уровнем умения слушать у исследуемой группы наблюдается криволинейная зависимость, т.е. корреляционная связь переходит в функциональную. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Выводы по второй главе
В ходе наших исследований мы определили, что для родителей младших школьников в целом характерно преобладание стиля воспитания кооперация. Вторую позицию занимает авторитарный стиль воспитания. Менее характерны для родителей позиции «принятия-отвержения» и «маленький неудачник». Так как количество этих родителей незначительно в общей выборке, то в анализе стилей семейного воспитания не учитывается.
С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру. В семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
Заключение
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Проведенное исследование было посвящено исследованию связи между стилем семейного воспитания и формированием коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Исследование позволило сделать ряд обобщающих выводов.
Стиль семейного воспитания - это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. В основе стилей воспитания лежат следующие причины: отклонения в характерологических свойствах самих родителей, стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.
Существует достаточно обширная 
феноменология родительского 
В настоящем исследования эмпирическим путем было установлено, что в рассматриваемой выборке незначительно, но преобладает стиль воспитания кооперация.
Список литературы
младших школьников: Дис. канд. пед. наук/Т. В. Богуцкая. — Барнаул, 2001.
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Список детей, принимавших участие в исследовании
№ п/п  | 
  Имя ребенка  | 
  Сем. положение  | 
  № п/п  | 
  Имя ребенка  | 
  Сем. положение  | 
1  | 
  Данила П.  | 
  1  | 
  Настя К.  | 
  ||
2  | 
  Андрей М.  | 
  2  | 
  Маша С.  | 
  ||
3  | 
  Павел Ш.  | 
  3  | 
  Катя М.  | 
  ||
4  | 
  Максим Р.  | 
  4  | 
  Лиза К.  | 
  Родители разведены  | |
5  | 
  Ваня С.  | 
  Родители разведены  | 
  5  | 
  Кристина К.  | 
  |
6  | 
  Вадим С.  | 
  6  | 
  Лера Р.  | 
  ||
7  | 
  Игорь К.  | 
  7  | 
  Таня В.  | 
  ||
8  | 
  Никита Б.  | 
  Родители разведены  | 
  8  | 
  Алина В.  | 
  |
9  | 
  Андрей Л.  | 
  Родители разведены  | 
  9  | 
  Саша Г.  | 
  |
10  | 
  Алекс К.  | 
  Родители разведены  | 
  10  | 
  Вика К.  | 
  Родители разведены  | 
11  | 
  Елисей Л.  | 
  11  | 
  Маша М.  | 
  ||
12  | 
  Максим М.  | 
  12  | 
  Лена П.  | 
  Родители разведены  | |
13  | 
  Никита Р.  | 
  13  | 
  Лера П.  | 
  Родители разведены  | |
14  | 
  Максим Ж.  | 
  14  | 
  Настя Р.  | 
  ||
15  | 
  Антон Ф.  | 
  15  | 
  Яна С.  | 
  Родители разведены  | 
Приложение 2
Опросник родительского отношения к своему ребенку (Я.А.Варга, В.В.Столин)
Инструкция. «Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку в бланке ответов».