Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить взаимосвязь особенностей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания;
-изучить особенности коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков и умений младшего школьника………………………………....................................5
1.1. Семья и её роль в воспитании личности ребенка……………...........5
1.2. Родительские стили воспитания и установки……………………...11
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка………………………………………………………………….....18
1.4. Особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста………………………………………………………21
Выводы к главе I …………………………………………………………26

Глава II. Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника……………………………………………………..27
2.1. Диагностика и организация исследования…………………………27
2.2. Обработка и анализ полученных данных…………………………..30
Выводы к главе II ………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………….........38
Приложения………………………………………………………….........39

Файлы: 1 файл

исправление курсовой.docx

— 144.24 Кб (Скачать файл)

Существенно меняются и отношения между ними. Значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто дети младшего школьного возраста внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Наряду с этим появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. У многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

Способность общения или  коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста.

Коммуникативные способности  включают в себя:

- желание вступать в  контакт, 

- умение организовать  общение, 

- знание норм и правил при общении .

Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми  средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более  серьезная проблема - недостаточность  овладения коммуникативным поведением в целом. Определенная часть детей  в разной степени испытывает трудности  в овладении коммуникативной  деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети), агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые  и имеющие речевые нарушения.

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы  определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно  опираться на следующие четыре критерия.

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Второй критерий: общение это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера и является признаком второго критерия.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение – процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношения, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности [14].

Рассматривая критерии общения  можно выделить и три основных его мотива:

-деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;

-познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый – источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка;

-личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью [12].

Такова в общих чертах возрастная логика развития коммуникативных  навыков  в младшем школьном возрасте. Однако, она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребёнка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счёте особенности становления личности.

Вывод:

Таким образом, для младшего школьного возраста характерны такие  коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли  и умение вести себя в конфликтной  ситуации. Если эти коммуникативные  умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие  данному возрасту.

 

Выводы по первой главе

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме

исследования можно сделать  ряд выводов:

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают разными, зависимости: от состава семьи, от отношений  в семье к членам семьи и  вообще к окружающим людям человек  смотрит на мир положительно или  отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также  на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет по жизни.

Мы определили, что коммуникативные навыки представляют собой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъектных отношений. Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения; сформированность коммуникативных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности и самостоятельного осуществления дошкольниками информационной, перцептивной, интерактивной деятельности; в основе формирования коммуникативных навыков лежит идея личностно-ориентированного подхода. Теоретический анализ литературы показывает, что понятия «коммуникация» и «общение» тесно связаны, но содержание последнего гораздо шире.

 

 

 

 

 

Глава II.  Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи  стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника

2.1. Диагностика  и организация исследования

Цель нашей работы: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье, и установить связь между стилем семейного воспитания  и формированием коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.

 В качестве метода изучения детско-родительских взаимоотношений нами был использован тест опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина) (ОРО). Данный опросник представляет собой психодиагностический инструментарий, ориентированный на выявление родительского отношения к своему ребенку.

Родительское отношение  понимается как системы разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Цель: выявить родительское отношение к детям.

Методика проведения:

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Опросник состоит из пяти шкал.

1. Принятие/отвержение –  шкала отражает интегральное  эмоциональное отношение к ребёнку.  Содержание одного полюса шкалы:  родителю нравится ребёнок таким,  какой он есть. Родитель уважает  индивидуальность ребёнка, симпатизирует  ему. Родитель стремится проводить  много времени с ребёнком, одобряет  его интересы и планы. На  другом полюсе шкалы: родитель  воспринимает своего ребёнка  как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что  ребёнок не добьётся успеха  в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

2. Кооперация – социально  желательный образ родительского  отношения. Содержательно эта  шкала раскрывается так: родитель  заинтересован в делах и планах  ребёнка, старается во всем  помочь, сочувствует ему. Родитель  высоко оценивает интеллектуальные  и творческие способности ребёнка,  испытывает чувство гордости  за него. Он поощряет инициативу  и самостоятельность ребёнка,  старается быть с ним на  равных. Родитель доверяет ребёнку,  старается принимать его точку  зрения в спорных вопросах.

3. Симбиоз – шкала  отражает межличностную дистанцию  в общении с ребёнком. При высоких  баллов по этой шкале можно  считать, что родитель стремится  к симбиотическим отношениям  с ребёнком. Содержательно эта  тенденция описывается так: родитель  ощущает себя с ребёнком единым  целым, стремится удовлетворить  все его потребности, оградить  от трудностей и неприятностей  жизни. Родитель постоянно ощущает  тревогу за ребёнка, ребёнок  кажется ему маленьким и беззащитным.  Тревога родителя повышается, когда  ребёнок начинает обретать автономию  волей обстоятельств, так как  по своей воле родитель никогда  не предоставляет ребёнку самостоятельности.

4. Авторитарная гиперсоциализация  – отражает форму и направление  контроля за поведением ребёнка.  При высоком балле по этой  шкале в родительском отношении  отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка  безоговорочного послушания и  дисциплины. Он старается во всем  навязать ребёнку свою волю, не  в состоянии принять его точку  зрения. За проявления своеволия  ребёнка сурово наказывают. Родитель  пристально следит за социальными  достижениями ребёнка и требует  социального успеха. При этом  родитель хорошо знает ребёнка,  его индивидуальные особенности,  привычки, мысли, чувства.

5. Маленький неудачник  – отражает особенности восприятия  и понимания ребёнка родителем.  При высоких значениях по этой  шкале в родительском отношении  имеется стремление инфантелизировать  ребёнка, приписать ему личную  и социальную несостоятельность.  Родитель видит ребёнка младшим  по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень  родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ  родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно  отнести отношения по типу «симбиоз»  и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению  с реальным возрастом, стремится  удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей  жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и авторитарная гиперсоциализация. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного  послушания и дисциплины. По большей  части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который  позволил выявить уровень родительских отношений.

 Понятие "коммуникативные умения" включает в себя оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Методика «Оценка коммуникативных умений» предназначена для проверки этих качеств.

Цель: выявить уровень умения слушать.

Методика  проведения: Детям были предложены бланки с вопросами (10 вопросов). На каждый вопрос предполагался наиболее точный  вариант ответа.

Шкалы: уровень развития коммуникативных умений.

Основание для оценки исследования: чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать.

Полученные  данные обрабатывались методом статистической обработки (коэффициент линейной корреляции Пирсона). Линейный корреляционный анализ позволяет установить прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям.

Исследование проводилось на базе СШ № 116 г. Минска. Нами было обследовано 30 детей (15мальчиков и 15 девочек) младшего школьного возраста (8-10 лет) и их семьи. Был составлен список детей, где каждому ребенку присвоен определенный порядковый номер, который сохранялся на протяжении всего исследования (см. Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Обработка и   анализ  полученных данных

В результате исследования были получены следующие результаты (см.Таблицу 1):

Таблица 1

Стили семейного воспитания

Принятие-отвержение

3

10%

Кооперация

10

31%

Симбиоз

9

28%

Авторитарная гиперсоциализация

6

25%

«Маленький неудачник»

2

6%

Информация о работе Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника