Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить взаимосвязь особенностей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания;
-изучить особенности коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков и умений младшего школьника………………………………....................................5
1.1. Семья и её роль в воспитании личности ребенка……………...........5
1.2. Родительские стили воспитания и установки……………………...11
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка………………………………………………………………….....18
1.4. Особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста………………………………………………………21
Выводы к главе I …………………………………………………………26

Глава II. Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника……………………………………………………..27
2.1. Диагностика и организация исследования…………………………27
2.2. Обработка и анализ полученных данных…………………………..30
Выводы к главе II ………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………….........38
Приложения………………………………………………………….........39

Файлы: 1 файл

исправление курсовой.docx

— 144.24 Кб (Скачать файл)

Вопросы.

да

нет

1. Я всегда сочувствую  своему ребенку.

   

2. Я считаю своим долгом  знать всё, что думает мой  ребенок.

   

3. Я уважаю своего ребенка.

   

4. Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

   

5. Нужно подольше держать  ребенка в стороне от реальных  жизненных проблем, если они  его травмируют.

   

6. Я испытываю к ребенку  расположение.

   

7. Хорошие родители ограждают  своего ребенка от трудностей  жизни.

   

8. Мой ребенок часто  неприятен мне.

   

9. Я всегда стараюсь  помочь моему ребенку.

   

10. Бывают случаи, когда  издевательское отношение к ребенку  приносит ему большую пользу.

   

11. Я испытываю досаду  по отношению к своему ребенку.

   

12. Мой ребенок ничего  не добьётся в жизни.

   

13. Мне кажется, что  дети потешаются над моим ребенком.

   

14. Мой ребенок часто  совершает такие поступки, которые,  кроме презрения, ничего не  стоят.

   

15. Для своего возраста  мой ребенок немножко взрослый.

   

16. Мой ребенок ведёт  себя плохо специально, чтобы  досадить мне.

   

17. Мой ребенок впитывает  в себя всё дурное, как губка.

   

18. Моего ребенка трудно  научить хорошим манерам при  всём старании.

   

19. Ребенка следует держать  в жёстких рамках, тогда из  него вырастет порядочный человек.

   

20. Я люблю, когда друзья  моего ребенка приходят к нам  в дом.

   

21. Я принимаю участие  в своём ребенке.

   

22. К моему ребенку липнет  всё дурное.

   

23. Мой ребенок не добьётся  успеха в жизни.

   

24. Когда в компании  знакомых говорят о детях, мне  немножко стыдно, что мой ребенок  немножко не такой умный и  способный, как мне бы хотелось.

   

25. Я жалею своего ребенка.

   

26. Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и  по поведению, и по суждениям.

   

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком всё своё  свободное время.

   

28. Я часто жалею о  том, что мой ребенок растёт  и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

 

 

 

29. Я часто ловлю себя  на враждебном отношении к  ребенку.

   

      30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

 

 

 

31. Родители должны приспосабливаться  к ребенку, а не только требовать  этого от него.

 

 

32. Я стараюсь выполнять  все просьбы моего ребенка.

   

33. При принятии семейных  решений следует учитывать мнение  ребенка.

   

34. Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

   

35. В конфликте с ребенком  я часто могу ошибаться.

   

36. Дети рано узнают, что  родители могут ошибаться.

   

37. Я всегда считаюсь  с ребенком.

   

38. Я испытываю к ребенку  дружеские чувства.

   

39. Основные причины капризов  моего ребенка – эгоизм, упрямство  и лень.

   

40. Невозможно нормально  отдохнуть, если проводить отпуск  с ребенком.

   

41. Самое главное, чтобы  у ребенка было спокойное и  беззаботное детство, всё остальное  – приложится.

   

42. Иногда мне кажется,  что мой ребенок не обращает внимание  на хорошее.

   

43. Я разделяю увлечения  своего ребенка.

   

44. Мой ребенок может  вывести из себя кого угодно.

   

45. Я понимаю огорчения  своего ребенка.

   

46. Мой ребенок часто  раздражает меня.

   

47. Воспитание ребенка  – сплошная нервотрёпка.

   

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

   

49. Я не доверяю своему  ребенку.

   

50. За строгое воспитание  дети благодарят потом.

   

51. Иногда мне кажется,  что я ненавижу своего ребенка.

   

52. В моём ребенке больше  недостатков, чем достоинств.

   

53. Я разделяю интересы  своего ребенка.

   

54. Мой ребенок не в  состоянии что-нибудь сделать  самостоятельно, а если и сделает,  то обязательно не так.

   

55. Мой ребенок вырастет  не приспособленным к жизни.

   

56. Мой ребенок нравится  мне таким, какой он есть.

   

57. Я тщательно слежу  за состоянием здоровья моего  ребенка.

   

58. Нередко я восхищаюсь  своим ребенком.

   

59. Ребенок не должен  иметь секретов от родителей.

   

60. Я невысокого мнения  о способностях моего ребенка  и не скрываю этого от него.

   

61. Очень желательно, чтобы  ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

   

 

 

Результаты опросника родительского отношения к своему ребенку (Я.А.Варга, В.В.Столин)

 

Шкалы

1 принятие-отвержение

 

баллы

2 кооперация

 

 

баллы

3 симбиоз

 

 

баллы

4 авторит.

гиперсоц.

 

баллы

5 маленький

неудачник

 

баллы

Мальчики

1

9

9

3

4

3

2

12

5

6

4

3

3

11

5

4

7

3

4

9

5

5

6

4

5

11

7

5

5

3

6

12

9

2

3

4

7

9

5

5

6

2

8

15

5

3

6

3

9

11

9

4

5

2

10

12

8

4

3

1

11

10

9

5

4

1

12

15

5

5

6

3

13

15

5

6

5

4

14

14

4

6

5

2

15

12

5

5

7

4

Девочки

1

12

8

4

4

3

2

10

9

5

4

3

3

8

5

6

5

1

4

9

8

4

4

1

5

9

5

6

4

2

6

24

5

4

5

4

7

24

4

2

2

3

8

24

3

5

5

5

9

14

5

7

5

1

10

10

4

7

5

3

11

16

3

2

6

4

12

15

3

4

3

7

13

15

7

5

5

4

14

14

5

3

7

2

15

16

5

2

2

6




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Тест оценки уровня коммуникативных навыков

Инструкция:  На 10 вопросов следует дать ответы:  
• 1  почти всегда;

• 2  в большинстве случаев;  
• 3  иногда;  
• 4  редко;  
• 5  почти никогда.

Вопрос

Вариант ответа

1. Стараетесь ли Вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда  тема (или собеседник) неинтересны  Вам? 

1

2

3

4

5

2. Раздражают ли Вас  манеры Вашего партнера по  общению? 

1

2

3

4

5

3. Может ли неудачное  выражение другого человека спровоцировать  Вас на резкость или грубость?

1

2

3

4

5

4. Избегаете ли Вы вступать  в разговор с неизвестным или  малознакомым Вам человеком. 

1

2

3

4

5

5. Имеете ли Вы привычку  перебивать говорящего?

1

2

3

4

5

6. Делаете ли Вы вид,  что внимательно слушаете, а сами  думаете совсем о другом?

1

2

3

4

5

7. Меняете ли Вы тон,  голос, выражение лица в зависимости  от того, кто Ваш собеседник?

1

2

3

4

5

8. Меняете ли Вы тему  разговора, если он коснулся  неприятной для Вас темы?

1

2

3

4

5

9. Поправляете ли Вы  человека, если в его речи встречаются  неправильно произнесенные слова,  название, вульгаризмы? 

1

2

3

4

5

10. Бывает ли у Вас  снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику?  

1

2

3

4

5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты теста оценки уровня коммуникативных навыков

Вопросы №

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

результат

Мальчики

   

1

3

4

3

1

3

4

5

1

2

4

60

2

3

4

3

2

4

4

3

3

3

4

64

3

1

2

2

5

3

3

4

1

3

4

52

4

4

4

3

4

4

4

3

4

3

3

72

5

1

2

4

4

3

3

3

3

3

4

60

6

3

3

2

1

3

3

1

3

5

5

58

7

2

5

2

3

5

5

4

2

3

5

64

8

3

2

2

1

5

5

1

3

3

3

52

9

1

2

2

1

4

4

3

3

5

5

58

10

3

3

3

2

3

3

1

1

2

1

40

11

1

2

4

1

5

5

3

3

2

4

54

12

1

2

3

2

5

5

1

3

5

4

56

13

4

4

4

4

4

4

1

2

5

5

72

14

1

2

2

1

1

3

1

2

1

2

20

15

1

3

3

4

3

3

2

2

4

4

58

Девочки

   

1

3

4

3

4

4

2

3

4

3

4

68

2

2

1

5

4

4

5

4

3

3

3

68

3

5

5

5

1

3

5

5

3

1

5

78

4

4

2

5

4

1

1

3

5

4

5

68

5

1

2

3

1

3

4

3

3

5

5

60

6

3

3

3

3

4

4

3

4

5

5

74

7

3

4

3

4

3

3

3

4

4

4

70

8

2

3

2

4

3

4

3

4

5

3

66

9

1

1

2

4

4

3

3

2

2

3

52

10

2

2

2

3

3

4

4

3

5

5

66

11

1

1

3

3

3

4

4

5

4

5

66

12

1

1

3

3

4

4

4

3

2

3

64

13

2

1

2

3

4

3

4

3

5

5

64

14

2

1

2

2

5

3

3

2

2

3

40

15

1

2

2

2

5

4

4

3

5

5

66


 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

Приложение 3

Таблица 3

Общая оценка полученных результатов:

ФИО

Оценка коммуникативных  умений детей (в баллах)

Типы родительского отношения к своему ребенку (в баллах)

  1. Данила П.

60

9 кооперация

  1. Андрей М.

64

6 симбиоз

  1. Павел Ш.

52

7 авторитарная гаперсоциализация

 

 

 

 

 

 

  1. Максим Р.

72

6 авторитарная гаперсоциализация

  1. Ваня С.

60

7 кооперация

  1. Вадим С.

58

9 кооперация

  1. Игорь К.

64

6 авторитарная гиперсоциализация

  1. Никита Б.

52

6 авторитарная гиперсоциализация

  1. Андрей Л.

58

9 кооперация

  1. Алекс К.

50

8 кооперация

  1. Елисей Л.

54

9 кооперация

  1. Максим М.

56

6 авторитарная гиперсоциализацифя

 

 

  1. Никита Р.

72

6 симбиоз

  1. Максим Ж.

40

6 симбиоз

  1. Антон Ф.

58

7 авторитарная гиперсоцивлизация

  1. Настя К.

68

8 кооперация

  1. Маша С.

68

9 кооперация

  1. Катя М.

88

6 симбиоз

  1. Лиза К.

68

8 кооперация

  1. Кристина К.

60

6 симбиоз

  1. Лера Р.

74

24 принятие-отвержение

  1. Таня В.

70

24 принятие-отвержение

  1. Алина В.

66

24 принятие отвержение

  1. Саша Г.

52

7 симбиоз

  1. Вика К.

66

7 симбиоз

  1. Маша М.

66

6 авторитарная гиперсоциализация

  1. Лена П.

64

7 маленький неудачник

  1. Лера П.

64

7 кооперация

  1. Настя Р.

60

7 авторитарная гиперсоциализация

  1. Яна С.

66

6 маленький неудачник


 

 


Информация о работе Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника