Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель исследования – изучить взаимосвязь особенностей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания;
-изучить особенности коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста
Введение……………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы исследования стилей семейного воспитания и формирование коммуникативных навыков и умений младшего школьника………………………………....................................5
1.1. Семья и её роль в воспитании личности ребенка……………...........5
1.2. Родительские стили воспитания и установки……………………...11
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка………………………………………………………………….....18
1.4. Особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста………………………………………………………21
Выводы к главе I …………………………………………………………26
Глава II. Опытно-экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и формирования коммуникативных умений младшего школьника……………………………………………………..27
2.1. Диагностика и организация исследования…………………………27
2.2. Обработка и анализ полученных данных…………………………..30
Выводы к главе II ………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………….........38
Приложения………………………………………………………….........39
Вопросы. |
да |
нет |
1. Я всегда сочувствую своему ребенку. |
||
2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок. |
||
3. Я уважаю своего ребенка. |
||
4. Мне кажется, что поведение
моего ребенка значительно |
||
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. |
||
6. Я испытываю к ребенку расположение. |
||
7. Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни. |
||
8. Мой ребенок часто неприятен мне. |
||
9. Я всегда стараюсь помочь моему ребенку. |
||
10. Бывают случаи, когда
издевательское отношение к |
||
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. |
||
12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни. |
||
13. Мне кажется, что
дети потешаются над моим |
||
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. |
||
15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый. |
||
16. Мой ребенок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне. |
||
17. Мой ребенок впитывает в себя всё дурное, как губка. |
||
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всём старании. |
||
19. Ребенка следует держать
в жёстких рамках, тогда из
него вырастет порядочный |
||
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. |
||
21. Я принимаю участие в своём ребенке. |
||
22. К моему ребенку липнет всё дурное. |
||
23. Мой ребенок не добьётся успеха в жизни. |
||
24. Когда в компании
знакомых говорят о детях, мне
немножко стыдно, что мой ребенок
немножко не такой умный и
способный, как мне бы |
||
25. Я жалею своего ребенка. |
||
26. Когда я сравниваю
своего ребенка со |
||
27. Я с удовольствием провожу с ребенком всё своё свободное время. |
||
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. |
| |
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. |
||
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. |
| |
31. Родители должны |
| |
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. |
||
33. При принятии семейных
решений следует учитывать |
||
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. |
||
35. В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться. |
||
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. |
||
37. Я всегда считаюсь с ребенком. |
||
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. |
||
39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень. |
||
40. Невозможно нормально
отдохнуть, если проводить |
||
41. Самое главное, чтобы
у ребенка было спокойное и
беззаботное детство, всё |
||
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не обращает внимание на хорошее. |
||
43. Я разделяю увлечения своего ребенка. |
||
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. |
||
45. Я понимаю огорчения своего ребенка. |
||
46. Мой ребенок часто раздражает меня. |
||
47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрёпка. |
||
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. |
||
49. Я не доверяю своему ребенку. |
||
50. За строгое воспитание дети благодарят потом. |
||
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка. |
||
52. В моём ребенке больше недостатков, чем достоинств. |
||
53. Я разделяю интересы своего ребенка. |
||
54. Мой ребенок не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. |
||
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. |
||
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. |
||
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. |
||
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком. |
||
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. |
||
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. |
||
61. Очень желательно, чтобы
ребенок дружил с теми детьми,
которые нравятся его |
Результаты опросника родительского отношения к своему ребенку (Я.А.Варга, В.В.Столин)
Шкалы |
1 принятие-отвержение
баллы |
2 кооперация
баллы |
3 симбиоз
баллы |
4 авторит. гиперсоц.
баллы |
5 маленький неудачник
баллы |
Мальчики | |||||
1 |
9 |
9 |
3 |
4 |
3 |
2 |
12 |
5 |
6 |
4 |
3 |
3 |
11 |
5 |
4 |
7 |
3 |
4 |
9 |
5 |
5 |
6 |
4 |
5 |
11 |
7 |
5 |
5 |
3 |
6 |
12 |
9 |
2 |
3 |
4 |
7 |
9 |
5 |
5 |
6 |
2 |
8 |
15 |
5 |
3 |
6 |
3 |
9 |
11 |
9 |
4 |
5 |
2 |
10 |
12 |
8 |
4 |
3 |
1 |
11 |
10 |
9 |
5 |
4 |
1 |
12 |
15 |
5 |
5 |
6 |
3 |
13 |
15 |
5 |
6 |
5 |
4 |
14 |
14 |
4 |
6 |
5 |
2 |
15 |
12 |
5 |
5 |
7 |
4 |
Девочки | |||||
1 |
12 |
8 |
4 |
4 |
3 |
2 |
10 |
9 |
5 |
4 |
3 |
3 |
8 |
5 |
6 |
5 |
1 |
4 |
9 |
8 |
4 |
4 |
1 |
5 |
9 |
5 |
6 |
4 |
2 |
6 |
24 |
5 |
4 |
5 |
4 |
7 |
24 |
4 |
2 |
2 |
3 |
8 |
24 |
3 |
5 |
5 |
5 |
9 |
14 |
5 |
7 |
5 |
1 |
10 |
10 |
4 |
7 |
5 |
3 |
11 |
16 |
3 |
2 |
6 |
4 |
12 |
15 |
3 |
4 |
3 |
7 |
13 |
15 |
7 |
5 |
5 |
4 |
14 |
14 |
5 |
3 |
7 |
2 |
15 |
16 |
5 |
2 |
2 |
6 |
Приложение 3
Тест оценки уровня коммуникативных навыков
Инструкция: На 10 вопросов следует дать
ответы:
• 1 почти всегда;
• 2 в большинстве случаев;
• 3 иногда;
• 4 редко;
• 5 почти никогда.
Вопрос |
Вариант ответа | ||||
1. Стараетесь ли Вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны Вам? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Может ли неудачное
выражение другого человека |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым Вам человеком. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. Меняете ли Вы тон,
голос, выражение лица в |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприятной для Вас темы? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. Поправляете ли Вы
человека, если в его речи встречаются
неправильно произнесенные |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Результаты теста оценки уровня коммуникативных навыков
Вопросы № |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
результат |
Мальчики |
|||||||||||
1 |
3 |
4 |
3 |
1 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
4 |
60 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
64 |
3 |
1 |
2 |
2 |
5 |
3 |
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
52 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
72 |
5 |
1 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
60 |
6 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
5 |
5 |
58 |
7 |
2 |
5 |
2 |
3 |
5 |
5 |
4 |
2 |
3 |
5 |
64 |
8 |
3 |
2 |
2 |
1 |
5 |
5 |
1 |
3 |
3 |
3 |
52 |
9 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
5 |
58 |
10 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
40 |
11 |
1 |
2 |
4 |
1 |
5 |
5 |
3 |
3 |
2 |
4 |
54 |
12 |
1 |
2 |
3 |
2 |
5 |
5 |
1 |
3 |
5 |
4 |
56 |
13 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
1 |
2 |
5 |
5 |
72 |
14 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
20 |
15 |
1 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
58 |
Девочки |
|||||||||||
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
68 |
2 |
2 |
1 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
68 |
3 |
5 |
5 |
5 |
1 |
3 |
5 |
5 |
3 |
1 |
5 |
78 |
4 |
4 |
2 |
5 |
4 |
1 |
1 |
3 |
5 |
4 |
5 |
68 |
5 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
5 |
60 |
6 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
74 |
7 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
70 |
8 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
66 |
9 |
1 |
1 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
52 |
10 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
66 |
11 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
66 |
12 |
1 |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
64 |
13 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
5 |
5 |
64 |
14 |
2 |
1 |
2 |
2 |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
40 |
15 |
1 |
2 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
66 |
\
Приложение 3
Таблица 3
Общая оценка полученных результатов:
ФИО |
Оценка коммуникативных умений детей (в баллах) |
Типы родительского отношения к своему ребенку (в баллах) |
|
60 |
9 кооперация |
|
64 |
6 симбиоз |
|
52 |
7 авторитарная гаперсоциализация
|
|
72 |
6 авторитарная гаперсоциализация |
|
60 |
7 кооперация |
|
58 |
9 кооперация |
|
64 |
6 авторитарная гиперсоциализация |
|
52 |
6 авторитарная гиперсоциализация |
|
58 |
9 кооперация |
|
50 |
8 кооперация |
|
54 |
9 кооперация |
|
56 |
6 авторитарная
|
|
72 |
6 симбиоз |
|
40 |
6 симбиоз |
|
58 |
7 авторитарная гиперсоцивлизация |
|
68 |
8 кооперация |
|
68 |
9 кооперация |
|
88 |
6 симбиоз |
|
68 |
8 кооперация |
|
60 |
6 симбиоз |
|
74 |
24 принятие-отвержение |
|
70 |
24 принятие-отвержение |
|
66 |
24 принятие отвержение |
|
52 |
7 симбиоз |
|
66 |
7 симбиоз |
|
66 |
6 авторитарная гиперсоциализация |
|
64 |
7 маленький неудачник |
|
64 |
7 кооперация |
|
60 |
7 авторитарная гиперсоциализация |
|
66 |
6 маленький неудачник |