Организационно-методические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционной культурой бе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛА ВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционной культурой белорусов
1.1.Сущность традиционного культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования
1.2 Воспитательный потенциал традиционной культуры белорусов
1.3 Условия эффективного воспитания детей в процессе ознакомления с традиционной культурой белорусов
Вывод по первой главе.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Организационно-методические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционной культурой белорусов в национальных традициях
2.1 Изучение процесса ознакомления старших дошкольников с традиционной культурой белорусов
2.2 Анализ и результаты исследования на базе государственного учреждения дошкольного образования «Ясли - сад№64»г. Бреста
2.3 Рекомендации по организацию процесса ознакомления старших дошкольников с традиционной культурой белорусов
Вывод по второй главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

к р ознакомление старших дошкольников с традиционк бел.docx

— 75.66 Кб (Скачать файл)

 

Воспитатель поддерживает интерес  к событиям, происходящим не только в стране, но и в мире, формирует  чувство гордости за Беларусь. Для  обобщения знаний о Белорусии  создаются образовательные ситуации, включающие игры, беседы. В этом возрасте можно более широко знакомить детей с национальными традициями, костюмами, обычаями.

С 6-7 лет, знакомя детей  с явлениями общественной жизни, впервые раскрывается тема «Наша  планета» и понятие «Земля - наш  общий дом». Педагоги рассказывают о том, что на Земле много стран, а в специальных образовательных ситуациях побуждают детей сделать вывод: глобус - это уменьшенный макет Земли, каждый цвет на нем имеет свое назначение; нужно уметь пользоваться глобусом, картой, показывая на них отдельные континенты и страны. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на Земле живет много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, и отличаются друг от друга.

В результате системной педагогической работы у детей старшего дошкольного возраста постепенно формируются такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развиваются волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

 

Многие исследователи, например, В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Е.И. Рогов, М.Г. Ярошевский и др., занимавшиеся проблемами возрастной психологии, подчеркивали мысль, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Они отмечали, что активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности.

С.А. Козлова и Т.А. Куликова в своем учебном пособии останавливаются на механизме нравственного воспитания. Они сформулировали схему нравственного воспитания:

Эта схема и будет положена в основу организации процесса патриотического воспитания как части формирования нравственности.

Специфика ознакомления с  родной культурой детей старшего дошкольного возраста проявляется в подходах к организации образовательного процесса.

Культура как основа образовательной  стратегии предусматривает многообразие подходов, одним из которых является культурологический, обусловленный потребностью образования обрести свое «лицо», ибо каждая конкретная цивилизация, сообщество создает на протяжении веков свою собственную культуру, сопровождающую человека на протяжении всей его жизни и передающуюся из поколения в поколение.

Из всего выше сказанного нами определены следующие приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного  возраста:

1. Формировать чувство  причастности к истории Родины  через знакомство с народными  праздниками и традициями, в которых  фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

2. Накапливать опыт восприятия  произведений малых фольклорных  жанров. В устном народном творчестве  как нигде сохранились особенные  черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Развивать художественный  вкус через восприятие красоты  изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам белорусского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.

4. Показать глубокий нравственный  смысл сказок, их поэтичность,  отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).

5. Развивать двигательную  активность детей, умение их  сотрудничать друг с другом, через  знакомство со старинными народными  играми.

6. Использовать устное  народное творчество для развития  у детей правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.

Таким образом, анализ специфики  воспитания детей старшего дошкольного возраста в контексте освоения родной культуры позволяет сделать следующие выводы.

Специфика воспитания детей  старшего дошкольного возраста обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым.

Базовый процесс «приобщения» ребенка к  культуре в дошкольном возрасте определяет изучение родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Народные традиции, будучи значимыми элементами культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и

Следовательно, раскрытие  личности в ребенке полностью  возможно только через включение  его в культуру собственного народа.

 

1.2 Воспитательный  потенциал традиционной культуры  белорусов

 

В современных условиях осознания  духовных основ развития общества актуальной является проблема глубокого и научно-обоснованного  учета особенностей региональной культуры в работе с детьми. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РБ.

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений  о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.

Поэтому приобщение ребенка  к общечеловеческим, цивилизационным  ценностям начинается с познания культуры прежде всего своей малой Родины. Вопросы познания и присвоения культуры изучались Воронецкой Л. и др.

Внимание также уделено  вопросам подготовки будущих воспитателей к народоведческой работе в дошкольных учреждениях, к работе по усвоению старшими дошкольниками народоведческой лексики (Окорова С.) и отдельным ее аспектам: формированию этнокультурной компетентности студентов пединститутов в условиях полиэтнической среды (Гуренко О.И.) этнопедагогической подготовке (Давыдова О.И.).

В педагогической науке и  дошкольной педагогике повышается интерес  к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Механизмом, позволяющим  включить народную педагогику в современный  учебно-воспитательный процесс в  УДО, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых традиции и обычаев содействующих воспитанию и развитию личности.

Воспитание на народных традициях  способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности. Нам представляется чрезвычайно важным складывающийся в современной философии новый взгляд на культуру, как на единство национального, этнического и регионального. Это объясняется, по-видимому, тем, что в культуре фиксируется не только общечеловеческая жизнедеятельность, но и отражаются качественные своеобразия исторически сложившихся конкретных территорий.

Мы полагаем, что главной  задачей детского сада белоруской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Традиции организуют связь  поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность  старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять. Сто процентов воспитателей дошкольного образовательного учреждения относятся позитивно к народным традициям, считают, что их надо соблюдать. Однако, на деле поддерживают народные традиции в детском саду 42,8 % педагогов.

Остальные 26,2 % респондентов относятся безразлично к проблеме, а 31,0 % - негативно, не поддерживают народные традиции и не проявляют желание  их поддерживать в будущем.

C. Федорова отмечает, что  процесс поликультурной социализации  детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности. Крупнейший психолог Ж.Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования:

1. В возрасте 6-7 лет ребенок  приобретает первые знания (фрагментарные,  несистематические) о своей этнической  принадлежности.

2. В 8-9 лет у ребенка  развиваются национальные чувства  и идет четкая идентификация  с членами своей этнической  группы.

3. В 10-11 лет этническая  идентичность формируется в полном  объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других.

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

1. Материальная культура:

- основной тип поселений,  жилища, основные предметы быта;

- одежда (национальный костюм), украшения;

- национальные кушанья;

- транспортные средства;

- орудия труда;

- труд с учетом его  специфики.

2. Духовная культура:

 

- народные обычаи, обряды, праздники;

- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки,  детские игры, музыка);

- искусство (песни, танцы,  произведения художественного и  декоративно-прикладного творчества, литература).

3. Нормативная культура:

- общечеловеческие нравственные  качества;

- правила общения между  людьми внутри этноса и вне  его.

Культура понимается нами вслед за отечественными исследователями  как созданное и накопленное  человечеством материальное и духовное богатство (Г.Н. Волков); ценность, выполняющая  межпоколенную трансмиссию (Кулигина Л., Бабтская М). Несмотря на различные точки зрения в трактовке термина "культура", позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения.

В нашем исследовании за основу принято определение "традиция", данного Д.И. Водзинским: традиции - прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура.

Из всех традиций, влияющих на формирование личности, особую роль ученые отводят воспитательным традициям. Л.И. Божович, Л.С. Выготский утверждали, что развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта культуры. Исходя из позиций Б.Н. Бессонова, Н.К. Дмитриева, К.С. Давлетова, А.М. Сулейманова, в качестве средств этнографической культуры мы рассматривали народные праздники, народные игры, фольклор.

Исходными теоретическими положениями  разработки изучаемой проблемы явилась  взаимосвязь: "образование-культура-национальная культура-личность". По мнению Н.А. Бердяева, С.И. Гессена задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства.

Информация о работе Организационно-методические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционной культурой бе