Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:34, курсовая работа
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций?
ВВЕДЕНИЕ
ГЛА ВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционной культурой белорусов
1.1.Сущность традиционного культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования
1.2 Воспитательный потенциал традиционной культуры белорусов
1.3 Условия эффективного воспитания детей в процессе ознакомления с традиционной культурой белорусов
Вывод по первой главе.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Организационно-методические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционной культурой белорусов в национальных традициях
2.1 Изучение процесса ознакомления старших дошкольников с традиционной культурой белорусов
2.2 Анализ и результаты исследования на базе государственного учреждения дошкольного образования «Ясли - сад№64»г. Бреста
2.3 Рекомендации по организацию процесса ознакомления старших дошкольников с традиционной культурой белорусов
Вывод по второй главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2.1 Изучение процесса
Цель исследования:
- определить эффективные условия ознакомления старших дошкольников с традиционной культурой белорусов.
Задачи исследования:
- охарактеризовать феномен
фольклора и его
- дать характеристику
основным жанрам фольклора,
- показать практическое
применение основных
- сделать выводы о проделанной
работе и предложить
Методы исследования.
В ходе работы были подобраны следующие методики:
I. Анкетирование родителей,
целью которого являлось а)
выявление интереса всех
Им было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Поддерживается ли интерес
в семье к историческому
2. Рассказывается ли детям о традициях своей семьи и предков?
3. Совершаются ли совместные
с ребенком прогулки по
4. Читают ли родители
своим детям книги об
5. Просматривают ли родители
вместе со своими детьми
II. Опрос детей, целью
которого являлось выявление
уровня преставлений детей
III. Наблюдение за поведением
детей с целью выявления
В исследовании определены показатели и уровни усвоения традиций народа для детей старшего дошкольного возраста. Исходные критерии определялись наличием представлений о традициях, интереса к ним и реализацией имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
Основанием для их характеристики
послужили следующие
- правильность и полнота представлений о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры; самостоятельность группировки предметов по разным признакам;
- наличие интереса к традициям, предметам культуры; устойчивость интереса и мотивация выбора предмета;
- наличие сюжета национальной тематики, умение комбинировать свои знания, детализация образов.
Согласно вышеуказанным критериям и показателям, были выделены уровни усвоения дошкольниками традиций народа: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень усвоения традиций старшими дошкольниками характеризуется правильным, обобщенным представлением об объекте культуры, системным отражением его закономерностей, выраженным в развернутом суждении о нем, умением объединять объекты по существенным признакам; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к предметам родной культуры, осознанностью выбора; умением сознательно использовать знания о традициях в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе темы, владение всеми свойствами изображения роли).
Средний уровень усвоения традиций дошкольниками характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными поверхностными представлениями о традициях, дифференцированностъю представлений об объекте по наличию национальных элементов; неустойчивостью интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации в выборе предметов; умением разворачивать игровую деятельность не по собственному желанию (разворачивает различные сюжеты, действует в принятой роли, игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью).
Низкий уровень
Состояние усвоения дошкольниками народных традиций мы определяли следующим образом - каждому признаку был приведен в соответствие балл: 3 балла - при ярко выраженном признаке, 2 балла - при его неустойчивом проявлении, 1 балл - в случае слабого проявления признака, 0 баллов при его отсутствии. Нами было определено следующее соответствие количества набранных детьми баллов по трем уровням усвоения детьми традиций.
- низкий уровень - количество баллов от 0 до 3;
- средний уровень - количество баллов от 4 до 6;
- высокий уровень - количество баллов от 7 до 9.
Исследование проводилось в дошкольном учреждении д с № 64 г. Бреста
В обследовании участвовало 17 детей в возрасте 5-6 лет, 17 родителей и 10 педагогов.
Поставленные задачи решались
с помощью разнообразных
На формирующем этапе
эксперимента комплексная воспитательно-
Педагогическая технология
приобщения дошкольников к народным
традициям строилась на основании следующих
подходов: вовлечение детей в разнообразные
виды деятельности (специально-организованное
общение, учебно-познавательная, при сохранении
приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую,
театрализованную); интеграция различных
видов искусств (музыкального, танцевального,
декоративно-прикладного) при опоре на
фольклор; использование взаимодействия
в системе "воспитатель-ребенок-родитель"
Формы взаимодействия педагога с детьми:
1. Организационные занятия с детьми (1 раз в неделю):
- ознакомление с предметным миром;
- устное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство; народная музыка;
- народные игры и хороводы;
- ознакомление с историей Беларуси г. Бреста.
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Приоритетные направления, реализуемые в работе с детьми:
Создание атмосферы
Широкое использование фольклора.
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Знакомство с народным искусством.
Знакомство с русскими народными играми:
- Знакомство с историей Белоруси, г.Бреста
- Одно из приоритетных направлений работы детского сада - ознакомление детей с историей Беларуси г. Бреста.
Старшим дошкольникам даются первоначальные сведения о возникновении Бреста с его достопримечательностями. Игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры развивают у детей интерес к истории и культуре, воспитывают любовь к родной стране и городу. На формирующем этапе педагогического эксперимента исходили из того, что эффективное приобщение дошкольников к родной культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения занятий по приобщению к традициям родной культуры.
Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. Работу с детьми мы построили в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.
Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ("Я и моя семья", "Народные праздники", "Народные игры" и др.). В процессе своего развития ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего "я" (внутренний мир человека).
Отсюда запланированные
игры и занятия детей способствовали
развитию у них представлений
о мире природы, предметном мире, мире
других людей и, наконец, о внутреннем
мире (индивидуальности) каждого ребенка.
Данное построение образовательного процесса
позволило логически объединить
все этапы и вызвать
Всю работу с детьми по знакомству детей с былинным материалом предлагается вынести в блок совместной деятельности. В данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется в три этапа:
- Предварительная работа;
- Сценарий совместной деятельности;
- Итоговая совместная деятельность.
Предварительная работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу белорусской народной культуры, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории Беларуси ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.
В предварительную работу обязательно включается чтение былины с последующей беседой по её содержанию. В содержание этого раздела также могут входить следующие виды деятельности:
- Разучивание белоруских народных подвижных игр;
- Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;
- Театрализованная деятельность;
- Дидактические и настольно-
- Музыкально-ритмическая деятельность;
- Этюды на создание выразительных образов.
Одним из компонентов предварительной работы может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.
После этапа предварительной работы мы предлагаем проводить совместную деятельность по заранее разработанному сценарию. В сценариях совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и планирование сценариев совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Педагог должен быть готовым к импровизации, встречной активности ребёнка. В процессе осуществления такого сценария ребёнок должен чувствовать себя младшим партнёром, ведомого взрослым, который постоянно учитывает его инициативу. Через сценарий ребёнок "проживает" события, происходящие с героями, систематизирует знания, полученные на предварительном этапе работы, в игровой форме учится пересказывать сказки, достаточно объёмные по содержанию, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат белорусский язык.
Для подведения итога очередного этапа работы, после знакомства детей со сказками, проводится итоговая совместная деятельность. По результатам итоговой совместной деятельности педагог может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.
2.2 Анализ
и результаты исследования на
базе государственного