Организационно-методические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционной культурой бе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛА ВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционной культурой белорусов
1.1.Сущность традиционного культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования
1.2 Воспитательный потенциал традиционной культуры белорусов
1.3 Условия эффективного воспитания детей в процессе ознакомления с традиционной культурой белорусов
Вывод по первой главе.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Организационно-методические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционной культурой белорусов в национальных традициях
2.1 Изучение процесса ознакомления старших дошкольников с традиционной культурой белорусов
2.2 Анализ и результаты исследования на базе государственного учреждения дошкольного образования «Ясли - сад№64»г. Бреста
2.3 Рекомендации по организацию процесса ознакомления старших дошкольников с традиционной культурой белорусов
Вывод по второй главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

к р ознакомление старших дошкольников с традиционк бел.docx

— 75.66 Кб (Скачать файл)

 

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

- информационное насыщение  (сообщение знаний о традициях,  обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

- эмоциональное воздействие  (в процессе реализации первого  направления - информационного насыщения  - важно вызвать отклик в душе  ребенка, «расшевелить» его чувства);

- поведенческие нормы  (знания, полученные ребенком о  нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал  произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Этнопедагогический подход, интегрирующий достижения аксиологического и культурологического подходов должен быть конкретизирован в принципах  родиноведческого подхода (С.Я. Ромашина) с целью повышения воздействия  воспитательного потенциала на дошкольников в УДО.

Содержание дошкольного  образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное  общество и нацеленного на совершенствование этого общества на основе адекватного культуро- и природосообразного жизнеосуществления (С.Я. Ромашина, Б.И. Борискина).

Родиноведческий подход реализует  две основные цели:

1. Познание ребенком значительного  пласта отечественной культуры.

2. Способность к взаимообогащению  культурного содержания средствами  межкультурной коммуникации (С.Я.  Ромашина, Б.И. Борискина,).

Его реализация в процессе ознакомления с национальными традициями позволяет адекватно содержанию культуры организовать педагогический процесс в УДО.

Таким образом, изучив роль и место национальных традиций в  воспитании детей старшего дошкольного  возраста можно утверждать следующее:

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений  о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Механизмом, позволяющим  включить народную педагогику в современный  учебно-воспитательный процесс в  УДО, является народная традиция, выражающая сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

1.3 Условия эффективного  воспитания детей в процессе  ознакомления с традиционной  культурой белорусов

В последнее время воспитание малыша принято рассматривать с  точки зрения формирования ценностного отношения к окружающей действительности.

Н.Непомнящая к базовым  ценностям относит реально-бытовые  ценности, ценность игры, ценность отношения  к другим, ценность познания и ценность деятельности в широком плане. Именно в этом процессе ребенок наиболее эффективно усваивает нравственные понятия, осознает необходимость совершения нравственного поступка. Такому осмыслению помогают воспитательные методы воздействия, опирающиеся на интеллект ребенка (например, вопросы в процессе беседы, направленные на установление зависимостей между характером и поступком, поступком и его следствием, целью и результатом совместной деятельности), а также обучающие методы воздействия, приводящие, например, к формированию преемственности представлений и личностных смыслов между поколениями в семье.

В связи с этим любая  совместная деятельность родителей  и педагогов в этом направлении  отвечает требованиям целостного педагогического  процесса. Ведь в результате затрагиваются  стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности.

В конце 90-х годов XX - начале XXI века в дошкольных учреждениях  реализуются комплексные и парциальные программы, ориентированные на общечеловеческую (мировую) культуру и характеризующие белорусские культурные традиции. Их авторы предлагают своё видение образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста, учитывая новые социальные, политические и образовательные условия в целом и в решении проблемы формирования толерантных этнокультурных установок в частности.

За сохранение такой целостности  отвечают комплексные программы. Но, к сожалению, они не могут учесть всех нюансов развития ребенка, подстроиться под его индивидуальность и запросы родителей. Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия взрослого с детьми.

По итогам анализа парциальных  и комплексных программ, содержащих разделы патриотического воспитания, приобщения детей к национальной культуре и традициям приоритетными направлениями в деятельности УДО можно назвать следующие:

1. Окружение ребёнка предметами  национального характера. Это  поможет детям с самого раннего  возраста понять, что они - часть  белорусского народа.

2. Использование фольклора  во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности белорусского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В белорусском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники  и традиции. Именно здесь фокусируются  тончайшие наблюдения за характерными  особенностями времен года, погодными  изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей  с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Для успешного воспитания детей в национальных традициях  важна реализации на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

Знакомство с данными  материалами (белорусскими праздниками  и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.

Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а может включаться в  разные виды деятельности, предусмотренные  базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и  т.д. Следует особое внимание уделять  развитию родной речи детей, поскольку это обеспечивает развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан белорусский язык (сказки, потешки, произведениябелоруских писателей, поэтов).

Для реализации указанных  направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Михайлова А.Л предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:

- общение с представителями  разных национальностей;

- устное народное творчество;

- художественную литературу;

- игру, народную игрушку  и национальную куклу;

- декоративно-прикладное  искусство, живопись;

- музыку;

- этнические мини-музеи.

Хорошо известно, что среди  видов деятельности, имеющих большое  воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность белорусских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребенок встречается с враждебностью - он начинает драться; если ребенка постоянно стыдят - он становится робким; а если ребенка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок  еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Важными условиями для  формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры в пространстве ближайшего социального  окружения (дома и детского сада), могут  стать:

- эмоционально благополучная  атмосфера дома и детского  сада, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении;

- личностно ориентированный  способ общения;

- отсутствие суровых форм  наказания, т.е. создание благоприятной  атмосферы, когда ребенок может чувствовать себя желанным и защищенным;

- соблюдение прав ребенка  на игру, досуг, национальную самобытность, свою территорию, а также уважение  права на собственность;

- предоставление права  участвовать в обсуждении некоторых  проблем семьи и детского сада;

- бережное отношение взрослых  и сверстников к результатам  творческой деятельности;

- упражнение в проявлении  сострадания, заботливости, внимательности  к родным и близким, друзьям  и сверстникам;

- самостоятельность и  ответственность ребенка за выполнение  взятых на себя обязанностей;

- предоставление возможности  разнообразно и свободно проявлять  свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;

- активное вовлечение  родителей в совместную деятельность  с ребенком в условиях семьи  и детского сада.

 

Вывод по 1 главе  

Таким образом, условиями  эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с  родной культурой являются следующие:

- взвешенный подход к  конструированию содержания дошкольного  образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

- определение базовых  направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях, народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

- совместная деятельность  родителей и педагогов, реализующая  требования целостного педагогического  процесса, где затрагиваются стороны  развития ребенка, способствующие  гармонизации его личности;

- использование разнообразных  технологий организации деятельности  детей на занятиях, в игре, свободной  деятельности с помощью разнообразных  средств (общение с представителями  разных национальностей; устное  народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

 

 Глава 2. Организационно-методические  основы воспитания детей старшего  дошкольного возраста в процессе  ознакомления с традиционной культурой  белорусов в национальных традициях

Информация о работе Организационно-методические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционной культурой бе