Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:34, курсовая работа
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций?
ВВЕДЕНИЕ
ГЛА ВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционной культурой белорусов
1.1.Сущность традиционного культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования
1.2 Воспитательный потенциал традиционной культуры белорусов
1.3 Условия эффективного воспитания детей в процессе ознакомления с традиционной культурой белорусов
Вывод по первой главе.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Организационно-методические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традиционной культурой белорусов в национальных традициях
2.1 Изучение процесса ознакомления старших дошкольников с традиционной культурой белорусов
2.2 Анализ и результаты исследования на базе государственного учреждения дошкольного образования «Ясли - сад№64»г. Бреста
2.3 Рекомендации по организацию процесса ознакомления старших дошкольников с традиционной культурой белорусов
Вывод по второй главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Ражкова, Л.Л. Фальклор
як сродак фармиравання
3. Мiхайлава, А.Л. Педагагiчная
значнасць казачнага эпасу
4. Казючыц, В.I. Традыцыi народнага мастацтва як аснова фармiравання нацыянальнай самасвядомасцi дзiцяцi / В. I. Казючыц// Адукацыя i выхаванне. - 2002. - № 6.
5. Раковiч А.,Шкiндзер К. З павагай да мiнулага, з надзеяй - у будучыню / Раковiч А.,Шкiндзер К. // Пралеска. - 2005. - № 5.
6. Дубовская Л.,Паршуто И. Из опыта патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Дубовская Л.,Паршуто И.// Пралеска. - 2007. - № 1.
7. Кулiгiна Л.,Бабiцкая М.
Душа зямли беларускай. Радзiма
мая - Беларусь! Сцэнарый правядзення
Дня беларускага пiсьменства
8. Пралеска. - 2008. - № 9. Ехала Каляда ў чырвоным вазочку. Фальклорнае свята для дзяцей групы "Фантазеры". / Г. Акульская// Пралеска. - 2008. - № 12.
9. Варанецкая, Л. Выхаванне
грамадзянiна сродкамi
10. Касцюк Т.,Свiстун А. Наша спадчына. / Касцюк Т.,Свiстун А.// Пралеска. - 2009. - № 3.
11. Масло, В. Каляда-калядзіца.
Свята для дзяцей группы"
12. Дубiнiна, Д. Адкуль пайшла назва "Беларусь"? Казкi, легенды i паданнi як сродак этнакультурнага выхавання дзяцей дашкольнага узросту / Д. Дубiнiна// Пралеска. - 2010. - № 2.
13. Захарова Л.М.,Мубаракшина
И.Б. Историческое краеведение
в работе с дошкольниками /
Захарова Л.М.,Мубаракшина И.Б.
14. Лабанава, Г. Крынiчнай
вадой беларускiя словы бруяць.
Шляхi i сродкi далучэння да
15. Окаркава, С.Калыханкi матулi.
Далучэнне дашкольнiкаў да
16. Чулкова Г. П., Мальцева
Т. П. Сотрудничество ДОУ и
районного музея по
17. Рекомендации для воспитателей
по организации
18. Хартановіч, А. Гартаем
сямейны альбом. Выхаванне ў дашкольнікаў
цікавасці да роднай зямлі
і сваіх генеалагўчных каранёў.
Приложение 1
Анкета для родителей:
Уважаемые родители! Просим
Вас ответить на следующие вопросы
анкеты и оценить интерес своего
ребенка к историческому
Вопросы анкеты
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
1.Поддерживается ли интерес
в семье к историческому
2.Рассказывается ли детям о традициях своей семьи и предков?
3.Совершаются ли совместные прогулки по памятным местам города?
4.Читают ли родители
своим детям книги о
5.Просматриваются ли вместе
с детьми по телевидению
Большое спасибо за искренний ответ!
Приложение 2
Таблица - Схема наблюдения за поведением ребенка:
Параметры наблюдения
Поведенческие проявления
Оценка
Примечания
1. Интерес к судьбе своего народа и страны
2. Неравнодушие к событиям, происходящим в стране
3. Стремление в будущем к труду на благо своего Отечества
4. Интерес к истории страны и ее традициям
5. Использование усвоенных
представлений в
Приложение 3
1. Рассказ воспитателя
с использованием иллюстраций
и реальных предметов "
Цель: Формировать представления о предметах быта в белоруской избе: печь, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре белоруского народа.
Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Белорусии: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват.
Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в белоруской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.
Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.
Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.
Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.
Белоруский народ всегда славился своим гостеприимством:
Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ.
Самой распространённой обувью белорусского народа были лапти. Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.
Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:
Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.
Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:
Торопясь, и лаптей не сплетёшь.
Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.
В дорогу идти - пять пар плести.
Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.
2. Чтение пословиц, поговорок.
Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками белоруского народа. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.
Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.
3. Разучивание белорусской
народной подвижной игры «
Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры: не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной. Поощрять дух соперничества.
Материал: Мяч.
Ход игры.
Играющие делятся на 2 команды с одинаковым числом участников. Одна команда - утки, другая - охотники. Охотники образуют внешний большой круг и очерчивают его.
Утки очерчивают внутренний малый круг на расстоянии 2, 5 - 3 м от круга охотников. По сигналу охотники стреляют в уток - стараются попасть в них мячом.
Когда все утки пойманы, команды меняются.
Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов. Осаленный мячом выходит из игры.
4. Разучивание белорусской народной подвижной игры "Слепой козёл".
Цель: Развивать слуховое внимание, ловкость.
Ход: "Жмурке" завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в неё, а играющие спрашивают: "Кто там?". "Слепой козёл", - отвечает "жмурка".
Играющие все вместе говорят:
Козёл слепой,
Не ходи к нам ногой.
Иди в кут,
Там холсты ткут,
-Тебе холстик дадут!
Недовольный козёл снова стучит в дверь."Кто там?". "Апанас!", - отвечает козёл. "Апанас, ищи нас!", - с этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Играющие увёртываются, а пойманный игрок становится "жмуркой".
5. Состязание в ловкости, силе, выносливости "Будь отважным, не теряйся, сзади всех не оставайся".
Цель: Упражнять детей в ловкости, силе, выносливости. Воспитывать чувство здорового соперничества, взаимопомощи.
Ход: Воспитатель предлагает организовать состязание. Для этого детей делят на две команды.
Примерные игры-эстафеты.
1. "Попади в цель".
2. "Не упади" (ходьба по мягкому бревну с закрытыми глазами).
3. "Перетяни канат", "Отжимание".
4. "Будь ловким" (пролезание в обруч, перепрыгивание через "ров").
5. "Определи на слух" (определение с помощью слуха предметов, издающих звуки).
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом белоруского народа.
1. Какие предметы домашнего обихода можно было увидеть в крестьянской избе? (Чугунок, ухват, кочерга и т. п.).
2. Что считается самым главным в крестьянской избе? Почему? (печь).
3. Какую одежду носили в Белоруси женщины? Мужчины?
4. Назовите головные уборы,
которые носили девушки,
5. Назовите основные праздники Белоруси.
6. Какие блюда готовились в Белоруси и из чего?
7. Назовите жанры устного народного творчества (с примерами)?
8. В каком порядке садились за стол? Кто садился первым? Почему?