Организационно-педагогическая деятельность руководителя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение рассматривается как комплексная социально-педагогическая система. Она имеет свою достаточно ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива как детского, так и сотрудников, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование; пересмотрены концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права и возможности педагогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Теоретическая часть
1.1. Заведующий Доу - хороший организатор и высококвалифицированный педагог…………………………………………………………………….……….5
1.2. Сущность, состав и структура организации управленческой деятельности руководителя………………………………………………………………………8
1.3. Функции организации управленческой деятельности руководителя ДОУ………………………………………………………………………………13
1.4. Содержание и методы организационно-педагогической деятельности заведующего……………………………………………………………………...23
2.Практическая часть.
2.1. Распределение обязанностей между заместителями заведующей………33
2.2.Анализ циклограммы деятельности заведующего и его заместителей….36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………40
Приложения………………………………………………………………...……42

Файлы: 1 файл

контрольная по управлению.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………….…..3

1.Теоретическая часть

1.1. Заведующий Доу - хороший организатор и высококвалифицированный педагог…………………………………………………………………….……….5

1.2. Сущность, состав и структура организации управленческой деятельности руководителя………………………………………………………………………8

1.3. Функции организации управленческой деятельности руководителя ДОУ………………………………………………………………………………13

1.4. Содержание и методы организационно-педагогической деятельности заведующего……………………………………………………………………...23

2.Практическая  часть.

2.1. Распределение  обязанностей между заместителями  заведующей………33

2.2.Анализ циклограммы деятельности заведующего и его заместителей….36

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы………………………………………………………………40

Приложения………………………………………………………………...……42

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

             В настоящее время дошкольное образовательное учреждение рассматривается как комплексная социально-педагогическая система. Она имеет свою достаточно ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива как детского, так и сотрудников, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование; пересмотрены концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права и возможности педагогов. Существенные перемены в социальной, экономической, политической и социокультурной сферах жизнедеятельности общества требуют изменения в мышлении и стиле деятельности руководителей. Эта закономерность касается и управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Прежней осталась задача детского сада - удовлетворение потребности семьи и общества в уходе за детьми дошкольного возраста, их развитие, воспитание и образование (подготовка к обучению в школе). Очевидно, что проблемы воспитания и образования в современном ДОУ могут быть разрешены лишь при условии правильной, научно обоснованной организации воспитательно-образовательного процесса. А значит, формирование организационной структуры управления дошкольным образовательным учреждением является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем.

           Организационная структура управления современного дошкольного образовательного учреждения должна строиться на основе теории социального управления с учётом требований современной практики и специфики работы детского сада. Каждый руководитель, проектируя модель организации своего учреждения на основе поиска социального соотношения централизации и децентрализации в системах управления, в формах контроля и планирования, в таком распределении управленческих функций, которое позволяет сочетать интересы личности и коллектива, учитывать особенности каждой категории работников, детей, их родителей и общественности. При этом руководителю необходимо принимать во внимание специфику целей и задач, методов и форм управления современным дошкольным образовательным учреждением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ.

1.1.Заведующий  хороший организатор и высококвалифицированный  педагог.

Заведующий  является организатором и руководителем  дошкольного учреждения, квалифицированным  педагогом. Права и обязанности  его определены «Уставом детского сада». Заведующий дошкольным учреждением назначается из лиц, имеющих среднее или высшее педагогическое образование и стаж практической работы в нем не менее двух-трех лет. Вся его деятельность направлена на успешное решение задач коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Он обеспечивает необходимые условия для успешного осуществления воспитательно-образовательного процесса в детском саду в полном соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями. Создает в его коллективе обстановку деловитости, целенаправленности и слаженности, осуществляет общее руководство им. Положение руководителя обязывает заведующего постоянно повышать свой идейно-теоретический уровень и профессиональное мастерство, прочно владеть педагогическими знаниями, теорией и практикой воспитания и обучения детей, знать задачи, стоящие перед дошкольным воспитанием на современном этапе, и использовать свои знания в практической деятельности.  [5]                                                        

 Руководство дошкольным учреждением необходимо осуществлять так, чтобы в центре внимания сотрудников всегда находились дети, постоянная забота об их всестороннем воспитании и развитии. Заведующий должен хорошо знать законы РФ и РФ «Об образовании », «Конвенцию  о правах ребёнка, дошкольную педагогику, детскую психологию, возрастную физиологию, санитарию и гигиену (в дошкольном учреждении специального назначения-дефектологию и соответствующие методики), основные направления и перспективы развития народного образования и педагогической науки и перспективы развития народного образования и педагогической науки, программы обучения и воспитания дошкольников, передовой педагогический опыт, трудовое законодательство и основы научной организации труда, экономику народного образования, нормативные документы по вопросам дошкольного воспитания. Он должен глубоко вникать в сущность педагогического процесса, ясно видеть достижения и промахи и принимать немедленные меры к устранению недостатков. Руководитель дошкольного учреждения обязан осуществлять систематический контроль за работой сотрудников и оказывать им практическую помощь, объективно оценивать труд каждого из них, воспитывать нетерпимое отношение к недостаткам, создавать все условия для развертывания деловой критики и самокритики и использовать этот испытанный метод руководства в целях повышения качества общей работы.           Современный руководитель должен поддерживать все новое, передовое, видеть перспективы деятельности учреждения.[10] Стиль руководства заведующего определяется государственным подходом к делу, созданием в учреждении обстановки деловитости, творчества, взаимопомощи, взаимоуважения. Содержание работы заведующего вытекает из задач, стоящих перед детским учреждением, и включает следующие разделы: руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической деятельностью; руководство методической и воспитательной работой, а также работой с родителями. Все разделы работы учреждения взаимосвязаны и важны для его нормального функционирования.                 Руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической работой направлено на создание и совершенствование материальных условий, необходимых для жизни и деятельности детей, их воспитания и обучения (достаточное и разнообразное питание, правильный режим дня и т. д.). Заведующий обеспечивает оборудование и благоустройство всех помещений, участка, проведение ремонтных работ, приобретение педагогических пособий и игрушек. Он руководит всей планово-финансовой деятельностью дошкольного учреждения, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует летне-оздоровительные мероприятия, подготовку к новому учебному году, проведение детских праздников, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещения и др.[5]

            Важное место в руководстве занимают вопросы организации работы педагогического и обслуживающего персонала в соответствии с «Уставом детского сада» и «Правилами внутреннего трудового распорядка для работников детских садов.

                   Важнейшим разделом деятельности заведующего дошкольным учреждением является руководство методической и воспитательной работой в коллективе. Он организует разнообразные ее формы, направленные на повышение идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации всех сотрудников. Методические мероприятия вооружают педагогический коллектив новыми знаниями, умениями, рациональными методами и приемами воспитания и обучения детей и содействуют улучшению качества работы. Методическое руководство осуществляется в различных формах: педагогические советы, открытые просмотры занятий, прогулок, игр и т. д.; организация работы педагогического кабинета; целевые посещения возрастных групп, фронтальные и тематические проверки их работы; просмотр и анализ планов воспитательной работы; индивидуальные и коллективные консультации.[2]

 

 

1.2. Сущность, состав и структура организационно-педагогической деятельности руководителя ДОУ.

Руководитель  дошкольного образовательного учреждения должен быть профессионально и морально подготовлен к управленческой деятельности, знать теорию научного управления, совершенствовать свой стиль работы.

Как отмечает Л. Поздняк, под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность  совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований [10, 55]. Под целенаправленной деятельностью понимается воздействие (с определённой целью) на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс). Оптимальное для современного подхода в управленческой деятельности – это всё-таки целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели).

Представление о деятельности управления руководителя образовательного учреждения как профессиональной, базирующейся на науке управления образованием, стало формироваться только в 90х годах XX века. Сегодня заведующий дошкольным образовательным учреждением – это не только должность, но и профессия со всеми присущими профессиональной деятельности структурными компонентами. В чём же сущность деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении?

Значительная  часть исследователей определяет сущность управления через его внутренние и внешние функции.

А.Ф. Пеленёв, основываясь на методологии системного исследования [9, 44], рассматривает управление как целостное единства взаимосвязанных между собой многих компонентов, считая необходимым выделить его состав, структуру, сущность, внешние функции (целевое назначение по отношению к объекту), внутренние функции как субъекта для того, чтобы изучить их по отдельности.

Дошкольное  образовательное учреждение, как  и всякое другое образовательное  учреждение имеет управляемую и  управляющую системы. Управляемая  система состоит из тесно связанных между собой коллективов – педагогического, медицинского, обслуживающего и детского.

Структура (внутренняя форма системы, представляющая её компоненты и устойчивые взаимосвязи между  ними, определение А.Ф. Пеленёва [9, 335]управления в дошкольном образовательном учреждении обычно представлена в виде двух основных подструктур – административного и общественного управления и представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.

 


 

«Линейная организационная  структура обладает рядом привлекательных для управления качеств, обслуживающих её широкое применение, - отмечает А.Ф. Пеленёв. простота, чёткая система взаимных связей по вертикали обеспечивает определённость субординации. Отчётность и ответственность нижестоящих структур и лиц перед из руководителем способствует формированию исполнительской дисциплины, быстроте реакции на практике принятых управленческих решений на любом уровне» [9, 179].

Это неплохой вариант  для детских садов с небольшим  коллективом сотрудников и детей. У этой иерархической системы, где высший уровень обеспечивает заведующий дошкольным образовательным учреждением, причём необходимо отметить, что его главенствующее положение основано на принципе единоначалия, закреплено и юридически в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, есть свои недостатки. Насколько она эффективна, во многом зависит от деловых качеств и способностей, личного авторитета заведующей дошкольным образовательным учреждением, т.к. единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.


По А.Ф.Пеленёву целевое назначение управления дошкольным учреждением состоит в обеспечении  направленности деятельности всех подразделений  и сотрудников на исполнении его  функций, в первую очередь образовательных и воспитательных. Иначе говоря, управление дошкольным образовательным учреждением призвано обеспечить использование кадровых, материально-технических, финансовых, временных и других ресурсов с максимальной эффективностью и продуктивностью для развития детей дошкольного возраста.

Во всех приведённых  определениях управления и его назначения подразумевается присутствие двух сторон: субъект управления (кто  управляет) и объект управления (чем  управляют). Причём, управление состоит  в воздействии субъекта на объект для изменения его с разными целями: выполнение работы, устойчивого функционирования, развития. Отсюда следует, что управление осуществляется людьми (руководитель) как субъектами, есть деятельность, цель и задачи которой направлены на обеспечение, поддержание и повышение эффективности функционирования объекта управления, достижение его целей.[17]

Управление  само по себе не имеет самостоятельного значения, оно ценно как одно из необходимых условий функционирования сложно организованных систем. В этом тоже сущность управления. «Значимость и оценка управления – лишь в его влиянии на функционирование управляемого объекта», - подчёркивает А.Ф.Пеленёв [9, 51]. И далее даёт такое определение: управление образовательным учреждением есть воздействие на его жизнедеятельность с целью перевода её из одного состояния в другое с более эффективным осуществлением образовательных и других функций.

Рассуждая о  сущности деятельности управления в  дошкольном образовательном учреждении необходимо чётко определить, что есть субъект и объект управления, или, иначе, ответить на вопрос – кто и чем управляет?

В дошкольном образовательном  учреждении субъектом управления является заведующая и её заместитель (методист). Кроме того создаются и коллегиальные органы, решающие управленческие задачи (совет педагогов и т. д.). Субъектами управления в той или иной мере являются педагоги и родители. Все субъекты управления могут действовать разрозненно, противоречиво (что влечёт к осложнениям в микроклимате дошкольного образовательного учреждения), или образовывать целостное единство, систему внутрисадовского управления.

Объектом  управления в дошкольном образовательном учреждении выступает вся система его жизнедеятельности, основными компонентами которой являются:

  • воспитательно-образовательный процесс;
  • межличностные отношения всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители, сотрудники);
  • повышение квалификации педагогов;
  • создание необходимых материально-технических условий.

Элементом системы управления выступает её наименьшая часть, представляющая собой единство процессов сбора и отработки информации об управляемом объекте, принятие управленческого решения и действий субъекта (руководителя дошкольного образовательного учреждения) на его выполнение. Отсутствие названных составляющих процесса управления, или нарушение их единства ведёт к утрате сущности управления, к неуправляемости объекта. В идеале сбор и отработка информации должна осуществляться непрерывно, необходима обратная связь с объектом управления, чтобы иметь достоверную картину о положении дел, достаточную для принятия своевременных и адекватных управленческих решений.

Информация о работе Организационно-педагогическая деятельность руководителя ДОУ