Организационно-педагогическая деятельность руководителя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение рассматривается как комплексная социально-педагогическая система. Она имеет свою достаточно ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива как детского, так и сотрудников, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование; пересмотрены концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права и возможности педагогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Теоретическая часть
1.1. Заведующий Доу - хороший организатор и высококвалифицированный педагог…………………………………………………………………….……….5
1.2. Сущность, состав и структура организации управленческой деятельности руководителя………………………………………………………………………8
1.3. Функции организации управленческой деятельности руководителя ДОУ………………………………………………………………………………13
1.4. Содержание и методы организационно-педагогической деятельности заведующего……………………………………………………………………...23
2.Практическая часть.
2.1. Распределение обязанностей между заместителями заведующей………33
2.2.Анализ циклограммы деятельности заведующего и его заместителей….36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………40
Приложения………………………………………………………………...……42

Файлы: 1 файл

контрольная по управлению.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)
  • педагогический анализ;
  • планирование;
  • организация деятельности;
  • контроль;
  • регулирование и коррекция.

Причём, последний  этап является исходным пунктом нового цикла. Реализовывать все эти функции – значит осуществлять управление. Все эти функции характерны для системы управления дошкольным образовательным учреждением, но каждая из них имеет свои особенности, вытекающие из специфики жизнедеятельности детского сада.

Педагогический  анализ – функция управления, направленная на изучение воспитательно-образовательного процесса, его объективную оценку, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в дошкольном учреждении (А.Н.Троян).

Цель педагогического  анализа заключается в раскрытии  причин положительных или отрицательных  явлений педагогического процесса с целью влияния на них.

Планирование  – функция управления, направленная на определение системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, чётко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Организационная функция – это деятельность, направленная на создание рациональной организационной структуры в дошкольном образовательном учреждении, которая собственно и позволит реализовать план, программу, управленческое решение в процессе взаимодействия всех участников педпроцесса в оптимальный срок и при оптимальных затратах – трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Контроль  и контрольно-диагностическая функция  управления предполагает констатацию, измерение уровня отдельных параметров педагогического процесса, сопоставление их с нормативными требованиями. Контроль направлен на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе, состоянии воспитательно-образовательной работы, полученной путём наблюдения, работы с документацией, бесед с детьми, воспитателями.[16]

Регулирование и коррекция как функция управления предполагает воздействие на работу педагогического коллектива и других сотрудников с целью внесения поправок, устранения недочётов, оптимизации воспитательно-образовательного процесса. Другими словами, регулирование и коррекция означают поддержание всей системы дошкольного образовательного учреждения на заданном уровне, перевод её в новое качественное состояние и устранение отклонений в воспитательно-образовательном учреждении и в поведении (деятельности) его участников.

Хотя каждая функция выполняет свою особую роль в процессе управления, она не может  существовать изолированно. Своё предназначение каждая из перечисленных функций  может выполнить лишь при условии  взаимодействия с другими функциями. В рамках процесса управления дошкольным образовательным учреждением все функции взаимосвязаны, дополняют и обобщают друг друга.

Таким образом, функции определяют стратегию и  тактику управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, процессуальные и психологические механизмы реализации задач его функционирования, направленные на преодоление разрыва между существующими и необходимыми состояниями педагогического процесса, достигнутыми и требуемыми результатами развития детей.[17]

            1.4. Содержание, методы организационно-педагогической деятельности заведующего в дошкольном образовательном учреждении.

           Теперь от сущности управления как процесса переходим к сущности деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим детально деятельность управления.

Как отмечает С.А.Езопова [4, 23], всё чаще управление рассматривается как нелинейная диалоговая многофункциональная деятельность участников социального процесса, одинаково заинтересованных как в получении высокого результата работы организации, так и в сохранении и развитии участв3ующих в этом процессе людей, их отношений и неповторимой субъективности. Современные исследователи определяют управление следующим образом:

  • специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей (А.В.Тихонов);
  • деятельность по согласованию сложных иерархических отношений между управляющим и управляемыми (В.Ю.Тихонов);
  • активное взаимодействие руководителей образовательного учреждения и других участников образовательного процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач (Т.И.Шамова).

Общим в различных  определениях является то, что управление – это деятельность по достижению определённых целей, в основе которой – взаимодействие людей, согласование их действий.

Деятельность  – специфическая человеческая форма  отношений к окружающему миру, содержание которой составляет её целесообразное изменение и преобразование в  интересах людей. Имеет свою структуру: мотив – цель – предмет – действие – результат.

А.Ф. Пеленёв  даёт следующее определение деятельности:

Деятельность – это активное взаимодействие с реалиями мира, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно взаимодействующий на объект и удовлетворяющий таким путём свои потребности [9,32].

Субъектом здесь  выступает руководитель, объектом, как уже было сказано выше, выступает  вся система жизнедеятельности  дошкольного образовательного учреждения (воспитательно-образовательный процесс, межличностные отношения всех его участников, повышение квалификации педагогов, создание необходимых материально-технических условий). «

Основные направления  работы руководителя (заведующей) дошкольного  образовательного учреждения определены четырьмя компонентами управленческой деятельности (по Кузьмину):

  • организаторский;
  • конструктивно-проектировочный;
  • коммуникативный;
  • гностический.

Организаторский компонент – это и административная деятельность и собственно организаторская.

Административная деятельность современного руководителя ДОУ должна обеспечивать материальные, организационные, правовые и социально-психологические условия для функционирования детского сада, причём в соответствии с действующими нормативными актами и Уставом дошкольного образовательного учреждения.

Для осуществления  этого компонента деятельности используя  свои полномочия, руководитель:

  • совместно с сотрудниками разрабатывает и реализует кадровую политику, т.е. комплектует штат, подбирает, расставляет, перемещает кадры, готовит их аттестацию;
  • устанавливает в соответствии с законом о труде РФ, правилами внутреннего распорядка и квалификационными требованиями круг обязанностей сотрудников;
  • обеспечивает выполнение закона о труде, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, санитарн-гигиенического режима, инструкций по охране жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности;
  • организует пропаганду педагогических знаний среди родителей, руководит работой родительского комитета;
  • действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляя его во всех организациях и учреждениях, является распорядителем кредитов и имущества ДОУ, решает вопросы по созданию и ликвидации подразделений и различных служб при нём;
  • издаёт приказы в пределах компетенции ДОУ, даёт указания, обязательные к исполнению всеми работниками своего ДОУ;
  • отчитывается о работе детского сада перед коллективом и инстанциями (РУО).

Собственно  организаторская деятельность заведующего  – это умение найти различные  виды взаимодействия работников дошкольного образовательного учреждения между собой так, чтобы результаты их совместной деятельности соответствовали целям и задачам, стоящим перед дошкольным учреждением, отмечает Л.В. Поздняк [10, 57]. Руководитель, ориентируясь на социальный заказ и на осуществление функций дошкольного образовательного учреждения, совместно с педагогическим коллективом выбирает программы работы с детьми, контролирует работу воспитателей и медперсонала по их выполнению, организует повышение квалификации педагогов.

Конструктивно-проектировочный  компонент в работе заведующего  ДОУ включает в себя анализ состояния  функционирования детского сада, чему предшествует сбор информации, планирование организационной и педагогической деятельности всего коллектива, планирование собственной деятельности руководителя, составление смет, тарификационных списков и других планово-финансовых документов, распределение работы во времени и между членами коллектива с учётом опыта, уровня квалификации и межличностных отношений сотрудников. Сюда можно отнести и работу заведующего по самообразованию, по выработке стиля руководства и планирование воспитательных воздействий на коллектив.

Коммуникативный компонент в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения предусматривает установление правильных взаимоотношений между сотрудниками в коллективе с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей (характер, тип темперамента, опыт работы, стиль педагогической деятельности, общения). Стоит отметить, что и сама заведующая должна соотносить свою деятельность с требованиями, которые предъявляются к руководителю (рефлексия очень нужное для руководителя качество).

Гностический  компонент включает изучение содержания и способов воздействия на других людей с учётом их и индивидуальных особенностей, различных стилей управленческой деятельности, общения, особенностей воспитательно-образовательного процесса и результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков, изучение литературы по менеджменту, по теории управления. На основе этого работать над корректированием и совершенствованием индивидуального стиля деятельности.

Итак, современный  руководитель дошкольного образовательного учреждения:

  • определяет цели;
  • формирует организационную структуру;
  • осуществляет распределительную функцию;
  • распоряжается финансовыми средствами;
  • принимает управленческие решения;
  • подбирает кадры;
  • контролирует исполнение управленческих решений, приказов, распоряжений.

Как всякая деятельность - деятельность управления в дошкольном образовательном учреждении имеет свою цель, методы, средства и конечный результат.

В.Ю. Кричевский подчёркивает, что цель управления заключается в согласовании субъект-субъектных отношений и действий участников управленческого процесса, обеспечивающих достижение результатов деятельности организации [8, 34].

При таком определении  цели управленческая деятельность руководителя заключается в установлении согласия в учреждении, создании атмосферы  сотрудничества как залога успешной деятельности и достижения качественных результатов.

Цель управленческой деятельности в ДОУ – это обеспечение  оптимального функционирования всех систем, высокой эффективности воспитательно-образовательного процесса при наименьших затратах времени  и сил.

Это сложный  процесс, складывающийся из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа доступного уровня воспитательной работы, системы рационального планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке педагогов к работе с детьми; осуществление органического единства воспитания и обучения детей на занятиях и в повседневной жизни; эффективного контроля и проверки исполнения решений.

Когда обозначена цель управления, необходимо уточнить его предмет. В различных подходах к управлению предмет – это человек, или управленческий процесс, или информация, или взаимоотношения субъектов управления. По В.Ю.Кричевскому предметом управления являются сложные иерархические отношения между субъектами управления. Такое понимание предмета, с одной стороны, снимает некую безликость с управления (что происходит в случае рассмотрения информации в качестве предмета), а с другой – управленческая деятельность не превращается в манипулирование людьми (при выделении предметом управления человека). Таким образом, данный предмет позволяет построить алгоритм управленческой деятельности в следующем виде: "человек – информация – отношения – человек" [8, 36].

Следующим компонентом  управленческой деятельности в ДОУ  является содержание, т.е. действия, операции, благодаря которым преобразуется предмет управления и определённый результат.

В современной  теории пока нет единых подходов к  определению содержания деятельности руководителя, а прослеживается три  подхода – функциональный, содержательный, интегративный.

Функциональный  подход предполагает, что процесс  управления – это выполнение субъектом  деятельности ряда последовательных операций.

Информация о работе Организационно-педагогическая деятельность руководителя ДОУ