Организационно-педагогическая деятельность руководителя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение рассматривается как комплексная социально-педагогическая система. Она имеет свою достаточно ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива как детского, так и сотрудников, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование; пересмотрены концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права и возможности педагогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Теоретическая часть
1.1. Заведующий Доу - хороший организатор и высококвалифицированный педагог…………………………………………………………………….……….5
1.2. Сущность, состав и структура организации управленческой деятельности руководителя………………………………………………………………………8
1.3. Функции организации управленческой деятельности руководителя ДОУ………………………………………………………………………………13
1.4. Содержание и методы организационно-педагогической деятельности заведующего……………………………………………………………………...23
2.Практическая часть.
2.1. Распределение обязанностей между заместителями заведующей………33
2.2.Анализ циклограммы деятельности заведующего и его заместителей….36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………40
Приложения………………………………………………………………...……42

Файлы: 1 файл

контрольная по управлению.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Управленческое  решение – это постановка задачи, выполнение которой необходимо для изменения объекта, перевода его из одного состояния в другое, в соответствии с целями субъекта управления (руководителя дошкольного образовательного учреждения). Управленческое решение включает задачи двух видов. Одни из них в отношении собственных действий (что я как руководитель должна предпринять), а другие адресованы другим лицам. Действие руководителя, принявшего решение, в свою очередь могут быть направлены непосредственно на преобразование субъекта или предъявление требований другим исполнителям. Например, заведующая дошкольным образовательным учреждением принимает решение познакомить педагогов с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей дошкольного возраста. При этом необходимо предусмотреть, что она сделает для этого:

  • поручит заместителю (методисту);
  • сама поделится своими знаниями;
  • использует комбинацию этих действий;
  • найдёт другие пути решения задачи (отправит педагогов на курсы повышения квалификации, посоветует ознакомиться с передовым опытом педагогов другого дошкольного образовательного учреждения).

Постановка  управленческих задач, даже самых своевременных и компетентных, ещё не управление. Целенаправленный переход объекта управления из одного состояния в другое (качественно лучшее) произойдёт лишь в том случае, если управленческое решение будет реализовано на практике.

Таким образом, управление дошкольным образовательным  учреждением как деятельность руководителя предусматривает целостное единство взаимосвязанных между собой  компонентов, имеет определённую структуру, внешние и внутренние функции  и направлена на перевод ДОУ из одного состояния в другое, качественно лучшее.

    1. . Функции организации управленческой деятельности руководителя ДОУ

 

            Управление должно обеспечить стабильное функционирование дошкольного образовательного учреждения и в то же время его развитие, т.е. изменения, перестройку в соответствии с новыми педагогическими идеями и доктриной образования страны.[18]

Ю.А. Конаржевский утверждает, что управленческий цикл рассматривается как целостная  совокупность сориентированных на достижении одной цели, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности, взаимодействующих между собой управленческих функций, совершающих законченный круг развития и ограниченных определёнными, предметно-пространственными и временными рамками [6, 17].

По мнению Н.С. Сунцова, «наиболее точно специфика внутришкольного управления выражается в четырёх функциях – планировании, организации, контроле и координации» [11].

Ю.А. Конаржевский, А.Н. Троян, В.С. Лазарев, М.М. Поташник и  другие авторы в дополнение к эти  четырём рассматривают педагогический анализ как одну из функций управления образовательным учреждением. Например, Ю.А. Конаржевский даёт определение педагогическому анализу как функции управления школой, направленной «…на изучение состояния, тенденции, развития, на объективную оценку результатов педпроцесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или проведению её в более высококачественное состояние» [7].

К.Ю. Белая, раскрывая  структуру управления, дошкольным образовательным  учреждением, отмечает, что заведующая, управляя детским садом, выполняет определённые функции: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, регулятивно-коррекционную и контрольно-диагностическую [2].

В.С.Лазарев выделяет четыре вида управленческих действий: планирование, организацию, руководство и контроль, исходя из того, что в совокупности эти действия образуют полный управленческий цикл от постановки целей до их достижения и потому являются необходимыми и достаточными. При этом он рассматривает эти действия как сложные, имеющие свою структуру и включающие в неё другие действия как компоненты.

П.И. Третьяков  и Г.К. Чекмарёва в качестве самостоятельных, но взаимосвязанных функций управления выделяют:[13]

  • мотивационно-целевую;
  • информационн-аналитическую;
  • планово-прогностическую;
  • организационно-исполнительскую;
  • контрольно-оценочную;
  • контрольно-диагностическую;
  • регулятивно-коррекционную.

Двойное название делает акцент на целевое назначение этих функций.

Информационно-аналитическая функция.

Обновление  управления дошкольным учреждением  прежде всего связывают с формированием  системы информационно-аналитической  деятельности как основного инструмента  управления.

Изучение состояния  информационного обеспечения управления, проведённое автором в ряде дошкольных учреждений, показало, что руководители располагают большой информацией, но её накопление носит случайный, неорганизованный характер. В этой несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главное звено – ту информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.

Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация включает директивные пи нормативные  документы соответствующих органов  управления, научно-педагогическую информацию, сведения о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспитания и т.д. Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, его руководитель должен постоянно быть информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, о новых методиках, программах и технологиях. Он обязан своевременно получать и тщательно знакомиться со всеми документами, регулирующими деятельность дошкольного учреждения.

К внутренней информации относятся сведения о конкретном дошкольном учреждении: о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников; педагогических кадрах; материально-технической базе; медицинском обслуживании и многое другое.

Очень важно  предъявлять к информации высокие  требования, она должна быть максимально  полной и предельно конкретной. Объём и содержание информации зависят от целей ДОУ, его вида, уровня квалификации руководителей.[16]

Планово-диагностическая  функция

Она является основой  управления и важнейшей стадией  управленческого цикла на всех уровнях  управления.

Применительно к управлению дошкольным учреждением  планирование и прогнозирование  заключается в определении зон  ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях педагогического анализа. Это деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, путей их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Подготовка  плана работы дошкольного учреждения предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных целей.

Планирование  должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Это единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал, обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования, стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдается три главных условия:

  • объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;
  • четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий, подборе  и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность дошкольного учреждения регламентируется многочисленными документами. Все они должны учитываться при составлении плана работы на год.

При разработке плана важно учесть результаты прошедшего учебного года и на их основе строить схему развития учреждения на новый период.[16]

Организационно-исполнительская  функция.

Это особая функция  во всей цепочке взаимосвязанных  этапов управленческого цикла, от которой  зависит качество развития объекта. Понятие «организация» многогранно. Объектом организационной деятельности руководителя прежде всего являются члены педагогического коллектива: дети, педагоги, родители. Их практическая деятельность по выполнению плана работы дошкольного учреждения, их интересы, профессиональное мастерство, потребности – все это объекты организационной деятельности. Функция организации предполагает исполнение ряда последовательных действий: изучение состояния вопроса; постановка цели и определение конкретных задач; планирование самого дела; отбор оптимального содержания, форм, методов предстоящей деятельности; создание условий для выполнения данной работы; расстановка людей и постановка перед каждым исполнителем конкретной задачи; создание определенного настроя на работу; непосредственная помощь в процессе реализации того или иного дела; анализ хода и результатов конкретного дела. В этой последовательной цепочке элементов деятельности руководителю важно хорошо знать возможности каждого исполнителя, опираться на их сильные стороны, координировать работу.[16]

В структуре  управляющей системы большинства  детских садов, работающих в режиме функционирования, выделяют три уровня управления:

1-й уровень  – заведующая детским садом;

2-й уровень  – заместители заведующей и  другие члены администрации;

3-й уровень – специалисты и воспитатели.

На каждом из уровней существует своя система  взаимодействия сотрудников. Все они  взаимосвязаны между собой. Организационно-исполнительская функция хранит в себе огромные резервы повышения эффективности управления дошкольным учреждением.

Регулятивно-коррекционная  функция.[16]

Определяется  как вид деятельности, связанный  с внесением коррективов в  педагогический процесс.

Регулирование и коррекция означают поддержание  всей системы образовательного процесса в заданном уровне и последующий перевод её в новое качественное состояние.

Задача функции  регулирования и коррекции состоит  в том, чтобы поддерживать тот  или иной уровень организации  системы в данной ситуации. Но если ситуация изменяется, функция регулирования  нарушает стабильность организационной структуры, приводя её в соответствие с новыми условиями. Нарушение такой стабильности носит прогрессивный характер, если далее следует поиск тех организационных мер, способов, взаимодействий, которые приводят к действительно новым оптимальным, более эффективным результатам деятельности.[16]

Эффективность регулирования и коррекции измеряется, прежде всего, тем, насколько рационально  удаётся с их помощью организовать процессы, подлежащие управлению.

Контрольно-диагностическая  функция.

Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, - обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

Рассматривая  контроль как вид управленческой деятельности, Т.И.Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения». Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.

Контроль тесно связан со всеми функциями управления, но особенно – с педагогическим анализом информации. В ходе контроля полученные данные анализируются. По результатам анализа и оперативной информации руководитель получает возможность выработать управленческое решение и осуществить регулирование (коррекцию) как объекта, который подвергался контролю, так и самой управленческой деятельности.[16]

Независимо от классификации  функции управления делятся на:

  • предварительное управление (целеобразование, прогнозирование, планирование);
  • оперативное управление (организация, координация, регулирование, распорядительство, мотивация);
  • заключительное управление (учёт, анализ, контроль).

Таким образом, по мнению авторов исследований, перечисленных  выше (В.Г. Афанасьев, Г.Х. Попов, К.Ю. Белая, Л.М. Денякина, А.Ф. Пеленёв, Н.С. Сунцов, Ю.А. Конаржевский), каждый цикл управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении можно разделить на несколько стадий ли управленческих функций:

Информация о работе Организационно-педагогическая деятельность руководителя ДОУ