Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:47, контрольная работа
В настоящее время дошкольное образовательное учреждение рассматривается как комплексная социально-педагогическая система. Она имеет свою достаточно ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива как детского, так и сотрудников, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование; пересмотрены концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права и возможности педагогов.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Теоретическая часть
1.1. Заведующий Доу - хороший организатор и высококвалифицированный педагог…………………………………………………………………….……….5
1.2. Сущность, состав и структура организации управленческой деятельности руководителя………………………………………………………………………8
1.3. Функции организации управленческой деятельности руководителя ДОУ………………………………………………………………………………13
1.4. Содержание и методы организационно-педагогической деятельности заведующего……………………………………………………………………...23
2.Практическая часть.
2.1. Распределение обязанностей между заместителями заведующей………33
2.2.Анализ циклограммы деятельности заведующего и его заместителей….36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………40
Приложения………………………………………………………………...……42
Содержательный подход исходит из классификации основных направлений деятельности руководителя (объектов управления). Содержание деятельности руководителя может быть структурировано по следующим направлениям: техническое (управление производством), кадровое (управление персоналом учреждения), финансовое (управление финансовыми ресурсами), правовое (управление правовым обеспечением) и др. в зависимости от специфики деятельности учреждения. М.И.Кондаков в деятельности руководителя школы с позиции содержательного подхода выделял следующие направления: политическое, педагогическое, административно-хозяйственное. Реализован этот подход и в структурировании управленческого процесса в ДОУ. Так, С.В. Савинова в своих исследованиях определяет основные направления деятельности руководителя ДОУ как: охрану и укрепление здоровья детей, кадровое обеспечение, методическое обеспечение педагогического процесса ДОУ, информационное и материально-техническое обеспечение.
Преимущество этого подхода в возможности чётко определить специфику учреждения.
Интегративный
подход – это объединение
Интегративный подход раскрывается в описании управленческой деятельности руководителя в системе образования Е.П. Тонконоговой, В.Ю. Кричевским (1977), А.К. Бондаренко, Л.В. Поздняк, В.И. Шкатулла (1980), В.И. Бондарем (1987), Ю.В. Васильевым (1990), Т.И. Шамовой (1991), М.М. Поташником (1991).
Рассматривая деятельность руководителя ДОУ, А.К.Бондаренко с соавторами выделяет сферы деятельности заведующей ДОУ (идейно-политическую, методическую, административно-хозяйственную, работу с родителями и общественностью) и обозначает процессуальные функции (стадии) управления: принятие решения и планирование, организация, регулирование и контроль [3].
Определив содержание управленческой деятельности руководителя ДОУ, рассмотрим методы управления, представляющие собой совокупность способов взаимодействия управляющей и управляемой систем.
Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения цели; совокупность определённых правил, приёмов.
Каждый руководитель в дошкольном образовательном учреждении использует в своей управленческой деятельности определённые методы.
Методы управления
– это способы реализации целей
и принципов в процессе взаимодействия
управляющей и управляемой
В исследованиях (В.И. Зверева, К.А. Нефёдова, В.С. Пикельная, Т.И. Шамова) методы управления образовательным учреждением подразделяются в зависимости от характера отношений, определяющих сущность и уровень взаимосвязи управляемой и управляющей систем. Выделяют пять групп методов: административные, организационные, правового регулирования, экономические, психологические.
В группе организационных
методов выделяют три самостоятельные
группы: организационно-
Система разнообразных методов, различные их сочетания, комплексное применение их – один из элементов механизма управления.
Методы управления организуют, мобилизуют, координируют и согласуют действия коллектива. Задача руководителя – включить каждого педагога в активную деятельность.
Рассмотрев принципы, цель, предмет и содержание управленческой деятельности руководителя ДОУ, необходимо определить её результат.
Как результат управления любой организацией или учреждением правомерно рассматривать прибыль, желание работников работать, их лояльность, качество принимаемых управленческих решений, удовлетворённость потребителей результатами работы (организации или учреждения).
Управленческую деятельность в дошкольном образовательном учреждении необходимо рассматривать как деятельность общения, как целенаправленное взаимодействие руководителя и всех участников воспитательно-образовательного процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние.
Демократизация управления в дошкольном образовательном учреждении, как метод, предполагает:
Эффективность деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем социальным ролям и функциям, которые он призван выполнять.
Руководитель современного дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности управления должен не только выдвигать идеи, но и постоянно стремиться к их реализации, верить в успех и добиваться результата, оставляя центром внимания своей деятельности человека (ребёнок или взрослый), ориентируясь на уважение и доверие к людям.
Таким образом,
сущность деятельности управления дошкольным
образовательным учреждением
II. Практическая часть.
2.1. Распределение обязанностей между заместителями заведующей.
Одна из самых важных функций заведующей ДОУ — правильное распределение обязанностей между членами административной команды. От этого во многом зависит эффективность деятельности образовательного учреждения. В состав администрации входят работники ДОУ, осуществляющие управленческие функции: заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе или старший воспитатель, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе, старшая медицинская сестра, главный бухгалтер. Для того чтобы команда работала эффективно, необходимо четкое взаимодействие всех ее членов, способных к реализации основных командных ролей и вместе с тем сохранивших разнообразие личностных качеств и талантов. Сохранение команды зависит от сохранения ее баланса, духа, динамики, планирования хорошо продуманных встреч, обеспечение хорошей коммуникации, при этом у каждого члена команды есть свои полномочия.
Распределение функциональных обязанностей администрации.
№ |
Содержание деятельности |
Заведующий БДОУ |
Зав.по ВОР |
Старшая ра |
Главн. бухгал-тер |
Заместитель заведующего по хозяйственной части |
1 |
Разработка стратегии деятельности ДОУ (программа развития, образовательная программа, модель выпускника) |
+ |
+ |
|||
2 |
Планирование работы ДОУ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Кадровые вопросы. Взаимодействие субъектов управления |
+ |
+ |
+ |
||
4 |
Здоровьесбережение в воспитательнообразовательной работе |
+ |
+ |
+ |
+ | |
5 |
Материальнотехническое обеспечение ДОУ |
+ |
+ | |||
6 |
Взаимодействие с социумом (семья, школа, библиотека, Дворец культуры и т.д.) |
+ |
+ |
|||
7 |
Методическая работа с педагогическими кадрами |
+ |
+ |
|||
8 |
Информационное обеспечение управления ДОУ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Система управления ДОУ
Общеизвестно, что управленческая деятельность циклична. Ежегодная отработка и «шлифовка» действий создает предпосылки для временной упорядоченности осуществляемых функций. Стабильность состава управленческой команды, отрегулированность связей и внутренних отношений позволяют сделать следующий шаг — составить циклограммы деятельности заведующей ДОУ и административной команды на весь учебный год.
2.2. Анализ циклограммы деятельности заведующего и его заместителей.
Проанализировав циклограммы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) заведующего и его заместителей можно сделать вывод о том, что, во-первых, заведующая действительно руководит слаженной командой, во-вторых, кооперация действий сочетается с повышением персональной ответственности, в-третьих, четко определена роль каждого члена административной команды, и как следствие — повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Также в функциональные обязанности заведующего дошкольного учреждения входит выработка и принятие решения по обеспечению системы образовательной и административно-хозяйственной работы дошкольного учреждения, осуществление учёта и контроля за выполнением решений педагогического совета и хозяйственной деятельности ДУ, регулирует постоянное поддержание необходимого уровня организации деятельности ДОУ. Подбирает и принимает на работу сотрудников. Поощряет и стимулирует творческую инициативу сотрудников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Обеспечивает учёт, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Между тем заместители заведующей чётко планируют свою работу на каждый день, проведя её через все направления своей деятельности. Через циклограммы проходит реализация профессиональных качеств заведующей и её заместителей, таких как коммуникабельность, креативность. Заместитель заведующего по ВОР вместе с заведующей ДОУ осуществляет руководство ДОУ. В её функциональные обязанности входит руководство организацией воспитательно-образовательной и методической работой в детском саду. Организация текущего и перспективного планирования этой работы. Координирует учебно-методическую и воспитательную работу всех педагогических работников по выполнению учебных планов, программ и обеспечивает их полное и качественное
выполнение. Осуществляет
контроль за качеством воспитательно-
В обязанности заместителя
В обязанности старшей медсестры входит деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников являются, а именно медицинское обслуживание детей реализация оздоровительных программ, передовых медицинских технологий; проведение углубленных осмотров детей, профилактических и оздоровительных мероприятий; контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий, регламента учебных занятий, режима дня; организация и обеспечение полноценного питания воспитанников; совершенствование физического воспитания детей; динамический контроль здоровья каждого ребенка, проведение ранней коррекции отклонений в развитии; консультирование педагогов и родителей по вопросам укрепления здоровья, социальной адаптации детей; проведение бракеража пищи (перед раздачей), снятие пробы; работа с меню; подсчёт количества детей и ведение табеля посещаемости.
Содержание циклограммы лучше менять время от времени в зависимости от поставленных задач, исполнения предписаний Федеральной пожарной службы и т. д. Например, подготовка учреждения к осенне-зимнему или весенне-летнему периоду требует уделить больше внимания территории и (или) непосредственно зданию, зимний период диктует необходимость серьезного наблюдения за работой инженерных сетей и коммуникаций/
Информация о работе Организационно-педагогическая деятельность руководителя ДОУ