Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:41, дипломная работа
Цель работы заключается в создании эффективных организационно-педагогических условий по формированию толерантности у подростков.
Объектом исследования является формирование толерантности в системе образования.
Предметом исследования является организация работы по формированию толерантности у подростков.
Введение.………………………………………………………………….…..…...4
Глава 1. Теоретические основы проблемы толерантности в отечественной и зарубежной педагогике
1.1. Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования…………8
1.2. Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики…………….…..11
1.3. Формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса…………………………………………...................16
Глава 2. Влияние деловых игр на формирование толерантности старших подростков
2.1. Сущность понятия «деловая игра»……………………………...………....19
2.2. Применение деловых игр во взаимосвязи с возрастными особенностями старших подростков………………………………………….………………....28
Глава 3. Система работы преподавателя, способствующая формированию толерантности у старших подростков посредством деловых игр
3.1. Педагогические условия формирования толерантности старших подростков ………………………………………………………………………………..24
3.2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы ………….24
3.3.Формирующий этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков …………….………………….……………………….......46
3.4. Контрольный этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков ………………………………….…...........................................47
Заключение ………………………………………………………………..……..56
Список использованных источников ………………………………………......58
Приложение 1………………………………………………………………...…..62
Приложение 2………………………………………………………………….....66
Приложение 3………………………………………………………………….....70
Приложение 4…………………………………………………………………….73
Приложение 5………………………………………………………………….....77
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
Зав.кафедрой Теории и методики дошкольного образования
______________ Н.А.Кузь
(подпись)
«___»_________ 20__ г.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Выполнил студент группы 61
(номер группы)
Евгений Георгиевич Бобошко ___________
(И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Специальность 050703 Дошкольная педагогика и психология
(шифр и наименование
Специализация / профиль Лингвистическая
и литературоведческая
Форма обучения заочная
Научный руководитель: ст.преподаватель каф. ТиМДО Т.И.Шмакова_______
(ученая степень, должность, И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Консультанты:
____________________________ ______________
(ученая
степень, должность, И.О.
____________________________ ______________
(ученая
степень, должность, И.О.
Новосибирск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы толерантности в отечественной и зарубежной педагогике
1.1. Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования…………8
1.2. Анализ понятия «толерантность»
1.3. Формирование толерантности
у подростков в условиях
Глава 2. Влияние деловых игр на формирование толерантности старших подростков
2.1. Сущность понятия «деловая игра»……………………………...………....19
2.2. Применение деловых
игр во взаимосвязи с
Глава 3. Система работы преподавателя, способствующая формированию толерантности у старших подростков посредством деловых игр
3.1. Педагогические условия
формирования толерантности
3.2. Организация и методика
опытно-экспериментальной
3.3.Формирующий этап
3.4. Контрольный этап эксперимента
по формированию толерантности
старших подростков ………………………………….…...............
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников ………………………………………......58
Приложение 1………………………………………………………………...….
Приложение 2…………………………………………………………………....
Приложение 3…………………………………………………………………....
Приложение 4…………………………………………………………………….73
Приложение 5…………………………………………………………………....
В современном обществе происходит существенное обновление профессионального образования, которое не только готовит будущих специалистов, но и учит молодых людей нести ответственность за себя, свои поступки, строить гармоничные отношения с собой, другими людьми, с миром. Подростковый возраст – сенситивный возраст, который наиболее остро отмечен интенсивной способностью индивида к рефлексии, осознанию собственного внутреннего мира, в результате которого очерчивается и созревает представление о собственном «Я», происходит персонализация, выработка и закрепление ценностных ориентаций.
Различные аспекты толерантности подростков сегодня активно обсуждаются во всём мире, становятся предметом современных отечественных и зарубежных исследований, преобразований в педагогической практике.
Также понятие толерантности становится актуальным в связи с назревшими проблемами во взаимоотношениях различных этносов. Наша страна многонациональна, этнически многообразна, поэтому на первый план выдвигается потребность формирования у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.
В. А. Тишков отмечает, что в настоящее время актуально создание в отечественной педагогической науке - «педагогики толерантности» [92]. Воспитание толерантности в человеческих отношениях, по утверждению Б. С. Гершунского, является важнейшей стратегической задачей образования в 21 веке [30, 31].
Изучение проблемы толерантности показывает, что исследования педагогических аспектов данной проблемы отстают от исследований ее социокультурного, этического и философского срезов. В работах Р. Р. Валитовой [18], [19], [20], Д. В. Зиновьева [39], [40], В. М. Золотухина [42], [43], [44], В. А. Лекторского [59], [60], М. П. Мчедлова [93], Л. В. Скворцова [89], В. А. Тишкова [91], [92] М. Уолцера [99], В. В. Шалина [101] раскрываются положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни. Так В. М. Золотухин рассматривает две концепции терпимости - религиозную и гражданскую, способствующих воспитанию индивидуальной ответственности за свое предназначение в обществе [42], [43], [44].
В. А. Тишков указывает, что различия между культурами и людьми могут вызвать серьезные разногласия, поэтому он рассматривает толерантность как основу культуры мира [91]. В. В. Шалин исследует проблему толерантности в русле социальной философии и анализирует соотношение толерантности в условиях современного мира с ценностями культуры, политики, образования и с процессами глобализации. Именно глобализация современного мира и трансформация российского общества, по утверждению В. В. Шалина, поставили на повестку дня переход к новому толерантному типу социальных отношений» [101]. Р. Р. Валитова отмечает, что толерантность - «это позиция, призывающая к активности, к установлению духовной связи с другим». Руководствуясь толерантностью как принципом гуманного общения, человек приходит к пониманию другого, к признанию его прав, к расширению своего социального опыта и ценностных ориентации [18], [19], [20].
Полноценные отношения в образовательном процессе возможны при реализации диалогического пространства. Проблема диалога раскрыта в трудах М. М. Бахтина [6], М. Бубера [13], В. С. Библера [9] и др. М. Бубер рассматривал общение с позиции «диалогической жизни» [13]. Диалог как равенство, уникальность каждого партнера, ориентация на понимание и активную интерпретацию партнера разрабатывается в исследованиях М. М. Бахтина [6].
В. А. Леонтьев отмечает, что навык толерантности важен в профессиональной деятельности современного специалиста [61]. Подготовка специалистов в учреждениях профессионального образования имеет свою специфику и приходится на период юношеского возраста. Характеристика юношеского возрастного периода представлена в работах психологов: Л. С. Выготского [27], [28], [29] И. С. Кона [55] и др.
Проблемы профессионального образования, в том числе и проблемы воспитания, раскрываются в работах отечественных ученых. Важный научный вклад в анализ социального портрета современных учащихся начального профессионального образования внесли исследования И. П. Смирнова и Е. В. Ткаченко [24]. Реформированию профессионального образования в плане его адаптации к условиям рынка и изменению организационных, содержательных и методических компонентов, социальных целей и управления посвящены работы Е. Я. Бутко [14], [15], [16], [17], А. Т. Глазунова [32], Б. С. Гершунского [30], [31], М. В. Никитина [69], А. М. Новикова [70], [71], [72], [73] П. Н. Новикова [74], [75] и др. Вопросы профессионального развития педагогов изложены А. К. Марковой [64], М. П. Горчакова-Сибирской [33], В. Д. Шадриковым [51] и др.
Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных выше исследований, проблема целенаправленного формирования толерантности учащихся в условиях получения среднего профессионального образования практически не изучена. Актуальность нашего исследования мы видим в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения.
Цель работы заключается в создании эффективных организационно-педагогических условий по формированию толерантности у подростков.
Объектом исследования является формирование толерантности в системе образования.
Предметом исследования является организация работы по формированию толерантности у подростков.
Гипотеза исследования - если в работе со студентами педагогического колледжа применять деловые игры, то уровень сформированности толерантности будет выше.
С учетом цели исследования, его объекта и предмета, решались следующие задачи:
1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
2. Анализ подходов к пониманию толерантности и путей ее формирования.
3. Анализ способов диагностики толерантности.
4. Разработка эффективных организационно-педагогических условий для формирования толерантного поведения подростков.
5. Анализ результатов
проведенного педагогического
Методы исследования:
Экспериментальной базой исследования стало Томский государственный педагогический колледж.
Практическая значимость заключается в том, что были подобраны и апробирована организационно-педагогические условия формирования толерантности у студентов педагогического колледжа. Результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательной работе со студентами педагогического колледжа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования
Понятие «толерантность» связано с такими науками, как философия, социология, этнография, психология, религиоведения, история, культурология и др. науками. В истории педагогики понятие толерантности не является новой, т.к. ее возникновение связывают с поисками замены явления талиона. Талион в переводе с латинского talio - возмездие, равное по силе преступлению. Данный термин означает «принцип наказания-возмездия «равным за равное», возникший в родовом обществе и воспринятый древними рабовладельческими системами права. Заключался в нанесении за причинённый вред точно такого же вреда виновному («око за око, зуб за зуб»). Наиболее ярко был выражен в вавилонском кодексе Хаммурапи, в древнееврейском праве, элементы талиона отчасти содержались в римских законах 12 таблиц. Возникновение талиона было связано со стремлением ограничить кровную месть равновеликим возмездием за вред. В новое время идеи талиона нашли отражение в ряде направлений философской мысли (в том числе во взглядах И. Канта, Г. Гегеля [57]), а также буржуазные науки уголовного права, и прежде всего в трудах представителей классической школы, уголовного права» [90].
Примерно в тот же период развития человечества появляется одно из общих этических правил, которое можно «сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь,чтобы относились к тебе.». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом [90].
Русская культура в основном складывалась, как земледельческая, соответственно требовавшая совместных трудовых усилий людей в условиях природы, поэтому детям прививались знания о том, что при совместных усилиях легче достичь результата.
Однако, во всех культурах, религиях, принимается «золотое правило», которое представляет собой отрицание талиона и расставляет приоритеты человека на отношение к себе через отношение к другим.
В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко [56] приводят доказательства того, что этническая строгость в большей мере определяется социальным статусом родителей. У. Ламберт определил особенности воспитания в 11 странах, результаты были таковы, что «строгость родителей больше зависит не от их этнической принадлежности, а от их социального положения. Во всех странах родители-рабочие были склонны к большей требовательности, чем представители среднего класса, что, видимо, является функциональным для воспитания послушания у будущих наемных работников, которым придется подчиняться и во взрослой жизни. А в этническом плане японские родители были более терпимы к детям во всех ситуациях, кроме приучения детей к гигиене. На втором месте — американские родители, проявлявшие больший либерализм и терпимость, чем европейцы» [104].
Однако, есть исследования, показывающие этнические причины, приводящие к агрессивному поведению. Доказано, что если поощрять внутриэтническую агрессивность, то поднимается общий уровень агрессивности всего этноса, увеличивается число людей, которые обладают психологической готовностью перейти от враждебности к агрессии. Данные результаты исследований можно трактовать таким образом: толерантность и агрессия чаще всего идут «бок о бок» друг с другом, однако и выступают антиподами по отношению друг другу.
Исследование проблемы формирования толерантности особенно актуально в настоящее время, хотя корни философского осмысления проблемы лежат в трудах Гераклита [34], Сенеки [87], Дж. Локка [54], Ф. Вольтера [23], Н. Бердяева [8] и многих других.