Организационно-педагогические условия формирования толерантности у студентов педагогического колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в создании эффективных организационно-педагогических условий по формированию толерантности у подростков.
Объектом исследования является формирование толерантности в системе образования.
Предметом исследования является организация работы по формированию толерантности у подростков.

Содержание работы

Введение.………………………………………………………………….…..…...4
Глава 1. Теоретические основы проблемы толерантности в отечественной и зарубежной педагогике
1.1. Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования…………8
1.2. Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики…………….…..11
1.3. Формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса…………………………………………...................16
Глава 2. Влияние деловых игр на формирование толерантности старших подростков
2.1. Сущность понятия «деловая игра»……………………………...………....19
2.2. Применение деловых игр во взаимосвязи с возрастными особенностями старших подростков………………………………………….………………....28
Глава 3. Система работы преподавателя, способствующая формированию толерантности у старших подростков посредством деловых игр
3.1. Педагогические условия формирования толерантности старших подростков ………………………………………………………………………………..24
3.2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы ………….24
3.3.Формирующий этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков …………….………………….……………………….......46
3.4. Контрольный этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков ………………………………….…...........................................47
Заключение ………………………………………………………………..……..56
Список использованных источников ………………………………………......58
Приложение 1………………………………………………………………...…..62
Приложение 2………………………………………………………………….....66
Приложение 3………………………………………………………………….....70
Приложение 4…………………………………………………………………….73
Приложение 5………………………………………………………………….....77

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 312.43 Кб (Скачать файл)

2.2. Определение требований  к участникам игры:

– к «специалистам» определенного  профиля (к их знаниям, умениям, опыту, готовности решать стандартные и нестандартные задачи, к действиям в непредвиденных ситуациях);

– к должностным лицам  – членам производственного коллектива, деятельность которых воспроизводится в игре (принятие ответственности, которую возлагает на них коллектив, соблюдение производственной дисциплины, установление системы деловых отношений);

– к членам игрового коллектива (быстрота включения в игровую ситуацию, компетентность, корректность поведения, доброжелательность, сознательное и свободное действие, предполагающее максимально эффективное использование своих возможностей и их совершенствование).

3. Выбор системы «оценки  – санкции»:

– разработка критериев  оценки действий и поступков «должностных лиц» и способов такой оценки –  формализованных и неформализованных;

– подготовка «платежной матрицы» (если она предусматривается) системы поощрений и штрафов за успешные решения или нарушения правил принятия решений, регламента игры;

– предусмотрение возможности  выработки оценок и санкций самим  коллективом игроков в процессе игры.

Таким образом, в деловой  игре как форме обучения студент  находится в активной позиции  по отношению, как к предметной, так  и социальной стороне его квазипрофессиональной деятельности.

2.2. Применение  деловых игр во взаимосвязи  с возрастными особенностями старших подростков

 

В каждый возрастной период отводится особая роль ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно-полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность. Но все последующие периоды за дошкольным не исключают игру, а продолжают включать её в процесс развития ребенка [68].

Подростковый период –  это время, когда человек начинает решать вопросы о выборе будущей профессии, о выработке соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые подросток в основном включен

Также в подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости. Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности [22]. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.

У детей подросткового возраста отмечается повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые [68].

В процессе обучения, развития и воспитания формируется деловые качества человека, а интенсивнее происходит тогда, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него.

Деятельность, где подростки  и взрослые равные еще более усиливает  развитие деловых качеств. Важно то, чтобы в этом типе деятельности детям предоставлялся максимум самостоятельности, взрослые замечают и поддерживают любые проявления инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки, а деловая игра несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Такие игры необходимо включать в учебно-воспитательный процесс в наряду с обычными занятиями, причем с воспитательной точки зрения подростковый возраст представляется для этого наиболее благоприятным периодом жизни.

Вербицкий А. А. отмечает, что «в деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно наряду с профессиональными знаниями обучаемый приобретает специальную компетенцию – навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации» [21, с. 128-129].

Преподаватель в организации деловой игры может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. В деловой игре происходит формирование произвольного поведения подростка, его социализация. Характерной особенностью игры является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, подросток выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.

В процессе подготовки и  проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для  самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь подростку стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

В процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого  из них в работе; взаимосвязь подростков при решении общих задач; коллективно обсуждаются вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры.

В процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.

Таким образом, рассмотрев игру как метод обучения, выделив ее функции, преимущества игр, мы уделили особое внимание деловой игре как средству формирования толерантности у старших подростков.

В данной главе нами было проанализирована сущность понятия  «деловая игра», кратко рассмотрена история ее применения.

Анализ литературы показал, что деловая игра состоит из четырех  основных этапов: этап подготовки, ввод в игру, этап проведения, этап анализа и обобщения и оценки результатов.

В данной главе мы выделили условия эффективного применения учебных деловых игр в учебном процессе, ориентируясь на возрастные особенности старшего подросткового возраста. Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.

Таким образом, собранный  и проанализированный материал по проблеме второй главы служит отправным пунктом в нашей дальнейшей работе.

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ  У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛОВЫХ ИГР

3.1. Педагогические условия формирования толерантности старших подростков

 

В словаре русского языка  С. И. Ожегова дается следующее определение понятия «условие» – это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [77, с. 729].

«Педагогические условия  – это среда, обстоятельства, в  которых реализуются педагогические факторы», – отмечает Е. И. Датнова [36, с. 70].

Под педагогическими условиями  мы понимаем результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения … целей» [2, c. 123].

3.2. Организация и методика  опытно-экспериментальной работы

 

Общая стратегия достижения поставленных цели и задач выпускной  квалификационной работы реализуется  посредством организации деловых  игр, основанных на интерактивных методиках  и технологиях в целостном  педагогическом процессе. Разработанный  проект работы позволит сформировать у студентов педагогического колледжа понимание другого, к признанию его прав, к расширению своего социального опыта и ценностных ориентации.

Мы предполагаем, что если в целостном педагогическом процессе применять разработанную систему  занятий с использованием деловых  игр, то станет возможным процесс формирования толерантности студентов педагогического колледжа.

Эксперимент состоит из трёх последовательных этапов.

Первый этап – констатирующий эксперимент проводился для определения уровня толерантности в экспериментальной и контрольной группах.

Второй этап – формирующий, состоит из системы занятий с  использованием методики организации деловых игр.

Третий этап – контрольный  эксперимент. Целью контрольного этапа  является выявление уровня сформированности толерантности на конечном этапе  эксперимента в экспериментальной  и контрольной группах.

Нами был проведен эксперимент  на базе Томского государственного педагогического  колледжа.

Исследование проводилось  с сентября 2012 года по февраль 2013 года.

В данном образовательном  учреждении был проведен эксперимент  с использованием методики деловых  игр по формированию толерантности  студентов педагогического колледжа. В исследовании приняло участие 23 учащихся, из них 10 учащихся составили  экспериментальную и 13 контрольную группу, экспериментальная группа состояла из студентов первого курса, принятых в колледж на базе основного общего образования (т.е. на базе 9 классов школы), контрольная группа состояла также из студентов первого курса, принятых в колледж на базе основного общего образования. Средний возраст учащихся: 15-16 лет.

Имена и возраст детей  контрольной и экспериментальной  групп представлены в таблице 1 и 2 соответственно.

Таблица 1 – Список испытуемых детей экспериментальной группа

№ п/п

Ф.И. ребенка

Полных лет

1

Роман Б.

15

2

Дмитрий Б.

15

3

Екатерина О.

16

4

Марина П.

16

5

Артем Г.

16

6

Марат П.

15

7

Денис В.

15

8

Алена П.

16

9

Сергей Н.

15

10

Владимир Т.

15


 

Таблица 2 – Список испытуемых детей контрольной группы

№ п/п

Ф.И. ребенка

Полных лет

1

Мэри А.

15

2

Сергей Б.

16

3

Фарид В.

16

4

Дина Г.

15

5

Надежда Е.

16

6

Александр И.

15

7

Софья К.

15

8

Владимир Л.

16

9

Екатерина Л.

16

10

Виктория Р.

15

11

Александр С.

15

12

Андрей С.

15

13

Александр Т.

15


 

Цель констатирующего  этапа эксперимента – проведение диагностических методик и определение уровня толерантности на начальном этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.

Задачи констатирующего  этапа эксперимента:

  1. Определить методы исследования.
  2. Провести диагностику.
  3. Обработать полученные данные и оформить результаты.
  4. Провести статистическую обработку данных.

 

О.С. Ионина предлагает механизмы  формирования толерантности разделить на следующие группы: мотивацнонно-ценностные, когнитивные, эмоционально-волевые и поведенческие. Среди механизмов формирования толерантности выделяют идентификацию, рефлексию (В. В. Бойко [10], [11], О. С. Ионина [50]), психологические защиты (И. Б. Шебураков [102]), эмпатию, саморегуляцию (О. С. Ионина [50]) и др. Разнообразие предлагаемых механизмов свидетельствует о том, что проблема поиска наиболее эффективных механизмов формирования толерантности остается открытой.

Информация о работе Организационно-педагогические условия формирования толерантности у студентов педагогического колледжа