Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:41, дипломная работа
Цель работы заключается в создании эффективных организационно-педагогических условий по формированию толерантности у подростков.
Объектом исследования является формирование толерантности в системе образования.
Предметом исследования является организация работы по формированию толерантности у подростков.
Введение.………………………………………………………………….…..…...4
Глава 1. Теоретические основы проблемы толерантности в отечественной и зарубежной педагогике
1.1. Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования…………8
1.2. Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики…………….…..11
1.3. Формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса…………………………………………...................16
Глава 2. Влияние деловых игр на формирование толерантности старших подростков
2.1. Сущность понятия «деловая игра»……………………………...………....19
2.2. Применение деловых игр во взаимосвязи с возрастными особенностями старших подростков………………………………………….………………....28
Глава 3. Система работы преподавателя, способствующая формированию толерантности у старших подростков посредством деловых игр
3.1. Педагогические условия формирования толерантности старших подростков ………………………………………………………………………………..24
3.2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы ………….24
3.3.Формирующий этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков …………….………………….……………………….......46
3.4. Контрольный этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков ………………………………….…...........................................47
Заключение ………………………………………………………………..……..56
Список использованных источников ………………………………………......58
Приложение 1………………………………………………………………...…..62
Приложение 2………………………………………………………………….....66
Приложение 3………………………………………………………………….....70
Приложение 4…………………………………………………………………….73
Приложение 5………………………………………………………………….....77
2.2. Определение требований к участникам игры:
– к «специалистам» определенного профиля (к их знаниям, умениям, опыту, готовности решать стандартные и нестандартные задачи, к действиям в непредвиденных ситуациях);
– к должностным лицам – членам производственного коллектива, деятельность которых воспроизводится в игре (принятие ответственности, которую возлагает на них коллектив, соблюдение производственной дисциплины, установление системы деловых отношений);
– к членам игрового коллектива (быстрота включения в игровую ситуацию, компетентность, корректность поведения, доброжелательность, сознательное и свободное действие, предполагающее максимально эффективное использование своих возможностей и их совершенствование).
3. Выбор системы «оценки – санкции»:
– разработка критериев
оценки действий и поступков «должностных
лиц» и способов такой оценки –
формализованных и
– подготовка «платежной матрицы» (если она предусматривается) системы поощрений и штрафов за успешные решения или нарушения правил принятия решений, регламента игры;
– предусмотрение возможности выработки оценок и санкций самим коллективом игроков в процессе игры.
Таким образом, в деловой игре как форме обучения студент находится в активной позиции по отношению, как к предметной, так и социальной стороне его квазипрофессиональной деятельности.
В каждый возрастной период отводится особая роль ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно-полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность. Но все последующие периоды за дошкольным не исключают игру, а продолжают включать её в процесс развития ребенка [68].
Подростковый период – это время, когда человек начинает решать вопросы о выборе будущей профессии, о выработке соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые подросток в основном включен
Также в подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости. Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности [22]. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.
У детей подросткового возраста отмечается повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые [68].
В процессе обучения, развития и воспитания формируется деловые качества человека, а интенсивнее происходит тогда, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него.
Деятельность, где подростки и взрослые равные еще более усиливает развитие деловых качеств. Важно то, чтобы в этом типе деятельности детям предоставлялся максимум самостоятельности, взрослые замечают и поддерживают любые проявления инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки, а деловая игра несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Такие игры необходимо включать в учебно-воспитательный процесс в наряду с обычными занятиями, причем с воспитательной точки зрения подростковый возраст представляется для этого наиболее благоприятным периодом жизни.
Вербицкий А. А. отмечает, что «в деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно наряду с профессиональными знаниями обучаемый приобретает специальную компетенцию – навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации» [21, с. 128-129].
Преподаватель в организации деловой игры может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. В деловой игре происходит формирование произвольного поведения подростка, его социализация. Характерной особенностью игры является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, подросток выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.
В процессе подготовки и
проведения деловой игры, каждый участник
должен иметь возможность для
самоутверждения и
В процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; взаимосвязь подростков при решении общих задач; коллективно обсуждаются вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры.
В процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.
Таким образом, рассмотрев игру как метод обучения, выделив ее функции, преимущества игр, мы уделили особое внимание деловой игре как средству формирования толерантности у старших подростков.
В данной главе нами было проанализирована сущность понятия «деловая игра», кратко рассмотрена история ее применения.
Анализ литературы показал, что деловая игра состоит из четырех основных этапов: этап подготовки, ввод в игру, этап проведения, этап анализа и обобщения и оценки результатов.
В данной главе мы выделили условия эффективного применения учебных деловых игр в учебном процессе, ориентируясь на возрастные особенности старшего подросткового возраста. Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.
Таким образом, собранный и проанализированный материал по проблеме второй главы служит отправным пунктом в нашей дальнейшей работе.
ГЛАВА 3
СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛОВЫХ ИГР
В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение понятия «условие» – это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [77, с. 729].
«Педагогические условия – это среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы», – отмечает Е. И. Датнова [36, с. 70].
Под педагогическими условиями мы понимаем результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения … целей» [2, c. 123].
Общая стратегия достижения
поставленных цели и задач выпускной
квалификационной работы реализуется
посредством организации
Мы предполагаем, что если
в целостном педагогическом процессе
применять разработанную
Эксперимент состоит из трёх последовательных этапов.
Первый этап – констатирующий эксперимент проводился для определения уровня толерантности в экспериментальной и контрольной группах.
Второй этап – формирующий, состоит из системы занятий с использованием методики организации деловых игр.
Третий этап – контрольный эксперимент. Целью контрольного этапа является выявление уровня сформированности толерантности на конечном этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.
Нами был проведен эксперимент на базе Томского государственного педагогического колледжа.
Исследование проводилось с сентября 2012 года по февраль 2013 года.
В данном образовательном
учреждении был проведен эксперимент
с использованием методики деловых
игр по формированию толерантности
студентов педагогического
Имена и возраст детей
контрольной и
Таблица 1 – Список испытуемых детей экспериментальной группа
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Полных лет |
1 |
Роман Б. |
15 |
2 |
Дмитрий Б. |
15 |
3 |
Екатерина О. |
16 |
4 |
Марина П. |
16 |
5 |
Артем Г. |
16 |
6 |
Марат П. |
15 |
7 |
Денис В. |
15 |
8 |
Алена П. |
16 |
9 |
Сергей Н. |
15 |
10 |
Владимир Т. |
15 |
Таблица 2 – Список испытуемых детей контрольной группы
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Полных лет |
1 |
Мэри А. |
15 |
2 |
Сергей Б. |
16 |
3 |
Фарид В. |
16 |
4 |
Дина Г. |
15 |
5 |
Надежда Е. |
16 |
6 |
Александр И. |
15 |
7 |
Софья К. |
15 |
8 |
Владимир Л. |
16 |
9 |
Екатерина Л. |
16 |
10 |
Виктория Р. |
15 |
11 |
Александр С. |
15 |
12 |
Андрей С. |
15 |
13 |
Александр Т. |
15 |
Цель констатирующего этапа эксперимента – проведение диагностических методик и определение уровня толерантности на начальном этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
О.С. Ионина предлагает механизмы формирования толерантности разделить на следующие группы: мотивацнонно-ценностные, когнитивные, эмоционально-волевые и поведенческие. Среди механизмов формирования толерантности выделяют идентификацию, рефлексию (В. В. Бойко [10], [11], О. С. Ионина [50]), психологические защиты (И. Б. Шебураков [102]), эмпатию, саморегуляцию (О. С. Ионина [50]) и др. Разнообразие предлагаемых механизмов свидетельствует о том, что проблема поиска наиболее эффективных механизмов формирования толерантности остается открытой.