Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:41, дипломная работа
Цель работы заключается в создании эффективных организационно-педагогических условий по формированию толерантности у подростков.
Объектом исследования является формирование толерантности в системе образования.
Предметом исследования является организация работы по формированию толерантности у подростков.
Введение.………………………………………………………………….…..…...4
Глава 1. Теоретические основы проблемы толерантности в отечественной и зарубежной педагогике
1.1. Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования…………8
1.2. Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики…………….…..11
1.3. Формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса…………………………………………...................16
Глава 2. Влияние деловых игр на формирование толерантности старших подростков
2.1. Сущность понятия «деловая игра»……………………………...………....19
2.2. Применение деловых игр во взаимосвязи с возрастными особенностями старших подростков………………………………………….………………....28
Глава 3. Система работы преподавателя, способствующая формированию толерантности у старших подростков посредством деловых игр
3.1. Педагогические условия формирования толерантности старших подростков ………………………………………………………………………………..24
3.2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы ………….24
3.3.Формирующий этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков …………….………………….……………………….......46
3.4. Контрольный этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков ………………………………….…...........................................47
Заключение ………………………………………………………………..……..56
Список использованных источников ………………………………………......58
Приложение 1………………………………………………………………...…..62
Приложение 2………………………………………………………………….....66
Приложение 3………………………………………………………………….....70
Приложение 4…………………………………………………………………….73
Приложение 5………………………………………………………………….....77
Т.о., при определении уровня сформированности толерантности студентов педагогического колледжа на констатирующем этапе эксперимента были выбраны диагностические критерии, позволяющие определить знания учащихся по вопросам толерантности, выявить понимание толерантного отношения для успешной педагогической деятельности.
Критерии:
Методика 1. Для определения когнитивной толерантности был выбран тест В. В. Бойко на определение оценки учащихся в девяти несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми, позволяющий диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения [12]. Более полное описание методики представлено в приложении 1.
Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.
В тесте использованы суждения, которые необходимо оценить, чтобы выразить, насколько они верны по отношению лично к учащимся.
Методика 2. Для диагностики мотивационно-личностного критерия был выбран экспресс-опросник «Индекс толерантности» [80, с. 46-51.]. Более полное описание методики представлено в приложении 2.
Стимульный материал опросника
составили утверждения, отражающие
как общее отношение к
Методика 3. Семантический дифференциал «Толерантность» [81]
Данная методика была разработана на кафедре педагогики и психологии НГТУ в рамках реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.). Методика может быть использована для выявления актуальных и идеальных толерантных установок сознания. Для этого в первом случае (обозначим его «Я») отмечается в соответствии с инструкцией, степень выраженности качеств на данный момент, а во втором в отношении представления об идеале. Более полное описание методики представлено в приложении 3.
Максимальный балл по данной методике 98, минимальный 14, средний 56. Таким образом, разброс баллов следующий: 14 – 42 балла – низкий уровень толерантности, 43 – 70 - средний уровень, 71 – 98 – высокий уровень. Необходимо отметить, что крайне завышенные значения могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», что, по мнению Г. У. Солдатовой, может быть связанно с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию, либо демонстрацией высокой степени социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования) [81].
После проведения констатирующего этапа эксперимента были получены данные по когнитивному и мотивационно-ценностному критериям, а также на выявления актуальных и идеальных толерантных установок сознания. Результаты представлены ниже.
Результаты диагностики по методике №1 для экспериментальной группы, представлены в таблице № 3 на констатирующем этапе эксперимента.
Таблица 3 – Исследование когнитивного критерия экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Результат |
Уровень |
1 |
Роман Б. |
90 |
Низкий |
2 |
Дмитрий Б. |
50 |
Средний |
3 |
Екатерина О. |
55 |
Средний |
4 |
Марина П. |
50 |
Средний |
5 |
Артем Г. |
45 |
Средний |
6 |
Марат П. |
95 |
Низкий |
7 |
Денис В. |
79 |
Средний |
8 |
Алена П. |
46 |
Средний |
9 |
Сергей Н. |
48 |
Средний |
10 |
Владимир Т. |
50 |
Средний |
В итоге: 8 детей имеют средний уровень и 2 ребенка имеют низкий уровень коммуникативной толерантности.
Результаты диагностики по когнитивному критерию (тест «Коммуникативной толерантности В.В. Бойко») для контрольной группы, представлены в таблице № 4 на констатирующем этапе эксперимента.
Таблица 4 – Исследование когнитивного критерия контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Результат |
Уровень |
1 |
Мэри А. |
64 |
Средний |
2 |
Сергей Б. |
65 |
Средний |
3 |
Фарид В. |
89 |
Низкий |
4 |
Дина Г. |
90 |
Низкий |
5 |
Надежда Е. |
45 |
Средний |
6 |
Александр И. |
47 |
Средний |
7 |
Софья К. |
71 |
Средний |
8 |
Владимир Л. |
93 |
Низкий |
9 |
Екатерина Л. |
46 |
Средний |
10 |
Виктория Р. |
53 |
Средний |
11 |
Александр С. |
62 |
Средний |
12 |
Андрей С. |
52 |
Средний |
13 |
Александр Т. |
81 |
Средний |
В итоге: 10 человек имеют средний уровень, 3 человека имеют низкий уровень коммуникативной толерантности.
Таким образом, показатели уровня
коммуникативной толерантности
детей экспериментальной
Результаты диагностики по методике №2 для экспериментальной группы представлены в таблице № 5, на констатирующем этапе эксперимента.
Таблица 5 – Исследование
мотивационно-ценностного
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Результат |
Уровень |
1 |
Роман Б. |
42 |
Низкий |
2 |
Дмитрий Б. |
116 |
Высокий |
3 |
Екатерина О. |
105 |
Высокий |
4 |
Марина П. |
62 |
Средний |
5 |
Артем Г. |
68 |
Средний |
6 |
Марат П. |
37 |
Низкий |
7 |
Денис В. |
82 |
Средний |
8 |
Алена П. |
89 |
Средний |
9 |
Сергей Н. |
85 |
Средний |
10 |
Владимир Т. |
56 |
Низкий |
В итоге: 2 студента показали высокий уровень толерантности, 5 – средний уровень, 3 человека имеет низкий уровень толерантности.
Результаты диагностики по мотивационно – ценностному критерию (Экспресс-опросник «Индекс толерантности») для контрольной группы представлены в таблице № 7, на констатирующем этапе эксперимента.
Таблица 6 – Исследование мотивационно - ценностного критерия контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Результат |
Уровень |
1 |
Мэри А. |
54 |
Низкий |
2 |
Сергей Б. |
76 |
Средний |
3 |
Фарид В. |
34 |
Низкий |
4 |
Дина Г. |
40 |
Низкий |
5 |
Надежда Е. |
62 |
Средний |
6 |
Александр И. |
43 |
Низкий |
7 |
Софья К. |
74 |
Средний |
8 |
Владимир Л. |
39 |
Низкий |
9 |
Екатерина Л. |
67 |
Средний |
10 |
Виктория Р. |
65 |
Средний |
11 |
Александр С. |
24 |
Низкий |
12 |
Андрей С. |
125 |
Высокий |
13 |
Александр Т. |
119 |
Высокий |
В итоге: 2 студента показали высокий уровень толерантности, 5- средний уровень и 6 человек показали низкий уровень толерантности.
Результаты диагностики по методике №3 для экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице № 7,8.
Таблица 7 – Исследование актуальных и идеальных толерантных установок сознания экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Результат |
Уровень |
1 |
Роман Б. |
45 |
Средний |
2 |
Дмитрий Б. |
67 |
Средний |
3 |
Екатерина О. |
15 |
Низкий |
4 |
Марина П. |
26 |
Низкий |
5 |
Артем Г. |
39 |
Низкий |
6 |
Марат П. |
51 |
Средний |
7 |
Денис В. |
62 |
Средний |
8 |
Алена П. |
33 |
Низкий |
9 |
Сергей Н. |
49 |
Средний |
10 |
Владимир Т. |
75 |
Высокий |
В итоге: 1 студент имеет
высокий уровень, 5 – средний уровень
и 4 студента имеют низкий уровень
толерантных установок
Таблица 8 – Исследование актуальных и идеальных толерантных установок сознания контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Результат |
Уровень |
1 |
Мэри А. |
19 |
Низкий |
2 |
Сергей Б. |
31 |
Низкий |
3 |
Фарид В. |
85 |
Высокий |
4 |
Дина Г. |
41 |
Низкий |
5 |
Надежда Е. |
63 |
Средний |
6 |
Александр И. |
28 |
Низкий |
7 |
Софья К. |
54 |
Средний |
8 |
Владимир Л. |
18 |
Низкий |
9 |
Екатерина Л. |
69 |
Средний |
10 |
Виктория Р. |
21 |
Низкий |
11 |
Александр С. |
49 |
Средний |
12 |
Андрей С. |
58 |
Средний |
13 |
Александр Т. |
73 |
Высокий |