Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:41, дипломная работа
Цель работы заключается в создании эффективных организационно-педагогических условий по формированию толерантности у подростков.
Объектом исследования является формирование толерантности в системе образования.
Предметом исследования является организация работы по формированию толерантности у подростков.
Введение.………………………………………………………………….…..…...4
Глава 1. Теоретические основы проблемы толерантности в отечественной и зарубежной педагогике
1.1. Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования…………8
1.2. Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики…………….…..11
1.3. Формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса…………………………………………...................16
Глава 2. Влияние деловых игр на формирование толерантности старших подростков
2.1. Сущность понятия «деловая игра»……………………………...………....19
2.2. Применение деловых игр во взаимосвязи с возрастными особенностями старших подростков………………………………………….………………....28
Глава 3. Система работы преподавателя, способствующая формированию толерантности у старших подростков посредством деловых игр
3.1. Педагогические условия формирования толерантности старших подростков ………………………………………………………………………………..24
3.2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы ………….24
3.3.Формирующий этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков …………….………………….……………………….......46
3.4. Контрольный этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков ………………………………….…...........................................47
Заключение ………………………………………………………………..……..56
Список использованных источников ………………………………………......58
Приложение 1………………………………………………………………...…..62
Приложение 2………………………………………………………………….....66
Приложение 3………………………………………………………………….....70
Приложение 4…………………………………………………………………….73
Приложение 5………………………………………………………………….....77
А. М. Байбаков выделяет четыре уровня толерантности, критерием является степень самостоятельности проявления подростковой толерантности:
1. «Нулевой уровень (нейтрально-
2. Низкий (притязательный) уровень
или уровень первичной
3. Средний (статусный)
уровень. Показателем этого
Фактором, стимулирующим становление толерантности, является осознанность толерантности, видение успеха работы при проявлении толерантности и перспектив ее проявления, корректная реакция учителя при работе ребят между группами. Фактором, сдерживающим развитие толерантности, является отсутствие позитивного результата взаимодействия индивидов.
Как мы уже отметили, важна роль среды, в которой происходит формирование толерантности. Выявлению стимулирующих влияний среды, т.е. внешних условий становления толерантности старшего подростка и посвящены наши дальнейшие исследования — диагностический эксперимент и анализ его результатов который станет предметом отдельной публикации.
Соответственно, целью нашего исследования является создание эффективных организационно-педагогических условий по формированию толерантности у подростков посредством комплекса деловых игр.
Студенты педагогического колледжа большую часть времени проводят в образовательной среде, а проведение исследования позволит организованно систематически собирать относительно однородную группу, что облегчит сбор наиболее достоверной информации.
Подростковый возраст - промежуточный этап между детством и взрослостью. Соответственно, с одной стороны подросток имеет многие характеристики ребенка, в частности склонен к игре и игровым ситуациям, а с другой стороны ведущая деятельность подростка - общение.
ГЛАВА 2
ВЛИЯНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Понятие «интеракция» от английского Interaction – взаимодействие, означает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга [49]. Данное понятие возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма, основоположником которого является американский философ Дж. Мид [65] характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. В психологии интеракция – это процесс взаимодействия, диалога с чем-либо [48].
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие студентам взаимодействовать между собой».
«Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся» [79]. На рисунке представлена схема сущности интерактивных методов, которая состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех студентов и преподавателя (рис.1).
Рис. 1. Взаимодействие в процессе обучения
По сравнению с другими методами интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
К активным и интерактивным методам относят, таким образом, лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения. Такие методы являются инновационными образовательными технологиями.
Учебный процесс, опирающийся на использовании интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля [35, с. 70-79].
Интерактивные методы обучения можно разделить на игровые и неигровые.
Игровые интерактивные методы обучения: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.
Неигровые интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения [1]
Итак, деловая учебная игра – моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.
Существует множество сценариев деловых игр, но для большинства из них характерны следующие особенности [79], [88], [86], [66], [53], [45], [47], [41].
2. Действия преподавателя и учащихся. В процессе проведения игры преподаватель выступает в нескольких «ролях».
Немало творческих идей и обобщений можно обнаружить в совместном обсуждении, если попросить студентов предложить свои собственные поправки и дополнения к сценарию или правилам игры.
Примерный алгоритм организации учебной деятельности
в деловой игре
1. Ознакомление с имитационной моделью объекта.
1.1. Организационно-
– производственные подразделения, вычлененные из реальной организационной структуры для целей игры;
– содержание деятельности этих подразделений;
– взаимосвязь производственных подразделений.
1.2. Ролевое распределение обязанностей участников игры:
– обязанности участников,
обусловленные содержанием
– характер принятого на производстве взаимодействия: какие конкретно вопросы решаются работником самостоятельно, что требует согласования с другими подразделениями или вышестоящими инстанциями;
– принципы распределения обязанностей с учетом сформулированных требований (рекомендации преподавателя, сложившееся в группе ролевое распределение, учет прошлого опыта участника, личная инициатива, коллективное решение);
– характер формального и неформального общения в процессе игры.
1.3. Необходимый инструментарий и другой игровой материал, организация рабочего места.
1.4. Требования к конечному результату деятельности:
– индивидуальные результаты, включаемые в конечный продукт деятельности;
– конечные результаты работы коллектива;
– оформление результатов учебно-игровой деятельности.
2. Самоорганизация
2.1. Определение целей
квазипрофессиональной
– цели игрового коллектива (производственные, организационные, совершенствование способов действий и решения задач);
– индивидуальные цели и задачи, которые должны быть решены каждым участником и подразделением (профессиональные, организационные, межличностные, развитие и совершенствование качеств специалиста);
– уточнение характера результатов, которые должны быть получены отдельными участниками, подразделениями, организацией в целом (промежуточные, конечные, их уровень).