Организационно-педагогические условия формирования толерантности у студентов педагогического колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:41, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в создании эффективных организационно-педагогических условий по формированию толерантности у подростков.
Объектом исследования является формирование толерантности в системе образования.
Предметом исследования является организация работы по формированию толерантности у подростков.

Содержание работы

Введение.………………………………………………………………….…..…...4
Глава 1. Теоретические основы проблемы толерантности в отечественной и зарубежной педагогике
1.1. Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования…………8
1.2. Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики…………….…..11
1.3. Формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса…………………………………………...................16
Глава 2. Влияние деловых игр на формирование толерантности старших подростков
2.1. Сущность понятия «деловая игра»……………………………...………....19
2.2. Применение деловых игр во взаимосвязи с возрастными особенностями старших подростков………………………………………….………………....28
Глава 3. Система работы преподавателя, способствующая формированию толерантности у старших подростков посредством деловых игр
3.1. Педагогические условия формирования толерантности старших подростков ………………………………………………………………………………..24
3.2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы ………….24
3.3.Формирующий этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков …………….………………….……………………….......46
3.4. Контрольный этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков ………………………………….…...........................................47
Заключение ………………………………………………………………..……..56
Список использованных источников ………………………………………......58
Приложение 1………………………………………………………………...…..62
Приложение 2………………………………………………………………….....66
Приложение 3………………………………………………………………….....70
Приложение 4…………………………………………………………………….73
Приложение 5………………………………………………………………….....77

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 312.43 Кб (Скачать файл)

Рубцова О. В. Приводит следующие этапы становления проблемы формирования толерантности:

«I этап - с античности до середины XX века. Его можно определить как этап создания предпосылок для формирования проблемы, обсуждение формирования отдельных составляющих качеств толерантной личности (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Жан-Жак Руссо, А. Дистервег, И.Г. Пестолоцци, С.И. Гессен, С. Френе, П. Ф. Каптерев, Н.К. Крупская и др). Медиаобразование рассматривается только как техническое сопровождение процесса воспитания (О. А. Баранов, С. М. Одинцова, Г. А. Поличко и др.)

II этап - с середины до 90-х годов ХХ века. Введение и широкое употребление термина «толерантность». Этап определения составляющих компонентов понятия «толерантная личность», разработка новых форм, методов приёмов организации воспитательного процесса в образовательном учреждении (Питер Никольсон, Д. Дж. Далкаурт, П. Гарнсей, и Ж. Бастид, Александр Нейлл, В. С. Библер, О. С. Газман, И. И. Иванов, С. Соловейчик, и др.). Делаются серьёзные попытки по изучению влияния медиатекстов на формирование личности старших подростков (Д. Букингэм. А. В. Фёдоров и др.)

III этап - с конца XX века до наших дней. Этап интенсивного изучения проблемы, активной разработки и внедрения методик, технологий воспитания, способствующих формированию толерантной личности. В том числе изучение проблемы влияния медиатекстов на формирование отдельных качеств личности, их активное использование в образовательном процессе (Н. Н. Грибок, А. В. Ковалева, Г. Г., А.В. Минбалеев, Г. Г. Николайшвили, А. В. Шариков и др.)» [85].

Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему – интолерантности. Толерантность есть уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим. Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение [37].

В настоящее время проблема толерантности стоит достаточно остро, анализ психолого-педагогической литературы показывает огромное количество игр, тренингов, различного вида и уровня мероприятий направленных на повышение уровня сформированности толерантности, что отражено в таких источниках, как [95], [94], [83], [46], [26], [25], [100], [52], [7], [67], [82] и многие другие.

Понятие толерантности имеет свои особенности в зависимости от этноса, хотя в общей сложности определения схожи. Приведем примеры определений толерантности в разных национальностях:

- tolerance (англ.) – готовность  быть терпимым, снисходительным [100];

- to tolerance (англ.) – быть  терпимым, позволять существование  различных мнений без их дискриминации [100];

- tolerance (фр.) – убежденность  в том, что другие могут думать  и действовать в манере, отличной от нашей собственной [99];

- tolerencia (исп.) – способность  принимать идеи или мнения, отличные  от собственных [98];

- толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать,  выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/ кому-либо [103]

Каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английская – снисходительность, русское – умение терпеть.

В научной литературе толерантность  рассматривается, прежде всего, как  уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ  от сведения этого многообразия к  единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Г. Олпорт выделил следующие  параметры толерантной личности:

- «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован  на личностную независимость,  меньше – на принадлежность  внешним институтам и авторитетам);

- потребность в определенности (признает многообразен, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

- меньшая приверженность  к порядку (толерантный человек  менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

- способность к эмпатии  (склонность давать более адекватные  суждения о людях);

- предпочтение свободы,  демократии (для него не имеет  значения иерархия в обществе);

- знание самого себя (толерантный  человек хорошо осведомлен о  своих достоинствах и недостатках  и не склонен во всех бедах  обвинять окружающих);

- ответственность (развито  чувство ответственности, не перекладывает  ответственности на других);

- защищенность (ощущение  собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться)» [78].

С. Д. Щеколдина также выделяет критерии и показатели толерантности человека. К ним она относит: социальную активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе); мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств); дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения); эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивость личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей) [103].

По мнению Н. А. Асташовой [3], образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений: гуманность, предполагающая внимание к индивидуальному внутреннему миру человека, веру в его доброе начало, человечность межличностных отношений, отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека; рефлексивность - глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию; свобода, выражающаяся в дисциплине и долге; ответственность - проявление внутренней силы в ситуации принятия решения, его качественного выполнения на основе вариативного подхода и системы личных требований; защищенность - гарантия понимания и поддержки, ощущение безопасности и объединение с другими людьми в противостоянии пагубному воздействию социума; гибкость - умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией; уверенность в себе - адекватная оценка собственных сил и способностей, пера в возможность преодолеть препятствия; самообладание - владение собой, управление эмоциями, поступками; вариативность - многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений; перцепция - умение подмечать и выделять различные свойства людей, приникать в их внутренний мир; эмпатия - сопереживание проблемам других людей, эмоциональная оценка событий; чувство юмора - ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой.

В качестве психологических  составляющих толерантности Н. К. Бахарева [5, с. 52-53] называет: знание самого себя; ответственность и интернальность; потребность в определенности (толерантный человек чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности); ориентация на себя; меньшая приверженность к порядку; способность к эмпатии и принятию других; активность; чувство юмора; креативность и гибкость мышления.

С. Д. Щеколдина [103, с. 57], также выделяет критерии и показатели толерантности человека: социальная активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе); мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств); дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения); эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека); устойчивость личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей).

О. А. Овсянникова [76, с. 58] выделяет три основные сущностные характеристики толерантности: единство или открытость к другим людям, основанные на принятии другого человека таким, какой он есть; забота о другом человеке, выражающаяся в сочувствия и желании оказать помощь; справедливое отношение людей друг к другу, основанное на равноправии каждого человека.

Таким образом, в вопросе  характеристик, присущих толерантному человеку, мнения исследователей расходятся. Однако большинство из них выделяют следующие критерии толерантности: эмпатия; чувство юмора (ироническое отношение к различным обстоятельствам, умение посмеяться и над собой); самообладание; адекватная самооценка; рефлексивность; гибкость мышления; социальная активность; ориентация на внутренние мотивы, а не внешние, которые в большей степени навязываются социумом; высокий уровень развития коммуникативных навыков; ответственность за свои поступки; защищенность

1.3. Формирование  толерантности у подростков в  условиях современного образовательного процесса

 

Проблема формирования толерантности стоит достаточно остро, широко освещается в СМИ в виде речевой агрессии [38].

Если толерантность во многом определяется уровнем сформированности социальных норм и правил поведения, то можно сделать вывод о достаточно ранней возможности создания толерантной личности. Нравственные ценности воспитываются еще в дошкольном возрасте в процессе социализации и адаптации. Однако, не все дети достаточно верно принимают нормы поведения, что объясняется неправильными подходами в воспитании, разрушающими влияниями общества, повышенной агрессивностью. Все это приводит к тому, что у детей формируются отклоняющиеся от нормы стереотипы поведения, которые, как правило, наиболее ярко проявляются в период подросткового возраста в связи психофизиологическими изменениями. В этот период подростки «добирают» необходимую информация для выстраивания полной картины мировоззрения.

А. М. Байбаков отмечает, что  смысл толерантности – «наличие у субъекта навыковнезависимого мышления, критического осмысления и выработку суждений, основанных на моральных ценностях. Воспитание в духе толерантности должно обеспечивать формирование этих способностей. Толерантность является одним из факторов конструктивного общения. В свою очередь, толерантность также имеет ряд факторов, ее обуславливающих: социогенетический, микросредовой (или психогенетический) и биогенетический (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский). В контексте становления толерантности составляющие каждого ее компонента основаны на возрастных (физиологических, психологических, социальных) особенностях старшего подростка [4].

Как отмечает С. Д. Щеколдина: «Социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу)» [103, с.57-58].

В подростком возрасте важно  сформировать более высокий уровень  самосознания, понимания своих индивидуальных качеств, самооценки. «Толерантность как личностное образование имеет в этом случае направленность на самого себя. В развитии понимания подростком окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе, и собственной жизни, и качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, понять себя. Толерантность подростка способствует формированию реального представления о себе и окружающих», - пишет А. М. Байбаков [4].

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что на развитие толерантности старшего подростка влияют как внутренние, так и внешние факторы. Причем, те внутренние факторы, которые сдерживают развитие толерантности (нервозность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения) преодолеваются самим же подростком, но при этом важна организация воспитательного процесса. К факторам, способствующим саморазвитию толерантности, можно отнести рост осмысленности восприятия, формирования мировоззрения, расширение кругозора, развитие самосознания.

Информация о работе Организационно-педагогические условия формирования толерантности у студентов педагогического колледжа