Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:41, дипломная работа
Цель работы заключается в создании эффективных организационно-педагогических условий по формированию толерантности у подростков.
Объектом исследования является формирование толерантности в системе образования.
Предметом исследования является организация работы по формированию толерантности у подростков.
Введение.………………………………………………………………….…..…...4
Глава 1. Теоретические основы проблемы толерантности в отечественной и зарубежной педагогике
1.1. Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования…………8
1.2. Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики…………….…..11
1.3. Формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса…………………………………………...................16
Глава 2. Влияние деловых игр на формирование толерантности старших подростков
2.1. Сущность понятия «деловая игра»……………………………...………....19
2.2. Применение деловых игр во взаимосвязи с возрастными особенностями старших подростков………………………………………….………………....28
Глава 3. Система работы преподавателя, способствующая формированию толерантности у старших подростков посредством деловых игр
3.1. Педагогические условия формирования толерантности старших подростков ………………………………………………………………………………..24
3.2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы ………….24
3.3.Формирующий этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков …………….………………….……………………….......46
3.4. Контрольный этап эксперимента по формированию толерантности старших подростков ………………………………….…...........................................47
Заключение ………………………………………………………………..……..56
Список использованных источников ………………………………………......58
Приложение 1………………………………………………………………...…..62
Приложение 2………………………………………………………………….....66
Приложение 3………………………………………………………………….....70
Приложение 4…………………………………………………………………….73
Приложение 5………………………………………………………………….....77
Рубцова О. В. Приводит следующие этапы становления проблемы формирования толерантности:
«I этап - с античности до середины XX века. Его можно определить как этап создания предпосылок для формирования проблемы, обсуждение формирования отдельных составляющих качеств толерантной личности (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Жан-Жак Руссо, А. Дистервег, И.Г. Пестолоцци, С.И. Гессен, С. Френе, П. Ф. Каптерев, Н.К. Крупская и др). Медиаобразование рассматривается только как техническое сопровождение процесса воспитания (О. А. Баранов, С. М. Одинцова, Г. А. Поличко и др.)
II этап - с середины до 90-х годов ХХ века. Введение и широкое употребление термина «толерантность». Этап определения составляющих компонентов понятия «толерантная личность», разработка новых форм, методов приёмов организации воспитательного процесса в образовательном учреждении (Питер Никольсон, Д. Дж. Далкаурт, П. Гарнсей, и Ж. Бастид, Александр Нейлл, В. С. Библер, О. С. Газман, И. И. Иванов, С. Соловейчик, и др.). Делаются серьёзные попытки по изучению влияния медиатекстов на формирование личности старших подростков (Д. Букингэм. А. В. Фёдоров и др.)
III этап - с конца XX века до наших дней. Этап интенсивного изучения проблемы, активной разработки и внедрения методик, технологий воспитания, способствующих формированию толерантной личности. В том числе изучение проблемы влияния медиатекстов на формирование отдельных качеств личности, их активное использование в образовательном процессе (Н. Н. Грибок, А. В. Ковалева, Г. Г., А.В. Минбалеев, Г. Г. Николайшвили, А. В. Шариков и др.)» [85].
Важным фактором мирового
признания необходимости
В настоящее время проблема толерантности стоит достаточно остро, анализ психолого-педагогической литературы показывает огромное количество игр, тренингов, различного вида и уровня мероприятий направленных на повышение уровня сформированности толерантности, что отражено в таких источниках, как [95], [94], [83], [46], [26], [25], [100], [52], [7], [67], [82] и многие другие.
Понятие толерантности имеет свои особенности в зависимости от этноса, хотя в общей сложности определения схожи. Приведем примеры определений толерантности в разных национальностях:
- tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным [100];
- to tolerance (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации [100];
- tolerance (фр.) – убежденность
в том, что другие могут
- tolerencia (исп.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных [98];
- толерантность, терпимость
(рус.) – умение терпеть (выдерживать,
Каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английская – снисходительность, русское – умение терпеть.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Г. Олпорт выделил следующие параметры толерантной личности:
- «ориентация на себя
(толерантный человек больше
- потребность в определенности (признает многообразен, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);
- меньшая приверженность
к порядку (толерантный
- способность к эмпатии
(склонность давать более
- предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);
- знание самого себя (толерантный
человек хорошо осведомлен о
своих достоинствах и
- ответственность (развито
чувство ответственности, не
- защищенность (ощущение
собственной безопасности и
С. Д. Щеколдина также выделяет критерии и показатели толерантности человека. К ним она относит: социальную активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе); мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств); дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения); эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивость личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей) [103].
По мнению Н. А. Асташовой [3], образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений: гуманность, предполагающая внимание к индивидуальному внутреннему миру человека, веру в его доброе начало, человечность межличностных отношений, отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека; рефлексивность - глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию; свобода, выражающаяся в дисциплине и долге; ответственность - проявление внутренней силы в ситуации принятия решения, его качественного выполнения на основе вариативного подхода и системы личных требований; защищенность - гарантия понимания и поддержки, ощущение безопасности и объединение с другими людьми в противостоянии пагубному воздействию социума; гибкость - умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией; уверенность в себе - адекватная оценка собственных сил и способностей, пера в возможность преодолеть препятствия; самообладание - владение собой, управление эмоциями, поступками; вариативность - многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений; перцепция - умение подмечать и выделять различные свойства людей, приникать в их внутренний мир; эмпатия - сопереживание проблемам других людей, эмоциональная оценка событий; чувство юмора - ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой.
В качестве психологических составляющих толерантности Н. К. Бахарева [5, с. 52-53] называет: знание самого себя; ответственность и интернальность; потребность в определенности (толерантный человек чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности); ориентация на себя; меньшая приверженность к порядку; способность к эмпатии и принятию других; активность; чувство юмора; креативность и гибкость мышления.
С. Д. Щеколдина [103, с. 57], также выделяет критерии и показатели толерантности человека: социальная активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе); мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств); дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения); эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека); устойчивость личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей).
О. А. Овсянникова [76, с. 58] выделяет три основные сущностные характеристики толерантности: единство или открытость к другим людям, основанные на принятии другого человека таким, какой он есть; забота о другом человеке, выражающаяся в сочувствия и желании оказать помощь; справедливое отношение людей друг к другу, основанное на равноправии каждого человека.
Таким образом, в вопросе характеристик, присущих толерантному человеку, мнения исследователей расходятся. Однако большинство из них выделяют следующие критерии толерантности: эмпатия; чувство юмора (ироническое отношение к различным обстоятельствам, умение посмеяться и над собой); самообладание; адекватная самооценка; рефлексивность; гибкость мышления; социальная активность; ориентация на внутренние мотивы, а не внешние, которые в большей степени навязываются социумом; высокий уровень развития коммуникативных навыков; ответственность за свои поступки; защищенность
Проблема формирования толерантности стоит достаточно остро, широко освещается в СМИ в виде речевой агрессии [38].
Если толерантность во многом определяется уровнем сформированности социальных норм и правил поведения, то можно сделать вывод о достаточно ранней возможности создания толерантной личности. Нравственные ценности воспитываются еще в дошкольном возрасте в процессе социализации и адаптации. Однако, не все дети достаточно верно принимают нормы поведения, что объясняется неправильными подходами в воспитании, разрушающими влияниями общества, повышенной агрессивностью. Все это приводит к тому, что у детей формируются отклоняющиеся от нормы стереотипы поведения, которые, как правило, наиболее ярко проявляются в период подросткового возраста в связи психофизиологическими изменениями. В этот период подростки «добирают» необходимую информация для выстраивания полной картины мировоззрения.
А. М. Байбаков отмечает, что смысл толерантности – «наличие у субъекта навыковнезависимого мышления, критического осмысления и выработку суждений, основанных на моральных ценностях. Воспитание в духе толерантности должно обеспечивать формирование этих способностей. Толерантность является одним из факторов конструктивного общения. В свою очередь, толерантность также имеет ряд факторов, ее обуславливающих: социогенетический, микросредовой (или психогенетический) и биогенетический (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский). В контексте становления толерантности составляющие каждого ее компонента основаны на возрастных (физиологических, психологических, социальных) особенностях старшего подростка [4].
Как отмечает С. Д. Щеколдина: «Социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу)» [103, с.57-58].
В подростком возрасте важно сформировать более высокий уровень самосознания, понимания своих индивидуальных качеств, самооценки. «Толерантность как личностное образование имеет в этом случае направленность на самого себя. В развитии понимания подростком окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе, и собственной жизни, и качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, понять себя. Толерантность подростка способствует формированию реального представления о себе и окружающих», - пишет А. М. Байбаков [4].
Исходя из выше сказанного, можно отметить, что на развитие толерантности старшего подростка влияют как внутренние, так и внешние факторы. Причем, те внутренние факторы, которые сдерживают развитие толерантности (нервозность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения) преодолеваются самим же подростком, но при этом важна организация воспитательного процесса. К факторам, способствующим саморазвитию толерантности, можно отнести рост осмысленности восприятия, формирования мировоззрения, расширение кругозора, развитие самосознания.