Организационные формы профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся. Поэтому целью моей курсовой работы является определение современного понимания и использования категории «технологии профессионального обучения» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения», следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «технологии профессионального обучения»;
2. Определить современное понимание и использование «технологий профессионального обучения».

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы профессионального образования...............5
1.1 Сущность и значение профессионального образования.........................5
1.2 Классификация видов профессионального образования.........................9
1.3 Методические требования к организационному педагогическому использованию...........................................................................................................19
Глава 2. Методики применения методов на занятиях по экономике в ВУЗах..........................................................................................................................30
2.1 Специфика применения методов.............................................................30
2.2 Планирование профессионального обучения с применением методов на занятиях по экономике.........................................................................................34
2.3 Метод разработок учебного занятия с применением методов обучения.....................................................................................................................38
Глава 3. Применение проблемного метода обучения в преподавании экономических дисциплин.......................................................................................49
Заключение.......................................................................................................55
Список литературы..........................................................................................56

Файлы: 1 файл

Организационные формы профессионального обучения.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотренное позволяет сформулировать требования, которым должна удовлетворять система дополнительного профобразования инженерно-педагогических работников.

Система дополнительного профессионального образования должна прогнозировать и отслеживать происходящие в профессиональной школе изменения, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения.

Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования — овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и воспитания молодежи.

В контексте изменения статуса и роли педагога в новых условиях, расширения и усложнения его функций, система дополнительного профобразования должна быть мобильной и в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности.

Использование принципа полифункциональности и многоуровневости предполагает серьезную перестройку учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения. Следует специально отметить два важных момента в новой системе дополнительного профобразования: структурный и содержательный. Стержнем содержательной стороны полифункциональной многоуровневой системы обучения являются новые педагогические технологии.

В системе дополнительного профобразования главное — продуманная постановка последовательности задач, решение которых должно вести к более глубокому изучению профессиональной сферы деятельности педагогом. Решение задачи, которое раньше выступало средством проверки знаний, степени их усвоения, теперь становится целью обучения, а усвоение знаний — средством ее достижения. Мотивацией усвоения знаний служит сама потребность в этих знаниях и результат по их применению. Это возможно лишь при непосредственном замыкании потребности в знаниях на результаты по их применению. Тем самым преодолевается отчуждение специалиста, повышающего квалификацию, от учебного процесса: задача, которая ранее решалась с использованием внешних средств мотивации, теперь решается с помощью внутренней мотивации учения.

При обучении в традиционной системе образования объем знаний педагога задавался априорно, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, в силу того, что он выбрал данную профессию, то при обучении в новой педагогической системе — в системе непрерывного профессионального развития объем знаний задается на основе расширяющегося опыта работы специалиста — как то, что необходимо ему в решении возникающих задач.

Анализ реальной образовательной системы России подтверждает, что она является сплавом из элементов традиционного и нарождающегося непрерывного образования. Происходит процесс постепенного отмирания элементов традиционного образования и все более широкое внедрение идей и методов проблемного обучения. Непрерывное образование становится приоритетным и центральным направлением в стратегии образовательной политики. Образованию придается новое качество, стержневой идеей является развитие личности школьника, студента, специалиста любой сферы профессионально-трудовой деятельности.

Непрерывное образование — это не уровень, ступень, форма или тип образования, — это система, имеющая специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собственных идеях и принципах, утвердившая новые функции и, в целом, по-новому решающая многие старые задачи.

 

1.3 Методические требования к  организационному педагогическому  использованию

 

В вузе функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия (семинары, лабораторные работы, практикумы, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика.

Лекция, семинар, практическое занятие (ПЗ) выступают как организационные формы обучения, т. к. являются способами осуществления взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля (см. таблицу 13).

На протяжении всей истории высшей школы с момента зарождения до наших дней ведущей организационной формой обучения является  лекция.

Таблица 2

Формы обучения и контроля в Вузе

Формы обучения

Формы контроля

Направленные преимущественно на теоретическую подготовку

Направленные преимущественно на практическую подготовку

Традиционные

Новационные

1

2

3

4

Лекция

 Семинар

 Лабораторная работа

Экскурсия

Контролируемая самостоятельная работа

Самостоятельная внеаудиторная работа

 Конференция

консультация

практическое занятие

курсовое проектирование

все виды практики

деловая игра

контрольная работа

 индивидуальное  собеседование

 коллоквиум

зачет

переводные и семестровые экзамены

защита курсового проекта

государственные экзамены

защита дипломного проекта

 тестирование

рейтинг

комплексный экзамен по специальности


 

Лекция

Вузовская лекция – важное звено дидактического цикла обучения.

Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Она являются одним из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Они имеют цель дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.

В методическом отношении лекция  представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций по какой-либо дисциплине, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает традиционно вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции.

Лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.

Преимущество лекции:

· Это творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

· Лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знания;

· Лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана.

На протяжении всей истории высшей школы - с момента ее зарождения и до наших дней - ведущей организационной формой и методом обучения является лекция.  Основная дидактическая цель лекции .- формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Большинство педагогов определяют лекцию как главное звено дидактического цикла обучения.

Лекции появились еще в Древней Греции, получив свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. В средневековых университетах основными методами преподавания были диспут и лекция.

Слово «лекция» произошло от латинского «lectio», что означает «чтение». И действительно, лекции, состоявшиеся в западноевропейских уаиверситетах в XIII-XIV вв., представляли собой преимущественно чтение признанных церковью первоисточников с подробнейшими комментариями лектора. В XVIII-X1X вв. в университетах России лекция была простым «считыванием» с книги или тетради готового текста (отсюда - чтение лекции). Это и неудивительно, поскольку книги тогда были редки.

С развитием печатного дела и распространением книги лекция не утратила своего значения для высшего образования, однако способ ее изложения изменился. Лекция стала развиваться именно как форма публичного изложения учебного предмета. Совершенствуясь как жанр искусства публичного слова, она вышла за стены университетов и вообще высшей школы, стала широко распространенным средством познания и пропаганды знаний.

На протяжении всей истории ее развития были как противники, так и горячие защитники лекции, о чем достаточно подробно рассказывается в литературе.

В учебном процессе высшей школы складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения студентов не может быть заменена никакой другой. Например, при  отсутствии учебников и учебных пособий;

В случаях когда по основным проблемам курса в пособиях и научных статьях излагаются спорные и разноречивые концепции лекция необходима, чтобы дать объективную оценку различных подходов и трактовок. наконец, лекция незаменима в тех случаях, особенно важно личное эмоциональное воздействие на студентов с целью формирования их взглядов.

Рассмотрим основные функции лекции: научную, учебную и воспитательную.

Научная функция лекции состоит в передаче студентам современного состояния науки, ее метода и содержания, принципов, закономерностей, ее основных идей и теорий, обобщенных ею фактов, явлений, бытии. Чтобы быть на уровне современной науки, лектор обязан постоянно готовить лекциям, систематически обновлять их.

Методологическое значение лекции состоит прежде всего в том, что лектор раскрывает слушателям метод науки, при помощи которого анализируются жизненные явления. Лекция - это школа научного мышления.

Овладеть наукой - это значит кроме всего прочего овладеть языком науки, т.е. специфическими терминами, принципами, рассуждениями. Язык науки сложен, поэтому в лекции его следует сочетать с обыденным языком, иначе студент не поймет лектора. Найти меры такого сочетания - дело педагогической интуиции. С первой лекции надо постепенно вводить специальные термины.

Всякая наука состоит  теоретической  и эмпирической частей. И лекциях необходимо найти оптимальную меру сочетания теории и  практики, абстракции и наглядности

Учебная функция лекции состоит в организации самостоятельной работы студента, в направлении всех форм учебного процесса (семинаров, практических и лабораторных занятий, курсовых работ и др.), в обеспечении эффективного и точного выполнения учебного плана и учебной программы.

Главное учебное назначение лекции состоит в организации самостоятельного труда студентов. Лектор не должен пытаться изложить все, что он знает по теме лекции. Главное заключается в том, как лектор преподнес информацию студенту, заставил ли он его задуматься. Важны не только проблемные, но и академические (информационные) лекции.

Иногда эффективность лекции пытаются измерить тем, насколько студент запомнил ее. Однако первичное запоминание без закрепления знаний па семинарах мало что даст. Семинарские занятия - одна из основных форм закрепления полученных па лекции знаний.

Переработка материала студентом по ходу лекции есть его самостоятельная работа, которая должна быть продолжена и после лекции работой с учебником, монографией, научной статьей. Студента следует приучить работать по теме лекции до того, как она читается. Например, читая третью тему лекции, лектор дает задание студентам прочитать главу учебника но четвертой и пятой темам. Такая самостоятельная работа, как правило, дает хорошие результаты, помогает повышать научный уровень лекции.

Воспитательная функция лекции состоит в привитии студентам стремления и навыков самостоятельного мышления, умения правильно оценивать окружающие события и должным образом вести себя, уважения к своей будущей профессии, трудолюбия, нравственности и т.д.

Главное воспитательное средство лектора - глубокие знания предмета. Кроме того, воспитательное воздействие лекции во многом определяется стилем изложения и отношением лектора к своему труду.

Студенты воспринимают лекцию либо со страстью и одержимостью к науке, либо с эмоциями безразличия, раздражения или даже отвращения к науке, лектору и лекциям. Эти отношения, как и посещаемость лекции, - верный показатель воспитательной роли лекции. Когда лектор не имеет своей позиции к фактам науки, когда он не высказывает своего отношения к истине, которую сообщает студентам, то и они «заражаются» безразличием к предмету лекции.

Вместе с тем невозможно учить студентов думать, читать, прививать им соответствующие убеждения и побуждать их к практической реализации формирующихся взглядов, не передавая им определенной суммы знаний. Поэтому нельзя противопоставлять познавательный и воспитательный аспекты лекций. В методически правильно прочитанной лекции они составляют единое целое.

Умаление познавательной функции ведет к декларациям, назиданиям, которые не производят впечатления на слушателей. Чтобы повлиять на аудиторию в том или ином отношении, лекция должна содержать какие-то новые сведения, вызывающие внимание и интерес слушателей. Недооценка воспитательной функции (не только в морально-этическом, но и в идейно-политическом, логическом, вообще мировоззренческом отношении) также ведет к отрицательным результатам. Пассивно переданные лектором знания также пассивно воспринимаются студентами, не приводя к должным действиям с их стороны.

Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов. В литературе нет единого мнения по поводу видов лекций.

Информация о работе Организационные формы профессионального обучения