Организационные формы профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся. Поэтому целью моей курсовой работы является определение современного понимания и использования категории «технологии профессионального обучения» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения», следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «технологии профессионального обучения»;
2. Определить современное понимание и использование «технологий профессионального обучения».

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы профессионального образования...............5
1.1 Сущность и значение профессионального образования.........................5
1.2 Классификация видов профессионального образования.........................9
1.3 Методические требования к организационному педагогическому использованию...........................................................................................................19
Глава 2. Методики применения методов на занятиях по экономике в ВУЗах..........................................................................................................................30
2.1 Специфика применения методов.............................................................30
2.2 Планирование профессионального обучения с применением методов на занятиях по экономике.........................................................................................34
2.3 Метод разработок учебного занятия с применением методов обучения.....................................................................................................................38
Глава 3. Применение проблемного метода обучения в преподавании экономических дисциплин.......................................................................................49
Заключение.......................................................................................................55
Список литературы..........................................................................................56

Файлы: 1 файл

Организационные формы профессионального обучения.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

1.В рамках проектной работы  студенты должны приобрести способности и умения, которые потребуются в будущей специальности.

2.Проектная работа способствует  развитию таких качеств, как способность  к решению проблем, к работе  в команде, к общению, к планированию, к критике, креативности,  осознание  ответственности. Все эти качества имеют возрастающее значение для решения профессиональных задач.

3.Проектная работа побуждает  к работе, требующей от молодежи  особого мыслительного напряжения, фантазии и личной инициативы.

8 Практика и исследование на  предприятии

Этот метод особенно актуален при работе в учебном заведении СПО, поскольку это предусмотрено учебным процессом. При прохождении практики решаются следующие задачи: ознакомление с деятельностью предприятия; накопление опыта решения трудовых задач; критическая оценка собственных представлений о будущей специальности; пробуждение интереса к вопросам будущей профессии, производства, экономической и социальной политики; знакомство со структурой мира экономики и труда. Исследование как прием обучения служит получению представления об определенной области действительности путем наблюдения, опроса и анализа. Этот метод помогает развитию у студентов способностей по сбору и обработке информации, что является учебной целью и условием успешного проведения исследования. Успех исследования обеспечивается только тогда, когда студенты приступают к исследованию с конкретными вопросами, задачами по наблюдению и исследованию, умеют работать с информацией, брать интервью, обобщать полученную информацию, читать таблицы и сопоставлять данные, систематизировать текст в таблицы. Необходимые навыки можно развивать только постепенно в ходе длительного процесса обучения. Исследование служит введению в новую область, планомерно подготовленному сбору информации по определенной теме с ее последующей обработкой, закреплению и упорядочению полученных знаний. Применение метода практики и исследования на предприятии значительно помогает в проведении расчетов при выполнении экономического раздела дипломной работы (проекта).

Экономические дисциплины, целью которых является адекватная подготовка студентов к их дальнейшей деятельности в рамках рыночного хозяйства, являются обязательными для всех специальностей. Степень их усвоения зависит от многих факторов, одним из которых являются приемы и методы, применяемые преподавателем.

Разнообразные активные приемы и методы изучения экономических дисциплин помогают социально-экономической адаптации студентов к жизни в современном обществе.

 

2.2 Планирование профессионального обучения с применением методов на занятиях по экономике

 

Успех любой деятельности, в том числе и учебной, во многом зависит от правильной постановки цели и задач, определяющих мотивацию, направленность, способ и характер действий человека. Стратегической целью информационно-технологической подготовки будущего экономиста является воспитание его информационно-технологической культуры. В соответствии с поставленной целью подготовки определяются задачи для каждого учебного занятия. При этом необходимо определять весь комплекс задач с учетом преемственности в формировании знаний и умений. Например, формируя научные знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью экономиста, преподаватель одновременно создает основу для воспитания эмоционально-ценностного отношения к профессии. Воспитательные задачи, решаемые в процессе обучения, мотивируют потребность студентов в знаниях. Продумывая содержание конкретных учебных заданий, определяющих характер и способы деятельности студента на занятии, преподаватель опирается на требования учебной программы, содержание учебного материала и соответствующую образовательную технологию. Поставленные преподавателем задачи информационно-технологической подготовки должны трансформироваться в личные задачи студента.

Под педагогическими условиями информационно - технологической подготовки студентов мы будем понимать такую искусственно созданную образовательную среду, в которой представлена максимально приближенная к оптимальной совокупность педагогических факторов, обеспечивающая возможность учебной деятельности в соответствии с заявленными целями. К педагогическим условиям информационно-технологической подготовки будущего экономиста мы относим следующие:

- создание проблемных ситуаций, связанных с решением профессиональных задач на компьютере, в процессе овладения и закрепления знаний;

- применение активных методов обучения для формирования информационно-технологических умений;

- ориентация процесса обучения на синтез студентами субъективно нового знания в области информационных технологий в экономике;

- учебно-исследовательская работа студентов с целью повышения эффективности обучения;

- использование системы усложняющихся задач для обработки экономической информации на компьютере;

- пользование компьютерными иллюстрациями и демонстрациями при изучении нового материала;

- установления межпредметных связей при изучении дисциплины «Информационные системы в экономике» с такими дисциплинами, как «Менеджмент», «Экономическая теория», «Экономическая статистика», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет» и другие;

- наличие тщательно продуманной системы закрепления знаний в процессе выполнения практических заданий на компьютере;

- осуществление непрерывного контроля за уровнем сформированности информационно-технологических умений студентов, учет и оценка результатов;

- прагматическая направленность выполняемых студентами с помощью компьютера учебных заданий;

- создание ситуации новизны и актуальности в процессе изучения нового материала, связанного с использованием компьютерной техники в профессиональной деятельности;

- построение преподавателем учебно-воспитательного процесса, ориентированного на ценности познания, культуры, обмен этими ценностями;

- организация мотивационной деятельности студентов по использованию компьютерной техники в профессиональной деятельности;

- периодическое осуществление связи изучаемой студентом новой информационно-технологической деятельности с его имеющимся личным опытом;

- организация работы по самооценке процесса и результата собственной деятельности студентом для решения конкретной экономической задачи, максимально приближенной к реальным условиям;

- осмысление полученных знаний и результатов практической деятельности в процессе работы на компьютере;

- организация продолжительной и непрерывной практической деятельности студентов по овладению изучаемыми профессиональными умениями с использованием средств информационных технологий;

- обязательное периодическое использование студентами в процессе обучения средств компьютерных телекоммуникаций.

Выбор наиболее эффективных методов и средств, для какого-либо конкретного учебного занятия представляется одним из важных моментов процесса обучения. Анализируя методы и средства обучения, необходимо учитывать их постоянное совершенствование. При использовании методов и средств важно учитывать то обстоятельство, что одни и те же методы или средства могут быть эффективными при одних условиях и совершенно неприемлемыми при других.

С помощью компьютера появляется возможность систематического решения задач учебно-исследовательского характера, например, по анализу каких-либо производственных, управленческих и других ситуаций. Кроме того, компьютер позволяет студентам поставить задачу и решить её в ин­терактивном режиме. Задачи такого типа по своей направленности и практической значимости приближаются к реально существующим производ­ственным и научным. Смысл таких задач в том, что в процессе их решения обучаемый самостоятельно своими действиями изменяет ситуацию, выступая её активным участником.

Формированию информационно-технологических знаний и умений способствует использование студентами в процессе обучения гипертекстовых и мультимедийных инструментальных систем. Эти системы позволяют воплотить в реальность на одном рабочем месте изобразительные средства различной природы и выразительности, выбор которых должен соответствовать содержанию конкретного изучаемого предмета и законам психологического воздействия и восприятия. Гипертекстовые системы представляют собой логично встроенный в компьютерную программу набор ссылок, кнопок интерфейса, при активизации которых происходит переход на новый уровень системы ссылок или открывается конечное окно, содержащее необходимую информацию для пользователя. Данная технология широко используется в разнообразных электронных учебниках. Одно из основных преимуществ данного метода перед традиционными заключается в том, что студенты могут самостоятельно подбить темп изучения материала, последовательность его прохождения.

Опираясь на содержание профессиональной подготовки, можно реализовать одно из основных требований педагогической технологии - диагностичную постановку образовательных целей и задач. На основе содержания информационно - технологической подготовки будущего экономиста можно также разработать её проект, который может быть использован при планировании, подготовке, прогнозировании и организации учебно-воспитательного процесса в вузе.

 

2.3 Метод разработок учебного  занятия с применением методов  обучения

 

Методика подготовки лекции.

Составим общий систематический курс - учебную лекцию по программе курса Экономика организации.

Академическая лекция - это традиционно вузовская учебная лекция, которую порой противопоставляют публичной лекции вне стен вуза. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение, но все же это абстракции. Стиль такой лекции - четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы. Цельная композиция лекции не допускает ответвлений мысли. Большинство учебных лекций по программе курса - академические.

Лекция общего курса (учебная лекция по программе курса) - это обычная и самая распространенная лекция в вузе. Содержанием общих курсов является последовательное и системное изложение данной науки, ознакомление слушателей с ее основными категориями, принципами и закономерностями.

Характерной особенностью этих лекций является их взаимосвязь, каждая лекция логически связана с предыдущими и учитывает вопросы в последующих лекциях. Здесь господствует принцип неразрывности, единства целого курса лекций. Это накладывает печать на подготовку каждой отдельной лекции, на ее место и роль в целом курсе.

Определим цель лекции в соответствии с несколькими обстоятельствами. Форма данной лекции является учебной в соответствии с программой, данная тема полностью совпадает с наименованием раздела. Состав студенческой аудитории, ее подготовленность (или неподготовленность) к восприятию данной темы постараемся определить в начале лекции путем проведения диалога с аудиторией. Целью лекции является подробное рассмотрение и усвоение студентами данного раздела,  так как их профилирующая специальность связана с экономикой и данный материал может использоваться в качестве основы для рассмотрения и понимания материала в смежных экономических предметах.

Традиционная (информационно-объяснительная, повествовательная) лекция - "это такой вид изложения, в котором связанно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах или действиях, протекающих и развивающихся во времени" (Казанский Н.Г., Назаров Т.С. Дидактика. М., 1978). Это дидактическое определение с некоторыми оговорками можно применить также к вузовской лекции. Для такой лекции характерно описание, объяснение научных явлений и событий. Для повествовательных лекций характерен монологический стиль.

Диалог с аудиторией - наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Ее преимущество состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Трудно представить более простой способ индивидуального обучения, построенный на непосредственном контакте сторон.

Выбор вида лекции зависит,прежде всего,от предмета лекции, темы и ее структуры в учебной программе. Есть темы, которые требуют только академической лекции и не допускают лекцию-беседу. Выбор стиля зависит и от аудитории студентов: какому курсу читается лекция, какие науки изучали студенты и какие изучают параллельно, их подготовленность к восприятию лекции, читается ли лекция первой парой часов или третьей, когда студенты устали и уместно, может быть, подготовить для них лекцию-беседу, если такой стиль допускает данная тема. Выбор вида лекции зависит и от ее назначения.

 

Составление конспекта лекции.

Тема лекции: Понятие национальной экономики.

План.

  1. Сферы национальной экономики.
  2. Сектора национальной экономики.
  3. Отрасли национальной экономики - виды экономической деятельности

Информация о работе Организационные формы профессионального обучения