Организационные формы профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся. Поэтому целью моей курсовой работы является определение современного понимания и использования категории «технологии профессионального обучения» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения», следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «технологии профессионального обучения»;
2. Определить современное понимание и использование «технологий профессионального обучения».

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы профессионального образования...............5
1.1 Сущность и значение профессионального образования.........................5
1.2 Классификация видов профессионального образования.........................9
1.3 Методические требования к организационному педагогическому использованию...........................................................................................................19
Глава 2. Методики применения методов на занятиях по экономике в ВУЗах..........................................................................................................................30
2.1 Специфика применения методов.............................................................30
2.2 Планирование профессионального обучения с применением методов на занятиях по экономике.........................................................................................34
2.3 Метод разработок учебного занятия с применением методов обучения.....................................................................................................................38
Глава 3. Применение проблемного метода обучения в преподавании экономических дисциплин.......................................................................................49
Заключение.......................................................................................................55
Список литературы..........................................................................................56

Файлы: 1 файл

Организационные формы профессионального обучения.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим несколько классификаций видов лекций.

Виды лекций с точки зрения характера содержания

1. Академическая лекция

2. Популярная (публичная) лекция 

Академическая лекция - это традиционно вузовская учебная лекция, которую порой противопоставляют публичной лекции вне стен вуза. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение, но все же это абстракции. Стиль такой лекции -четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы. Цельная композиция лекции не допускает ответвлений мысли. Большинство учебных лекций по программе курса - академические.

Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан быть популяризатором, уметь просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза. Но и в высшей школе они уместны по курсу «Введение в специальность» для студентов 1 курса, слушателей подготовительного отделения, абитуриентов.

Виды лекций с точки зрения их места в процессе обучения

Лекция общего курса (учебная лекция но программе курса) - это обычная и самая распространенная лекция в вузе. Содержанием общих курсов является последовательное и системное изложение данной науки, ознакомление слушателей с ее основными категориями, принципами и закономерностями.

Вводная лекция намечает основные проблемы курса в целом или его раздела. В нес включаются «ключевые» вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить материал последующих тем или самостоятельно разобраться в нем.

Обзорные лекции читаются обычно перед экзаменами - государственными или курсовыми. Их отличие от цикла курсовых лекций заключается в том, что они излагают лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы. Обзорные лекции часто читают на вечерних  и заочных отделениях вузов, представляя конспективный обзор полного учебного курса лекций.

Комплексная лекция читается в специальных курсах или на факультетах повышения квалификации преподавателей. Она представляет собой конгломерат данных из нескольких наук при сохранении ведущего значения одной из них. Такое комплексное рассмотрение темы помогает студентам оценить проблему.

Виды лекций с точки зрения используемых методов

Традиционная (информацнонно-объяснительная, повествовательная) лекция. Для такой лекции характерно описание, объяснение научных явлений и событий. Для повествовательных лекций характерен монологический стиль.

Лекция-беседа как метод обучения известна еще со времен Сократа. Она характеризуется высокой эмоциональностью, доверительным тоном лектора, когда он вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление над научными истинами.

Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания.

В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Часть знаний студент получает в виде готовых знаний, а часть добывает самостоятельно под руководством преподавателя.

Лекция с разбором конкретных ситуаций - это еще один способ активизации учебно-познавательной деятельности слушателей, по форме это лекция-дискуссия, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопрос, а конкретную ситуацию.

Лекция-визуализация. Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему ной лекции.

Лекция вдвоем. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п.

Лекция с заранее запланированными  ошибками. В ее содержании вкладывается определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и предъявляет слушателям ее конце

Лекция с применением техники обратной связи. 

В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. 

При использовании Интернет  появляется такая форма, как  «электронная» лекция.

Семинары

Семинарское занятие в вузах имеет богатую историю. Семинарские занятия получили свое название от латинского слова seminarium? Что означает рассадник.  Они проводились в древнегреческихи римских школах как сочетание  диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей.

Дальнейшее развитие семинары получили в университетах. В 18-м веке они предназначались главным образом для работы над первоисточниками, преимущественно по гуманитарным наукам.  Окончательно слово семинар, обозначавшее первоначально научно – практическое занятие по специальным гуманитарным наукам, вошло в лексикон в 30-у годы.

Семинар представляет групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. Рассматривается как один из видов практического занятия. К другим видам относятся лабораторные занятия, производственная практика.

Особенности семинаров:

Семинар проводится в академической группе (стабильна на период учебы).

В семинаре самые непосредственные отношения преподавателя и студентов.

Семинарское занятие имеет богатую историю. Они проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей. Дальнейшее развитие семинары получили в университетах. В XVIII  веке они предназначались главным образом для работы над первоисточниками, преимущественно по гуманитарным наукам. Окончательно слово «семинар», обозначавшее первоначально научно-практическое занятие по специальным гуманитарным наукам, вошло в лексикон в 30-е годы.

В современной высшей школе семинар наряду с лекцией относится к основным формам организации учебного процесса и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Виды семинаров (целевые):

Углубленное изучение определенного систематического курса.

Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

Виды семинаров

Семинары с точки зрения используемых методов делятся:

1. вопросно – ответный семинар

2. развернутая беседа

3. семинар с использованием докладов

4. семинар с использованием рефератов

5. теоретическая конференция в  группе или на потоке

6. семинар – пресс – конференция

7. комментированное чтение первоисточников

8. семинар по методу малых групп

9. семинар – экскурсия

10. семинар – дискуссия

11. семинар – деловая игра

12. семинар – контрольная семинар - коллоквиум

Семинары являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Как правило, они строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике.

В действительности, как указывают многие педагоги, основной недостаток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, создания видимости активности, путем предварительного распределения вопросов и выступлений, отсутствие подлинно творческой дискуссии.

 

Глава 2. Методики применения методов на занятиях по экономике в ВУЗах

2.1 Специфика применения методов

 

Формы и методы преподавания экономических дисциплин.

1 Беседа и доклад

На занятиях по экономике применяются такие формы, как беседы и доклады. Беседа является одной из древнейших форм коммуникации, в рамках которой люди что-то сообщает друг другу, формируют мнение о чем-то, учат и учатся чему-то. Разговор и понимание сказанного является необходимой составной частью почти всех действий в области экономики.

2 Кейс-метод

Базовая структура кейс-метода основывается на том, что студенты сталкиваются со случаем из практики или же из собственного окружения. Они обсуждают конкретный случай, ищут альтернативы для его решения, обосновывают это решение, а потом сравнивают его с решением, которое было принято на практике.

Цель кейс-метода - развитие способности студентов к принятию решений - требует организации процесса обучения как процесса поиска и принятия решений.

В ходе обработки кейса, студенты не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в центре процесса решения проблемы, организованного как интерактивный процесс принятия решений.

3 Имитационные игры

Понятие имитационные игры включает в себя: ролевые игры, конфликтные игры, конференц - игры, игры принятия решений, деловые игры, компьютерная имитация на базе деловой игры и др.

Имитационная игра сочетает в себе такие элементы, как соревнование, кооперация; правила игры с признаками имитации отражают характерные черты действительности.

Роль преподавателя можно состоит в том, что он: руководит, управляет, определяет фазы игры; прерывает игру, если это кажется ему целесообразным; определяет момент возобновления игры; организует материальное обеспечение; обобщает; вместе с группой подводит итоги; обеспечивает трансферт; ставит задачи и выполняет функцию эксперта для студентов.

4 Системный анализ

На фоне возрастающей сложности жизненных ситуаций системное мышление является необходимой составляющей развития личности студентов. Системный анализ используется при описании самых различных явлений: экономической системе, валютной системе, не объясняя при этом значений этого слова.

Системный процесс познания или решения проблем  можно разбить на 7 следующих шагов: разграничение проблемы; выявление взаимосвязей; определение динамики; интерпретация возможностей поведения; определение управленческих возможностей; оформление управленческого воздействия; реализация и дальнейшее развитие решения проблемы.

С помощью целевой сетевой системы можно показать студентам, что с определенным мероприятием, связан целый рад положительных и отрицательных последствий.

Целенаправленные сетевые системы необходимо применять при разработке спорных вопросов с противопоставлением утверждений. С их помощью можно показать противоречия в аргументации.

5 Сценарий

При помощи сценариев можно прорабатывать вопросы будущего, долгосрочные планы развития или глобальные модели мира. Они пригодны для работы с темами экономики предприятия, экономики народного хозяйства,  и другими, они знакомят  студентов со стратегическим методом планирования, как это происходит на предприятиях.

При использовании сценариев как метода обучения инициируется групповой процесс, в ходе которого отрабатываются вопросы и  в рамках этого процесса студенты имеют возможность использовать уже имеющиеся у них знания и личный опыт. Необходимо в каждом конкретном случае разработать положительный и отрицательный экстремальный сценарий.

Обучение при помощи сценариев характеризуется антиципацией и участием, то есть они инициируют учебный процесс.

Антиципация – это способность решать новые, возможно ранее никогда не существовавшие ситуации.

6 Мастерская будущего

Мастерская будущего нацелена на разработку желательных  представлений о нем.

Мастерская будущего представляет многообразные возможности для обсуждения вопроса, каким бы мы хотели видеть будущее и в каком будущем мы хотели бы жить. Она позволяет открыть желаемое будущее, которое значительно отличается от современной ситуации и вероятного развития. Мастерская будущего дает возможность больше использовать фантазию и творчество на занятиях. Она является методической возможностью изучения существенного вопроса бытия во всех его проявлениях, ее можно определить как «социальную экспериментальную лабораторию, в которой активные граждане продумывают и проектируют альтернативные версии будущего». В мастерских будущего само будущее понимается как диапазон возможностей активного и ответственного его построения.

Творческий потенциал мастерской будущего является основным аргументом для ее включения в ряд активных методов экономического обучения.

7 Проектный метод

Этот метод широко известен и ему уделяется очень большое значение в преподавании различных дисциплин. Под термином «проект» подразумевается планирование и практическое осуществление плана. Он находит самостоятельное применение в области экономики, управления, исследований. Проектная группа, имея общую постановку цели, сообща планирует и осуществляет учебные и рабочие шаги и подводит итоги. Значение проектной работы с точки зрения будущей профессиональной деятельности, можно выделить основные цели:

Информация о работе Организационные формы профессионального обучения