Организационные формы профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся. Поэтому целью моей курсовой работы является определение современного понимания и использования категории «технологии профессионального обучения» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения», следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «технологии профессионального обучения»;
2. Определить современное понимание и использование «технологий профессионального обучения».

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы профессионального образования...............5
1.1 Сущность и значение профессионального образования.........................5
1.2 Классификация видов профессионального образования.........................9
1.3 Методические требования к организационному педагогическому использованию...........................................................................................................19
Глава 2. Методики применения методов на занятиях по экономике в ВУЗах..........................................................................................................................30
2.1 Специфика применения методов.............................................................30
2.2 Планирование профессионального обучения с применением методов на занятиях по экономике.........................................................................................34
2.3 Метод разработок учебного занятия с применением методов обучения.....................................................................................................................38
Глава 3. Применение проблемного метода обучения в преподавании экономических дисциплин.......................................................................................49
Заключение.......................................................................................................55
Список литературы..........................................................................................56

Файлы: 1 файл

Организационные формы профессионального обучения.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Отрасли экономики

Отрасли промышленности

Промышленность

Электроэнергетика

Сельское и лесное хозяйство

Черная металлургия

Строительство

Цветная металлургия

Торговля, общ. питание, МТС

Химия и нефтехимия

ЖКХ

Машиностроение

Здравоохранение

Стройиндустрия

Образование, наука, культура

Легкая промышленность


 

Заключение

В лекции было рассмотрено понятие национальной экономики, сферы, сектора, а также отрасли национальной экономики были даны основные определения, составлены схемы и проанализированы различные взаимосвязи. Студенту необходимо еще раз самостоятельно прочитать лекцию и разобраться в неясных моментах с использованием дополнительной литературы.

 

Глава 3. Применение проблемного метода обучения в преподавании экономических дисциплин

 

В высшем учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Однако, традиционная вузовская лекция имеет ряд недостатков, которые обусловлены следующим:

1. Лекция приучает к пассивному  восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся.

2. Лекция отбивает стремление  к самостоятельным занятиям.

3. Лекции нужны, если нет учебников  или их мало.

4. Одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать  слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения.

Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала.

В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций. Современная методика насчитывает свыше 250 различных методов. Эти методы приводят к изменению роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений обучающихся. Наиболее распространенные методы обучения представлены на рисунке 1.

Наиболее эффективным методом обучения, особенно в преподавании экономических дисциплин является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку в экономике России остаются нерешенными многие задачи.

Вместо того чтобы «транслировать» обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.

 

Рис 5 – Основные методы обучения

 

 Если в традиционной лекции  используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение  примеров, то в проблемной - всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемная лекция опирается, на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая за занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.

Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения полученных ранее.

Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.

Понятия «проблемный вопрос» и «проблемная задача» разграничиваются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут перерастать в задачи, а задачи расчленяться на вопросы и подвопросы.

Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовленности обучающихся, изучаемой темы и других обстоятельств.

Решение проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями).

Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это требует значительного времени, поэтому от преподавателя требуется предварительная работа по отбору учебного материала и подготовке «сценария» лекции.

В самом общем виде это могут быть следующие ступени.

 Анализ и отбор основного  ключевого материала, который составляет  логический костяк курса.

 Выбор основных проблем и  трансформация их в проблемные  ситуации (не больше 3—4).

 Продумывание логики и методики  разрешения каждой проблемной ситуации.

 Компоновка всего лекционного  содержания в целостную систему  знаний и его методическое  обеспечение.

«Проигрывание» лекции вслух или «про себя», прогнозирование успешности применения методических приемов активизации внимания и мышления слушателей.

Корректировка и окончательная подготовка содержания и методики изложения лекционного материала.

Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни.

Важность данной компетенции для работодателей обусловлена тем, что:

- большинство современных предприятий  заинтересованы в кадрах, способных  принимать на себя ответственность  и работать самостоятельно. Чтобы  сделать это, людям необходимо  умение выявлять проблемы и  предлагать решения, т.е. как раз  то, что является основой ключевого умения решать проблемы;

- умение решать проблемы является  ключевым аспектом управления  качеством — концепция непрерывного  совершенствования основана, в первую  очередь, на способности людей  анализировать свою деятельность, искать проблемы и находить способы совершенствоваться;

- решение проблем не есть  прерогатива деятельности отдельного  работника — коллектив также  должен уметь совместно решать  проблемы.

Проблемы обычно решаются в группах из 4 —6 человек.

В ходе решения проблемы обучающиеся: углубляют свои знания по конкретному вопросу; развивают умения решать проблемы, применяя принципы и процедуры (теорию); развивают социальные и коммуникативные умения.

Деятельность групп по решению проблем охватывает семь этапов:

·   выяснение содержания/значения понятий и терминов;

·   определение проблемы;

·   анализ проблемы и ее последствий, т.е. разбиение ее на составные элементы или задачи;

·   ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между ними;

·   формулирование задачи;

·   поиск дополнительной информации;

·   отчет перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.

Поскольку методика проблемного обучения является групповой, то это еще более усиливает ее эффективность, т.к. по материалам научных исследований групповые формы являются наиболее результативными (рисунок 2).

 

 

Рис 6 – Результативность применяемых в учебном процессе методов обучения (по материалам научных исследований)

Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором, и в конечном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач. Все это приводит к хорошим результатам, так как, во-первых, знания, усвоенные таким образом, становятся достоянием слушателей, т.е. в какой-то степени знаниями-убеждениями; во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления); в третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект); в-четвертых, подобного рода лекция повышает интерес к содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности).

 

Заключение

 

Подводя итог проделанной работе можно сделать следующие основные выводы о системе высшего экономического образования и методике преподавания экономических дисциплин.

  1. События последних лет в России привели, во-первых, к организационному преобразованию вузовской системы в университетскую систему и, во-вторых, к широкому распространению подготовки экономистов в самых различных по профилю учебных заведениях.
  2. Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания.
  3. Методика — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).
  4. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины.
  5. На данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его содержание.
  6. Практическое занятие или семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное.

7. Растет роль самостоятельной  работы в системе высшего образования. Самостоятельная работа студентов  по экономическим дисциплинам  направлена на разработку системы  мероприятий по обучению и  воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов.

 

Список литературы

 

  1. Актуальные проблемы качества профессионального образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции (4-6 апреля 2006 г. ) : в 2 ч. Ч. 1 / ред. кол. : А. Ж. Жафяров, В. М. Кравцов, И. Л. Беленок и др. ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2006. - 141 с.
  2. Актуальные проблемы качества профессионального образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции (4-6 апреля 2006 г. ) : в 2 ч. Ч. 2 / ред. кол.: А. Ж. Жафяров, В. М. Кравцов, И. Л. Беленок и др. ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2006. - 175 с., ил. - Библиогр. в конце глав.
  3. Андриенко Е. В. Профессиональное педагогическое образование и развитие личности учителя : учебное пособие : реш. ред.-издат. совета / Е. В. Андриенко ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2001. - 148 с.
  4. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов-на-Дону, 2000.- 505 с.
  5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Э. Ф. Зеер ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн ; Рос. академия образования, Моск. психолого-социальный ин-т, Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - 2-е изд., перераб. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 479 с. : табл., чертежи.
  6. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом : учебное пособие / Г. И. Кругликов. - М. : Академия, 2005. - 288 с.
  7. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / М. М. Левина; Междунар. акад. наук пед. образования. - М. : Академия, 2001. - 272 с.
  8. Методика производственного обучения : практикум для слушателей курсов повышения квалификации, не имеющих проф.-пед. образования : учебное пособие для сред. и высш. учеб. заведений : доп. УМО вузов РФ / О. В. Волошенко, В. В. Евдокимов, Т. В. Исполатова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; Моск. го. индустриальный ун-т. - М. : МГИУ, 2005. - 82 с. : табл.
  9. Морева Н. А. Технологии профессионального образования: учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / Н. А. Морева. - М. : Академия, 2005. - 432 с.
  10. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для пед. вузов : доп. УМО вузов РФ / А. М. Воронин, Е. И. Серкова, М. В. Ретивых и др. ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2006. - 368 с.
  11. Педагогика профессионального образования : учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика" : доп. М-вом образования РФ / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина ; Междунар. акад. наук пед. образования. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 368 с.
  12. Попков В. А. Теория и практика высшего профессионального образования : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / В. А. Попков, А. В. Коржуев ; Моск. гос. ун-т. - М. : Академический Проект, 2004. - 428 с.
  13. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.- 511с.
  14. Профессионально-педагогические понятия : словарь : учебное пособие для вузов по специальности "Профессиональное обучение" : доп. УМО вузов РФ / сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова и др. ; под ред. Г. М. Романцева ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; Уральское отделение Рос. акад. образования. - Екатеринбург : РГППУ, 2005. - 456 с.
  15. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения : учебное пособие для высш. и сред. учеб. заведений по специальности "Профессиональное обучение" : доп. УМО вузов РФ / Н. Е. Эрганова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; Уральское отд-ние Рос. акад. наук. - 3-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург : РГППУ, 2005. - 150 с.
  16. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения в системе современного педагогического знания / Н. Е. Эрганова. - Библиогр.: с. 19-20 (14 назв.). // Образование и наука. - 2007. - № 3. - С. 13-20.

Информация о работе Организационные формы профессионального обучения