Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 06:15, курсовая работа
Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся. Поэтому целью моей курсовой работы является определение современного понимания и использования категории «технологии профессионального обучения» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения», следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «технологии профессионального обучения»;
2. Определить современное понимание и использование «технологий профессионального обучения».
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы профессионального образования...............5
1.1 Сущность и значение профессионального образования.........................5
1.2 Классификация видов профессионального образования.........................9
1.3 Методические требования к организационному педагогическому использованию...........................................................................................................19
Глава 2. Методики применения методов на занятиях по экономике в ВУЗах..........................................................................................................................30
2.1 Специфика применения методов.............................................................30
2.2 Планирование профессионального обучения с применением методов на занятиях по экономике.........................................................................................34
2.3 Метод разработок учебного занятия с применением методов обучения.....................................................................................................................38
Глава 3. Применение проблемного метода обучения в преподавании экономических дисциплин.......................................................................................49
Заключение.......................................................................................................55
Список литературы..........................................................................................56
Отрасли экономики |
Отрасли промышленности |
Промышленность |
Электроэнергетика |
Сельское и лесное хозяйство |
Черная металлургия |
Строительство |
Цветная металлургия |
Торговля, общ. питание, МТС |
Химия и нефтехимия |
ЖКХ |
Машиностроение |
Здравоохранение |
Стройиндустрия |
Образование, наука, культура |
Легкая промышленность |
Заключение
В лекции было рассмотрено понятие национальной экономики, сферы, сектора, а также отрасли национальной экономики были даны основные определения, составлены схемы и проанализированы различные взаимосвязи. Студенту необходимо еще раз самостоятельно прочитать лекцию и разобраться в неясных моментах с использованием дополнительной литературы.
В высшем учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Однако, традиционная вузовская лекция имеет ряд недостатков, которые обусловлены следующим:
1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся.
2. Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.
3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
4. Одни слушатели успевают
Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала.
В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций. Современная методика насчитывает свыше 250 различных методов. Эти методы приводят к изменению роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений обучающихся. Наиболее распространенные методы обучения представлены на рисунке 1.
Наиболее эффективным методом обучения, особенно в преподавании экономических дисциплин является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку в экономике России остаются нерешенными многие задачи.
Вместо того чтобы «транслировать» обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.
Рис 5 – Основные методы обучения
Если в традиционной лекции
используются преимущественно
Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения полученных ранее.
Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.
Понятия «проблемный вопрос» и «проблемная задача» разграничиваются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут перерастать в задачи, а задачи расчленяться на вопросы и подвопросы.
Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовленности обучающихся, изучаемой темы и других обстоятельств.
Решение проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями).
Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это требует значительного времени, поэтому от преподавателя требуется предварительная работа по отбору учебного материала и подготовке «сценария» лекции.
В самом общем виде это могут быть следующие ступени.
Анализ и отбор основного ключевого материала, который составляет логический костяк курса.
Выбор основных проблем и трансформация их в проблемные ситуации (не больше 3—4).
Продумывание логики и
Компоновка всего лекционного
содержания в целостную
«Проигрывание» лекции вслух или «про себя», прогнозирование успешности применения методических приемов активизации внимания и мышления слушателей.
Корректировка и окончательная подготовка содержания и методики изложения лекционного материала.
Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни.
Важность данной компетенции для работодателей обусловлена тем, что:
- большинство современных
- умение решать проблемы
- решение проблем не есть
прерогатива деятельности
Проблемы обычно решаются в группах из 4 —6 человек.
В ходе решения проблемы обучающиеся: углубляют свои знания по конкретному вопросу; развивают умения решать проблемы, применяя принципы и процедуры (теорию); развивают социальные и коммуникативные умения.
Деятельность групп по решению проблем охватывает семь этапов:
· выяснение содержания/значения понятий и терминов;
· определение проблемы;
· анализ проблемы и ее последствий, т.е. разбиение ее на составные элементы или задачи;
· ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между ними;
· формулирование задачи;
· поиск дополнительной информации;
· отчет перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.
Поскольку методика проблемного обучения является групповой, то это еще более усиливает ее эффективность, т.к. по материалам научных исследований групповые формы являются наиболее результативными (рисунок 2).
Рис 6 – Результативность применяемых в учебном процессе методов обучения (по материалам научных исследований)
Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором, и в конечном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач. Все это приводит к хорошим результатам, так как, во-первых, знания, усвоенные таким образом, становятся достоянием слушателей, т.е. в какой-то степени знаниями-убеждениями; во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления); в третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект); в-четвертых, подобного рода лекция повышает интерес к содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности).
Заключение
Подводя итог проделанной работе можно сделать следующие основные выводы о системе высшего экономического образования и методике преподавания экономических дисциплин.
7. Растет роль самостоятельной
работы в системе высшего
Список литературы
Информация о работе Организационные формы профессионального обучения