Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 06:15, курсовая работа
Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся. Поэтому целью моей курсовой работы является определение современного понимания и использования категории «технологии профессионального обучения» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения», следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «технологии профессионального обучения»;
2. Определить современное понимание и использование «технологий профессионального обучения».
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы профессионального образования...............5
1.1 Сущность и значение профессионального образования.........................5
1.2 Классификация видов профессионального образования.........................9
1.3 Методические требования к организационному педагогическому использованию...........................................................................................................19
Глава 2. Методики применения методов на занятиях по экономике в ВУЗах..........................................................................................................................30
2.1 Специфика применения методов.............................................................30
2.2 Планирование профессионального обучения с применением методов на занятиях по экономике.........................................................................................34
2.3 Метод разработок учебного занятия с применением методов обучения.....................................................................................................................38
Глава 3. Применение проблемного метода обучения в преподавании экономических дисциплин.......................................................................................49
Заключение.......................................................................................................55
Список литературы..........................................................................................56
Определим подготовленность студенческой аудитории (или неподготовленность) к восприятию данной темы путем проведения диалога. Вспомним из уже пройденных дисциплин материал, касающийся данной лекции и преподнесем информацию студенту, заставляя его задуматься и начать самостоятельную работу. Таким образом, реализуя учебную функцию.
Начало лекции – ввод в экскурс национальная экономика.
Вводная часть
Национальная экономика представляет собой сложную многоуровневую хозяйственную систему, определение сущности которой зависит от цели исследования. Для анализа экономической деятельности понятие национальной экономики определяется следующим образом.
Зададим вопрос аудитории, дать определение национальной экономике. В случае если ответ будет не полный, завязать диалог, задавая наводящие вопросы. Например, в результате какого общественного явления (развития общества), сформировался комплекс взаимосвязанных отраслей? Какой фактор непосредственно влияет на развитие различных отраслей? Какое взаимодействие должно происходить на международном уровне?
Национальная экономика – Это единый комплекс взаимосвязанных отраслей (видов экономической деятельности), сформированных в результате общественного разделения труда, научно-технического развития, международного сотрудничества, специфичных в пределах той или иной страны.
Зарисуем для наглядного восприятия схему структурного плана экономики.
рис.1 Структурный план национальной экономики.
Рассмотрим каждый блок.
В правовом плане национальная экономика – это совокупность организаций, имеющих статус юридического лица (коммерческие и некоммерческие организации).
В отраслевом плане при анализе национальной экономики используются такие понятия, как сфера, сектор, отрасль, вид экономической деятельности.
Подразделение экономики на сферы осуществляется с точки зрения участия их в формировании ВВП и НД. Вся национальная экономика делится на две сферы: сферу материального производства и непроизводственную сферу.
Сфера материального производства совокупность отраслей и видов экономической деятельности, создающих материальные блага. Результат действия в этой сфере – продукция производственного назначения и товары широкого потребления, услуги транспорта и т.д.
Непроизводственная сфера объединяет отрасли и виды деятельности по обслуживанию населения. Например, образование, коммунальные услуги.
На основании пройденного материала составим и заполним схему, путем вовлечения аудитории в совместное размышление.
Рис. 2 Сферы производства
Таким образом, перед студентами ставиться учебная проблема-задание, которые они должны самостоятельно решить, получив новые знания.
В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Часть знаний студент получает в виде готовых знаний, а часть добывает самостоятельно под руководством преподавателя.
При таком стиле лекции процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Таким образом обеспечивается достижение трех основных целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.
Успешность достижения цели при построении проблемы-задания обеспечивается совместными усилиями преподавателя и студенческой аудитории. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к развитию научного знания. Это формирует мышление студентов, порождает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты "открывают" для себя новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии.
Общий эффект определяется содержанием, способом организации совместной деятельности и теми средствами общения, которые обеспечивают эффективную "трансляцию" личности педагога аудитории студентов. Чем ближе педагог к некоторому образцу профессионала, тем значимее его влияние на студентов и тем легче достигаются результаты обучения.
Учебная проблема-задание - форма совместной деятельности преподавателя и студентов, объединивших свои усилия на достижении целей общего и профессионального развития личности специалиста. Этот дидактический прием позволяет создать у студентов иллюзию "открытия" уже известного в науке. Студент не просто перерабатывает информацию, а переживает ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания. Здесь не обойтись без участия мышления студента и его личностного отношения к усваиваемому материалу.
Для проблемного изложения отбираются узловые, важнейшие разделы курса, которые в своей совокупности составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами.
Учебные проблемы должны быть доступны для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности общего и профессионального. Наибольшей ценностью обладает такое построение учебного материала, которое позволяет раскрывать логику развития важнейших научных идей и теорий.
Чем выше степень диалогичности лекции, тем больше она приближается к проблемной и тем выше ее ориентирующий, обучающий и воспитывающий эффекты. И, наоборот, чем ближе лекция к монологическому изложению, тем в большей мере она приближается к информационной.
В зависимости от методического замысла лекции диалогическое общение преподавателя с аудиторией может строиться либо как "живой" диалог со студентами по ходу лекции на тех ее этапах, где он дидактически целесообразен, либо как диалог внутренний, что наиболее типично для лекции проблемного характера. В последнем случае студенты вместе с преподавателем (во внутреннем диалоге с ним) ставят вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для последующего выяснения в ходе самостоятельных занятий, индивидуальной консультации с преподавателем либо же обсуждения с другими студентами, а также на семинаре.
Средством управления мышлением студентов на учебно-проблемной диалогической лекции является система заранее заготовленных преподавателем проблемных и информационных вопросов, составляющих своеобразный "инструментальный ящик" преподавателя. Он извлекает из этого "ящика" те вопросы, которые необходимы в данный момент чтения лекции для достижения ее промежуточных и конечных целей.
Проблемные вопросы - это такие вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного проблемной ситуации. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее - в сторону поиска неизвестного пока студенту нового знания, условий или способов действий.
Информационные вопросы ставятся с целью актуализировать уже имеющиеся у студентов знания, необходимые для понимания существа проблемы и начала умственной работы по ее разрешению. Информационные вопросы как бы направлены в прошлое - к тем знаниям, которыми студент в той или иной мере уже владеет.
По внешней логической форме проблемные и информационные вопросы могут быть одинаковыми. Они различаются только по своим функциям в управлении познавательной деятельностью. Поэтому один и тот же вопрос может быть информационным для сильного студента и проблемным - для слабого. С помощью сочетания проблемных и информационных вопросов преподаватель может учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого студента.
Для обобщающей характеристики экономических процессов национальная экономика разделена на сектора.
Сектором национальной экономики называется совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения целей, функций, выполняемых ими в экономическом процессе, поведения и методов финансирования затрат на производство.
Таким образом, группировка по секторам позволяет разделить части национальной экономики, обладающие общими характеристиками.
В зависимости от форсы собственности различают секторы экономики: государственный и частных.
Государственный сектор подставлен совокупностью предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности или контролируемых и управляемых государственными органами.
Частный сектор представлен совокупностью предприятий, организаций и учреждений, непосредственно не контролируемых государством.
Зарисуем схему состава секторов.
рис. 3 Состав секторов
Зададим студентам проблему-задание, путем соотнесения представленных в схеме секторов с конкретной характеристикой.
Рыночный сектор представляет совокупность хозяйственных единиц, занимающихся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческих организаций, занятых нерыночным производством. Этот сектор вносит наибольший вклад в производство ВВП, но не участвует в конечном потреблении.
Сектор предприятий – представлен совокупностью коммерческих и некоммерческих организаций, основными видами деятельности которых является финансовое посредничество, страхование, вспомогательная деятельность. В этот сектор включаются Банк России, коммерческие банки, прочие финансовые посредники.
Сектор государственных учреждений включает совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций. Основными функциями данного сектора являются: организация предоставления товаров и оказания услуг обществу и финансирование такого предоставления из средств от налогообложения или других доходов, производство нерыночных услуг.
Сектор домашних хозяйств представлен совокупностью домашних хозяйств, состоящих из небольшой группы лиц. В рамках домашнего хозяйства они объединяют часть или все свои доходы и активы, совместно потребляют отдельные виды товаров и услуг.
Нерыночный сектор обслуживает домашние хозяйства, представлен совокупностью некоммерческих организаций, основной функцией которых является предоставление товаров и услуг домашним хозяйствам на нерыночной основе.
Составим схему взаимодействия секторов экономики для получения наглядной системы.
Приобретение факторов производства
М Инвестиции
Экспорт Продажа товаров и услуг
рис. 4 Схема взаимодействия секторов экономики
Отраслью (видом экономической деятельности) является совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии производства, использования сырья, основных фондов и профессиональных навыков работников.
Деление национальной экономики на отрасли имеет целью решение многочисленных задач, среди которых основными являются:
Составим таблицу, в которую студенты по заданию будут заносить данные, разделяя экономическую деятельность на отрасли экономики и отрасли промышленности.
Информация о работе Организационные формы профессионального обучения