Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 07:34, курсовая работа
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания………………7
1.2. Особенности и условия духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………..14
1.3. Содержание работы учителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ..................................................................................31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственной воспитанности у учащихся начальных классов ...........................................32
2.2. Формирование нравственного опыта у младших школьников.......................................................................................................44
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ.....................................................................................49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
в г. Михайловке Волгоградской области
(филиал ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» в г. Михайловке Волгоградской области)
Факультет педагогический
Кафедра педагогики и психологии
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
курсовая работа
по дисциплине «Педагогика»
направления 050100 «Педагогическое образование»
профиля «Начальное образование»
«Прошла защиту» Оценка________________________ Дата ________________________ |
Исполнитель: Кобченко Ю. (гр. Но-2с (б)III) __________________________ |
Преподаватели
______________________________ ______________________________ |
Научный руководитель: Додокина Н.В., к.п.н., доцент ___________________________ |
Михайловка
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания………………7
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.........................
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика уровня сформированности
нравственной воспитанности у учащихся
начальных классов ..............................
2.2. Формирование нравственного опыта
у младших школьников....................
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ.........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности младшего школьника.
Перед современной общеобразовательной школой в условиях введения ФГОС НОО второго поколения ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников, прежде всего, необходимо координально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор, а в воспитании его личности на основе формирования учебной деятельности. Поэтому решение главных задач обучения должно обеспечивать: формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственным нормами. В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и других учёных, в которых выявляется сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов духовно-нравственного воспитания.
Проблемой нашего исследования является выявление степени эффективности педагогических условий для формирования нравственного опыта у младших школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников».
Целью нашего исследования является изучить особенности организации духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность духовно-нравственного воспитания.
2. Рассмотреть особенности и условия духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
3. Определить содержание работы учителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
4. Организовать опытно-
Гипотеза исследования: формирование нравственного опыта у младших школьников будет идти более успешно, по сравнению с массовым опытом, в том случае если:
а) будет уточнено содержание нравственного опыта младших школьников его место в структуре духовно-нравственного воспитания;
б) будет разработана программа изучения уровня нравственной воспитанности учителем начальных классов,
в) будет разработана программа по формированию нравственного опыта у младших школьников.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - поиск, изучение
и анализ философской и
- эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных рассказов, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы.
База исследования: Волгоградская область г. Михайловка МКОУ СОШ № 1, 2 «А» и 2 «Б» классы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой из них, заключения, списка литературы, приложений. Общий объём работы составляет 58 страниц.
ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Сущность духовно-
Современная общественность заставляет нас иначе взглянуть на систему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам утверждать, что ключевыми понятиями в данном исследовании являются: мораль, общечеловеческие ценности, этические знания, нравственность.
В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали. Рассмотрим в кратком изложении гносеологические корни современных подходов, определим сущность терминов.
«Термин «этика» был введен Аристотелем. Это греческое слово «ethos» - обычай, характер, образ мыслей. Предметом этики у Аристотеля являлось учение о добродетелях, добродетельном поведении» [Азаров, 2005: 36]. Наряду с понятием этики используется понятие мораль. «Это слово латинского происхождения -«moralize» и имеет более узкое значение по сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является отражением степени приобщенности к «своей» культуре» [Азаров, 2005: 36].
Современные учёные (Ю.П. Азаров, Н.И. Болдырев и другие) разводят понятия этики и морали. Под моралью понимается «специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. «Нравственность» же трактуется как более узкое понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности. Для нашего исследования такое разграничение имеет принципиальное значение» [Болдырев, 2009: 112].
Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень обыденного сознания, дети просто воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, тем самым, переводя в область субъективно-индивидуальной нравственности. Этические же знания, исходя из определения этики предполагают теоретический уровень осмысления, обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных законов. Таким образом, с нашей точки зрения, более эффективно применение термина этические знания, нежели нравственные нормы.
Анализ работ Н.И. Болдырева привёл нас к пониманию того, что мораль имеет всеобъемлющий характер и осуществляет основные функции:
1.Функция социальной ориентации или социального регулирования;
2.Познавательная (отражательная), революционно - критическая и апологетическая;
3.Мораль как система
Н.В. Иванова указывает, что «для выявления условий нравственного развития человека, необходимо знать структурную иерархию нравственного сознания». [Иванова, 2006: 16] Элементарной формой требования являются нравственные нормы. Посредством предъявления норм в обществе предписывается или же запрещается поведение определенного типа.
Следующий уровень морального сознания - нравственное качество. Когда у индивида сформировались определенные нравственные качества, конкретные предписания или запрещения определенных действий в сознании не фиксируются, поскольку человек способен самостоятельно принимать решения.
Еще более обобщенно моральное сознание отражается в понятии «нравственный принцип», в котором обозначаются выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения и которые служат основанием для частных норм поведения» [Болдырев, 2009: 113].
Наконец, наиболее абстрактный
слой морального сознания
Содержание ценностных ориентации (мировоззренческие, нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения) является элементом саморегуляции деятельности личности. Благодаря тому, что мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, любые действия имеют определенное нравственное значение.
Понятие нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали». [Подласый, 2010: 163]
Основные задачи нравственного воспитания: «1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения». [Подласый, 2010: 164]
«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов». [Подласый, 2010: 165]
Информация о работе Организация и содержание духовно - нравственного воспитания младших школьников